Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Одинцева, А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4743/ (дата обращения: 15.11.2024).

Окружающий мир вокруг нас постоянно меняется, и восприятие действительности детьми, тоже претерпевает изменения. Большой объем информации, исходящий из различных источников, ребенку дошкольнику трудно проанализировать, запомнить, а значит и воспроизвести. Это тенденция современного мира.

У детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, в активном словаре детей преобладают глаголы и существительные, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий употребляются мало. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Главное, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Сегодня Вы увидели один из приёмов разучивания - мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации иувеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Пример: Стихотворение «Осень» А. Н. Плещеев

Данное стихотворение достаточно сложное даже для старших дошкольников, но дети смогли выучить его в рамках НОД (30 мин). По истечении 3-х дней мы вновь вернулись к этому произведению. Сначала дети рассказали с опорой на таблицу, далее уже повторяли самостоятельно.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Описание методики

1.                 Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2.                 Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3.                 Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).

4.                 Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

5.                 Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок и потешек во всех возрастных группах. Данную методику по разучиванию стихотворений мы рекомендуем для родителей, это поможет им в будущем при подготовке домашних заданий со своими детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образ, разучивание стихотворений.

Похожие статьи

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц в развитии слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Использование схематической модели числа при формировании вычислительных навыков у младших школьников

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Похожие статьи

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц в развитии слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Использование схематической модели числа при формировании вычислительных навыков у младших школьников

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр