Развитие творческого потенциала детей с нарушением зрения как фактор, повышающий эффективность психологической и педагогической коррекции и реабилитации (по материалам работы в рамках экспериментальной площадки федерального государственного автономного уч | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чердонова, В. А. Развитие творческого потенциала детей с нарушением зрения как фактор, повышающий эффективность психологической и педагогической коррекции и реабилитации (по материалам работы в рамках экспериментальной площадки федерального государственного автономного уч / В. А. Чердонова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 123-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4719/ (дата обращения: 19.12.2024).

Когда в семье рождается слепой ребенок, или ребенок с глубокой патологией зрения- все усилия родителей стремятся к устранению физического недостатка ребенка, чтобы в дальнейшем ребенок мог быть полноценным членом общества. Важно, чтобы наряду с усилиями по реабилитации ребенка, родители понимали важность всестороннего развития личности ребенка, в том числе-его творческого потенциала.

Сегодня, даже к здоровому ребенку, предъявляются все более и более высокие требования. Детям-инвалидам, а также слабовидящим школьникам, приходится «держать экзамен в жизни» наряду со зрячими детьми, а также превосходить их по многим параметрам для того, чтобы быть на одной ступени со здоровыми детьми и конкурировать с ними. Понимая это, в нашей школе педагоги стремятся к творческой реализации своих воспитанников.

Творческий подход ребенка в жизни- залог его успешности в личной жизни, конкурентноспособности на рынке труда, таким детям легче подобрать варианты выхода из тяжелой жизненной ситуации.

Конечно, у каждого нашего ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то — в большей степени, у кого-то — в меньшей. Наш профессиональный педагогический коллектив развивает творческие задатки воспитанников в полной мере, находя у каждого ребенка свои творческие задатки.

Ученый-изобретатель К. Э. Циолковский приоткрывал завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны личности, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь.

Творческие способности — комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

-      стремление к познанию;

-      умение познавать новое;

-      живость ума;

-      умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

-      стремление к открытиям;

-      умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

-      свободное воображение;

-      фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Приказом федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» г. Москвы № 199 от 01.11.2013 года, наша школа является Экспериментальной площадкой вышеуказанного учреждения по теме: «Развитие творческого потенциала детей с нарушениями зрения-как фактор, повышающий эффективность психологической и педагогической коррекции и реабилитации». Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках нашей школы.

Практика работы со слепыми и слабовидящими детьми показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

В нашей школе действуют разнообразные кружки, занятия в которых помогают детям с патологией зрения вступить в самостоятельную жизнь- успешно интегрироваться в общество и реабилитироваться.

Система дополнительного образования творческой эстетической направленности в нашей школе представлена:

-          вокальной группой, выступающей на различных конкурсах и смотрах на республиканском и российском уровнях;

-          хореографическим кружком- занятия в кружке направлены на общее развитие школьников, развитие их творческих способностей, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем. Учебный материал включает в себя элементы народного, эстрадного, бального танцев, объединенных в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции;

-          изостудией «Акварель»- на занятиях в студии дети постигают основы рисунка, живописи и композиции, знакомятся с изобразительным и прикладным искусством, приобретают первый опыт в познании теории и истории искусства. Эти знания проявляются в изобразительном творчестве наших детей. Работы школьников неоднократно получали высокие оценки и занимали почетные места в специализированных выставках и конкурсах;

-          глиняные народные промыслы- на занятиях нашей студии дети занимаются лепкой из глины. Они получают уникальную возможность вдохнуть жизнь в свои произведения из глины. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, но в руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались в истинные произведения декоративно-прикладного искусства. На занятиях дети учатся лепить простые изделия из глины, например, катать колбаски, делать улитки, плитку с рельефом и рисунком, знакомятся с различными фактурами изделий (звездочки, точки, кора дерева),лепят фрукты, овощи, корзиночки с цветами, колокольчики, маски, подсвечники и т. д. В процессе этих занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия, улучшается моторика рук;

-          кукольный кружок «В мире сказок»- формирует у школьников творческую активность в воспитании художественного вкуса. Занятия в кукольном кружке развивают у детей память (учащиеся, знакомясь с различными произведениями устного народного творчества, запоминают считалки, скороговорки, русские народные сказки); развиваются артистические способности детей; коммуникабельность. Дети учатся работать в коллективе: помогать друг другу, поддерживать, делать одно общее дело. Игровая деятельность в кукольном кружке является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. В процессе работы в кружке происходит развитие у детей фантазии и художественного вкуса

-          ансамблем ложкарей «Веснянка»- занятия в ансамбле вырабатывают у детей чувство ритма, дети знакомятся с историей игры на ложках. Выступление ансамбля не оставляет равнодушными ни одного зрителя;

-          профессиональным самоопределением «В мире профессий» (для старшеклассников).

