Система научно-методического обеспечения подготовки специалиста технического профиля в системе СПО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 7382 раза

Библиографическое описание:

Лиховцов, С. Е. Система научно-методического обеспечения подготовки специалиста технического профиля в системе СПО / С. Е. Лиховцов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4773/ (дата обращения: 15.11.2024).

Рассматривая проблему формирования профессиональной компетентности студентов технического профиля, опираясь на контекст компететностного подхода в образовании, мы рассматриваем категорию научно-методическое обеспечение как один из процессов способствующего подготовки не просто выпускника колледжа, а компетентного профессионала (специалиста) готового высококачественно выполнять свою работу и брать на себя ответственность за свою деятельность и свою жизнь.

Для рассмотрения и изучения понятия научно-методическое обеспечение мы рассмотрели ряд научных работ. К проблемам методологии и методов исследования профессионального образования обращались: А. П. Беляева, К. Я. Вазина, A. M. Новиков, Л. Г. Соколов. Вопросы профессионального становления личности изучали: К. С. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова и др. Моделирование как всеобщий метод педагогического исследования рассматривали следующие ученые: С. Н. Беляев, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, М. С. Шмакин. Психолого-педагогические теории образовательной среды, в частности, положения о типах образовательной среды, ее параметрах, характеристиках изучали: Я. А. Каменский, Я. Корчак, Дж. Локк, А. Маслоу, Б. Д. Парыгин и др..

Встречаются разные понятия и трактовки термина обеспечение, мы выявили схожие и близкие понятия, например: среда, образовательная среда, учебная среда, информационная среда, образовательное пространство, информационно-методическое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, методическое обеспечение, научно-методическое обеспечение.

Проанализируем некоторые из них. Так, Выготский Л. С. считал: «Среда для человека в конечном счете есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом... Поэтому противопоставлять социальную среду среде природной можно только в узком, ограниченном и условном смысле. Если же социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений, то совершенно понятна та исключительная пластичность социальной среды, которая делает ее едва ли не самым гибким средством воспитания... Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом» [2, с. 17]. Образовательная среда — совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности [9, с. 75]. В. И. Слободчиков подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности, и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения. В качестве характеристик среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, выделяется три принципа ее организации: единообразие, разнообразие и вариативность [7, с. 88]. В. В. Рубцов определяет образовательную среду как систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса. В этом случае выделяются следующие структурные компоненты образовательной среды: внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся [6, с. 39].

Понятие «образовательное пространство» определяют как окружающую человека зону его активности, ближайшего развития в учебном заведении (Торхова А. В.); как «территорию», где существуют источники развивающего влияния порождаются его факторы, действуют закономерности и принципы, осуществляются различные виды деятельности, реализуются педагогические технологии (Колесникова И. А.) как многообразие деятельностей, удовлетворяющих требования совместности и участия в них обучающегося в качестве проектировщика и реализатора собственного замысла (Громыко Ю. В.); как совокупность не только влияний и условий формирования личности, но и возможностей для развития и совершенствования субъектами образования своего социального и пространственно-предметного окружения (Дридзе Т. М.). Подчеркивается, что дидактический потенциал образовательного пространства может быть актуализирован во взаимополагании предметности культуры и сущностных сил человека (Слободчиков В. И.), в точке пересечения, совпадения внешних и внутренних, средовых и личностных возможностей (Песоцкий Ю. С.).

Казанова Т. П., научно-методическое обеспечение системы качества образования понимает, как совокупность нормативных, программных, дидактических, критериально-оценочных материалов, направленных на повышение эффективности деятельности профессиональной подготовки специалистов и ориентированных на эффективность деятельности профессиональной подготовки специалистов и ориентированных на эффективность деятельности субъектов образовательного процесса (студенты, преподаватели, вуз, работодатели) и адекватных социально-экономическому развитию государства [3, с. 27]. В. А. Бордовский указывает, что управление инновационными процессами развития образования на современном этапе развития системы высшего педагогического образования обусловливает появление новых функций, связанных с построением организационно-методического обеспечения инновационных процессов [1, с. 8].

Создание научно обоснованных системы методической работы и методического обеспечения — объективная необходимость и одновременно важное условие формирования профессионализма преподавателей, развития их педагогического творчества. Система методической работы в учебных заведениях выполняет еще одну важную функцию — осуществление систематического влияния на повышение педагогического уровня подготовки преподавателей, их профессионально-методической компетентности, готовности к решению новых социально-воспитательных задач.

Требования к научно-методического обеспечения учебного процесса регламентируются государственными документами. В условиях их среднего образования научно-методическое обеспечение включает государственные стандарты образования, учебные планы, учебные программы по всем нормативных и выборочных дисциплин; программы учебной, производственной и других видов практик, учебники и учебные пособия; инструктивно-методические материалы к семинарским, практическим и лабораторным занятий, индивидуальные задания для самостоятельной работы студентов по учебным курсам; контрольные работы по учебным дисциплинам для проверки уровня усвоения учебного материала, методические материалы для студентов по самостоятельной работы профессиональной литературы, подготовки курсовых работ и дипломных проектов.

Ковалева Н. И., понимает научно-методическое обеспечение как систему подготовки специалистов сферы сервиса (на примере ВПО) есть процесс, функция и результат деятельности управленческих структур различного уровня в области образования по оказанию методической поддержки в функционировании и развитии учебно-воспитательного процесса. Автор рассматривает феномен научно-методического обеспечения с позиции личностного подхода в образовании, когда его основное назначение состоит в оказании такой научной, информационной, психологической, методической поддержки преподавателя и студента как субъектов образовательного процесса, при которой будущий специалист становится на путь профессионально-личностного развития, а педагог имеет возможности для саморазвития и самореализации [4, с. 9].

Научно-методическая деятельность — целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге, — на повышение качества и эффективности образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся [5, с. 11].

Научно-методическое обеспечение — результат научно-методической деятельности, направленный на обеспечение системы регионального дополнительного образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики. Конкретизация понятий позволила выделить основные направления (научно-исследовательское, опытно-экспериментальное, информационно-методическое, учебно-методическое, организационно-учебное), определить структуру и дать характеристику научно-методической деятельности с учетом специфики ее организации на уровне региона, разработать содержание научно-методического обеспечения регионального дополнительного образования [5, с. 12].

Рассматривая научно-методическое обеспечение с таких позиций, мы можем сделать вывод, что научно-методическое обеспечение — это совокупность процессов, включающих в себя научную, методическую, информационную, психологическую поддержку, осуществление систематического влияния на повышение педагогического уровня подготовки преподавателей, их профессионально-методической компетентности, готовности к решению новых образовательных и социально-воспитательных задач.

Для изучения процесса формирования профессиональных компетенций будущего специалиста технического профиля, был выбран метод моделирования, позволяющий создать модель, соответствующую прогнозируемому процессу формирования профессиональной компетентности студентов.

Модель — это всегда некоторое конкретное построение в той или иной форме или степени наглядное, конечное и доступное для обозрения и практического применения, состоящее из структурных и функциональных компонентов. Предлагаемая модель специалиста позволяет, с одной стороны, определить содержание и структуру понятия «профессиональная компетентность» студента будущего специалиста, с другой — сформировать систему педагогических условий для ее формирования. Модель формирования профессиональных компетенций студентов технического колледжа включает в себя: компетенции; этапы; педагогические условия; методы; критерии сформированности компетенций; показатели сформированности компетенций.

В структуру научно-методического обеспечения входит сам процесс обучения преподавателей (беседы, семинары, профессиональные встречи, лекции, обучающие занятия, тесты, опросники); требования к педагогам в контексте формируемых компетенций; процесс формирования у студентов профессиональных компетенций; измерительная база; технология обучения педагогического коллектива.

Остановимся более подробно на рассмотрении структур научно-методического обеспечения. Так, процесс обучения преподавателей в общем виде включает в себя:

-          специальную теоретическую, методологическую и психологическую подготовку преподавателей образовательного учреждения в условиях компетентностного похода в образовании;

-          включение в содержание обучения профессиональных компетенций студентов технического профиля, опыта взаимодействия студентов и преподавателей в новых условиях;

-          апробацию новых методов и методик на основе компетентностного подхода и включение проблемных ситуаций в образовательный процесс;

-          внесение изменений в систему управления педагогическим процессом направленного на формирование профессиональных компетентностей студентов;

-          разработку диагностических показателей и процедур мониторинга сформированности профессиональных компетенций у студентов.

Требования к педагогам в контексте формируемых компетенций содержат в себе:

-          уровень владения новыми образовательными технологиями;

-          выбор наиболее подходящих средств для решения нестандартной образовательной ситуации;

-          умение создавать условие (ситуацию) для освоения студентами новых ценностей и знаний, норм и правил, для критического переосмысления полученного нового материала;

-          способствовать формированию у студентов критериев и ориентиров, позволяющим им использовать и владеть полученными знаниями и умениями;

-          формировать у студентов представление о ценности труда и трудовой профессии.

Именно при комплексном подходе формирования компетентного специалиста и рабочего технического профиля предполагает выделение поискового, деятельностного и рефлексивного этапов, каждый из которых характерен не только спецификой целевых, содержательных и процессуальных характеристик, но и структурой педагогического взаимодействия.

Литература:

1.         Автореферат. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования. Автореферат. Бордовский, Владимир Алексеевич. Санкт-Петербург Год защиты 1999.

2.         Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с., с. 83, 88.

3.         Казакова Т. П., Научно-методическое обеспечение системы менеджмента качества образовательного процесса в туристическом ВУЗе, 13.00.08., Москва, 2006 г.

4.         Ковалева Н. И., Научно-методическое обеспечение подготовки специалистов в области сервиса (высшее образование). 2005 г., Волгоград.

5.         Кувшинкова И. А., Научно-методическое обеспечение регионального дополнительного образования 13.00.01 АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Рязань — 2006.

6.         Рубцов В. В., Улановская И. М., Яркина О. В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании. — Вып. 2. М.: МИПКРО, 1998.

7.         Падун Н. А. Совершенствование методической работы в учреждениях профтехобразования на основе творческого использования исторического опыта //Научно-методическое обеспечение современной профессиональной школы. — М., 1994. — Ч. 1. — С. 88–91.

8.         Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков. — М.: Экопсицентр РОСС, 2000. — 230 с.

9.         Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С. М. Вишнякова. 1999

Основные термины (генерируются автоматически): научно-методическое обеспечение, образовательная среда, образовательный процесс, социальная среда, научно-методическая деятельность, профессиональная компетентность студентов, технический профиль, будущий специалист, методическая работа, методическое обеспечение.