Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера»
Автор: Галкина Мария Викторовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 11.12.2013
Статья просмотрена: 777 раз
Библиографическое описание:
Галкина, М. В. Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера» / М. В. Галкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4688/ (дата обращения: 15.11.2024).
Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму.
Древняя китайская мудрость
В нашу эпоху, основной источник прогресса человечества смещается в область новых технологий и разработок, ощутимо возрастает значимость творческого и интеллектуального потенциала, работа с талантливой и креативной молодежью выходит на первые позиции современного образования.
Современное общество ставит перед собой задачу подготовки выпускников школ, ССУЗов и ВУЗов, способных:
- гибко и быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, применять на практике для решения возникающих проблем самостоятельно приобретать знания, чтобы иметь возможность найти в социуме свое место;
- самостоятельно мыслить, анализировать и осознавать, как знания могут быть применены в профессиональной и практической деятельности; быть способными генерировать и воплощать в жизнь новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с разнообразными источниками информации;
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать в группе;
- уметь самостоятельно работать над развитием своего интеллекта и культурного уровня.
Все это критерии творческого, креативного отношения и подхода к жизни. Человек -саморазвивающееся существо. Человек развивает, обучает и воспитывает себя сам. Но этот процесс не может происходить сам по себе, нужен учитель, наставник, педагог. Но нужен он, не как «палка», «указующий перст», «тиран», «надзиратель», «скульптор», а как помощник, опора, защитник, советник и образец для подражания.
В настоящее время изучаются различные подходы приобщения учащихся к творчеству. Одним из таких подходов и является, на мой взгляд, проектный метод. Он позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода студенты не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных, профессиональных и практических задач.
Я хочу рассказать о применении метода проектов во внеурочной деятельности, так как активно применяю его в работе студенческого научного кружка «Школа лидера». Студенты работают над научно-исследовательскими проектами социальной направленности и конечной целью всех наших работ, является их практическая значимость. Таким образом, у учащихся развиваются еще и навыки волонтерской деятельности.
Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Познакомившись с методом проектов на моих уроках или уроках других педагогов, студенты смелее берутся за научно-исследовательскую работу по различным темам, со знанием дела выполняют её и успешно защищают свои проекты на любом уровне. На начальном этапе работы в секции «Школы лидера», помимо различного психологического тестирования (которое очень нравится студентам), я провожу анкетирование для выявления проектных умений, текст анкеты представлен в Приложении 1.
Практическая направленность проводимого анкетирования, заключается в следующем.
Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:
- спланировать мотивированную целенаправленную и индивидуальную работу с учащимися при выполнении тематического проекта;
- организовать на занятиях секции формирование общеучебных умений и компетенций, являющихся основой проектных.
Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволят:
- сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;
- целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения.
Однако не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать учащихся (помочь выбрать интересную тему), вместе с ними подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгами, просмотреть в Интернете материалы по теме. И самое главное — заставить подростков поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным, донести значимость и пользу практического применения их проекта, найти верную мотивацию.
Я не перечисляла в своей статье классических моментов в работе с проектами, так как они хорошо известны и давно используются моими коллегами, а подчеркнула только то, что считаю необходимым дополнением в специфике своего подхода: исследование, с помощью анкетирования, в начале и в завершении работы над проектом, а так же, практическое применение выполненного студентами исследования.
Проекты социальной направленности, выполненные учащимися и ими же реализуемые, вместе с творческим развитием помогают росту личностных и нравственных качеств, способствуют передаче традиций из поколения в поколение. А самое главное приносят пользу. Когда проект воплощается в жизнь самими студентами, получается, что всю информацию по теме проекта: профилактические мероприятия, входящие в его рамки, исследования, занятия, обучающие моменты, участники мероприятий получают от своих ровесников. Следовательно, степень доверия и результаты претворения проектов, приносят значимые достижения, то есть, работа студентов приносит видимые и для них и для окружающих результаты. Необходима, конечно, во всем этом, постоянная помощь и советы педагога, руководителя проекта.
В подтверждение вышесказанного, привожу график изменения личностных характеристик студентов, участников секции «Школа Лидера». Анализ диагностики уровня воспитанности студентов проведен в динамике, по методике профессора Рожкова М.И, адаптированной для учащихся ССУЗов с целью выявления показателей уровня развития, нравственной воспитанности учащихся, социальной адаптированности, активности, автономности их отношения к Отечеству и природе.
Рис. 1. График изменения личностных качеств
На графике виден, рост показателей всех личностных характеристик, что доказывает важность применения проектного метода в работе со студентами.
Рис. 2. Диаграмма результативности работы с проектным методом
Огромное значение практического применения результатов проектного метода я поняла на второй год работы со студентами. Когда участники разработанных на основе исследований мероприятий, благодарили авторов работ за пользу занятий, за полученную интересную информацию и т. д. А сами авторы были заинтересованы в дальнейшей работе, привлекая своим примером новых учащихся. Показатели применения видны на диаграмме результативности работы с проектным методом в секции «Школа Лидера» по годам.
Таким образом, общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время следующая — это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической научной информации, так и навыки владения прикладными методами.
В своем общении с учениками, я часто повторяю положение из Трактата индийских учителей «Наука радости»:
*Помни, что радость творчества — непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят всё, за что ты не взялся.
И очень надеюсь на то, что эти слова не проходят мимо ребят не услышанными.
Приложение 1
Анкета для выявления проектных умений
Самостоятельно оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 — умею хорошо; 2 — иногда получается; 1 — чаще не получается; 0 — не умею;
Ф.И. студента, группа ___________________________________________________
Учебный проект _________________________________________________________
Проектные умения |
Начало проекта |
Окончание проекта |
1. Умение формулировать проблему |
||
2. Умение ставить цель |
||
3. Умение ставить задачи |
||
4. Умение выбирать методы и способы решения задач |
||
5. Умение планировать работу |
||
6. Умение организовать работу группы |
||
7. Умение участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др. |
||
8. Умение выбирать вид конечного продукта проекта |
||
9. Умение выбирать форму презентации конечного продукта |
||
10. Умение выделить моменты в проделанной работе, которые помогли успешно выполнить проект |
||
11. Умение находить в выполненной по проекту работе «слабые» стороны |
||
12. Умение провести анализ того, что мне лично дало выполнение проекта |
Литература:
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
2. Рожков, М. И. Классному руководителю / М. И. Рожков — М.: 2008. — 280 с.
3. Успенский, В.Б. «Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие»/ В. Б. Успенский — Владос-Пресс.: 2008.
4. Интернет-издание для учителя «Особенности применения метода проектов в учебной деятельности». Выпуск № 6, зима 2012/2013
5. «Управление по результатам»/ П. И. Третьяков, К. Ю. Белая — ТЦ Сфера.: 2007.