Профессиональная направленность в преподавании физики
Автор: Смотрова Елена Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 09.01.2014
Статья просмотрена: 1271 раз
Библиографическое описание:
Смотрова, Е. В. Профессиональная направленность в преподавании физики / Е. В. Смотрова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4769/ (дата обращения: 19.12.2024).
В данной статье представлены пути и методы реализации профессиональной направленности преподавания физики для профессий начального профессионального образования. Дается описание методов организации поисковой и исследовательской деятельности обучающихся
Ключевые слова: профессиональная направленность, поисковая, исследовательская деятельность обучающихся.
Статистика утверждает, что на сегодняшний день только 5 % выпускников школ осознанно подходят к выбору рабочей профессии.
По результатам опроса, проводимого психологической службой среди обучающихся, поступивших в ГАОУ СПО КО КузТАГиС на ступень начального профессионального образования в 2013–2014 учебном году, основными мотивами выбора образовательного учреждения были:
- нежелание или невозможность продолжать свое обучение в школе;
- низкий уровень знаний;
- желание учиться с друзьями в одном образовательном учреждении;
- близость к месту проживания;
- социальные гарантии (стипендия, бесплатное питание, проживание в общежитии);
- отсутствие средств, для обучения в ОУ ВПО и СПО на коммерческой основе.
Начиная преподавать свой предмет, обязательно провожу анкету:
- Считаете ли вы важным изучение физики?
- Видите ли применение полученных знаний в будущей профессии?
Проведенный опрос и результаты анкетирования (Рис.1) показывают, что обучающиеся не считают важным изучение физики, не видят применение полученных знаний в будущей профессии, имеют низкий уровень мотивации.
Рис. 1
Проведение входного контроля убеждает в том, что для решения данных проблем уровень знаний оставляет желать лучшего. Необходимо создавать условия, побуждающие обучающихся прилагать максимум усилий к самостоятельной деятельности, развитию мыслительной деятельности и воспитанию ответственности, заинтересованности в результатах обучения.
Это можно достичь, решая следующие задачи:
- развить у обучающихся познавательный интерес к предмету, повысить значимость изучения физики;
- реализовать связь между теорией и практикой, учитывать проблемные производственные ситуации на уроках физики;
- сформировать у обучающихся мотивационно — ценностное отношение выбранной профессии;
- повысить качество обучения через всестороннее раскрытие интеллектуального и личностного потенциала ученика;
- внедрить продуктивные технологии в воспитательно — образовательный процесс.
Для реализации данных задач провожу работу по следующим направлениям:
1. Организация исследовательской, поисковой деятельности обучающихся.
Реализацией данной цели является организация обучающихся для выполнения лабораторно — практических задач. Постановка и наблюдение за физическими экспериментами.
После выхода обучающихся с практики на уроках физики перед ними ставится ряд проблемных вопросов, направленных на выявление связи физики с будущей профессиональной деятельностью.
Например:
1. Почему не следует смотреть на пламя, возникающее при электросварке?
2. Почему темное стекло предохраняет глаза сварщика от вредного действия пламени электросварки?
3. Каково назначение дросселя в сварочном аппарате?
4. Чем объясняется соединение двух кусков металла при сварке и пайке?
2. Развитие информационно — коммуникационной компетентности обучающихся реализуется в поиске и работе с информацией, выполнении исследовательских заданий и их публичной защите, работе с различными источниками информации, формировании навыков эффективного взаимодействия в коллективе.
Предлагаю обучающимся следующие задания:
- Написать сочинение о производственной практике по теме: «Какие физические процессы вы наблюдали на практике?»; подготовка видео экскурсии или презентации о пройденной практике.
Также обучающимся предлагается подготовить — КЕЙС — ситуации с использованием интегрированных знаний по физике и производственному обучению. При изучении курса физики обучающиеся получают теоретические знания по разделам: «Тепловые явления», «Электростатика». Поэтому стремлюсь пробудить интерес обучающихся к овладению умениями и навыками профессионального труда. Провожу занятия на основе Кейс — метода. В ходе решения кейс — стадии обучающиеся учатся анализировать информацию, работать в команде, презентовать результаты своей деятельности.
В качестве исследовательских заданий в течение всего периода обучения обучающиеся создают портфолио — «Физика в моей профессии», что обеспечивает формирование у обучающихся умения наблюдать, вычленять главное, оформлять результаты работы. Обучающиеся пишут рефераты, доклады, выступают на классных часах и внеклассных мероприятиях, готовят презентации с использованием фотографий тех процессов, которые они наблюдали на предприятиях.
Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно — воспитанные люди, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны; могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные решения, способны к сотрудничеству.
Литература:
1. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. В Соловова, С. В. Николаева.- Самара: «Универс групп», 2009.- 234с.
2. Информационные технологии в образовании [Текст]:Сборник научных трудов участников VII научно-практической конференции-выставки — Ростов н/д., Ростиздат, 2007. — 142 с.
3. Дечева, Е. В. Профессиональная направленность преподавания физики в учреждениях начального профессионального образования с использованием современных информационно-коммуникативных технологий [Электронный ресурс] / Е. В. Дечева — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.pedsovet.org.Образование.link_id,3465/ltemid,88, свободный. 2007. -29 авг. — Загл. с экрана.
4. Стук, А. К. Использование ИКТ в преподавании физики [Электронный ресурс] / А. К. Стук. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/1, свободный. 2012. — 9 дек. — Загл. с экрана.