Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования
Автор: Савчук Людмила Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 04.12.2013
Статья просмотрена: 17438 раз
Библиографическое описание:
Савчук, Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования / Л. В. Савчук. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4662/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья представляет собой описание опыта управленческой деятельности по внедрению в образовательную практику дошкольного учреждения инновационные управленческие и педагогические процессы.
Ключевые слова: инновация, управленческая деятельность, инновационная деятельность.
Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [1, с. 2], в связи с чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников [5, с. 5]. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все дошкольные учреждения готовы к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о наличии противоречий между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационного ДОУ и реальным состоянием инновационной деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям.
Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления управленческой деятельности и методической работы в ДОУ, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно недостаточно [2, с. 12]. Существующие подходы к организации методической работы на сегодняшний день являются неадекватными тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОУ в ее новое состояние — инновационное пространство ДОУ. Таким образом, осмысление всего происходящего и потребность педагогического коллектива двигаться вперёд — привело команду дошкольного учреждения № 79 «Садко» к простой управленческой идее о необходимости создания механизма, который будет оперативно, адекватно и профессионально реагировать на изменения внешней среды. Таким механизмом и стала программа перехода дошкольного учреждения на реализацию приоритетного направления деятельности — художественно-эстетическое развитие детей «От красоты к творчеству!», которая отражает систему работы в инновационном режиме.
Главной целью деятельности ДОУ стало создание модели инновационного художественно-эстетического образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования. Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Создание современного социокультурного пространства в ДОУ, способствующего развитию художественно-творческой личности ребёнка;
2. Обновление содержания образования художественно-эстетического воспитания дошкольников через внедрение компилятивных и авторских программ, современных образовательных технологий и творческих проектов;
3. Повышение уровня профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ.
4. Создание необходимых условий для инновационной творческой деятельности педагогов-практиков.
5. Внедрение современных моделей и механизмов управления дошкольным образовательным учреждением, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования.
6. Повышение компетентности родительского сообщества по реализации приоритета деятельности дошкольного учреждения.
Общая направленность управленческого опыта состоит в практической организации инновационного образовательного художественно-эстетического пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе. В основе управленческого опыта лежат такие понятия, как: инновационная управленческая деятельность, инновационная методическая работа в ДОУ и т. д. [8, с. 5].
Теоретической и методологической основой представленной работы явились фундаментальные разработки общественных и зарубежных учёных, посвящённые теории управления (К. Я. Вазина, В. П. Беспалько, М. Мескон, Ф. Хелоури); управление современным дошкольным образовательным учреждением (Т. П. Колодяжной, А. А. Майер, А. Д. Шатова, С. А. Езоповой). Построение управленческого опыта основано на принципах: научность, аналитическая деятельность, демократизация, гуманизм, системный подход, перспективность, реалистичность поставленных целей, динамичность и принципе главного звена [4, с. 38].
Вопросам использования инновационных технологий в управлении дошкольным образовательным учреждением посвящены исследования Л. М. Денякиной. С. В. Савинова, которые показали, что информационное обеспечение управления ДОУ является необходимым условием обновления дошкольного учреждения; Е. В. Давыткина обосновала роль исследовательского подхода в управленческой деятельности руководителя ДОУ, на которые необходимо опираться заведующему при внедрении инноваций.
Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении осуществляется, согласно прогрессивных тенденций в инновационном образовательном процессе, с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.
Организация управления инновациями в дошкольном учреждении предполагает четыре взаимосвязанных этапа: 1) Поиск новых идей; 2) Формирование нововведения; 3) Реализация нововведения; 4) Закрепление новшества.
В целях реализации задач художественно-эстетического направления развития детей, согласно ФГОС дошкольного образования, в учреждении разработана модель управления инновационными процессами, в которую включены:
1. Обновление содержания дошкольного образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, компилятивных программ дополнительного образования.
2. Обновление методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления.
3. Модернизация управления качеством образования: реализация групп условий благоприятных для осуществления инноваций.
Эти условия структурированы в следующие основные группы:
- нормативно-правовая, включающая в себя правовые и нравственные основания, предопределившие организацию и осуществление инновационной педагогической деятельности в ДОУ.
- перспективно-ориентирующая, котораяслужит ориентиром в определении содержания и основных направлений инновационной деятельности (управленческой, работы с педагогами, изменения в содержании образования).
- деятельностно-стимулирующая — отражает специфику дошкольного учреждения, его кадровый потенциал, образовательный и профессиональный уровень, готовность педагогов к осуществлению инноваций, влияние инновационной деятельности на психологический климат в педагогическом коллективе. Стимулирование педагогов путем создания комплекса материальных, моральных и психологических условий, способствующих достижению высоких результатов в инновационной деятельности.
- информационно-коммуникативная группа представляют собой использование ИКТ-технологий, которые помогают педагогам качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс [7, с. 102].
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй является важным условием для решения задач художественно-эстетического развития дошкольников. В инновационном режиме деятельности педагогами используются нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей: семейные клубы, «Родительская почта», Копилка родительских вопросов, библиотека игр, Творческие мастерские и др.
Одним из критериев эффективности реализации инновационных процессов в дошкольном учреждении является организация содержательного сотрудничествасобразовательными и социокультурными учреждениями города.
Инновационная деятельность педагогов становится продуктивнее, при условии информированности об инновационных педагогических фактах и явлениях, последних достижениях в психолого-педагогической науке и практике [3, с. 239]. В качестве мероприятий по реализации художественно-эстетического направления деятельности дошкольного учреждения спроектирована система методической помощи педагогам и их поддержки в инновационной деятельности.
