Реализация программы по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта с детьми 6–7 лет
Автор: Евдокимова Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 14.12.2013
Статья просмотрена: 3712 раз
Библиографическое описание:
Евдокимова, Е. В. Реализация программы по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта с детьми 6–7 лет / Е. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4709/ (дата обращения: 15.11.2024).
Пояснительная записка
Актуальность
Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожной магистрали. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям;
родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
В дошкольном учреждении определено одно из самых важных направлений деятельности детского сада — работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью.. [1, с. 37]
Социальная, научная и практическая значимость:
поможет заложить основу для дальнейшей профессиональной ориентации школьников на профессии железной дороги;
представляет основу работы педагогов детских садов по ознакомлению дошкольников с железной дорогой и ее профессиями, а в дальнейшем и по ранней профориентации малышей;
представляет последовательную систему для получения знаний детьми-дошкольниками.
Основные пути реализации данной программы:
формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
выявление интересов и наклонностей детей;
знакомство с ведущими железнодорожными профессиями и их профессиограммами;
посещение железнодорожных предприятий;
расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта;
проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;
издательская деятельность;
организация переписки с детьми детских садов железнодорожной магистрали;
распространение передового опыта среди детских садов ОАО «РЖД».
В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:
профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В Основной общеобразовательной программе детского сада, которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает достаточно малое место. А мы понимали, что профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает такого волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов железной дорогой и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка. [2, с. 77]
Новизна: существует недостаточно методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомлению с железной дорогой дошкольников.
Цель программы: ранняя профориентация на железнодорожные профессии.
Задачи:
познакомить дошкольников с железнодорожной магистралью,
научить детей ориентироваться в многообразии железнодорожных профессий и знать их.
познакомить детей с основами профессиограмм железнодорожных профессий,
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. В программу включен цикл занятий, и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.
Формы и режим занятий: втечение нескольких месяцев 1 раз в 2 недели дети посещают 1 занятие. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.
Занятия проводятся в рамках учебного плана Основной общеобразовательной программы детского сада в образовательных областях физическое, познавательно-речевое, коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое развитие.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6 -7 лет, апробировалась в течение 2 лет в детском саду № 47 ОАО «РЖД» г. Александрова, Владимирской области в группе «Солнышко».
Адресная направленность: для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Организация учебного процесса: общее количество занятий с детьми — 18; занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам; занятия носят интегрированный характер; предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
Структура занятия: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.
На занятиях активно используются разнообразные: подвижные и малоподвижные игры, элементы психомышечной тренировки (психогимнастика), продуктивные виды деятельности, словесные игры, дидактические игры, развивающие задания в тетрадях.
Построение занятий и содержательная часть
Программа рассчитана на 16 занятий с соблюдением преемственности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для ознакомления дошкольника с железной дорогой и ее профессиями.
Программа подчинена единой сюжетной линии — обучению детей в школе маленьких железнодорожников у Королевы магистрали.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Виды контроля:
Цель: выявление уровня знаний детей о железной дороге и последующая корректировка заданий программы. Диагностика в начале и в конце года, постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях, рефлексия. (Диаграмма № 1)
Динамика диагностики дошкольников (в %) за 2012–2013гг.
(май 2012г. (1), декабрь 2012г. (2), май 2013г. (3), декабрь 2013г.(4)
Проводилась диагностика представлений о труде железнодорожников; познавательных, речевых, трудовых и игровых навыков; умений; отношения к труду железнодорожников.
Рис. 1.
Т.о., прослеживается положительная динамика в диагностике уровня знаний, умений и навыков дошкольников в представлении о труде на железной дороге и профессиях магистрали.
Динамика диагностики результатов работы по ранней профориентации детей-дошкольников 6–7 лет Детского сада № 47 ОАО «РЖД» за 2012–2013 учебный год (в %) показала, что наблюдаются положительные изменения практически всех показателей в представлениях, навыках, умениях, отношению к труду железнодорожников. Но есть такие направления, где показатели низкого уровня знаний и умений достаточно высокие и над которыми необходимо продолжать работать:
уметь строить наглядно-схематическую (и мысленную) модель трудового процесса;
уметь самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников.
Кроме того, результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители, и пойти работать на железную дорогу.
Анализ выбора профессий выпускников детского за три года показал, что 37 человек поступили в высшие или средние учебные заведения железной дороги или пришли работать на магистраль.
Литература:
1. Т. Н. Сташкова, Л. Н. Шеболдина. Мы — будущие железнодорожники/ Сташкова Т., Шеболдина Л., — М., «Гном», 2007, с.37
2. Т. Н. Сташкова, Л. Н. Шеболдина. Раскраски-подсказки «Железная дорога» / Сташкова Т., Шеболдина Л., — М.: Ритм, 2008, с. 77