Профессиональная направленность в преподавании физики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 1270 раз

Библиографическое описание:

Смотрова, Е. В. Профессиональная направленность в преподавании физики / Е. В. Смотрова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4769/ (дата обращения: 16.11.2024).

В данной статье представлены пути и методы реализации профессиональной направленности преподавания физики для профессий начального профессионального образования. Дается описание методов организации поисковой и исследовательской деятельности обучающихся

Ключевые слова: профессиональная направленность, поисковая, исследовательская деятельность обучающихся.

Статистика утверждает, что на сегодняшний день только 5 % выпускников школ осознанно подходят к выбору рабочей профессии.

По результатам опроса, проводимого психологической службой среди обучающихся, поступивших в ГАОУ СПО КО КузТАГиС на ступень начального профессионального образования в 2013–2014 учебном году, основными мотивами выбора образовательного учреждения были:

-          нежелание или невозможность продолжать свое обучение в школе;

-          низкий уровень знаний;

-          желание учиться с друзьями в одном образовательном учреждении;

-          близость к месту проживания;

-          социальные гарантии (стипендия, бесплатное питание, проживание в общежитии);

-          отсутствие средств, для обучения в ОУ ВПО и СПО на коммерческой основе.

Начиная преподавать свой предмет, обязательно провожу анкету:

-          Считаете ли вы важным изучение физики?

-          Видите ли применение полученных знаний в будущей профессии?

Проведенный опрос и результаты анкетирования (Рис.1) показывают, что обучающиеся не считают важным изучение физики, не видят применение полученных знаний в будущей профессии, имеют низкий уровень мотивации.

 

Рис. 1

Проведение входного контроля убеждает в том, что для решения данных проблем уровень знаний оставляет желать лучшего. Необходимо создавать условия, побуждающие обучающихся прилагать максимум усилий к самостоятельной деятельности, развитию мыслительной деятельности и воспитанию ответственности, заинтересованности в результатах обучения.

Это можно достичь, решая следующие задачи:

-          развить у обучающихся познавательный интерес к предмету, повысить значимость изучения физики;

-          реализовать связь между теорией и практикой, учитывать проблемные производственные ситуации на уроках физики;

-          сформировать у обучающихся мотивационно — ценностное отношение выбранной профессии;

-          повысить качество обучения через всестороннее раскрытие интеллектуального и личностного потенциала ученика;

-          внедрить продуктивные технологии в воспитательно — образовательный процесс.

Для реализации данных задач провожу работу по следующим направлениям:

1.                 Организация исследовательской, поисковой деятельности обучающихся.

Реализацией данной цели является организация обучающихся для выполнения лабораторно — практических задач. Постановка и наблюдение за физическими экспериментами.

После выхода обучающихся с практики на уроках физики перед ними ставится ряд проблемных вопросов, направленных на выявление связи физики с будущей профессиональной деятельностью.

Например:

1.                 Почему не следует смотреть на пламя, возникающее при электросварке?

2.                 Почему темное стекло предохраняет глаза сварщика от вредного действия пламени электросварки?

3.                 Каково назначение дросселя в сварочном аппарате?

4.                 Чем объясняется соединение двух кусков металла при сварке и пайке?

2.                  Развитие информационно — коммуникационной компетентности обучающихся реализуется в поиске и работе с информацией, выполнении исследовательских заданий и их публичной защите, работе с различными источниками информации, формировании навыков эффективного взаимодействия в коллективе.

Предлагаю обучающимся следующие задания:

-          Написать сочинение о производственной практике по теме: «Какие физические процессы вы наблюдали на практике?»; подготовка видео экскурсии или презентации о пройденной практике.

Также обучающимся предлагается подготовить — КЕЙС — ситуации с использованием интегрированных знаний по физике и производственному обучению. При изучении курса физики обучающиеся получают теоретические знания по разделам: «Тепловые явления», «Электростатика». Поэтому стремлюсь пробудить интерес обучающихся к овладению умениями и навыками профессионального труда. Провожу занятия на основе Кейс — метода. В ходе решения кейс — стадии обучающиеся учатся анализировать информацию, работать в команде, презентовать результаты своей деятельности.

В качестве исследовательских заданий в течение всего периода обучения обучающиеся создают портфолио — «Физика в моей профессии», что обеспечивает формирование у обучающихся умения наблюдать, вычленять главное, оформлять результаты работы. Обучающиеся пишут рефераты, доклады, выступают на классных часах и внеклассных мероприятиях, готовят презентации с использованием фотографий тех процессов, которые они наблюдали на предприятиях.

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно — воспитанные люди, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны; могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные решения, способны к сотрудничеству.

Литература:

1.                  Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. В Соловова, С. В. Николаева.- Самара: «Универс групп», 2009.- 234с.

2.                  Информационные технологии в образовании [Текст]:Сборник научных трудов участников VII научно-практической конференции-выставки — Ростов н/д., Ростиздат, 2007. — 142 с.

3.                  Дечева, Е. В. Профессиональная направленность преподавания физики в учреждениях начального профессионального образования с использованием современных информационно-коммуникативных технологий [Электронный ресурс] / Е. В. Дечева — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.pedsovet.org.Образование.link_id,3465/ltemid,88, свободный. 2007. -29 авг. — Загл. с экрана.

4.                  Стук, А. К. Использование ИКТ в преподавании физики [Электронный ресурс] / А. К. Стук. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/1, свободный. 2012. — 9 дек. — Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, будущая профессия, изучение физики, исследовательская деятельность обучающихся, начальное профессиональное образование, уровень знаний, урок физики.