Психологическое сопровождение инновационной деятельности дошкольного учреждение осуществляется педагогом-психологом в форме:
- диагностики творческого развития педагогов,
- тренинговых встреч,
- семинаров-практикумов и других.
Для профилактики эмоционального выгорания педагогов, участвующих в инновационном процессе, снятия психоэмоционального напряжения в ДОУ необходим кабинет психологической разгрузки, который оборудован многофункциональным материалом, позволяющим проводить сеансы релаксации, тренинги для сотрудников.
В целях эффективной организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении возникла необходимость в создании инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью [6, с. 32]. Такими подразделениями в дошкольном учреждении могут стать:
- творческие группы педагогов по проблемам,
- школа наставничества,
- проектная группа,
- Координационный совет.
Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечивают моральные и материальные стимулы [4, с. 220].
Созданная система управления инновационной деятельностью, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по художественно-эстетическому развитию дошкольников, позволила нам выйти на следующие результаты:
1. Создано единое художественно-эстетическое пространство в ДОУ;
2. В ДОУ создана соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для инновационной деятельности по приоритетному направлению;
3. Модернизировано управление качеством образования в дошкольном учреждении;
4. Качественно организованная система повышения квалификации работников позволила значительно увеличить заинтересованность педагогов в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность в организации художественно-эстетического развития дошкольников.
5. Повышен уровень квалификации педагогов на курсах.
6. Обновлено содержание образования дошкольника использованием современных технологий — педагогами учреждения разработано и внедрено в образовательную практику более 40 проектов.
7. Педагоги активно транслирует опыт инновационной деятельности на муниципальном, окружном и федеральном уровнях.
8. Педагогами дошкольного учреждения активно создаются персональные веб-сайты, где участники имеют возможность представить опыт инновационной деятельности.
9. Опыт работы педагогического коллектива публикуется в СМИ.
10. Профессиональный труд педагогов отмечен следующими наградами различного уровня.
11. Систематизирована работа методической службы ДОУ по внедрению современных технологий согласно ФГОС ДО.
12. Качественное выполнение заказа государства и социума по подготовке к школе всесторонне развитой личности ребёнка — 100 %.
13. Высокая степень усвоения основной общеобразовательной программы детьми ДОУ — 100 %.
14. Воспитанники являются участниками, призёрами и победителями конкурсов различного уровня.
15. Популяризация инновационной деятельности среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей.
16. Положительная динамика вовлеченности семей воспитанников в образовательную деятельность, в мероприятиях дошкольного учреждения.
17. Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг — 98 %.
18. Публикации опыта семейного воспитания в СМИ.
19. Разработано методическое пособие из опыта работы ДОУ «Организация работы дошкольного учреждения по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников».
20. Установлены содержательные связи с социумом города; оформлены договорные отношения, составлены планы развития взаимодействия.
Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.
Литература:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
3. Дмитриев Д. С. Управление развитием образования: инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. — М.: 1992. — С.100–115; Шамова Т. И. Менеджмент в управлении школой. — М.: 1992.– С.239–401.
4. Захарова Т. И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. — 330 с.
5. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. — 71с.
6. Кирзиенок И. В. Организация работы творческой группы в образовательном учреждении// Управление ДОУ. № 6. 2007.
7. «Опыт и проблемы внедрения федеральных государст- венных образовательных стандартов общего образования».IВсероссийская научно-практическая конференция (15–16 ноября 2012 г., Челябинск): сборник материалов конференции / под ред. М. И. Солодковой. — Челябинск: ЧИППКРО, 2012. — 340 с.
8. Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: — Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.
Ключевые слова
инновация, инновационная деятельность, инновационная деятельность., управленческая деятельностьПохожие статьи
Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога
В данной статье рассматриваются понятия «открытое образовательное пространство», функции инновационной деятельности, компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности.
Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения
В статье рассматриваются вопросы, посвященные инновационной деятельности высшего учебного заведения, показана ее роль в эффективной деятельности вуза.
Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях
В статье рассматриваются приоритетные направления развития системы образования, информатизации и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.
Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования
В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.
Инновационный процесс как механизм развития предприятия
В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.
Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования
В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.
Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах
В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...
Эффективность применения инновационных методов в профессиональной подготовке студентов юридических вузов
В статье исследуется вопрос о необходимости активизации учебного процесса студентов юридических специальностей за счет внедрения инновационных методов обучения, обеспечивающих оптимизацию процесса обучения и повышающих его качество.
Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...
Инновационная активность как фактор конкурентоспособности предприятия
В статье рассматривается значение инновационной активности предприятий в достижении конкурентных преимуществ; роль государственной поддержки на региональном уровне в инновационном развитии предприятий.
Похожие статьи
Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога
В данной статье рассматриваются понятия «открытое образовательное пространство», функции инновационной деятельности, компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности.
Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения
В статье рассматриваются вопросы, посвященные инновационной деятельности высшего учебного заведения, показана ее роль в эффективной деятельности вуза.
Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях
В статье рассматриваются приоритетные направления развития системы образования, информатизации и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.
Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования
В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.
Инновационный процесс как механизм развития предприятия
В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.
Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования
В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.
Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах
В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...
Эффективность применения инновационных методов в профессиональной подготовке студентов юридических вузов
В статье исследуется вопрос о необходимости активизации учебного процесса студентов юридических специальностей за счет внедрения инновационных методов обучения, обеспечивающих оптимизацию процесса обучения и повышающих его качество.
Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...
Инновационная активность как фактор конкурентоспособности предприятия
В статье рассматривается значение инновационной активности предприятий в достижении конкурентных преимуществ; роль государственной поддержки на региональном уровне в инновационном развитии предприятий.