Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гильмушарифова, Л. В. Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта / Л. В. Гильмушарифова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 145-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4640/ (дата обращения: 19.12.2024).

Познавательное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья — одно из важнейших составляющих в системе коррекционно-образовательной работы с детьми.

Нарушение познавательной деятельности у детей нарушением интеллекта является «ядерным», основным в сложной структуре дефекта. Поэтому познавательное развитие заключается в формировании у ребенка разных способов мыслительной деятельности.

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно — логическое.

Как говорят психологи, Л. А. Венгер, Н. Н. Подъяков, что период от рождения до поступления в школу является возрастом быстрого физического и психологического развития детей с особыми возможностями здоровья проходят тот же путь развития, что и дети в норме. Однако темпы развития у детей с ограниченными возможностями иные. Формирование возможностей этих детей достигается другими средствами, чем у их сверстников развивающихся в норме. При этом конечные результаты не совпадают с нормой.

Проблемы мышления умственно отсталых детей кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов у таких детей. Слабость функций коры головного мозга обуславливает замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их в результате возникают проблемы процесса мышления, проблемы начинаются с потребности что-то понять узнать и объяснить и имеют наибольшую проблематичность на стадии анализа и синтеза явлений.

Для мышления умственно отсталых детей характерно:

1)                 нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования);

2)                 снижение активности мыслительных процессов;

3)                 наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный;

4)                 неосознанность и хаотичность действий в процессе решения;

5)                 не критичность мышления;

6)                 слабая регулирующая роль мышления;

7)                 низкая мотивация мыслительной деятельности.

 Важным моментом в работе с детьми с нарушением интеллекта в реализации ФГТ является взаимодействие каждого участника педагогического процесса:

-          учитель-дефектолог — определяет направление работы по формированию мышления с группой детей и с каждым ребенком, так как он является ведущей фигурой.

-          учитель-логопед продолжает формировать психологическую базу речи, включая дидактические игры на формирование мышления по звукопроизношения и развитие речи в соответствии с изучаемым понятием;

-          воспитатели продолжают через совместную деятельность в режимные моменты расширять и закреплять полученные знания, умения и навыки детей и включать их в практическую деятельность;

-          музыкальный руководитель через разнообразную музыкальную деятельность помогает осознать полученные знания;

-          родители создают условия для формирования мышления дома, выполняя рекомендации педагогов.

Таким образом, взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта, позволит решить задачи формирования мышления не только на НОД, но и в условиях повседневной жизни детей.

Без специально организованного обучения и коррекционной работы с детьми развития мышления не происходит.   Взаимодействие персонала реализуется в перспективных планах.

Мной разработан перспективный план по формированию мышления для детей с нарушением интеллекта IV года обучения, который основывается на комплексно — тематическом планирование и тесно связан с ознакомлением с окружающим. При составлении и реализации перспективного плана учитывали следующие принципы:

-       доступность материала,

-       игровая мотивация заданий,

-       концентричность материала,

-       повторяемость, индивидуальность, вариативность,

-       сочетание наглядности, слова и действия,

-       постепенное усложнение практических задач,

-       взаимосвязь разных видов детской деятельности: игры, конструирования, изобразительной деятельности,

-       включение речи в процесс мышления.

Рассмотрим на примере одного недели.

Таблица 1

Месяц/ неделя

Лексическая тема

Задачи обучения

Содержание деятельности учителя дефектолога

Предметно- развивающая среда

Взаимодействие с родителями

Ноябрь / 3 неделя

Домашние животные

- Учить детей классифицировать на группы по образцу по месту проживания животных;

—Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи и объяснять, что сначала, что потом;

—Закреплять умение выполнять операцию сравнения, используя пиктограммы;

—Составлять разрезные картинки и находить отгадки по контуру.

1.Дидактическое упражнение «Разложи на группы по образцу»

2.Серия картинок «Как кошка ловит мышку» (Е. А. Стребелева, «Формирование мышления», стр.81)

3.Сравни:

кошка-собака;

лошадь-коза по пиктограммам.

