Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шегаев, И. С. Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины / И. С. Шегаев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4721/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье поднимается вопрос о роли обществознания в системе современного образования. Определяется место предмета, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и ученики.

Ключевые слова:Обществознание, социально-гуманитарный цикл, общественные науки, образовательное учреждение, средняя школа, старшая школа, российское образование, педагогика, учебно-методический комплекс.

The article raises the question of the role of social science in the modern education system. The place of the subject and the problems faced by teachers and pupils.

Keywords:Social science, social and human sciences, social sciences, educational institution, middle school, high school, Russian education, teaching, training complex

В связи с тем, что человек является биосоциальным организмом, знания об обществе и навыки взаимодействия с ним — категорически необходимы. Отсутствие информации об устройстве социума, его функциях и законах работы основных механизмов едва ли даст возможность стать полноценной личностью.

Роль дисциплины в системе современного образования чрезвычайно велика: она обусловлена как минимум двумя объективными позициями. Во-первых, предмет является по-настоящему уникальным, что изначально заложено в его структуру: черпая сведения из четырех теоретико-прикладных наук (экономика, социология, политология и культурология), обществознание определенным образом систематизирует их, адаптирует под необходимый возрастной уровень и передает ученикам посредством педагогического мастерства учителя. Второй фактор заложен в идею нового ФГОС [4]. За школой, переставшей быть просто образовательной ступенью, сегодня закреплена роль «трамплина», выводящего ученика на новую стратификационную орбиту.

Формирование профессионально-личностной модели выпускника с учетом всех поставленных задач (должен отвечать требованиям информационного этапа развития, инновационной экономики, быть частью гражданского общества и т. д.) без обществознания просто невозможно.

Выше обозначенное подкреплено и фактами: в столичных школах, осуществляющих постепенный переход на ФГОС, обществознание стали вводить в качестве обязательного предмета с пятого класса средней школы (ранее предмет начинался с шестого). Кроме того, следует отметить и очевидные темпы роста в отношении количества учеников, сдающих данную дисциплину в форме итогового экзамена [5].

Место предмета в системе общего образования справедливо считать центральным. Это связано не только с обозначенной выше активностью, но и с тем, что данная дисциплина востребована в большей степени, чем остальные (если не считать обязательные, конечно). Самые «популярные» направления высшего профессионального образования — государственное и муниципальное управление, юриспруденция — требуют в качестве вступительного именно ее.

К сожалению, несмотря на все «pro», в отношении предмета можно выделить целый ряд проблем, которые осложняют процесс преподавания и снижают основные показатели результата — баллы, полученные на итоговой аттестации.

Не беря в расчет общие трудности, свойственные современному образовательному этапу: низкую заинтересованность учебой в принципе и косноязычие обучающихся (серьезная помеха в предметах социально-гуманитарного цикла), автор отмечает в качестве основных следующие:

-                   Отсутствие воспринимаемого необходимым образом учебно-методического комплекса (далее — УМК) по обществознанию;

Содержание проблемы раскрывают сами дети. Абсолютное большинство учеников младших классов отмечает «запутанность теста» параграфов, под которой подразумевается слабая структурированность подаваемого материала, несмотря на довольно внушительные объемы.[1] Важно отметить еще одну отрицательную тенденцию, замеченную автором в ходе собственного опыта: УМК пятых и шестых классов является довольно простым для понимания современного ребенка (дети быстро схватывают содержание вопроса, язык текста более чем доступен, а терминологии напротив — категорически не хватает).

Литература десятого и одиннадцатого классов наоборот воспринимается аудиторией сложнее, ученики также отмечают отсутствие принципа системности в изложении материала.

Кроме того, содержание учебника не всегда ориентировано на главный этап школьника — ЕГЭ. Так, учебник по обществознанию для десятого класса (профильный уровень) включает в себя множество той информации, которая не используется в контрольно-измерительных материалах (далее — КИМ). Например, частные вопросы философии, темы посвященные изучению историко-политических учений древней Греции и Дальнего Востока и т. д. [1]

Нельзя не согласиться с аксиомой: знания лишними не бывают, однако в условиях сжатых сроков куда более целесообразно сделать ставку именно на «рабочие» темы ЕГЭ.

-                   Недостаточное количество времени, уделяемого разделу «экономика» как составной части учебной дисциплины;

Практика показывает, что наибольшее затруднение ученики испытывают, выполняя задания именно по данной тематике. Не во всех образовательных учреждениях экономика существует в качестве самостоятельного урока, что, в конечном счете. осложняет процесс подготовки к итоговому экзамену.

-                   Низкий уровень заинтересованности учеников общественно-политической жизнью страны;

Данная проблема, по мнению автора, состоит в фактическом абсентеизме поколений (как самих школьников, так и их родителей), что приводит к отсутствию интереса к обществознанию как к таковому. Человек, который безразличен по отношению к окружающим его социально-экономическим, политическим и духовным процессам, не может с увлечением изучать рассматриваемую дисциплину, направления которой описывают эти самые процессы. В конкретной ситуации учитель может лишь направить ученика в сторону знания, помочь сориентироваться в его приобретении, но все это должно накладываться на уже созданную родителями платформу.

-                   Отсутствие интереса к литературе как к таковой;

В советском прошлом Россия считалась «самой читающей» страной в мире, чего, к сожалению, нельзя сказать о России сегодняшней. Информационные технологии в форме компьютерных игр, интернета и прочего не пошли на пользу молодому поколению. Вместо того, чтобы извлекать из прогресса пользу, дети облегчают себе жизнь, находя в интернете литературу в кратком изложении или вовсе заменяют ее всевозможными увлечениями. Последствия такого выбора катастрофические: словарный запас учеников скуден, а диапазон мыслей невероятно узок. В результате подобное приводит к тому, что, даже зная ответ на поставленный вопрос, ученик не всегда может его сформулировать.

-                   Кадровый вопрос: нехватка штатных единиц того уровня, которые прививали интерес к обществознанию своим примером.

К сожалению, не каждое образовательное учреждение может по праву гордиться своими кадрами. Профессия учителя не ограничивается квалификационными требованиями: мало формально подходить под заданные в справочнике нормативы [2]. Преподаватель школы должен быть «втянут» в свой предмет точно также как и его коллега в ВУЗе в область своего исследования, непрерывно повышая свою квалификацию, причем не столько за счет курсов, сколько посредством второго, третьего и т. д. образований. Отчасти обозначенный принцип закладывается в современную «педагогическую модель учителя» [3].

Сведения об обозначенных проблемах должны быть взяты на вооружение всеми: от учителей-предметников, непосредственно выполняющих тяжелый педагогический труд, до чиновников законодательного уровня, так как разрешение ситуации возможно лишь коллегиальным путем с твердой опорой на комплексный подход.

Литература:

1.      Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: профильный уровень; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 415 с.

2.      Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» // Российская газета. — 2010. — 20 октября.

3.      Учителям выдвинули повышенные требования. Для педагогов разработан новый профессиональный стандарт // Коммерсант. — 2013. — 07 дек.

4.      Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3650 (дата обращения: 13.12.2013 г.)

5.      Шегаев И. С. ЕГЭ как деструктивный фактор российского образования // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2013. — № 10. — С. 213–218



[1] В выпускных классах

Основные термины (генерируются автоматически): итоговый экзамен, место предмета, образовательное учреждение, обществознание, Отсутствие интереса, Россия, современное образование, социально-гуманитарный цикл, учебно-методический комплекс, ученик.

Ключевые слова

образовательное учреждение, педагогика, педагогика, учебно-методический комплекс, средняя школа, российское образование, Обществознание, социально-гуманитарный цикл, общественные науки, старшая школа, учебно-методический комплекс.

Похожие статьи

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития

В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности р...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Проблема соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли

В данной статье авторами проводится краткий экскурс в вопрос соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли. Авторы пытаются проанализировать основные философско-правовые концепции: «государство», «общество», «личность», характе...

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»

В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, опр...

Современная учебная литература по обществознанию: основные проблемы и пути их решения

посредством мониторинга современной образовательной литературы соответствующей направленности автор выделяет пять основных критериев «эффективности» учебного пособия, обозначает проблемы печатных изданий и формулирует рекомендации по их преодолению.

Воспитание и его специфические особенности на Востоке

В данной статье автор рассматривает воспитание с точки зрения восточных традиций. Анализируются основные принципы воспитательного процесса с точки зрения педагогической мысли восточных философов и исламских учений. Автор полагает, что воспитание, как...

Место философского знания в современном обществоведческом курсе школы: теоретический и практический аспект

Автор статьи исследует сущность и потенциал философского знания в школьном курсе обществознания, выделяя методический комплекс формирования системы философских знаний, анализируя современные учебно-методические комплексы курса обществознания. Анализ ...

Права и свободы граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства

Статья посвящена анализу критериев формирования современного гражданского общества и правового государства, особое внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина. Проводится краткий обзор моделей структуры гражданского общества исходя из ...

Проблемы современного образования

В статье сделана попытка выделить основные проблемы современного образования. Выявлено наличие проблем в системе общего школьного образования, связанных как с процессом обучения, так и его ресурсным и кадровым обеспечением. Выделена проблема, связанн...

Географическое образование: история и современность

В статье излагается история становления и развития географии как науки и учебной дисциплины, а также показана роль географических знаний в формировании современной научной картины мира.

Похожие статьи

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития

В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности р...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Проблема соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли

В данной статье авторами проводится краткий экскурс в вопрос соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли. Авторы пытаются проанализировать основные философско-правовые концепции: «государство», «общество», «личность», характе...

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»

В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, опр...

Современная учебная литература по обществознанию: основные проблемы и пути их решения

посредством мониторинга современной образовательной литературы соответствующей направленности автор выделяет пять основных критериев «эффективности» учебного пособия, обозначает проблемы печатных изданий и формулирует рекомендации по их преодолению.

Воспитание и его специфические особенности на Востоке

В данной статье автор рассматривает воспитание с точки зрения восточных традиций. Анализируются основные принципы воспитательного процесса с точки зрения педагогической мысли восточных философов и исламских учений. Автор полагает, что воспитание, как...

Место философского знания в современном обществоведческом курсе школы: теоретический и практический аспект

Автор статьи исследует сущность и потенциал философского знания в школьном курсе обществознания, выделяя методический комплекс формирования системы философских знаний, анализируя современные учебно-методические комплексы курса обществознания. Анализ ...

Права и свободы граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства

Статья посвящена анализу критериев формирования современного гражданского общества и правового государства, особое внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина. Проводится краткий обзор моделей структуры гражданского общества исходя из ...

Проблемы современного образования

В статье сделана попытка выделить основные проблемы современного образования. Выявлено наличие проблем в системе общего школьного образования, связанных как с процессом обучения, так и его ресурсным и кадровым обеспечением. Выделена проблема, связанн...

Географическое образование: история и современность

В статье излагается история становления и развития географии как науки и учебной дисциплины, а также показана роль географических знаний в формировании современной научной картины мира.