За многие годы плодотворной совместной работы педагогического коллектива школы, накопилось большое количество методического материала, научно-исследовательских разработок, публицистических статей по результатам работы.

Наши талантливые и неординарные, творческие воспитанники (многие из которых были лауреатами, занимали призовые места и гран-при региональных, российских и международных конкурсов, олимпиад и фестивалей) под руководством опытных педагогов, выполнили огромное количество разнообразных творческих работ.

Для успешного развития творческого потенциала школьников, их социализации и реабилитации, наше образовательное учреждение находится в партнерских отношениях со следующими организациями и научными институтами:

Партнер

Мероприятия

Результат

1

Филиал № 5 МУ ЦБС

Литературная композиция «Славим тебя, учитель!»

Развитие творческого потенциала учащихся.

Сотрудничество на протяжении 5 лет, проведение совместных мероприятий, проведение мастер-классов по работе кукольного театра. Широкая профилактическая работа по ЗОЖ, экологии.

Экологический вечер «Я дышу, а значит, я живу!», «Чудо-озеро Байкал»

«Пожизненный плен» — профилактика наркомании — 3 встречи

«Найди себя» — встреча с психологом

2

Кафедра «Социальные технологии» ВСГТУ

Семинар «Практика работы учреждений социализации и интеграции инвалидов в общество»

Проводится ежегодно, с посещением школы студентов — будущих социальных работников, обмен опытом и разработка методической основы для развития творческого потенциала детей, реабилитационной и социальной работы.

3

Кафедра педагогики и психологии РИКУиО

Семинары для слушателей курсов профессиональной подготовки «Логопедия»

Проводится ежегодно, с посещением школы слушателей-педагогов школ республики, обмен опытом в области дефектологии, в том числе- по творческой реализации школьников.

4

КДЦ «Рассвет»

Республиканский конкурс творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Весенний перезвон» и др.

Успешное проведение мероприятий, активное участие учащихся СКОУ республики, привлечение спонсоров, развитие творческого потенциала детей.

5

Улан-Удэнская МО ВОС

Выезды детей с концертами ко Дню пожилого человека, ко Дню инвалида

Социализация и реабилитация учащихся, знакомство с успешными и состоявшимися инвалидами по зрению, творческая самореализация.

Встреча с владельцами собак-проводников.

6

МАОУ ДОД Детская школа искусств № 3

Посещение концертов к Новому году, ко Дню Победы, отчётного концерта

Совместная творческая деятельность

7

Республиканская специальная библиотека для слепых

Республиканский конкурс на лучшего чтеца по Брайлю

Ежегодное участие учащихся с поощрением грамотами, дипломами и призами

Мероприятие к 200-летию Луи Брайля

Викторина «В гармонии с природой» и др. мероприятия

8

Профилактический центр «Миллениум»

Оказание услуг парикмахеров

Выезд в СКОШИ № 62 1 раз в месяц. Учащиеся сами моделируют прически, мастера-исполняют проекты.

9

МУК № 1

Допрофессиональная, профессиональная подготовка массажистов, медсестёр, медбратьев

Учащиеся получили свидетельства о допрофессиональном образовании

10

Станция защиты леса РБ

Совместная научно-исследовательская проектная деятельность

Договор о сотрудничестве.

Экскурсии, лекции, беседы. Творческие выставки работ учащихся по Проекту «Мониторинг за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ». Выставка экологических экспресс-плакатов.

11

БГСХА

Совместная научно-исследовательская проектная деятельность

Лекции научных сотрудников по теме Проекта «Мониторинг за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ».

12

Комитет по благоустройству г.Улан-Удэ

Совместная научно-исследовательская проектная деятельность

Консультационная, организационная помощь при выполнении Проекта «Мониторинг за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ».

13

Федеральное государственное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования

Совместная научная деятельность

Научно-методическая, научно-практическая и информационная поддержка по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии, в том числе-по развитию творческого потенциала.

В рамках работы, проводимой в статусе Экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» г. Москвы, в ноябре 2013 года был проведен творческий конкурс наших учащихся: «Сказки Матушки-природы».

Цель мероприятия: — Активизировать интерес учащихся к биологии, природоведению и экологии в целом, способствовать выработке навыков творческой работы, развития познавательного интереса; выявить творческие способности и поддержать одаренных детей, создать условия для взаимодействия учащихся, родителей и педагогов с целью эффективных форм; воспитывать стремление участников конкурса к творческому самовыражению; выражение накопленных знаний умений и навыков в области биологии,экологии и природоведения в форме сказки; развивать умения учащихся выражать свои мысли и отношение к природе через изображение и творческие работы.

Участники: Учащиеся подготовительной группы, 1–10 классов.

