Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тимофеева, И. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом / И. В. Тимофеева, Л. Б. Тимченко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 57-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4746/ (дата обращения: 15.11.2024).

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.

На наш взгляд, метод проекта — наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

Представляем паспорт проекта, направленный на привлечение дошкольников к изучению родного города Колпино, который был нами реализован в старшей логопедической группе дошкольного образовательного учреждения. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.

Паспорт проекта «Моя родина — Колпино»

«Только тот, кто любит,

ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Авторы проекта — воспитатели логопедической группы — Тимченко Людмила Борисовна, Тимофеева Ирина Вячеславовна.

Участники проекта — воспитатели логопедической группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, дети старшей группы, их родители.

Раздел программы / область:

Тип проекта — информационно-творческий, продолжительный (ежемесячная работа в течение учебного года).

Возрастная группа — старшая логопедическая.

Наличие межпредметных связей — разные виды деятельности:

-          Познавательно-исследовательское;

-          Чтение художественной литературы;

-          Игровая;

-          Коммуникативная;

-          Художественно-продуктивная;

-          Музыкальная.

Актуальность:

-          Систематизация накопленного педагогического опыта по нравственно-патриотическому воспитанию, социализации дошкольников;

-          Создание единого образовательного пространства, включающего группу и семью;

-          Недостаточная информированность родителей по данной теме;

-          Реализация творческого потенциала коллектива группы.

Цель работы над проектом:

-          Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом;

-          Приобщение к истории и культуре родного города;

-          Расширение кругозора.

-          Задачи:

-          Расширить и углубить знания детей о городе Колпино, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;

-          Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

-          Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;

-          Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.

Прогнозируемые результаты:

-          Повышение нравственного уровня воспитанников;

-          Расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города;

-          Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;

-          Преобразование предметно-игровой среды группы;

-          Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;

-          Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;

-          Появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают;

-          Ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.

Вся работа в рамках проекта проходила в три этапа:

I этап — запуск проекта,

II этап — планирование и реализация проекта,

II этап — подведение итогов.     

На первом этапе наша цель — выявление уровня знаний детей о родном городе и принятие решения к осуществлению проекта.

На этом этапе работы были запланированы такие мероприятия, как:

-          Экскурсии по улицам города;

-          Выяснили у детей, в каких местах они любят гулять с родителями;

-          С целью выявления знаний детей о городе провели дидактическую игру «Знаешь ли ты свой город?»;

-          Вместе с детьми приняли решение об осуществлении проекта «Моя родина — Колпино».

На втором этапе работы была создана инициативная группа по реализации проекта, в состав которой вошли родители, дети, воспитатели. Для осуществления проект были проведены следующие мероприятия:

-          Рассматривание буклетов, фотографий о городе, картин колпинских художников, просмотр видеоролика «Экскурсия по Колпино»;

-          Чтение книг о родном городе, стихов, рассказов колпинских писателей (Бейлин А. И. «Ижорские были», Ирклей А. С. «На берегах Ижоры»;

-          Целевая прогулка — «Стройка высотного дома» (профессии, техника);

-          Экскурсия в детскую библиотеку (презентация книги «Стихи и песни о Колпино» сост. В. И. Атисков, Е. П. Сизенов);

-          Экскурсия на почту. Составление письма Деду Морозу в Великий Устюг;

-          Прослушивание музыкальных произведений: гимн Колпино, Колпинский вальс, песни о Колпино;

-          Цикл занятий по ознакомлению с родным городом:

·           «История возникновения родного города».

·           «Жизнь моей улицы» (почта, парикмахерская, школа, библиотека, поликлиника, супермаркет и т. д.).

·           «Колпино — город спортсменов» (экскурсия на стадион «Ижорец» «Веселые старты»).

·           «Правила безопасности в городе. История создания светофора».

·           Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».

·           «Мы – горожане» (правила этикета).

·           «Знакомство с символикой города Колпино (герб, гимн)».

·           «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о героизме людей, встреча с участниками Великой отечественной войны, возложение цветов к памятнику павшим героям).

