Взгляды исследователей на развитие процесса согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Хуснутдинова Гульфия Салимзяновна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 26.12.2013
Статья просмотрена: 1062 раза
Библиографическое описание:
Хуснутдинова, Г. С. Взгляды исследователей на развитие процесса согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста / Г. С. Хуснутдинова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 122-123. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4729/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье изложены результаты анализа литературных трудов различных ученых по теме «Согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста». Была проанализирована практическая и теоретическая литература исследователей ХХ и ХХІ века.
Ключевые слова: грамматический строй речи, согласование прилагательных и существительных.
Грамматический строй — это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Процесс согласования прилагательных и существительных в рамках развития грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и других. [1, 36]
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слов способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
Основоположник отечественной логопедии М. Е. Хватцев писал, что прилагательные в речи детей появляются на втором году жизни. Аграмматизмы исчезают из речи к 4–5 годам. [2, 12]
Н. И. Жинкин утверждает, что к концу второго года у ребенка появляется различие частей речи, дифференцируются имена существительные от прилагательных, выделяются некоторые падежные окончания. К четырем годам у ребенка заканчиваются все фонетические дифференцировки, он почти полностью практически владеет грамматикой (морфологией и синтаксисом) русского языка. [3, 11]
А. В. Запорожец считал важным период развития речи, когда дошкольник научается грамматически правильно строить предложения и связывать их друг с другом. Он подчеркивал, что в отличие от школьника ребенок дошкольного возраста не заучивает правила, усваивая их практическим путем. Он утверждает, что основными формами грамматической системы языка ребенок успевает овладеть до трех лет. Части речи и члены предложения появляются у многих детей во второй половине второго года жизни. [4, 103]
По мнению Ф. А. Сохина третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Усвоение формы прилагательных происходит параллельно с развитием мыслительной способности детей. Дети учатся сравнивать предметы, устанавливать между ними сходства и различия. [5, 38]
Н. С. Жукова отмечает, что качественный скачок в развитии речи ребенка происходит с момента появления у него возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам. К трем годам дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи. [6, 56]
С. Н. Цейтлин утверждает, что около двух лет в речи детей появляются случаи изменения прилагательного по падежам, родам и числам. При этом согласование прилагательного с существительным по числу и падежу усваивается раньше, чем согласование по роду. [7, 125]
Лямина Г. М. считает, что, если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание детей на красоту явлений природы, уже в 4–6 лет они начинают осваивать соответствующий словарь и способы характеристики. На пятом году жизни дети часто используют прилагательные, что благоприятствует распространению простых предложений и превращению их в сложные. Употребляемые прилагательные довольно однообразны. Прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей. [9, 8] Г. М. Лямина подчеркивает, что на пятом году жизни морфологический строй речи детей значительно усложняется. В их высказываниях появляются разнообразные части речи и слова, которые выражают состояние и переживание. [8, 11]
О. С. Ушакова говорит, что морфологический строй речи детей дошкольного возраста включает почти все грамматические формы; он усложняется с возрастом детей. Знакомство с именем прилагательным происходит не изолированно, а в согласовании существительного и прилагательного в роде, числе, падеже. Затем идет ознакомление с полными и краткими прилагательными, со степенями сравнения прилагательных. [9, 132]
Таким образом, по мнению исследователей, развитие процесса согласования прилагательных и существительных у детей дошкольного возраста происходит постепенно в рамках развития грамматического строя речи. Установлено, что в науке накоплен богатый материал, выдвинуты теоретические положения, часто дополняющие друг друга.
Литература:
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
2. Хватцев М. Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. –– М, 1937
3. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика, 1954 — № 6
4. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н.и Запорожца А. В. --М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
6. Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. — М.: Соц.-полит. журн., 1994. — 96 с.
7. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
8. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2000
9. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. — 256 с.
Ключевые слова
согласование прилагательных и существительных., грамматический строй речи, согласование прилагательных и существительныхПохожие статьи
Особенности согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня
В статье изложены результаты исследования по теме «Особенности согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня». В ходе исследования были использованы 3 методики выявления особ...
Освоение сложных предложений детьми дошкольного возраста
Статья посвящена исследованию освоения детьми дошкольного возраста логических отношений между ситуациями и способов их языкового выражения. Особое внимание уделено анализу различных типов подчинительных союзов, последовательности их появления и особе...
Проблемы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения
В статье проанализированы исследования педагогов, психологов, методистов и федеральный государственный образовательный стандарт в аспекте проблемы освоения звуковой стороны языка детьми старшего дошкольного возраста. Перечислены условия организации о...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.
Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня
Рассмотрены трудности в формировании глагольного словаря у детей с ОНР III уровня. Автором предложены методика обследования, технология и программа по устранению данных затруднений. Материалы можно внедрить в коррекционно-образовательный процесс чере...
Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у до...
Процесс формирования будущего учителя таджикского языка и литературы на неязыковых факультетах и вузах
Авторы статьи исследуют проблемы, связанные с формированием будущего учителя таджикского языка и литературы в неязычных факультетов. Отмечается, что этот процесс является одним из приемлемых факторов. В данной статье авторы, опираются на письменных и...
Опытно-экспериментальное исследование влияния предметного мира на формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены основные направления работы по ознакомлению младших дошкольников с предметным миром как инструментом формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. В статье рассмотрены результаты экспериментальной работы на...
Специфика формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения
Статья посвящена вопросу формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе экспериментального изучения выявлена специфика формирования навыка словообразования имен существительных у де...
Похожие статьи
Особенности согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня
В статье изложены результаты исследования по теме «Особенности согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня». В ходе исследования были использованы 3 методики выявления особ...
Освоение сложных предложений детьми дошкольного возраста
Статья посвящена исследованию освоения детьми дошкольного возраста логических отношений между ситуациями и способов их языкового выражения. Особое внимание уделено анализу различных типов подчинительных союзов, последовательности их появления и особе...
Проблемы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения
В статье проанализированы исследования педагогов, психологов, методистов и федеральный государственный образовательный стандарт в аспекте проблемы освоения звуковой стороны языка детьми старшего дошкольного возраста. Перечислены условия организации о...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.
Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня
Рассмотрены трудности в формировании глагольного словаря у детей с ОНР III уровня. Автором предложены методика обследования, технология и программа по устранению данных затруднений. Материалы можно внедрить в коррекционно-образовательный процесс чере...
Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у до...
Процесс формирования будущего учителя таджикского языка и литературы на неязыковых факультетах и вузах
Авторы статьи исследуют проблемы, связанные с формированием будущего учителя таджикского языка и литературы в неязычных факультетов. Отмечается, что этот процесс является одним из приемлемых факторов. В данной статье авторы, опираются на письменных и...
Опытно-экспериментальное исследование влияния предметного мира на формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены основные направления работы по ознакомлению младших дошкольников с предметным миром как инструментом формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. В статье рассмотрены результаты экспериментальной работы на...
Специфика формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения
Статья посвящена вопросу формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе экспериментального изучения выявлена специфика формирования навыка словообразования имен существительных у де...