Организация надпредметного обучения как способ формирования культуры отношений младших школьников
Автор: Болтаева Галина Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 02.12.2013
Статья просмотрена: 275 раз
Библиографическое описание:
Болтаева, Г. С. Организация надпредметного обучения как способ формирования культуры отношений младших школьников / Г. С. Болтаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 87-88. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4631/ (дата обращения: 19.12.2024).
Федеральные государственные стандарты ставят перед школой задачи, которые подразумевают воспитание высоконравственного, доброжелательного гражданина России, на основе толерантности, общечеловеческих ценностей, уважения прав и свобод человека, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. Требования общества и государства к образованию и воспитанию гражданина России определяют актуальность развития культуры отношений учеников начальной школы, которая закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности и общества в целом.
Под термином «культура отношений» мы понимаем совокупность качественных характеристик личности, раскрывающих характер межличностного взаимодействия младших школьников, формирующая позитивный социальный опыт и поведение. Каждый из представленных компонентов понятия «культура отношений» тесно перекликается с коммуникативными действиями, находит свое отражение в коммуникативных универсальных учебных действиях. Так, культура отношений представляется нам как структурное содержание следующих компонентов: культура общения, коммуникативная культура, культура поведения, культура межличностных отношений, культура речи. В свою очередь, коммуникативные учебные действия делятся на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация (сотрудничество), коммуникация как условие интериоризации [1].
На сегодняшний день многие школьники имеют недостаточную степень коммуникативной готовности к школьному обучению, испытывают коммуникативные трудности в школе. Именно поэтому учителю необходимо создавать на уроках условия для возможного развития коммуникативных действий учащихся. Поэтому, на основе рассмотренных теоретических подходов нами были выделены следующие способы формирования культуры отношений младших школьников при надпредметном обучении, под которым мы понимаем, согласно А. В. Хуторскому, выявление, установление и осмысление внутренней связи между знаниями (фактами, законами, закономерностями) разных наук (учебных предметов) [2]:
1. Использование предметного содержания (на уроках): на уроках учителю необходимо не просто объяснять тот или иной материал урока, но и включать учащихся в активную деятельность общения.
2. Внеурочная деятельность: учащиеся сами организуются в своей деятельности для осуществления какого–либо важного с их точки зрения и полезного дела.
3. Использование проектов: совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами и завершающий этап работы над проектом — презентация проекта позволяют организовывать взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
4. Использование жизненных задач: данный вид работы предлагает ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
5. Использование логических пятиминуток: позволяют учителю развертывать содержание работы с учащимися, не изменяя учебный план, не увеличивая нагрузку на учеников, благодаря чему учащиеся смогут доказывать свою точку зрения, опровергать другую, обобщать.
6. Надпредметные курсы: способствуют целенаправленному освоению основных позиций универсальных учебных действий. Коммуникативная линия надпредметного курса представляет собой систему умений: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т. д.
7. Эвристические олимпиады: влияют на развитие метапредметных качеств учащихся, направленных на постижение целостности мира. Коммуникативные УУД формируются с помощью формы организации этого мероприятия, а также с помощью содержания заданий олимпиады.
8. Эвристический диалог: сущность диалога может быть наиболее полно раскрыта при условии, что учащийся, в значительной мере, получит возможность активного проектирования собственной индивидуальной образовательной траектории.
9. Учебное задание: отличительной чертой данных учебных заданий является их направленность на формирование навыков сотрудничества, ориентация на установление между соисполнителями партнерских отношений, принятия согласованных решений.
10. Работа в группах: работа в группе позволяет дать учащимся эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие учащиеся не могут включиться в общую работу класса, кроме того, работа в группе позволяет учащимся осмыслить учебные действия.
11. Создание ситуации очного и заочного общения: включает в себя общение с одноклассниками, сверстниками вне класса, учащимися младшего или старшего возраста, взрослыми или переписка со сверстниками, образовательное взаимодействие с учителем через локальную школьную сеть, воображаемое общение с автором книги.
12. Исследовательская деятельность: подразумевает, что учитель вместе с учащимися формулирует проблему; знания учащимся не сообщаются, они сами добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов.
Таким образом, выделенные способы позволяют формировать культуру отношений младших школьников, общение на уроке не должно быть просто занимательным дополнением к учебному процессу, но и необходимым для освоения предмета. Это возможно благодаря тому, что между участниками перераспределяются темы, задания и функции, что требует организации учебного процесса по разным маршрутам, в этом случае учащиеся смогут тренировать, проверять друг друга, а не просто совместно обсуждать и изучать какие-либо вопросы.
В нашем исследовании рассматриваются особенностей формирования культуры отношений младших школьников на основе требований, которые предъявляют к выпускникам начальной школы Федеральные государственные стандарты и современное общество. Перечислим их:
- формирование культуры отношений младших школьников происходит под влиянием педагогов, родителей, сверстников, культурной среды школы, что и позволяет определить дальнейшее гармоничное развитие ребенка.
- формирование культуры отношений младших школьников протекает в двух социальных сферах–«ребенок–взрослый» и «ребенок–дети». В этих сферах живой процесс общения является тем контекстом, в котором возникает, складывается и развивается социальное поведение ребенка.
- формирование культуры отношений младших школьников зависит от построения учебного процесса, который оказывает существенное влияние на формирование ученических коллективов и развитие личности учащихся.
- эффективность формирования коммуникативных отношений, процессов обучения и воспитания в школе зависит от того какой стиль общения выберет педагог.
- формирование культуры отношений младших школьников формируется только в том случае, если он чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны педагога. Эмоциональное отношение учителя определяет характер эмоциональных переживаний детей.
- ребенок принимает учителя за нравственный образец, подражает ему в самом незначительном с точки зрения самого педагога. Приписывают педагогу особую проницательность, считая все его слова правильными. Безусловно, это показывает, что роль педагога в развитии детского общения и отношений безгранично велика.
- формировать культуру отношений младших школьников, организовать продуктивное межличностное взаимодействие школьников и создавать условия для личностного развития каждого ребенка способен только педагог, обладающий компетентностью в области педагогики и психологии межличностных отношений, высоким уровнем коммуникативной культуры.
Таким образом, в данной статье были рассмотрены способы формирования культуры отношений младших школьников, а также особенности формирования культуры отношений младших школьников в современном образовательном пространстве, которые, несомненно, помогут педагогу при работе с формированием и развитием сложной гаммы чувств, которые характеризуют младшего школьника как уже социализированного человека: самолюбие, чувство ответственности, расположение к другим людям (взрослым и детям), сопереживание и т. д., Благодаря своевременному применению данных особенностей формирования культуры отношений младших школьников, учащиеся научатся помогать друг другу в учебной работе, следить за дисциплиной, интересоваться не только своими успехами, но и успехами всего класса, считаться с мнением коллектива и т. д., т. е. учащиеся, под руководством педагога, будут формировать свою культуру отношений.
Литература:
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — С.71.
2. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с.