Учитывая, что детская игра — одно из самых важных направлений организации жизни детей в дошкольном учреждении и познавательные процессы легче развивать в игре, в рамках проекта спланирована игровая деятельность:

·           Дидактические игры: «Какой наш город», «Сказки в Колпино», «Кто что делает», «Прогулка по городу», «Колпинская азбука», «Заколдованный город», лото «Знаешь ли ты свой город», «Любимый город», «Ижорские рифмы»,«Подбери словечко», «Ошибки художника» и т. п.

·           Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Музей», «Мы — строители», «Почта», «Библиотека», «Мы — экскурсоводы», «Наша улица».

-          Детская художественно-продуктивная деятельность:

·           Конкурс рисунков «Праздники нашего города».

·           Занятие по изодеятельности «Течет река Ижора».

·           Рисунки к рассказам на тему: «Из окна, из окна наша улица

видна».

·           Коллективные творческие работы «Улицы города», «Мы — строители», «Мы — пешеходы», «Мы — юные спортсмены» и т. д.

·           Конструирование «Мой родной дворик».

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду невозможно организовать без участия родителей. Работу с родителями мы начали с выявления их информированности по данной теме. С этой целью мы провели игру «Интервью», анкетирование «Знаете ли вы свой город?». Далее были использованы такие формы работы, как:

-          Проведение цикла бесед с детьми «Я могу рассказать вам…"

-          Издание книги «Город будущего» (совместная деятельность

-          детей и родителей).

-          Изготовление совместно с детьми макетов «Мост через Ижору».

-          Составление картотеки стихов и песен о Колпино.

-          Изготовление альбомов «Безопасная дорога от дома до детского сада».

-          Выпуск газеты «Наш любимый город Колпино» (периодичность раз в квартал)

(1-ый выпуск — «Наш город прежде и сейчас»»;

2-ой выпуск — «Новогоднее Колпино»;

3-ий выпуск — «Колпино-город воинской славы»).

-          Совместное итоговое занятие детей и родителей «Мой любимый город»

Оснащение педагогического процесса:

-          Создание в группе мини-центра «Мой город»;

-          Выставка книг о городе;

-          Создание альбомов о Колпино;

-          Оформление продуктов детского творчества (рисунки, макеты, поделки);

-          Оформление фотоальбомов «Времена года в Колпино», «Где мы были» (по материалам экскурсий);

-          Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр,

-          Обновление и изготовление дидактических игр по теме;

-          Создание игровых ситуаций: «Строим город Колпино», «Правила уличного движения», «Уроки вежливости и этикета».

В завершение работы над проектом был проведен вечер досуга «Мой любимый город»» с участием родителей, презентация книги «Город будущего».

Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе на тему:

«Мой любимый город» (с участием родителей)

Программное содержание:

1.         Расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях.

2.         Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о колпинском гербе.

3.         Активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, работать над развитием связной речи.

4.         Закреплять знания детей о цифрах и порядковом счете от 1 до 10.

5.         Закреплять умения детей интонационно, выразительно рассказывать наизусть стихи.

6.         Развивать слуховое внимание, подбирать рифмы к четверостишиям.

7.         Развивать чувство ритма, двигаться в соответствии с характером музыки.

8.         Развивать мыслительные операции: память, мышление, умение анализировать и обобщать.

9.         Вызывать у детей чувство восхищения и гордости за свой родной город.

10.     Продолжать учить детей работать согласованно, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Наглядный материал:

-          Фотографии с видами города Колпино на липучках.

-          Разрезное изображение герба (из 4 частей) -2 шт.

-          Медали с символикой города по количеству детей

-          Игра «Веселый лабиринт»

-          Игра «Колпинские силуэты»

-          Ватман, картинки с видами Колпина, клей, листы желтой бумаги для коллективной работы по аппликации.

Ход занятия.

(Дети и родители под музыку входят в зал.)

Ведущий: Ребята, в наш детский сад пришла телеграмма: «Встречайте. Вылетаю». Интересно, кто бы это мог быть?

(Звучит заставка к мультфильму «Приключение Лунтика».)

