Духовное развитие и нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шупикова, В. С. Духовное развитие и нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении / В. С. Шупикова, А. Ф. Саудаханова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4736/ (дата обращения: 16.11.2024).

Духовное развитие и нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В 90-е годы прошлого века в стране появился еще один официально признанный праздник-Рождество. И перед воспитателями детских садов встала задача: как объяснить детям, что это за праздник, чье рождение отмечает весь мир. Да и тогдашнее поколение молодых родителей понятия не имели, что делать с еще одним выходным днем, ибо традиция празднования Рождества была утрачена в большинстве советских семей.

На помощь пришла память: выплывшие из детства образы дедушки и бабушки возвращающихся рано утром из единственно уцелевшей, не понятно как, сельской полуразрушенной церквушки; угощение всех домашних животных теплой корочкой свежеиспеченного хлеба, запах которого, ощущается по сей день; непонятные, но такие приятные уху, нараспев слова дедовой молитвы за столом; вкус кутьи, свечи на подоконнике, чтобы Дева Мария издали видела дом, где Ее всегда ждут с новорожденным Христом, радость, несказанная радость, охватившая душу и тело от предвкушения сказочной тайны, сплотившей всех членов семьи и безграничная, бескорыстная любовь, которой хочется поделиться со всем Светом.

Все мы родом из детства! Так и пришла идея создать в МБДОУ компенсирующего вида детский сад «Аленький цветочек» г. Ноябрьск театральный кружок православной направленности «Родничок», который позволил бы познакомить детей и их родителей с культурой православия, традициями семейных праздников, сплотить всю семью, раскрыв лучшие стороны души каждого ее члена. Вслед за Рождеством пришли Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Спас, Покрова, День Ангела Хранителя.

Начиная с 2010 года, представители Храма «Архистратига Михаила» в лице отца Рафаила, ребят из Воскресной школы — постоянные гости и участники всех мероприятий, проводимых театральным кружком.

День за днем, сотрудничество детского сада и Храма становилось теснее и плодотворнее, выйдя за рамки театральных постановок. Так, дети, имеющие тяжелые нарушения в физическом и (или) психическом развитии и не посещающие по этой причине постоянно Храм, получили возможность

Святого Причастия непосредственно в группе «Особый ребенок», а прикоснувшаяся к чистоте и доброте православных праздников детская душа

ощутила необходимость содеяния добрых дел, благодаря чему с 2013 года на базе театрального кружка начал свою работу Клуб православной направленности «Колокольчик», который является некоммерческой культурно-просветительской организацией. Членом клуба может быть любой ребенок, посещающий МБДОУ «Аленький цветочек» с письменного согласия его родителя (законного представителя), родители (законные представители), воспитатели и сотрудники детского сада.

Деятельность клуба ведется на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Учредителями клуба являются МБДОУ «Аленький цветочек» и православный Храм Архистратига Божия Михаила.

Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законом об образовании РФ.

Целью клуба является духовное развитие и нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Участие в работе клуба не только способствует обеспечению информационной, консультативной поддержкой (т. к. члены клуба знакомятся с биографией известных личностей, историей, традициями праздников, к которым приурочены конкретные акции, дела), но вовлекает детей, их родителей, воспитателей в непосредственно активную деятельность, что бывает очень трудно сделать в рамках стандартных детсадовских мероприятий. Далеко не каждый родитель может публично заявить о себе, взять на себя обязанности по организации какого-либо дела, а многие родители вообще безразличны ко всему происходящему, как в саду, так и в жизни и этот свой настрой они передают и своим детям. Но когда твой друг по группе или по садику, с увлечением рассказывает о том, что он будет делать с мамой и папой для достижения общей цели, трудно удержаться и самому не стать участником общего дела, да еще и не вовлечь в это своих родителей. А тут уж и элемент здорового соревнования подогреет «трудных на подъем». А видимые результаты общих усилий, «сделанное своими руками» кому-то добро, окрыляет, дает силу, желание для новых добрых дел. И вот уже те, кто просто «стоял в сторонке», активно участвуют в новой совместной акции на общее благо. К тому же, не обязательность участия в различных мероприятиях, а добровольность, достаточное время для «раскачки» делают членство в клубе психологически привлекательным.

