Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе для детей компенсирующей направленности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лукина, Г. Н. Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе для детей компенсирующей направленности / Г. Н. Лукина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4754/ (дата обращения: 19.12.2024).

В соответствии с Федеральными государственными требованиями и федеральными государственными стандартами одним из компонентов в структуре образовательного процесса дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто наблюдателями.

Мы совместно поставили цель:

сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.

Определили задачи:

-          установить партнёрские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

-          повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;

-          формировать навыки наблюдения за ребёнком, умения делать правильные выводы из этих наблюдений.

Одна из главных задач федерального государственного образовательного стандарта:

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

Использовали принципы:

1.      Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2.      Индивидуальный подход.

3.      Динамичность.

4.      Сотрудничество, а не наставничество.

5.      Серьезная подготовка.

6.      Комплексности.

Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т. е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Все специалисты работают под руководством учителя — дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно — развивающей работы. В проведении коррекции большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя–дефектолога, учителя — логопеда, педагога — психолога и воспитателя группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. В группе компенсирующей направленности при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком и родителями на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

На начало учебного года родителям предлагаем заполнить анкету по методической рекомендации Г. Н. Лавровой и совместно составленные учителем — дефектологом, психологом и учителем логопедом анкеты, которые помогают лучше узнать ребёнка и спланировать работу с семьёй.

Проводим беседы с родителями по результатам диагностики совместно с логопедом. Психолог приглашает на личную беседу. Заранее обсуждаем, что донести до каждого родителя о развитии его ребёнка.

Одним из главных документов консилиума является коррекционно-образовательный маршрут группы, который разрабатывается на основе полученных результатов обсуждения и заполнения заключения медико-психолого-педагогического изучения ребёнка в коррекционной группе на начало учебного года. Из наблюдений, бесед, анкетирования мы совместно с воспитателями заполняем таблицу «Работа с семьёй».

В зависимости от типа семьи проводим работу:

Проблемной семье, педагогически несостоятельной нам необходимо:

-          дать знания родителям, обучить родителей способам и приемам проведения коррекционных упражнений с ребёнком;

-          помочь им выбрать оптимальное направление работы и познакомить их с ее содержанием.

Проблемной семье, но педагогически состоятельной:

-          уделяем освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специальной коррекционной группы;

-          знакомим с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребёнку.

Работа с оптимальной семьёй:

-          привлекаем родителей к совместной работе;

-          объясняем, какую помощь от них ждут специалисты, участвующие в коррекционном процессе, в целях достижения успеха коррекционной работы с детьми.

Работу с родителями проводим как в традиционных формах, так и инновационных. Традиционные формы работы делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.Коллективные формы работы:

-          день открытых дверей;

-          родительские собрания;

-          конференции с родителями;

-          экскурсия по детскому саду;

-          тематические занятия семейного клуба;

-          проведение детских праздников и досугов;

-          презентации и игры для родителей.

Проводим различные виды родительских собраний:

1.                 «Мастер — класс».

2.                 «Душевный разговор».

3.                 «Турнир знатоков».

4.                 «Семинар — практикум».

5.                 «Аукцион».

6.                 «Педагогическая лаборатория».

7.                 «Педагогическая гостиная».

8.                 «Устный журнал».

9.                 «КВН», «Поле чудес».

В ходе собрания обсуждаем интересные темы, предлагаем не стандартные решения сложных вопросов. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах.

Не одно родительское собрание у нас не проходит без игр и конкурсов. Обязательно родители получают памятки. В течение года мы награждаем родителей почетными грамотами и благодарностями.

Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары — практикумы; тематические консультации; презентации.

Индивидуальные формы работы:

-          анкетирование и опросы;

-          беседы и консультации специалистов;

-          запись на магнитофон ответов детей, рассказов;

-          рекомендации родителям и закрепление пройденного материала;

-          родительский час.

В беседах и консультациях мы предлагаем игровые упражнения и задания, направленные на закрепление учебного материала, способствующие развитию и коррекции психических функций и повышению познавательного интереса.

Формы наглядно-информационного обеспечения:

-          еженедельные консультации;

-          рубрика «Вести»;

-          фото уголок;

-          папки-раскладушки;

-          библиотечка-передвижка;

-          буклеты, листовки, памятки.

Пропаганду педагогических знаний ведем через систему наглядной агитации. В группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы.

Совместно осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в работе с семьями, были использованы:

-          консультации специалистами каждому ребенку;

-          музыкальные произведения по возрасту детей;

-          комплекс утренней гимнастики и подвижные игры;

-          картотека игр и упражнений. В основном это материал, объединённой одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.

Всё это хранится в папке у каждого ребенка. Родитель в свободное время может почитать. Взять домой.

-          медиатека (звукозаписи рассказов детей, презентации)

-          блог специалистов группы № 9.

Инновационные формы работы с родителями можно выделить как отдельно, так и отнести к наглядно-информационному обеспечению:

-          социальные ролики;

-          создание обучающей видеотеки (занятия для детей и родителей, модели организации коррекционно — развивающей среды в домашних условиях и др.);

-          медиатека (звукозаписи рассказов детей, презентации);

-          сайт и блог нашего учреждения.

Деление родителей воспитанников на три группы по типу семьи требует дифференцированного подхода в работе. Коллективные и наглядно-информационные формы работы подразумевают одно содержание для каждой семьи, но и здесь мы предлагаем оптимальным семьям участвовать в качестве равноправных партнеров — они делятся своим опытом, помогают изготавливать пособия, памятки. Индивидуальные формы работы различаются по содержанию и методам, количеством проведенных мероприятий в зависимости от типа семьи.

Приведем таблицу, иллюстрирующую дифференцированный подход в методике индивидуальной работы с различными типами семей.

Методы индивидуальной работы с семьями разных типов

Проблемная семья, педагогически несостоятельная

Проблемная семья, но педагогически состоятельная

Оптимальная семья

Беседа от 10 до 20 минут ежедневно.

Беседа не более 10 минут еженедельно

Беседа по мере необходимости, не реже 2 раз в месяц.

Игровой практикум еженедельно, иногда совместно с ребенком

Консультация по результатам диагностики и по мере необходимости 1 раз в квартал

Консультация по результатам диагностики и по мере необходимости 1 раз в квартал

Прослушивание и анализ ответов, рассказов детей на магнитофон, рекомендации специалистов по поводу услышанного.

Использование картотеки игр и упражнений, видеотеки для домашнего просмотра

Привлечение к работе сайта или блога группы в интернете.

Анкетирование, опросы 1 раза в год

Все специалисты проводят мониторинг основных показателей общего развития ребенка. Анализируя его в течение трех учебных лет, можно сделать вывод о положительной динамике, что свидетельствует об эффективности нашей совместной работы. Описание: C:\Users\Алексей\Desktop\таба мама 4.jpg

Каждый специалист работает по одним и тем же выделенным направлениям, а вот методы и приемы, используемые специалистами, будут различными и виды деятельности ребенка тоже будут разные.

Таким образом, многократное и многоплановое воздействие на одну и ту проблему поможет быстрее преодолеть ее.

Педагоги предоставляют возможность учиться не только детям, но и родителям, делая процесс общения взрослых и детей более гармоничным. Мы стараемся оказать помощь семье в интеллектуальном, психоэмоциональном и физическом развитии ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, вся работа специалистов ДОУ позволяет:

1.     обеспечить будущим первоклассникам равные стартовые возможности при поступлении в школу;

2.     своевременно помочь детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии.

Родители воспитанников активно принимали участие во всех конкурсах и выставках семейных творческих работ.

Итогом сотрудничества специалистов ДОУ с родителями являются следующие результаты:

-          родители перестают быть просто зрителями и наблюдателями, становятся активными участниками различных мероприятий;

-          папы и мамы стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания;

-          возросло взаимоуважение и взаимопонимание педагогов и родителей;

-          у родителей сформировалось уважительное отношение к продуктам детской деятельности;

-          улучшились количественные показатели присутствия родителей на групповых и детсадовских мероприятиях;

-          родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада;

-          изменился культурный уровень родителей, снизилось количество конфликтов;

-          родители и педагоги стали совместно решать проблемы, между ними сформировались партнёрские отношения с единым пониманием целей и задач педагогического процесса;

-          созданы условия для реализации идей родителей, их творческих способностей;

-          созданы условия для полноценного общения всех участников образовательного процесса.

Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий специалистов и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции задержки психического развития и полноценного личностного развития детей.

Литература:

1.     Основная общеобразовательная программа ДОУ.

2.     Лаврова Г. Н. «Учебное пособие повышения квалификации кадров» Челябинск 2003.

3.     Борякова Н. Ю. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития» Москва 2004.

4.     Микляева Н. В., Гладких Л. П. «Экспресс-диагностика развития детей» Москва 2006.

5.     Микляева Н. В. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй» Москва 2006.

6.     Кондратьева С. Ю. «Если у ребёнка задержка психического развития» Санкт-Петербург 2011.

7.     Глебова С. В. «Детский сад-семья: аспекты взаимодействия» Воронеж 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, дифференцированный подход, проблемная семья, мера необходимости, образовательный процесс, работа, результат диагностики, совместная работа, тип семьи.

Похожие статьи

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Взаимодействие специалистов ДОУ с детьми подготовительной к школе группы

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Организация работы с родителями по развитию детских интересов в области ранней профориентации

Опыт работы по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ в условиях детского сада

Похожие статьи

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Взаимодействие специалистов ДОУ с детьми подготовительной к школе группы

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Организация работы с родителями по развитию детских интересов в области ранней профориентации

Опыт работы по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ в условиях детского сада