Ведущий: Ребята, вы узнали эту музыку? (Да) Как вы думаете, кто может сейчас появиться у нас в гостях?

(Появляется Лунтик.)

Лунтик:Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей) Правильно! Меня так зовут потому, что я прилетел с другой планеты, с какой? (С Луны)

Ведущий:Значит твоя родина Луна?

Лунтик: Не знаю. А что такое Родина и зачем она нужна?

Ведущий:Сейчас мы вместе с ребятами и их родителями расскажем тебе об этом.

Ведущий:Дети, что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья). Правильно!

Песня о Родине.

Ведущий:Место, где мы родились, и называется Родина. Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним их, а родители нам помогут. (Дети начинают, а родители — заканчивают. Например: ребенок говорит: «Нет в мире краше», взрослый заканчивает: «Родины нашей» и т. д.)

«Человек без Родины, — что соловей без песни»,

«Одна у человека мать, — одна у него и Родина»,

«За морем теплее, — а на Родине светлее»,

«На чужой сторонушке — рад своей воронушке»,

«На чужой стороне — и весна не красна»,

«Всякому мила — своя сторона»,

«Везде хорошо, — а дома лучше»,

«Своя земля — и в горе мила».

Каждый человек любит свою Родину? Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем родном городе, тем больше будем его любить.

Дети: 1. Всю планету обойдете

Места лучше не найдете

Вместе дружно мы живем.

Колпино — наш общий дом!

2. Город мой любимый,

Город мой родной,

Ты зеленый летом,

Осенью цветной.

Чистый, белоснежный

Ты стоишь зимой,

А весной ты нежный…

Я горжусь тобой!

Пусть ты не столица,

Но люблю тебя,

И знакомых лица радуют меня.

На большой планете

Городов не счесть,

На реке Ижоре -

Самый лучший есть!

Лунтик: Я понял — Колпино это ваша родина. Наверное, это очень хороший город?

Ведущий:Конечно, и мы тебе про него сейчас расскажем. Ребята, Лунтик никогда не был в нашем городе, и я предлагаю для начала познакомить его с картой нашего города.

(Ведущий обращает внимание детей на ковролин, который закрыт.)

Ведущий:Здесь можно увидеть все достопримечательности Колпина.

(Открывает ковролин — на нем силуэты памятных мест.)

Лунтик: Какой скучный и неинтересный ваш город.

Ведущий: Нет, Лунтик, город наш очень интересный — это с нашей картой что-то случилось. Ребята, мне понадобится ваша помощь.

(Воспитатель предлагает рассмотреть рисунки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить рисунки с фотографиями. Удетей фотографии с видами Колпина. Каждый ребенок показывает свою фотографию, рассказывает, что на ней изображено (библиотека, стадион и т. д.) и размещает на ковролин.)

Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь нам понадобятся знания ваших родителей. Обращается к взрослым. Скажите, что не хватает на нашей карте? (Герба)

Ребенок:Свой герб делами заслужил

Старинный город наш и славный.

Герб городу подарен был

За честь, за верный труд исправный.

Проводится игра «Собери герб и расскажи о нем»

(Воспитатель предлагает разделиться на 2 команды: команда родителей и команда детей. Каждая команда собирает свой герб из нескольких частей. Родители совместно с детьми собирают герб и рассказывают о нем. (На гербе Колпино изображены: красный столб, золотые огни и черные полосы. Красный столб — это кирпичные заводские стены; золотые огни — пламя, которое на заводе пылает, и где колпинцы делают свое знаменитое железо; узкие черные столбы напоминают железнодорожный путь Николаевской дороги.)

Ведущий: Ребята и Лунтик, посмотрите, какой большой и красивый наш город, какой замечательный колпинский герб. И пусть засветит солнышко, чтобы лучше было видно, сколько красивых мест у нас есть.

Лунтик: А что такое солнце? Я его никогда не видел, потому что на Луне солнца нет.

Ведущий: Ребята, давайте покажем Лунтику наше яркое солнце.

(Ведущий выставляет яркий круг-серединку солнца без лучиков.)