В советские времена был лозунг «общественное выше личного», так вот Клуб позволяет реанимировать данное утверждение. В результате клубной деятельности важно достижение всего коллектива, а не отдельного человека, но это достижение возможно лишь благодаря личному участию каждого члена клуба.

В ходе работы Клуба, решаются такие задачи, как:

-          создание условий для мотивации нравственного, интеллектуального и физического здоровья, организации здорового и содержательного досуга;

-          удовлетворение творческих и иных потребностей дошкольников;

-          содействие инновационной общественно-полезной деятельности детей дошкольного возраста;

-          формирование навыков общения и взаимодействия;

-          сохранение и популяризация культурно-исторических, духовных и национальных традиций;

-          включение родителей в процесс воспитания и развития детей;

-          установление и расширение творческих контактов с другими учреждениями города;

-          привлечение максимально возможного числа детей и родителей для участия в различных мероприятиях.

Клуб осуществляет свою деятельность через кружковую работу, участие в общественно-полезных акциях, концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, проводимых на муниципальном, региональном, федеральном, международном уровнях; встречи с представителями православной интеллигенции, творческими коллективами города; клубные выступления по приглашениям других дошкольных учреждений города.

Клуб имеет свой утвержденный устав и эмблему (Ангел с колокольчиком в руках).

Хотелось бы привести примеры наиболее значимых мероприятий, проведенных участниками клуба в прошедшем учебном году.

Пожалуй, самым веселым и непредсказуемым стал фестиваль детского творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе акции «Город равных возможностей». Участники фестиваля из разных возрастных групп пели, читали стихи, плясали и даже продемонстрировали незаурядные навыки актерского мастерства.

Яркими, запоминающимися стали спортивные состязания для детей — инвалидов «Русские богатыри», проводимые, также, в рамках акции «Город равных возможностей», которые способствовали, как формированию представлений о героическом прошлом русского народа, воспитанию чувства гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать, так и развитию двигательных навыков детей, уверенности в своих силах, созданию положительного эмоционального настроя. Детской доброты и душевного света хватило и участникам, и болельщикам, и даже трехголовому Змею Горынычу, который вручил всем доблестным «богатырям» памятные медали и призы.

«Море» доброты, «фонтан» нежных чувств вызвала у детей акция «Право на жизнь», в помощь бездомным животным нашего города, совместно с городским одноименным фондом, в результате которой детьми с родителями, сотрудниками детского сада были собраны корма, лекарства, перевязочный материал, подстилки для животных. Дети-инвалиды учились не только получать помощь от других людей, но и оказывать помощь попавшим в беду животным.

Самой важной и масштабной стала для всех акция «Подари надежду» по изготовлению и сбору мягких игрушек для городской выставки-продажи в помощь детям, больных лейкемией. С какой теплотой, состраданием и надеждой ребята набивали синтепоном игрушки, сколько добрых слов и мыслей «послали» незнакомым, но таким близким детям. Благодаря этой акции было собрано более 90000 рублей. И хотя этих денег и не хватит на дорогостоящие операции, но мы все верим, что благодаря небезразличным людям нашего города, пусть на одного неизлечимо больного ребенка станет меньше.

Наш клуб «Колокольчик» только еще сделал первые робкие звоночки, и тем более приятно, что добрые дела его были отмечены «Золотой медалью Сергия Радонежского» за подвижничество и общественное служение Национальной премией «Элита Российского образования» в 2013 году.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольный возраст, родитель, член клуба, акция, дело, духовное развитие, нравственно-патриотическое воспитание детей, православная направленность.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольных образовательных учреждениях

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в условиях введения новых стандартов

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольных образовательных учреждениях

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в условиях введения новых стандартов

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников