Педагогические возможности экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры студента | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 23.12.2013

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Юртаева, Т. Б. Педагогические возможности экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры студента / Т. Б. Юртаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/3001/ (дата обращения: 17.10.2024).

В статье выявляются педагогические возможности экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры студента. Автор полагает, что такими возможностями выступают: междисциплинарность (включение содержательных аспектов нравственно-правовой культуры в образовательные программы дисциплин профессионального цикла); интегративность (взаимообогащение нравственных и правовых норм субъекта, закрепленных в законодательстве); гуманитарность (использование гуманитарных технологий профессионального образования, инициирование рефлексии деятельности субъектов образовательного процесса).

Ключевые слова: культура, нравственно-правовая культура, междисциплинарность, интегративность, гуманитарность

Социокультурные и социально-экономические преобразования в России, связанные с укреплением рыночных отношений, постепенным переходом от «экономики потребления и распределения» к «экономике знаний», предъявляют ряд требований к субъектам профессиональной деятельности в плане их нравственно-правовой культуры. Низкий уровень нравственно-правовых ориентиров в деятельности специалистов осложняет социальную ситуацию в обществе, порождает противоправные действия, многочисленные конфликты между людьми. Инновационные процессы, связанные с модернизацией профессионального образования, переход на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, требуют: «…воспитать…граждан правового, демократического, государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью» [1, c. 13]. Среди профессиональных качеств студента-экономиста востребованы законопослушность, правопорядок, совесть, ответственность за качество принимаемых решений, прогнозирование на этой основе эффективности экономических решений. То есть нравственно-правовая культура приобретает особую значимость и ценность.

Анализ научной литературы показал, что наиболее тесные связи экономика имеет с правом. В современной экономической науке поднимается проблема нарастания внутренних противоречий и неравновесий экономической системы, приближения её к точке бифрукации (Н.В. Бекетов). На рубеже веков наметились экономические «вызовы» человечеству, проявляющиеся в нелинейности экономических преобразований, неравновесности процессов, неоднозначности экономических целей. В этих условиях «управления хаосом» особо актуальной становится организовывание процесса управления и его результатов на нравственно-правовых началах [2, с. 233-235]. Несмотря на то, что экономика – это материальная основа общества, а нравственность – духовная, будущее, на наш взгляд, за экономикой, основанной на непреходящих человеческих ценностях, таких как порядочность, честь, справедливость. Только в этом случае возможен резкий импульс экономического развития, имеющий в каче­стве конечной цели не столько рост общественного благосостояния, но раскрытие их нрав­ственного, духовного потенциала.

Понимание современного законодательства в сфере экономики (антимонопольного, трудового, налогового, финансового) выступает активным процессом порождения личностного знания студентом. Осознание нравственно-правовых начал экономики способствует обращению личности к собственному уникальному опыту, его развитию и обогащению. Личные нравственно-правовые знания уже становятся принадлежностью, собственностью каждого студента и особенностью его характера, типа мышления, опытом его профессиональной деятельности; ценностные нравственно-правовые ориентации в экономике выступают как движущие силы развития не только экономических отношений, но и личности (А.В. Кирьякова). Такой подход к экономике нацеливает на то, что в подготовке экономиста нельзя ограничиваться определением состава компетенций, а следует исходить из проблем личности, её ценностей, профессиональной, нравственно-правовой культуры.

Заметим, что в своем понимании интеграции нравственно-правовой культуры в экономику мы не отрицаем тот факт, что существует достаточно большая предметная область, разделяющая их. Например, невозможно найти нравственно-правовое содержание в объективном законе взаимодействия спроса и предложения, анализе производства, расчете показателей деятельности предприятия. Однако это не снижает значимости нравственно-правового, а лишь отделяет предмет и методологию экономической науки, определяет её специфику. Выявленная интегративность рассматривается нами в качестве реальной возможности экономических дисциплин для развития нравственно-правовой культуры студента.