4.Дидактическое упражнение «Сложи разрезную картинку и наиди отгадку по контуру»

- Познавательный уголок: планшет- тема «Домашние животные»

—Разрезные картинки на тему «Домашние животные»

— Лото «Домашние и дикие животные»

—Настольная игра «Сравни и подбери»

-Памятки для родителей «В кругу семьи»-вопросы для беседы с детьми по теме «Домашние животные»

—Папка — передвижка «Мышление дошкольника»

Фотовыставка «Мы учимся думать»

Содержание коррекционной работы решаются в непосредственной образовательной деятельности учителя дефектолога и реализуются в ходе совместной деятельности специалистов и воспитателя и детей в режимных моментах.

В непосредственную образовательную деятельность включаем задания направленные на формирование операций мышления: анализ, синтез, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификация. Все операции мышления тесно взаимосвязаны с собой, но темпы развития детей будут разные, формирование мышления будет проходить неравномерно и при этом конечный результат будет разный. Возможно, совершенствование мышления умственно отсталых детей при грамотном построении процесса обучения с опорой на его сохранные стороны.

Мышление направлено на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними. Л.С Выготский говорил, что для ребенка раннего возраста мыслить — значит разбираться в видимых связях, а для ребенка дошкольного возраста мыслить — значит разбираться в своих представлениях.

Нами была разработана система коррекционных игр-упражнений, направленных на развитие мыслительных процессов детей с нарушением интеллекта. Мы использовали все, что было предложено другими авторами ранее.

1.      Анализ и синтез

Цель: Способность мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки и объединить части предмета, отдельных (существенных) признаков в единое целое. [1;42] Анализ и синтез рассматривается как процессы взаимодополняющие друг друга.

Особенности операционной стороны мышления в специальной психологии изучались в плане постепенного перехода ребенка то практических действий с предметами, к мыслительному анализу и синтезу рассматриваемых объектов и явлений. В основе восприятия лежит активный поиск, необходимый для формирования образа предмета.Восприятие, по мнению А. Запорожца — это первый «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления.

Дидактические игры и упражнение: “Волшебный мешочек”, Разрезные картинки, «Собери пирамидку”, “Собери из лепестков цветок”, игра “Лепим снеговика»«,«Сделай целое», «Нарисуй целое», «Сложи свою картинку», «Угадай, о чем рассказала», «Загадки», игра «Секрет»(автор И.Султанова), игры «Танграм»«,Волшебное яйцо».

2.      Сравнение

Цель: Находить общие и различающие признаки.

Еще К. Д. Ушинский оценил сравнение как познавательную операцию и отметил её дидактические возможности использования при обучении.

Сравнивать предмет с другим предметом — это не только называть его свойства, но и создавать о нем представления, понять его, выделять существенные и несущественные признаки.

Чтобы сравнение было наиболее продуктивным, я учу детей сравнивать предметы по наглядному плану с использованием пиктограмм. Обучение сравнению проходит после занятий по формированию видовых и родовых понятий. После занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Посуда» провожу сравнение видовое: чашка красная — синяя, потом сравнение родовое: чайная(чашка) и кастрюля (кухонная) … Сравнение провожу на разном материале: на натуральных предметах, на цветных иллюстрациях, черно-белых рисунках.

Последовательность работы:

1.         Уточнить понимание понятий: одинаковые, похожие, различные, непохожие и пользоваться ими.

2.         Учить анализировать объекты по плану (выделят существенные и несущественные признаки) для предметов: название, форма, величина, цвет, части, назначение; для животных и птиц: название, части тела, покров тела, способ передвижения, пища, образ жизни, приносимая польза.

3.         Практическое освоение анализом сравнения с опорой на план, с использованием пиктограмм и вопросам дефектолога;

4.         Перенос приема сравнения на новый материал.

Дидактические игры и упражнение: «Помоги поставить по росту», «Новоселье у животных», «Подбери и расставь»,«Чем похожи, чем отличаются»,«Найди такую же»,«Самый непохожий», «Парочки», «Домино»,Блоки Дьенеша.