Предъявляемые требования к работам:

для участия в конкурсе принимались авторские (не из интернет ресурсов) творческие работы- сказки о природе, животных, растениях, биологических процессах и явлениях. К каждой творческой работе необходимо было приложить «отражение» биологической сказки в виде иллюстрации- фотографии,рисунок, поделка, аппликация и др.

Участники конкурса, представившие лучшие работы, отмечены дипломами. Лучшие творческие работы будут изданы в школьном методическом пособии «Творческая копилка школы-интернат № 62 III-IV вида».

Представляем некоторые творческие работы учащихся, победивших на конкурсе «Сказки Матушки-природы».

Палеев Никита, дошкольная группа, руководитель: Сафронова Л. Н.

СКАЗКА «ВОЛШЕБНИЦА-ОСЕНЬ»

В гости к нам пришла волшебница по имени Осень, такая озорная, красивая и со своим сказочным настроением. Однажды волшебница Осень задумала немного пошалить и позвала она своего брата-озорника по имени Ветер.

— Ветерочек, не мог бы ты немного подуть на деревья, чтобы с них осыпались эти прекрасные разноцветные листочки? — попросила Осень.

— Да, Осень, могу. Ты же знаешь что это моя самая любимая шалость,- ответил Ветер, и принялся сдувать листья с деревьев.

Осень стала собирать эти листочки в свой волшебный мешочек. А когда мешочек заполнился, Осень потрясла его и из волшебного мешочка вылетела красивая птичка (рис.1).

Рис. 1 «Птица Осень», работа выполнена в технике «аппликация» из осенних листьев

Осень решила назвать эту птичку своим именем, и наделила птичку умением исполнять желания. Но желания она исполняла только тем детям, кто сделает ее портрет из осенних разноцветных листочков.

Грешилов Саша, 4 класс, руководитель: Соболеева М. С.

ДВА ДЕРЕВА

Жили-были возле дома в огороде два дерева. Наступила зима. Вьюга сломала веточку у клёна. Мальчик наладил веточку.

Наступила весна. Мальчик убрался в огороде. Зацвела черёмушка и веточка у клёна зажила (рис.1).

Пришло лето. Созрели ягоды. Мальчик собрал урожай с родителями. И ягодки у черёмухи тоже собрали, а потом благодарили черёмушку за вкусные пироги.

Рис. 2. Черёмушка. Работа выполнена в технике барельеф, пластилин.

Аюшеева Лена, 5 класс,руководитель: Салихова Н. А.

ЛЕН

Лен цвел чудесными голубыми цветами. Мягкими и нежными. Дождь поливал его, а солнце нежило и ласкало как маленьких детей.

— Солнышко меня веселит и оживляет, дождик питает и освежает. Ах, какой я счастливый! Говорят, что я уродился на славу! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь.

Рис. 3. Иллюстрация к сказке «Лен» (Рисунок выполнен цветными карандашами)

И вот однажды пришли люди. И вырвали лен с корнем. Потом его положили в воду, затем держали над огнем.

Что с ним только не делали: мяли, тискали, трепали, чесали — всего не упомнишь. Сначала он оказался на прялке, а затем на ткацком станке! И вот из него вышел кусок замечательного холста.

— Вот уж не думал, не гадал! Как же мне везет! Вот счастье-то! Какой же я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный. Это даже получше, чем просто в поле расти.

Затем его резали, кроили, кололи иголками. Нельзя сказать, чтобы это было приятно. Зато из холста несколько пар белья вышло!

— Да ведь, это же настоящее счастье! Я приношу пользу миру!

Прошли годы. Белье износилось. Его разорвали на тряпки. Потом принялись рубить, мять, варить, тискать… И гляди — тряпки превратились в тонкую белую бумагу.

— Вот, сюрприз так сюрприз — сказала бумага. На мне можно писать. Какое счастье!

И бумага отправилась в типографию. На ней напечатали текст. Отдельные листы собрали, связали вместе и положили на полку.

— Вот это дело! Теперь я буду нести людям радость и знание. Как я счастлива!

Но в один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в печь.

— Теперь я поднимусь прямо к солнцу! — сказало пламя.

Когда пламя погасло, в печи осталась зола. Ее выгребли и вынесли в поле, на котором на следующий год посеяли лен.

— Самое чудесное, что жизнь не кончается. Я знаю это, и поэтому я счастливее всех!

Шулыма Владислав, 5 класс, руководитель: Кранина А. В.

ЦАРИЦА-ПРИРОДА

Жила-была одна планета. Она была очень красивая. На ней были высокие горы, синие моря, чистые, как слеза, реки, голубое небо и разные удивительные растения.

Жили на этой планете разные звери, птицы, и насекомые. Управляла там Царица природа. Она очень любила своих подданных и мир, в котором находится планета, а ее жители почитали ее как богиню, берегли ее и ценили.