Дальнейшее исследование показывает, что нравственно-правовой потенциал экономических дисциплин используется не в полной мере. Это снижает роль нравственно-правовой культуры в формировании ценностных установок студента, в постижении будущим специалистом ее роли в профессиональной деятельности. Нравственно-правовая культура, пронизывающая все аспекты труда экономиста, предстает как основа профессиональной компетентности. Это находит отражение в характере и аспектах труда экономиста. Исследование профессиограммы позволил нам выделить следующие его стороны:

1.         Экономическая деятельность. Экономист задает «вектор» движения совместных усилий всех работников; помогает правильно расставлять приоритеты и цели; способствует построению грамотной экономической политики предприятия; разрабатывает рекомендации по повышению эффективности предприятия; умение ориентироваться в юридических вопросах.

2.         Личность экономиста – ценностные ориентации. Особо отмечается высокая профессиональная ответственность, справедливость, коммуникабельность, способность к саморазвитию, самостоятельности, умение трудиться в разнородной культурной среде, устойчивость регуляции.

3.         Результаты. Профессия относится к классу «эвристических», непосредственно связана с анализом альтернатив, прогнозированием, планированием, принятием ответственных решений, за которые несет личную ответственность. Оказывает непосредственное влияние на экономические процессы в конкретных сферах производства, бизнеса, банковского дела.

Применительно к подготовке работников экономической сферы ряд авторов (В.С. Атономов, М.Ф. Антонов, Л.А. Харитонова) включают в ключевые компетенции уважение прав и свобод личности, знание правовых норм и умение их использовать, нравственная, правовая культура, гражданская, юридическая, профессиональная ответственность. Несомненно, это представляется чрезвычайно важным, что для будущих профессионалов знание законов и требований к их применению является обязательной составляющей профессиональной компетентности. В то же время «разнообразие ситуаций, условий деятельности, несомненно, требует не только владения знаниями, но и личностных качеств, которые составляют предмет профессионального воспитания» [3, c. 112]. Данные особенности отражаются на характере задач, которые ставятся перед преподавателем и образовательным процессом учебного заведения в плане полноценного развития личности студента.

В подтверждение этого ученые отмечают социальные условия, обусловившие проработку вопроса нравственно-правового воспитания как компонента профессиональной компетентности (А.И. Арнольдов, В.В. Кузнецов, Л.Б. Соколова): наличие профессионального образования в современных социально-экономических условиях становится фактором повышения конкурентоспособности работника; профессионализм и квалификация в условиях насыщенности рынка труда специалистами экономической сферы – важный фактор социальной защищенности работника; динамизм и интеграция экономической системы требуют подготовки специалистов нового типа, способных к постоянному самосовершенствованию, обновлению подготовки.

Нами выявлено, что нравственно-правовая культура имеет три составляющие: мотивационно-ценностную, гностическую, деятельностную. Нравственно-правовое знание (гностический критерий) в этой цепочке представляет собой особую ценность. Для того чтобы на его основе построить экономическую деятельность, знание необходимо приобрести. Исходным положением было то, что нравственное и нравственно-правовое присуще всем сферам деятельности человека и практически в каждой теме в процессе обучения преподавателю необходимо найти нишу, которую можно заполнить информацией, способствующей развитию нравственно-правовой культуры студента.

Мы выделили определенную последовательность в удовлетворении познавательных потребностей студента в нравственно-правовой культуре при изучении экономических дисциплин. Понять смысл действующих законов, их общественную, экономическую и личную значимость помогают «начала» экономических знаний, которые дает повседневная жизнь. Прикладные экономические науки - отраслевые, региональные, функциональные - завершают экономическое образование, обеспечивают профессиональными знаниями будущих экономистов, менеджеров, бухгалтеров. В учебном заведении в процессе развития нравственно-правовой культуры экономиста особое значение приобретают общепрофессиональные дисциплины - «Экономика организации», «Менеджмент», «Статистка», «Маркетинг», «Финансы, денежное обращение и кредит», и др. и специальные дисциплины - «Бухгалтерский учет», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Аудит», «Налоги и налогообложение». Знания, которые дают данные дисциплины, невозможно усвоить без ознакомления со многими общими вопросами, которые относятся к сфере действия права.

