Механизмы защиты студента
Автор: Кузнецова Людмила Степановна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 04.12.2013
Статья просмотрена: 930 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Л. С. Механизмы защиты студента / Л. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4646/ (дата обращения: 15.11.2024).
Обучение специалистов любой деятельности сопряжено с овладением, знаниями о различных сторонах жизненных проблем, которые требуют постоянного решения. Уже в процессе обучения у студентов возникают проблемы, которым он либо активно сопротивляется, либо ищет способы защиты от них, поэтому проблема психологической защиты уже в процессе обучения позволяет в дальнейшей практической деятельности урегулировать собственное состояние на основе тех знаний, которые были получены в вузе.
Анализ литературных источников, касающихся становления проблематики психологической защиты, позволяет выделить несколько причин сложности и противоречивости определения статуса этого явления.
Исследования показывают, что студенты не всегда успешно овладевают знаниями не потому, что получили слабую подготовку в школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее времядля самостоятельной подготовки. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитано трудолюбие к самообразованию и самовоспитанию.
Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза. Нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе. Формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Многие студенты на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра. Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, свыше 50 % опрошенных назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25 % студентов приходят на занятия неподготовленными.
В результате проведенного С. М. Мадорской (1980) конкретно-социологического анализа было установлено, что подавляющее большинство студентов (особенно младшие курсы) испытывают комплекс трудностей (социальные, психологические, социально-психологические и бытовые), обуславливающих негативные переживания и отрицательно сказывающихся на ходе процесса адаптации в период обучения в вузе [2].
В исследовании В. И. Карандашева (1994) акцентируется внимание на проблемах, возникающих у студентов в связи с изменением меры самостоятельности которая в вузе значительно выше, чем в школе. По данным автора, высокую стрессогенность для студентов (как «двоечников», так и «хорошистов») имеет и экзаменационная сессия, при этом, если у первых преобладают стрессы, связанные с неудачами и неожиданностями, то для вторых более характерны стрессы интеллектуального характера.
В исследовании Р. Р. Блажиса содержатся указания на высокую выраженность состояния психического дискомфорта у студентов, проявляющегося в главных сферах отношений — познавательной, эмоциональной, поведенческой. Анализируя экспериментальные данные, выделяет следующие факторы состояния психического дискомфорта у студентов: фактор пассивной неудовлетворенности; фактор внешней зависимости; фактор эгоцентризма; фактор тревожности.
Дискомфортные состояния студентов разрешаются с помощью различных способов, стратегий. Доминирующей стратегией психологической защиты в общении с партнерами у студентов на первом месте выступает стратегия агрессии, на втором месте у студентов выступает стратегия миролюбия, которая предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, на последнем месте в результате исследования оказалась стратегия избегание, которая основана на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. В студенческом возрасте закономерности развития опосредованы противоречиями социального порядка, возникшими в связи с поступлением в вуз. В самом общем виде эти проблемы можно разбить на две группы: актуальные проблемы — составляют проблемы, связанные с осознанием субъектом ситуации собственного развития сюда относятся: затруднения в существовании, развитии, самоопределении; нарушения в системе отношений; нарушения самооценки, деятельности, поведения; изменения личностных особенностей и психического состояния.
Другая группа проблем Вторую группу составляют глубинные проблемы особенностей личности и сознания, которые, препятствуя адекватному отражению действительности, нарушают гармонию индивида и среды и снижают, таким образом, способность субъекта к изменению объективной ситуации и себя, достижению цели, к самоактуализации.
Востребованность психологической поддержки в рамках деятельности психологической службы вуза выражается в повышении «вовлеченности» студентов в работу по осуществлению научно-исследовательской деятельности; в снижении конфликтности в образовательном процессе; в росте удовлетворенности общением в коммуникативных и тренинговых группах, общей тенденции снижения проблем, связанных с адаптацией студентов.
Анализ научной литературы в комплексе с данными, полученными в экспериментальной части, позволили установить связь проблемы психологической защиты с вопросами адаптации, активности и развития личности и наметить пути дальнейшего изучения проблемы.
Психологическая защита личности рассматривается как поведение (осознанного и неосознанного), способствующее устранению психологического дискомфорта и тем самым повышающее устойчивость личности к деструктивным факторам жизнеосуществления. Одним из основных психологических противоречий этого возраста является противоречие между дальнейшим развитием механизма и обострением потребности к обособлению, а также ряд противоречий социального и педагогического характера, в процессе разрешения которых происходит становление личности студента. Противоречие между сущностью нового социального статуса личности и связанным с этим возрастанием потребностей (физических, экономических, духовных) и реальными условиями жизни, характеризующимися жестким лимитом времени и материальных средств. Противоречие между стремлением к самостоятельности и опекой старшего поколения. Противоречия дидактические — между стремлением студентов к самостоятельности в отборе содержания, форм и методов обучения и требованиями вуза. Противоречие между количеством и качеством поступаемой информации и невозможностью ее адекватной переработки в силу лимита времени, отсутствия опыта и недостаточной сформированности смысловой сферы.
Анализ результатов исследования позволил условно разделить психологические проблемы студентов на две группы: актуальные и глубинные. Первые связаны с осознанием субъектом элементов ситуации собственного развития, вторые проблемы связаны с особенностями личности и сознания, препятствующими адекватному отражению действительности, что снижает способность субъекта к конструктивному изменению объективной ситуации и себя.
Категория психологической защиты относится в современной психологии к разряду давно и прочно утвердившихся. За этим и аналогичными определениями стоит представление об индивидуально-психологической природе явления психологической защиты и ее механизмов, рожденное еще в рамках психоанализа З. Фрейда [3].
Среди факторов развития личности обучение — один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать следующие выводы: сопротивляемость личности к деструктивным факторам жизнеосуществления обеспечивается функционированием психологической защиты, которая представляет собой регулятивную систему, действующую в ситуации внутреннего или внешнего конфликта; психологическая защита является условием развития личности, поскольку обеспечивает ее адаптацию; возможности оптимизации самозащитных усилий личности связаны с конструированием развивающей среды, в наибольшей мере способствующей реализации личностного потенциала; психологическая поддержка студентов в образовательном процессе вуза выступает фактором повышения их сопротивляемости к деструктивным влияниям.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования раскрыто теоретическое обоснование и экспериментально подтвержден личностноразвивающий потенциал психологической защиты.
1. Васильев Г. Х., Березовин Н. А. Психолого-педагогические основы адаптации студентов первых курсов // Современная высшая школа. — 1980. — № 1. — С.67–73.
2. Мадорская С. М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу. Дисс. канд. философских наук. — Минск., 1986.
3. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1923.
4. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я« // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1992. С.256–324.