Однажды Царица Природа создала человека, который должен был быть защитой и опорой братьям своим меньшим. Она дала ему возможность добывать себе еду, чтобы не умереть с голоду, шить одежду, чтобы уберечься от холода и палящего солнца, построить дом, чтобы уберечься от ненастья и опасности. И, самое главное, она дала ему разум, чтобы был он хозяином на этой замечательной планете.

Сначала именно так и было. Но со временем, человеку этого показалось мало. Он требовал все больше, больше, больше от Царицы Природы. Она все давала, давала, давала.

Однажды на этой планете появился Антиэколог. Он хотел уничтожить Царицу Природу, и сделать он это хотел не своими руками, а руками того, кого больше всего она любила — руками человека. Познакомив человека с жадностью, алчностью, жестокостью и безразличием, Антиэколог многие годы наблюдал со стороны как гибнет та, кто отдавал своему любимцу все, что у нее было. Наблюдал и смеялся над людской глупостью.

Постепенно у него появились союзники — мусор, грязь, отходы производства, газ, радиация.Собрав свое войско, Антиэколог обратился к ним с речью:«Человек считает себя хозяином на этой планете, по-хамски к ней относится. Безалаберность человека губит природу. Все меньше становится птиц, животных и насекомых. С каждым годом миллионы тонн мусора появляются из-за деятельности человека. Мы чувствуем свое превосходство, и нам надо стать хозяевами этой планеты, а человек должен погибнуть или, подчинившись нам, улететь на другую планету для расширения нашего Царства. И мы должны приложить все силы для выполнения этой задачи.

И тогда Царица Природа созвала всех зверей для защиты леса, водоемов.

Бегемоты охраняли водопады. Белочки охраняли кедровые и грецкие орехи. Медведь охранял лес с северной стороны. А лев охранял лес с южной стороны

Лобанова Ольга, 9 С класс, руководитель: Ерофеева Л. Г.

СКАЗКА, КАК ПОСПОРИЛО ДЕРЕВО С ЦВЕТКОМ

Стояло в поле дерево, а рядом с ним рос красивый цветок (рис.1). Как-то раз произошел спор между деревом и цветком — кто же важнее из них и кто приносит больше пользы.

«Я», — сказало дерево, «потому что я большое, у меня много листьев, благодаря ним я вдыхаю углекислый газ, а выдыхаю кислород. Кислород нужен всем людям и животным».

«Нет», — закричал цветочек, «Я, я важнее и нужнее, потому что я тоже очищаю воздух, а еще я красив и ароматен. Без цветов не проходит не одного праздника, я несу людям красоту и радость».

А дерево выслушало, что говорил цветочек и говорит — «Посмотри какая у меня большая крона в ее тени можно спрятаться от солнца и дождя, а под твоей листвой спрятаться могут только букашки».

«Да, мои листья не такие большие и не так их много», — говорит цветочек. «Под моими листьями прячутся маленькие жучки и паучки им тоже нужна помощь, а еще пчелки собирают мед с моих цветов, который очень полезен».

А в это время под деревом отдыхал человек и слышал спор дерева и цветка и решил рассудить их спор.

«Зря вы спорите, вы оба важны в природе, без вас не был бы такой чистый воздух, негде было бы жить птицам и насекомым. Чтобы рисовали художники, о чем бы писали поэты, если не было бы вас. Вы нам нужны и вы оба полезны живите дружно и не ссорьтесь». Так спор был решен.

Рис. 4. «Полевой цветочек».

Рис. 5. Коллективная ручная работа, выполненная Лобановой Олей и Дашиевым Чингисом.

Каныбекова Тумар, 9 класс, руководитель: Сафронова Л. Н.

МОДНИЦА-ЧАРОВНИЦА

Рис. 6 «Красавица Осень», работа выполнена в технике «аппликация из осенних листьев»

Автор: Гуранова Наташа. 7 класс, руководитель: Пономарева Г. Г.

ТРИ ДЕРЕВА И МАЛЕНЬКАЯ ДОЧЬ БЕРЕЗКИ

Рис.7. Поделка из бумаги.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ДЕРЕВо, Осень, природа, работа, совместная научно-исследовательская проектная деятельность, творческий потенциал детей, волшебный мешочек, коррекционная педагогика, Экспериментальная площадка.

Похожие статьи

Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Современные формы взаимодействия с родителями как средство повышения качества консультативной и практической помощи в группе компенсирующей направленности для детей 5–7 лет с ТНР

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Организация социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста детского дома на примере «Детского дома им. К. Либкнехта (Владимирская область)

Формирование фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с использованием информационно-коммуникативных технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Похожие статьи

Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Современные формы взаимодействия с родителями как средство повышения качества консультативной и практической помощи в группе компенсирующей направленности для детей 5–7 лет с ТНР

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Организация социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста детского дома на примере «Детского дома им. К. Либкнехта (Владимирская область)

Формирование фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с использованием информационно-коммуникативных технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях