Формирование жизненного опыта ребенка в субкультуре
Автор: Востричкина Ольга Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 02.12.2013
Статья просмотрена: 1734 раза
Библиографическое описание:
Востричкина, О. В. Формирование жизненного опыта ребенка в субкультуре / О. В. Востричкина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 43-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4614/ (дата обращения: 15.11.2024).
Детская субкультура в широком значении — это всё, что создано для детей и детьми; в более узком — ценности, установки, способы деятельностей и формы общения, характерные для детских сообществ.
В детской субкультуре формируется жизненный опыт ребенка: он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, пытается эффективно решать трудные ситуации, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих людей.
Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности. В качестве важнейшего условия приобщения ребенка к детской субкультуре выступает организация общения детей разного возраста друг с другом и взрослыми ДОУ, а так же родители. В общении со сверстниками ребенок обретает свою сущность, конструирует свой мир.
Так например:
Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность выполняют воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты.
Колыбельные песни, потешки, прибаутки имеют мировоззренческое значение.
Детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку материализовать себя и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу».
Детское собирательство помогает дошкольнику пережить чувство одиночества, индивидуального существования.
Основными компонентами детской субкультуры являются:
- традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, спортивные состязания и т. д.);
- детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички);
- детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, отношение мены, право старшинства);
- детский юмор (потешки, анекдоты, современные приколы);
- детская магия, мифы о творчестве (призывание сил природы для исполнения желаний, фантастические истории, небылицы);
- детское философствование (рассуждение о жизни и смерти);
- детское словотворчество (языковые перевертыши, неологизмы);
- эстетическое представление детей (составление веночков, букетиков, рисунки, поделки);
- табулирование личных имен инаделение прозвищами сверстников и взрослых;
- религиозные представления (детские молитвы, обряды);
- интерес к посещению страшных мест, свалок;
- постройка штабов;
- собирательство и коллекционирование;
- детская мода.
Изучение детской субкультуры в целом началось с исследования детского фольклора. Наиболее изученными формами традиционного поведения также являются считалки, жеребьёвки, игры с правилами, дразнилки.
Однако существуют и другие компоненты детской субкультуры, которые оцениваются отрицательно — это детский юмор, страшные истории, анекдоты, эротический детский фольклор, гадания, детская магия, традиционные шалости и испытания храбрости. Исследование этих компонентов детской субкультуры только начинается.
Из опыта работы:
Для общения с детьми в своей работе мы используем один из компонентов детской субкультуры, как максимально адоптированного для детского восприятия — это детский фольклор.
Обращение к силам природы:
солнцу, дождю, ветру.
Во время дождя дети распевают:
Дождик, дождик, пуще
Дадим тебе гущи…
Обращаясь к солнцу:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко…
Например, рассматривая улитку с ребенком, проговариваем:
Улитка, улитка
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога.
Наблюдая с детьми за божьей коровкой, произносим:
Божья коровка,
Улети на небо
Там твои детки…
Предлагаем такие игры, как «Молчанка», задача которой промолчать, учится контролировать, держать себя в рамках.
Сорок амбаров сухих тараканов,
Сорок кадушек мокрых лягушек.
Кошку драну, мышь погану,
Кто промолвит тот и съест.
Так же используем считалки различной тематики, понятные по содержанию, просты по композиции, ритмичны, они связаны с ведущей деятельностью — игрой. Считалка как вид детского фольклора несет в себе познавательную и эстетическую функцию и служит средством нравственно-эстетического развития ребенка.
В работе мы предлагаем детям коллекционировать фантики, и они с удовольствием приносят их из дома, рассматривают, сравнивают, обмениваются друг с другом.
Для развития детской субкультуры используем такие формы работы:
Презентации жизни детской группы:
«Мир увлечений детей и родителей»,
«Новогодние фантазии»,
«В гостях у сказки» и др.,
презентации как личных, так и семейных коллекций. Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения.
Авторские выставки:
«Моя любимая книжка»,
«Моя любимая игрушка»,
Тематические выставки:
«Приключение плюшевого медвежонка»,
«Смех и юмор в мире детства» и др.
Используя эту форму работы, мы помогаем ребенку понять свой внутренний мир и осознать значимость своей личности, даем представление о ценности культуры на основе принципа поливариативности.
Праздничные события:
«Час улыбки и добра»,
«Остров дружбы»,
«Чудо бумага»,
«Волшебница — водица» и др.
Эта форма работы характеризуется яркостью, зрелищностью, эмоциональной насыщенностью.
Совместные праздники детей и родителей:
«Мама, папа я спортивная семья», «День рождение группы», «Чаепитие к празднику».
В процессе подготовки и проведения, которых создаются условия для гуманных межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, желания «быть хорошим»).
Вывод:
Таким образом, включая ребенка в детскую субкультуру, мы создаем условия для осознанного выбора им способов жизни, воспитания социального уверенного поведения и комфортного самоощущения в разных жизненных ситуациях.