Дети, это похоже на солнце? (Нет) Что не хватает? (Лучиков) Вы будете называть красивые слова о Колпине и у нашего солнышка появятся лучики.

Дети: Наш город красивый, светлый, современный, спортивный, рабочий, гостеприимный, чистый, зелёный, большой.

(На каждое названное ребёнком слово воспитатель выкладывает лучик)

Ведущий: Посмотри, Лунтик, какое лучистое солнышко засверкало над нашим городом.

Разминка «Хорошо» (дети стоят в кругу):

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо быть колпинцем? (выставляют большие пальцы)

Хорошо!

(Лунтик обращает внимание на лабиринты.)

Лунтик:Ачто это за кривые линии? Это такие дороги?

Ведущий:Нет, это волшебные лабиринты. Кто правильно по ним пройдет, тот отгадает слово. (Карточки с буквами на обратной стороне и с цифрами — на лицевой) Участником становится тот, кто правильно ответит на вопросы.

Как называется главный завод в Колпино? — Ижорский.

Как называется главный мост в Колпино? — Ижорский.

Как называется воинская часть, которая формировалась в Колпино и воевала в годы В. О. В? — Ижорский батальон.

Как называется стадион в Колпино? — Ижорец.

Как называется колпинская футбольная команда? — «Ижорец»

(Дети, правильно ответившие на вопросы, проходят лабиринт, в конце которого находят цифру. Затем ищут карточку с такой цифрой и забирают ее. Карточку держат в руках буквой к себе, а цифрой — к детям. Затем ведущий предлагает оставшимся детям перестроить ребят с карточками по порядку с цифрами от 5 до 10 и перевернуть карточки. Должно получиться слово ИЖОРА.)

Лунтик: А что обозначает это слово?

Дети:Это главная река в Колпино.

Лунтик:Какие вы молодцы! А что вы еще умеете?

Дети: Мы умеем танцевать.

Ведущий: Ребята, приглашайте, своих родителей на танец и мы исполним Колпинский вальс.

Танец «Колпинский вальс».

Ведущий: Лунтик, ты умеешь сочинять стихи?

Лунтик: Нет.

Ведущий: Тебя научат наши ребята. Давайте поиграем в игру, которая называется «Ижорские рифмы» (подскажи словечко).

1. Мы пришли туда всей группой,

Встали у его дверей.

Прочитали вывеску

Это был……(музей)

2. Давным-давно великий Петр,

Решил построить русский флот.

Приехав на Ижору, он сосны увидал.

Завод он на Ижоре построить……(приказал)

3. По городу любимому

Мы весело идем.

Шагаем дружно парами

И песенку……(поем)

4. Навстречу детям мчатся:

Автобусы, такси.

А детям очень нравится

По городу……(идти)

Лунтик:Японял, почему ваш город такой замечательный, ведь там живут такие дружные люди, как вы. Мне у вас очень понравилось, но, к сожалению, пора улетать на свою планету. Я обязательно расскажу своим друзьям про вас и ваш город Колпино.

Ведущий:Лунтик, не спеши! Мы хотим на память сделать тебе подарок — карту Колпино.

(Родители вместе с детьми делают коллективную работу «Наш город в подарок Лунтику» (аппликация с элементами оригами) и дарят Лунтику.)

Ведущий:Наше путешествие тоже подошло к концу. Мы все славно потрудились, и я хочу наградить вас медалями «Знатоки родного города»!

Песня о Колпино.

Литература:

1.                 Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Изд. УЦ «Перспектива», Москва — 2009.

2.                 А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2009 г.

3.                 Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Мы живем в России. Изд. «Издательство Скрипторий», Москва 2007 г.

4.                 М. Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Изд. «Аркти». Москва, 2004 г.

5.                 Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева Система патриотического воспитания в ДОУ. Изд. «Учитель», Волгоград, 2007г.

6.                 Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 8 2011 г., № 12 2011 г.

Основные термины (генерируются автоматически): Колпино, родной город, ребенок, город, Ижора, Родитель, детский сад, ведущий, ребята, Родина.

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культуре Вологодской области

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культуре Вологодской области

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем