Инновационные подходы к обучению одаренных детей в начальной школе
Автор: Макарова Ольга Ивановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 03.12.2013
Статья просмотрена: 1669 раз
Библиографическое описание:
Макарова, О. И. Инновационные подходы к обучению одаренных детей в начальной школе / О. И. Макарова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 104-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4638/ (дата обращения: 15.11.2024).
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
М. Монтень
В современном обществе происходят глубокие изменения в различных областях жизни. Идет развитие информационных технологий, что приводит к принципиальным изменениям и в образовательном процессе. Меняется социальный запрос общества, а следовательно, меняется содержание образования, методы и методики.
Инновационный потенциал педагогических новшеств глубок, благодаря чему каждый учитель может стать творцом, найти свою методику, отвечающую его личным качествам, позволяющую решать вопросы гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно ориентированного подхода к процессу обучения; учитывающую здоровьесберегающее и здоровьетворящее направление в организации деятельности по развитию детской одаренности.
В условиях обновления стандартов образования акценты в обучении смещаются от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности — проектных, творческих, исследовательских. Основой современных образовательных стандартов становится формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться, ведь, как сказал М. Монтень: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный», что очень ярко характеризует современных мотивированных и одаренных детей.
Чаще всего мы говорим об одаренных детях как об опережающих в своем развитии сверстников. Но есть и другая сторона одаренности, гораздо более трудная и для учителей, и для родителей: это одаренность нестандартным видением, внешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению учебного материала могут быть не такими уж выдающимися, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар и этим нанести вред таланту.
Наиболее важными проблемами в работе по развитию детской одаренности являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего:
- способы выявления;
- возможности развития (в ситуации школы);
- адресная поддержка одаренных детей;
- варианты социальной реализации.
Способы выявления одаренных детей различны и многообразны, но не все из них являются эффективными. Прежде всего, необходимо учитывать тот факт, что нетрафаретные возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития — от двух до пяти лет. По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 % тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести — 70 %. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия. В этом возрасте закладывается фундамент личности. Целесообразно в этот момент организовать детей 4,6–5 лет в группы по адаптации к школьной жизни. Необходимо брать всех желающих, даже казалось бы самых «неперспективных» и развивать, наблюдая за ними, так как наблюдение — основа выявления одаренных детей, благодаря чему, мы пришли к выводам:
- Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого ребенка и в нашем наблюдении тоже. Выбор области исследований ребенка — важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту и т. д. Любознательность базируется еще на одной отличительной черте талантливого человека — это эмоции. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.
- Память — еще одна точка отсчета, характеризующая специальный талант, который базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
- Одно из важных качеств истинного таланта — это способность видеть проблемы там, где другим все представляется ясным и понятным. Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это лишь начало будущей новой деятельности. В этой способности «не гаснуть» в полученном ответе и кроется тайна высших форм таланта, т. е. способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие.
- Талантливые дети с детства не боятся дивергентных задач. Так условно называют задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов.
- При всех наблюдениях, индикатором одаренности является высокая концентрация внимания — такого ребенка невозможно отвлечь, хотя обычный ученик отличается быстрой утомляемостью, неспособностью долго заниматься одним делом.
- Одаренных детей отличает способность классифицировать информацию, это иллюстрируется любимым увлечением — коллекционированием. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования. Это свойство, проявившись довольно рано, продолжает оставаться важной отличительной чертой таланта на всех возрастных этапах.
- Одаренные дети оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается как упрямство, лень или глупость.
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты:
- чувство справедливости, сильно развитое, проявляющееся очень рано;
- преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий;
- нетерпеливость;
- эгоцентризм;
- трудности в общении со сверстниками, что отражает стремление к лидерству;
- недовольство собой.
Итак, первый способ выявления талантливых детей — это наблюдение за ними, особенно в момент раннего обучения. А ведь разглядеть в ребенке одаренность нестандартным видением, внешаблонным мышлением порой бывает очень сложно. Полезно использовать методику СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности). Это формализация обычной беседы, которая ориентирована на спонтанное описание ребенком деятельности в течение прошедшей до момента обследования недели, т. е. ребенку предлагают рассказать, чем он занимался в течение недели. Талантливый ребенок определяет количество интересов до 23 и более: «мастерил лук, лечил деда и т. д»..
Таким образом, мы выявили талантливого ребенка. Что дальше? Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно проявится. «Талант всегда дорогу пробьет», — говорят люди. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренные дети нуждаются в специальной поддержке и грамотном педагогическом сопровождении. Одаренность существует в постоянном движении, в развитии. Она своего рода сад, который нужно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе нужно было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в четыре раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует лишь в динамике.
При работе с одаренными детьми наиболее эффективна такая модель обучения, как «Свободный класс». Суть: система свободных не регламентированных жестко занятий способствует организации самостоятельных поисков и достижению прогресса в индивидуально выбранном ребенком направлении. Здесь используется «методика полного усвоения» (авторы ДЖ. Кэрролл, Б. Блум). Обучение учащихся ведется в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается и вырабатывается стратегия «индивидуальных скоростей движения», что стимулирует познание. Результат: поставленная проблема успешно решена. А степень успешности во многом определяет наше самочувствие, позитивное отношение к миру, желание работать. Развитие ребенка идет лишь на положительном эмоциональном фоне. В единстве эмоционального и интеллектуального у ребенка младшего школьного возраста акцент делается на эмоциональное, которое дает толчок интеллектуальному, творческому началу.
Для модели «Свободный класс» возможна к применению и методика М. Монтессори, когда единицей учебного времени является не урок, а поставленная проблема и достигнутые результаты.
В нашем лицее создано Научное лицейское общество (НЛО) — добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания.
Задачи данной системы работы:
1) Совершенствование системы выявления, сопровождения и специальной поддержки одаренных детей.
2) Создание психолого-консультативной службы для оказания помощи одаренным детям.
3) Отбор из различных систем обучений методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности и нетрафаретности мышления, инициативности и творчества.
4) Расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в олимпиадах, творческих выставках, конкурсах.
5) Создание условий для укрепления здоровья одаренных детей.
Цель работы НЛО: развитие интеллекта учащихся, приобретение умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
В рамках деятельности Научного лицейского общества очень эффективна педагогика индивидуализации, которая предполагает и позволяет приспосабливать обучение к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Необходимо выработать собственную траекторию развития для каждого ученика. В центре всей деятельности педагога по развитию детской одаренности должен стоять ребенок с его собственными индивидуальными интересами и потребностями.
Нужно учитывать и тот факт, что нет ничего вреднее для одаренных детей, чем излишний комфорт: нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится приложить все свои силы и возможности. Одно из самых больших зол для одаренных детей — интеллектуальная недогрузка. Дети обязаны преодолевать себя, тренируя свои «волевые мускулы» умственным трудом.
Исходя из этого, целесообразно применять в образовательном процессе комплекс нетрафаретных заданий с использованием условной символики, позволяющей детям отвлечься от конкретных цифр и оказаться в ситуации, где необходимо творчески мыслить, искать неординарные пути решения. Соответственно, усиливаются познавательные мотивы, повышается эффективность усвоения учебного материала, развивается логическое мышление.
Такими нетрафаретными заданиями являются упражнения, вопросы на основе применения условного обозначения чисел, типа: V Х Ỳ ∟ ∩. Подобные задания необходимо проводить с использованием игровых технологий. Дан числовой ряд сказочной школы:
V Х Ỳ ∟ ∩.
На основе знаний детьми закономерностей числового ряда предлагается задание: V… ∟
— Сравни два числа сказочной школы.
Для выполнения такого упражнения необходимы обобщенный закон, правило, так как его нельзя решить способом подбора или угадывания ответа. И ребенок стремится знать. Эта ситуация понимания ценности и необходимости правила помогает ученику отнестись к нему не как к дополнительному требованию учителя, а как к реальному средству работы, благодаря чему происходит раскрытие самоценности знаний с целью развития когнитивных эмоций. Данные выводы проверены практикой, так как подобные задания являлись экспериментальной частью моей дипломной работы.
Говоря о работе с одаренными детьми, нельзя забывать и о проблемах одаренных детей:
1. Одаренные дети часто испытывают неприязнь к школе, так как обычная учебная программа для них скучна и неинтересна. «Гении падают с неба. И на один раз, когда они встречают ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда они падают мимо», — сказал великий Дидро. Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают свое дело. Гениальность не состоялась, из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Правда, есть и другой, облегченный вариант несостоявшейся одаренности: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению.
2. Погружение в философские проблемы.
3. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
4. Оригинальность творческого мышления часто оценивается окружающими как отклонение.
5. Стремление к совершенству, а отсюда — ощущение неудовлетворенности, низкая самооценка.
6. Потребность во внимании взрослых. Другая проблема — это, наоборот, стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны… Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное — благоприятные условия, доброжелательное отношение общества. И все же уровень, качество его умственного труда будут не сравнимы с теми, кого выбрала природа.
Несмотря на проблемы, правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Природа экспериментирует на одаренных. Те, кто платит своим здоровьем, жизнью за прогресс человечества заслуживает большого сочувствия, защиты и заботы общества. Наш долг — поддержать их, хотя бы потому, что им трудно.
Литература:
1. Авдеева Н. И., Шумакова Н. Б. Одаренный ребенок в массовой школе. — М.: Просвещение, 2006. — 239 с.
2. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. — М.: Изд-во «Открытый университет», 2005. — Глава 3. — С. 88–150.
3. Коваль Т. В. Одаренный ребенок нуждается в... дискомфорте: Практический опыт педагогической работы с одаренными детьми // Лицейское и гимназическое образование. — 1999. — № 6. — С. 68–71.
4. Пасевич В. А. Станут ли вундеркинды гроссмейстерами, или как работать с сильнейшими учениками // Открытая школа. — 2002. — № 2. — С. 5–9.