3.      Абстрагирование — этопроцессы мысленного отвлечения, выделения существенных свойств, сторон, черт явления или предмета; отвлечение от одних признаков и выделение других; в процессе абстрагирования создаются мысленные абстракции и понятия, являющиеся формой существования мыслей». [13]

Цель: Уметь наблюдать отдельный признак, абстрагировать его от всех других.

Замещение — это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. [10;101] Важное значение для мышления имеет качество представлений, которое должно характеризоваться необходимой схематизированностью и модельностью. Это означает, что на их основе создаются модели с использовании различных алфавитов кодирования (так называются разные виды знаков) — вербального, графического, образно — двигательного и используются в детской деятельности детей — вигре, рисунке, рассказывании, конструировании. Именно такие схематизированные представления являются наиболее пригодными в умственном плане, то есть для мыслительных процессов.

Широко используем схемы при рассматривании предметов и их частей, составлении рассказов, заучивании стихотворений. в конструировании

Л. Н. Занков отмечал, что правильная организация запоминания облегчает и его припоминание. Детям с нарушением интеллекта доступно освоение некоторых приёмов запоминания и припоминание с помощью картинок, разного вида планов в виде простых схем и пиктограмм, моделей. Например, я использую прием пиктограмм запоминания и для припоминания материала в процессе заучивания стихотворений. На первом этапе используется картинки, чтобы детям был понятен образ или действие. В дальнейшем используется цветные пиктограммы, которые рисую сначала сама, потом совместно с детьми. Это помогает запоминать стихи быстро и воспроизводить их точно.

Детям с нарушением интеллекта необходима «знаковая поддержка» мышления, участия слова во внутренним и внешним планах умственной деятельности.

Дидактические игры и упражнение: «Найди пару», «Найди похожие», «Что где растет», «Зверюшки на дорожках», «Разноцветные вагончики» «Замри»,использование авторской развивающей игры «Поле речевых чудес», игры с использованием схем: рассказов, мозаика, счетные палочки, кубики Никитина [9] и Кооса, игры с использованием заместителей предметов, моделей времен года, частей суток.

4.      Обобщение

Цель: Объединять различные объекты по каким-то общим признакам, и оформление в словесной форме результатов процесса сравнения.

Учитывая, что мышление данной категории развито слабо, то формирование понятий возможно только на основе неоднократных наблюдений объектов, практических манипуляций с ними, широкого применения наглядности.

Последовательность работы:

-       обобщение по картинкам: подобрать предмет, задать вопрос, правильно определить существенные признаки, помочь правильно сформулировать и употребить термины и словесные обороты.

-       по цвету,

-       по форме,

-       по величине,

-       по функциональным признакам (одежда, обувь и т. д.)

-       по родо-видовым отношениям(платье летнее — транспорт воздушный)

-       по логическим признакам (живое — неживое, съедобное — несъедобное)

Дидактические игры и упражнение: «Протолкни «все такие», «По грибы», «Кто где живет», «Принеси такие», «Разложи игрушки в свои домики», «Назови одним словом», «Я знаю много названий», «Чудесный кубик».

5.      Классификация

Цель: учить выделять существенные (основные) и второстепенные (вспомогательные), объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков. [13;149]

Последовательность работы:

На первом этапе большое внимание уделяли группировке по сенсорным эталонам. С начало учили группировать по образцу по одному признаку, затем по двум — трем признакам. Позднее группировка и классификация проводилась по словесной инструкции и самостоятельно.

Например:

на втором году обучения классификация по одному признаку:

-       по величине (большой — маленький);

-       по цвету (красный — желтый, синий — зеленый);

-       по форме (круг, квадрат, треугольник).

На третьем-четвертом году классификация по двум — трем признакам:

-       по величине (пять предметов в прямом и обратном порядке);

-       по цвету (оттенки, холодные и теплые тона);

-       по форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольники).

Далее группировать предметы по образцу и без обобщающего слова:

-       относить к определенной группе

-       называть группу обобщающим понятием

-       подбирать предметы к обобщающему понятию

6.      Исключение четвертого лишнего.

Задания на исключения идут параллельно классификацией, что обеспечивает развитие обобщения, сравнения и абстрагирования.

Цель: Объяснять принцип группировки:

-       по цвету,

-       по форме,

-       по величине,

-       по видовым понятиям,

-       функциональным признакам.

Последовательность работы:

1)                 взрослый предлагает группу предметов- заданное основание, ребёнок выполняет разделение;

2)                 взрослый предлагает группу предметов по одному признаку, ребёнок самостоятельно ищет соответствующее основание;

3)                 взрослый предлагает группу предметов разделить на группы, ребёнок самостоятельно определяет основание.

Работа на втором году обучения- «исключение» по одному признаку:

-          цвет;

-          форма;

-          величина;

-          предметы- картинки.

На третьем — четвертом году обучения по двум признакам:

-          величина и цвет;

-          величина и форма;

-          форма и цвет.

Дидактические игры и упражнение: «Разложи предметы в две коробки по цвету», «Разложи фигуры по форме», «Соедини линиями», «Рассели человечков в домики», «Раздели круги на две группы», «Кто, где живёт?», «Раздели фигуры на 3 группы».

7.      Закономерности

Цель: Устанавливать связи между предметами и явлениями, основанных на действиях определенных законов.

-          продолжи ряд, выбрав подходящую фигуру (картинку)

-          установление последовательности действий или событий

Одной из основных мыслительных операций является сериация.

Сериация — это умение выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенному признаку [5;12].

Классический пример сериации — матрешки, пирамидки, вкладные мисочки.

Последовательность работы:

1.                  мы учили детей работать с образцом: прикладывать и накладывать предметы, примеривать их к образцу. Используем не более трех элементов (матрешки, пирамидки, бочонки).

2.                  увеличили количество элементов в ряду, а затем предлагали построение и соотнесение двух рядов. Например: предлагали для каждой матрешки подобрать подходящую по величине корзиночку.

3.                  меняли направления и точку отсчета элементов ряда. Например: дети выстраиваются по росту как обычно, а затем мы предлагали им построиться, что бы впереди оказался самый низкий ребенок. Использовали игры с матрешками, пирамидками, елочками, а так же с плоскостным материалом.

4.                  выкладывали только крайние элементы ряда, ребенку предлагали подобрать не достающие элементы и дополнить ряд.

5.                  задание с использованием схем: нарисован сериационный ряд, а дети должны выстроить этот ряд из предметов.

Серия картинок

Цель: Выделять и понимать временные события и учитывать эту последовательность при раскладывании картинок. [13;74]

Последовательность работы: сначала из практической жизни упорядоченность действий (одевания, раздевания, приема пищи)

Дидактические игры и упражнение: «Кто кем будет», «Разложи по порядку и составь рассказ», «Продолжи ряд картинок», Игры с пирамидками, матрёшками,«Включение в ряд»,«Спортсмены строятся», «Что было раньше?» (развитие представлений о временных последовательностях), палочки Кьюзенера.

Таким образом, представленная система дидактических упражнений по формированию мыслительной деятельности с нарушением интеллекта позволит сформировать взаимосвязь между всеми видами мышления.

Коррекционная — педагогическая работа по формированию мышления у детей с нарушением интеллекта — являются составной частью подготовки детей к школьному обучению и последующей социализации.

Литература:

1.                 Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т.5; Т.3

2.                 Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1998

3.                 Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2001

4.                 Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1997

5.                 Венгер Л. А., Пилюгина Э. Т., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.М.1988.

6.                 Екжанова А.Е., А. С. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации.М.2009.

7.                 Екжанова А.Е., А. С. Стребелева. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.М.2005.

8.                 Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей.М.1991.

9.                 Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.1991.

10.             Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М, 2001

11.             Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984

12.             Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1995.

13.             Философский словарь. Интернет сайт.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение интеллекта, признак, Последовательность работы, предмет, Игра, формирование мышления, величина, группа предметов, мыслительная деятельность.