Большое внимание в процессе освоения экономических дисциплин уделяется нормативному регулированию каждой конкретной отрасли экономики. Понимание современного законодательства в сфере экономики (антимонопольного, трудового, налогового, финансового, и др.) выступает активным процессом порождения личностного знания каждым студентом, а не пассивным усвоением чужого знания. В связи с этим тот факт, что экономика имеет нравственно-правовые аспекты, позволяет рассматривать междисциплинарность как еще одну возможность экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры.

Однако в наши задачи входит не просто «снабдить» студента набором прагматических знаний по специальности, но привить студенту смыслы, ценности, умения в них ориентироваться и определяться. Достигнуть цель – развить нравственно-правовую культуру студента - возможно только в том случае, если мы поможем студенту сформировать ценностно-смысловое ядро, служащее основой выработки мотивов, целей и идеалов. Полагаем, развить мотивационно-ценностный критерий (стремление студента к овладению нравственно-правовой культурой; осознание её как ценности в профессиональной деятельности) мы можем, если во всю последовательность освоения экономических дисциплин включить нравственно-правовой материал, имеющий непосредственное отношение к качественному выполнению будущим специалистом профессиональной деятельности.

На современном этапе развития общества и образования характерен процесс его гуманитаризации, который ориентирует образование на новую цель – развитие специалиста с высокой профессиональной компетентностью. Современный специалист – рефлексирующий субъект, который постоянно соотносит свои действия с обществом, культурой, с Другим (Л.Е. Елагина, Л.Г. Семушина, Л.Б. Соколова). Ему уже не хватает полученного знания в процессе подготовки, рынок труда и социально-культурные условия требуют его постоянного обновления, что связано с развивающейся культурой личности.

В науке принято, гуманитаризация образования (как следующая возможность экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры) происходит двумя путями: экстенсивным (дополнительное введение в учебные планы предметов гуманитарного цикла) и интенсивным (выявление гуманитарной составляющей всех предметов, внедрение гуманитарных технологий) [4, с. 115]. Исходя из этого, в преподавание экономических дисциплин следует вносить изменения экстенсивного и интенсивного характера: активно применять гуманитарные технологии, в вариативную часть учебного плана вводить факультативные курсы. В данном случае помимо общих положений теории права и правового обеспечения профессиональной деятельности, играющих роль основополагающих моментов в развитии нравственно-правовой культуры, студенты будут осваивать то, что необходимо им как будущим специалистам соответствующего профиля.

Таким образом, развитие нравственно-правовой культуры студента учреждения среднего профессионального образования обеспечивается использованием возможностей экономических дисциплин профессионального цикла, к которым мы отнесли междисциплинарность, интегративность, гуманитарность.

Литература:

1.         Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.

2.         Бекетов, Н.В. Бифуркационная природа экономических кризисов и социальных катастроф / Н.В, Бекетов // Credo new, 2009. – № 1(57). – С. 224-237

3.         Соколова, Л.Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности: монография / Л.Б. Соколова. - Саратов, 2007. - 172 с.

4.         Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина (ч. 2). – Барнаул: Алт. ун-т, 2009. – 231 с.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственно-правовая культура, профессиональная деятельность, дисциплина, нравственно-правовая культура студента, профессиональное образование, развитие, экономика, будущий специалист, личностное знание, образовательный процесс.

Похожие статьи

Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе ссуза

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве

Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Роль лингвистических курсов в формировании общекультурной компетенции и духовно-нравственном воспитании студентов-нефилологов

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Похожие статьи

Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе ссуза

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве

Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Роль лингвистических курсов в формировании общекультурной компетенции и духовно-нравственном воспитании студентов-нефилологов

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре