Образовательная миграция молодёжи в системе среднего специального, профессионального образования
Авторы: Худайкулов Хол Джумаевич, Мукимов Байрамали Рахимович
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 04.12.2013
Статья просмотрена: 257 раз
Библиографическое описание:
Худайкулов, Х. Д. Образовательная миграция молодёжи в системе среднего специального, профессионального образования / Х. Д. Худайкулов, Б. Р. Мукимов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 172-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4658/ (дата обращения: 19.12.2024).
Система среднего специального профессионального образования, как составляющая непрерывной системы образования Узбекистана, является важнейшим социальным институтом, следовательно, от его переустройства во многом зависит процесс перехода государства к социально-ориентированной рыночной экономике и открытому демократическому обществу.
Происходящие изменения в экономическом развитии Узбекистана, реализация Национальной программы по подготовке кадров требуют концентрации усилий исследователей не только на теоретических и методологических исследованиях, но и на решении задач прикладного характера, отражающих социально-экономическую сущнось системы профессионального образования.
В условиях обязательности среднего специального профессионального образования, ключевым параметром при проектировании системы профессионального образования мегаполиса, является контингент молодежи, подлежащей обучению. И здесь перед управлением возникает ряд проблем, которые относятся к разряду социально-экономических. Речь идет об образовательной миграции молодежи в мегаполис.
Изучению образовательной миграции молодежи как фактора, существенно влияющего на характер управленческих решений в сфере профессионального образования, до недавнего времени уделялось крайне мало внимания. Поэтому, уже при анализе проблем образовательной миграции молодежи в мегаполис, возникает ряд трудностей, связанных с трактовкой причин и следствий данного процесса в широком психолого-педагогическом и социокультурном контексте.
Так, на уровне профессионального колледжа решается непростая проблема социокультурной адаптации иногородных учащихся к новому социальному окружению. Иногородний учащийся многим отличается от учащегося - горожанина. Горожанин, став учащимся профессионального колледжа, меняет лишь место и род учебной деятельности но продолжает жить в привычной социально-культурной среде. Из школьника он превращается в студента, но при этом остается горожанином. Тот же, кто приехал учиться в мегаполис, покидает семью, привычное окружение, вынужден стать самостоятельным, осваивать иное, новое социально-культурное пространство.
Кроме того педагоги профессионального колледжа сталкиваются с двумя тенденциями в адаптации иногородних учащихся. Первая модель – закрытая, когда иногородний учащийся создает в новом социальном пространстве собственную сеть социальных связей; в эту сеть включены в основном земляки, другие иногородние учашиеся. При реализации такой модели адаптации, создаются сообщества типа землячества. Другая тенденция — открытая, когда иногородний учащийся активно формирует связи с учащимися-горожанами и через них осваивает новое для него социокультурное пространство. Развивая вторую тенденцию, как более предпочтительную, следует иметь в виду, что многие выпускники, прожив и проучившись в мегаполисе несколько лет, приобретают такую систему ценностей, которая не характерна для той местности, из которой они прибыли в мегаполис. По возвращении в родные места после учебы, им придется проходить, по существу, вторичную социокультурную адаптацию. В то же время, иногородние учащиеся, проходя через процесс адаптации в мегаполисе и профессиональном колледже, приобретают ценный адаптивный и коммуникативный опыт, который может оказаться важным по окончании учебы.
Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что существенно более низкая общеобразовательная подготовка выпускников школ малых городов, затрудняет адаптацию молодежи к требованиям, которые предъявляются к уровню обученности учащихся столичных профессиональных колледжей.
Органам управления профессиональным образованием территорий приходится решать непростую социально-экономическую задачу, возникающую в связи с массовой образовательной миграцией молодежи.
Обязательность получения среднего специального профессионального образования обеспечивается, как достаточным количеством образовательных учреждений, так и их научно-обоснованной дислокацией. В принципе, каждый выпускник общеобразовательной школы может выбрать профессию и образовательное учреждение в непосредственной близости от дома. Однако, как было сказано выше, значительное число выпускников предпочитают продолжить обучение в мегаполисе. И здесь интересы молодых людей вступают в противоречие с принципами государственного бюджетного финансирования среднего специального профессионального образования. Дело в том, что этот вид национальной системы образования находится на региональном бюджете. Бюджет профессионального образования мегаполиса жестко првязан к контингенту выпускников общеобразовательных школ города. Неуправляемая образовательная миграция молодежи в мегаполис вызывает напряженность городского бюджета и неисполнение бюджетов регионов, из которых мигрирует молодежь.
Профессиональное самоопределение молодежи, ее интеграция в сферу труда, развитие профессиональной карьеры и стремление к успеху не могут быть обеспечены только механизмами государственного регулирования социально-экономического поведения молодого человека. Острота ситуации, связанная с системным характером процесса образовательной миграции молодежи, не может быть разрешена только с помощью управленческих оптимизационных моделей. Потеря синхронизации между управляющими системами и управляемыми процессами требует смены существующей управленческой концепции.
В первую очередь, следует обратить пристальное внимание на изучение методологических основ профессиональной ориентации, уточнение понятийного аппарата, обобщение теории, принципов, методов, форм, структуры профессиональной ориентации.