Использование агроэкологических опытов в учебном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецов, Г. Т. Использование агроэкологических опытов в учебном процессе / Г. Т. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4744/ (дата обращения: 15.11.2024).

Вопросам подготовки кадров в России традиционно уделяется большое внимание. Особенно бурные дискуссии по этому вопросу были развернуты в связи с принятием нового закона об образовании, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

С целью повышения качества образования и развития заинтересованности учащихся в изучении базовых дисциплин, нами были организованы экспериментальные занятия. В частности, это были полевые опыты с сельскохозяйственными культурами, перспективными для нашего региона. В ходе этих исследований отрабатывались методические и организационные вопросы по проведению лабораторных и полевых опытов со студентами, будущими экономистами, агрономами и учителями. Работы. В основном проводились на двух культурах: кунжуте и хлопчатнике. Эти культуры перспективны для южных регионов России. Опыт подготовки кадров для работы с этими культурами отсутствовал. За последние пятнадцать лет нами проведены десятки опытов по изучению агротехники этих культур, влиянию отдельных факторов на их рост, развитие и урожайность применительно к нашему региону.

Следует отметить, что хлопководством на Юге России начали занимать с конца 18 века. Максимальные площади (до 120 тыс.га) засевались хлопком в 30 годы 20 века. Значительный вклад в эту работу внес Н. И. Вавилов. В г. Буденновске есть улица Вавилова и домик, в котором он останавливался. В библиотеке Прикумской опытной станции сохранились книги, подписанные его рукой. Один из корпусов филиала Ставропольского государственного педагогического института в Буденновске также расположен на улице Вавилова. Поэтому понятен особый интерес к работам Н. И. Вавилова [2, с.423].

Для возрождения хлопководства нами были просмотрены несколько тысяч сортов хлопчатника и отобраны более перспективные для нашего региона. Студенческие опыты проводились в основном с отечественными сортами, созданными в Краснодаре, Астрахани и Ставропольском крае. Посевы осуществлялись на землях Прикумской опытной станции и Прасковейского сельскохозяйственного техникума. Площади опытов составляли от нескольких десятков квадратных метров до десятков гектар. Проработаны следующее направления исследований: влияние густоты стояния на урожайность, действие подкормок местными удобрениями, предпосевная обработка, лунные циклы и др. С методической стороны были выбраны четкие количественные показатели, позволяющие сравнивать результаты. Фиксировалась энергия прорастания(количество всходов на определенное число), сроки наступления фенофаз, урожайность, выход волокна и др. Это позволяло наглядно определять эффективность проводимых мероприятий.

При оценке влияния густоты стояния на урожайность оценивались следующие показатели: среднее число коробочек на одно растение, средний вес коробочек и урожайность на один гектар. Опыты проводились на делянках размером 12Х30 м при богарном выращивании. Сорт АС.6 из Астрахани относится к средневолокнистым с волокном 4 типа. Результаты работы позволяют утверждать, что целесообразно добиваться густоты стояния порядка 110 тысяч растений на один гектар площади посева. Густота стояния, составляющая более 230 тысяч растений на один гектар, снижает рентабельность из-за перерасхода семян [3, с. 11–12].

Опыт использования местных удобрений.

В качестве удобрений использовался перегоревший навоз и свежий коровяк, замоченный водой из расчета 30 л на два ведра коровяка. Раствор готовился за 3–5 дней перед внесением в почву. При подкормке этот раствор разбавлялся в отношении 1:10 и вносился в борозды из расчета 10л на 4 метра.

Перегной вносился в борозды в соответствии с расчетом 21 г на метр или 294 кг на 1 гектар. Подкормка перегноем была проведена 8 июля с последующим поливом по рядкам (табл. 1). Раствор навоза был внесен в период формирования коробочек 2 августа. Опыт закладывался в четырех повторностях. Каждая повторность — это рядок 12 м.

Таблица 1

Влияние подкормки перегноем (сорт «Югтекс-2»).

Варианты

Урожай в ц/га

% раскрытия коробочек на 1.10

Масса 10 коробочек в г

Высота в сантиметрах

Число коробочек на одно раскрытие

Число бутонов

Контроль

14,05

67,7

34,2

47,9

8,7

0,9

Вода

24,8

61

42,7

47,6

9,5

1,15

Удобрения

34,6

66,7

38,8

45,0

8,5

0,65

Таблица 2

Влияние подкормки коровяком.

Сорта

Урожайность в ц/га

Урожайность в ц/га

Контроль

Опыт

Киргиз-3

8,5

12,5

Ан-Чилеки

14,2

21,9

Ас-4

10,5

17,1

Ас-6

11,7

13,1

Контролем служили 2 варианта: без удобрений и ряды, политые водой в том же объеме, что и привнесении удобрений. Показатели взяты по 15 промерам. Опыт показывает, что местные удобрения и полив могут оказаться решающим фактором в рентабельности культуры в регионе.

Влияние Лунного цикла на динамику роста и развития кунжута и хлопчатника.

Для проведения опыта с кунжутом были выбраны делянки длиной 4 метра и с расстоянием между рядами — 0.9 метров. На каждой из делянок было высеяно по 12 граммов семян в предварительно политые рядки. Сроки сева: 23.04 в фазу убывания Луны; 07.05 в фазу новолуния; 14.05 в фазу роста Луны и 22.05 — в полнолуние. Самая низкая всхожесть отмечена в новолуние, это в более, чем в три раза ниже, чем в полнолуние. В последующем эти растения отставали в развитии и имели меньше стручков на стебле. На остальных делянках приходилось прореживать растения. В целом, в новолуние семена сформировались у 16 растений, в фазу убывания — у 37 растений, в период роста — у 55 растений, в полнолуние — у 69 растений.

Медленная всхожесть в новолуние способствует выклевыванию семян птицами и поеданию вредителями. Все эти факторы приводят к резкому снижению урожая. Таким образом, рентабельность культуры может оказаться сниженной из-за неправильно выбранных сроков сева, не учитывающих лунных фаз.

Для проведения опыта с хлопчатником использовались семена, пролежавшие 8 лет. Было взято две группы семян. Это гибриды тонковолокнистого и средневолокнистого вида и сортМЛ-181. Закладка опыта проводилась в начале очередной лунной фазы. Семена раскладывались в чашках Петри, в четырех повторностях по 30 семян каждой разновидности. На пятый день каждой фазы луны проводились измерения длины корней у проросших семян и определялся процент взошедших семян. Результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3

Влияние фаз Луны на развитие хлопчатника

Фазы Луны

Длина в мм

% взошедших семян

Гибрид

МЛ — 181

Гибрид

МЛ — 181

Последняя четверть

481

372

27

30.8

Новолуние

70

199

7,5

12,5

Первая четверть

1089

1661

38,3

81,7

Полнолуние

1063

1986

33,3

91,9

В каждой повторности, как для гибридов, так и для семян сорта МЛ-181, отмечено положительное влияние на рост корней любой фазы Луны, кроме новолуния. Наиболее благоприятна ля роста корней фаза роста Луны и полнолуние. Из таблицы видно, что у гибридов в фазе убывания увеличивается всхожесть на19.5 % по сравнению с фазой новолуния. В фазе полнолуния — на25,8 %, а фазе роста — на 30.8 %. Суммарная длина корней при убывающей Луне вырастает в 6.9 раза, при полнолунии — в 15.2 раза, а в фазе роста — в15.6 раз по сравнению с новолунием.

Для сорта МЛ-181 при убывающей Луне по сравнению с новолунием всхожесть увеличивается на 18.3 %, при росте Луны всхожесть возрастает на 69,2 %, при полнолунии — на 79,4 %.Суммарная длина корней при убывании по сравнению с новолунием возросла в 1.9 раза, при росте Луны — в 8.4 раза, а при полнолунии — в 10 раз.

Таким образом, становится ясно, что рост хлопчатника, как южной культуры, очень чувствителен к фазам Луны. Его сев целесообразно проводить в период роста Луны или при полнолунии [1, с.81–83].

Предпосевная обработка семян хлопчатника под пирамидой

Рекомендации о предпосевной обработке семян под пирамидой даны в журнале «Наука и религия» № 4 за 1998 год. Нами была изготовлена четырехгранная пирамида из картона и оклеена с внутренней стороны фольгой. Высота пирамиды была 75 см, а сторона основания — 50 см. Продолжительность экспозиции семян под пирамидой составляла 7 суток на земляной поверхности. В контроле высевались семена тех же сотов без обработки. Образцы высевали на стандартных делянках в один ряд длиной 6 метров. Результаты опытов представлены в табл. 4.

Таблица 4

Влияние предпосевной обработки семян под пирамидой на урожайность хлопчатника

Сорта и линии

Коробочек на одном растении

Масса 10 коробочек в г

% раскрытия коробочек

на 1.10

Урожай в ц/га

к

о

к

о

к

о

к

о

32 линия

5,15

7,8

46,3

54,2

53,4

57,2

11,7

20,84

37 линия

4,6

6,6

32,0

45,5

56,1

62,0

6,7

21,7

Р/Х 95

6,6

4,4

42,4

46,6

35,4

76,2

9,4

11,02

35 линия

7,3

15,1

43,0

58,5

42,8

40,0

10,2

22,5

                     

Среднее число коробочек на 1 растение и масса 10 раскрытых коробочек определялись по 30 промерам модельных растений. Растения из обработанных семян значительно превосходили контрольные по высоте, но примерно на 10 дней отставали по фенологии. Однотипной реакции не отмечено в опытах у сорта Р/Х 95, где количество коробочек на 1 растение в опыте оказалось меньше, чем в контроле, а у линии 35 — ниже % раскрываемости. По испытанным сортам получен заметный эффект предпосевной обработки семян под пирамидой, что может использоваться как эффективны экологически безопасный агроприем при выращивании хлопчатника.

Учет других экологических факторов при изучении природных процессов представлен в работах 1, 2, 3.

Проведенные опыты достаточно просты в исполнении и могут проводиться в других регионах и на других культурах. Подобные работы формируют у студентов интерес к экспериментальной работе, умение поставить опыт, организовать наблюдения и оформить их в виде регулярных дневниковых записей с последующим анализом результатов в виде научных докладов и статей.

Литература:

1.                  Кузнецов Г. Т. Метод инвентаризации отдельных групп животных на ограниченной территории. «Вестник зоологии, 1986, № 3 с.81–83

2.                  Кузнецов Г. Т. Использование зоотоксинов при работе с растениями. Тезисы сб. Защита растений в условиях реформирования агропромышленного комплекса: экономика, эффективность, экологичность. Всероссийский съезд по защите растений. — С. — Петербург,1995.с.423

3.                  Мярцева С. Н., Кузнецов Г. Т. Биологически активные вещества в защите сельскохозяйственных культур от вредителей. — Информационный бюллетень «Тасис», № 10–11;1996,с. 11–12

Основные термины (генерируются автоматически): растение, опыт, новолуние, полнолуние, предпосевная обработка семян, семя, фаза Луны, число коробочек, опытная станция, суммарная длина корней.