«Один за всех и все за одного» (интегрированный урок по роману А.Дюма «Три мушкетёра») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ковпак, Л. А. «Один за всех и все за одного» (интегрированный урок по роману А.Дюма «Три мушкетёра») / Л. А. Ковпак, Т. В. Шолохова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4791/ (дата обращения: 16.11.2024).

Оборудование урока: текст романа «Три мушкетера»: фрагмент фильма, презентация, карточки, рисунок-иллюстрация, результаты исследования.

Сегодня у нас необычный урок — урок литературы и обществознания. Эти предметы взаимосвязаны, ведь в центре их внимания — человек, общество, жизнь.

Притча о дружбе:

Однажды одинокий старик, живший около реки, поздно вечером услышал стук в дверь.

— Кто там? — спросил старик.

— Твоя любовь, — ответили ему.

Старик подумал и ответил:

— Я любил и был любим, с этой любовью я и уйду из жизни.

Снова раздался стук в дверь.

— Кто там?

— Богатство.

— Был я богат, а счастья это мне не принесло. Со временем я понял: вода, воздух, простая еда достаточны для человека. Человек рождается и уходит в одном костюме, больше он взять не может. Так что не открою я тебе, Богатство, дверь.

Вновь раздался стук в дверь.

— Кто там?

— Дружба.

Обрадовался старик, открыл дверь.

— Вот Дружбе я рад, только верных друзей не хватает мне.

А вместе с дружбой в дверь вошли Любовь и Богатство. Удивился старик:

— А ведь я не звал вас, — сказал он.

— Глупый старик, хоть и прожил ты долгую жизнь, а так и не понял, что с верными друзьями в твоей жизни будут и Любовь, и Богатство!

Вопрос учителя: — О чем эта притча, чему она учит нас?

На формирование личности большое влияние оказывает дружба. Как отличить истинную дружбу от ложной? Наш сегодняшний урок, который мы назвали «Один за всех и все за одного», посвящен разговору о настоящей дружбе и чести, и рассматривать эту тему будем на примере интереснейшего романа замечательного французского писателя Александра Дюма «Три мушкетёра».

Назовите ваши ассоциации со словом «дружба»? (Взаимопомощь, уверенность в близком человеке, надёжность, доверие во всём, готовность к самопожертвованию

ради друга и т. п.). Таким образом, дружба — это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

Именно о таких дружеских отношениях героев романа «Три мушкетёра» рассказывает прекрасный писатель Александр Дюма. Познакомимся с ним поближе.

Д А Л Е Е — Р А С С К А З Ы У Ч А Щ И Х С Я, беседа учителя по содержанию и анализу отдельных глав романа, исследовательские данные, выступления родителей с историями о своей дружбе, проверенной временем..

Александр Дюма (1802–1870)- французский писатель. Известен как автор авантюрно- исторических и авантюрно- романтических романов «Три мушкетёра»,

«Граф Монте-Кристо», «Королева Марго» и других. Биографы и исследователи его творчества говорили об огромном трудолюбии писателя: «Бывало так, что он целыми днями не прикасался к перу, а затем, подгоняемый необходимостью, стремясь возместить потерянное время, писал по двенадцати или по пятнадцати часов подряд …». Время от времени слышно было, как он хохочет, Его произведения доставляли удовольствие ему самому, Вероятно, поэтому они доставляли удовольствие другим.

Александр Дюма был непоседой-путешественником. Он побывал в Бельгии, Германии, Италии, России. Писатель посещает Санкт-Петербург, Москву, путешествует по Волге, знакомится с Казанью, Астраханью, едет на Кавказ. Его интересует всё: история, нравы, природа, люди. На Бородинском поле он находит следы знаменитой битвы 1812 года. В Переславле он лакомится знаменитой сельдью, в Нижнем Новгороде восхищается знаменитой ярмаркой. Из Казани Дюма отправляется в Калмыкию, оттуда - к озёрам Эльтон и Баскунчак. Цель его волжского путешествия- Астрахань. Он пишет Сыну, тоже писателю, во Францию, что на берегу Каспия ему видятся «дикие утки, гуси, пеликаны и тюлени» в таком изобилии, как на реке Сене в Париже- лягушки и каменки. Свои путевые заметки он публикует под названием «От Парижа до Астрахани», а после смерти писателя вышел ещё и «Большой кулинарный словарь», над которым Дюма работал всю жизнь.

— Как и писатель Александр Дюма, его герои — авантюристы, и роман «Три мушкетера» принято считать авантюрным, что в переводе с французского обозначает «приключенческий». Что мы знаем о главном герое дАртаньяне? Вспомним его портрет (Ему 18 лет, он из Гаскони, направляется в Париж в поисках славы и богатства. Дартаньян предстает обладателем старой клячи, отцовской шпаги, мизерной суммы денег и неуёмной гордости).

— Какие напутствия дает ему отец? (Ни при каких обстоятельствах не продавать коня, щадить его, не драться на дуэли, тем более что они запрещены…Отец дает ему 15 экю, советы, а мать - рецепт чудодейственного бальзама).

— Какова роль 5 главы в романе и в судьбе дАртаньяна? (Эта глава позволяет увидеть, насколько благородными и великодушными были мушкетеры и почему их называли «трое неразлучных», а также позволяет судить о решительности дАртаньяна и благородстве противников).

— Перечитайте диалог дАртантяна и Атоса. Докажите, что герои соревнуются в благородстве(обратите внимание на речь героев).

— Что вы можете сказать о характерах Портоса и Арамиса на основании того, ЧТО и КАК они говорят о дуэли?

— Что позволяет автору сказать о своем герое: «дАртаньян был человек не совсем обыкновенный»?

— Можно ли отказать в мужестве и благородстве гвардейцам кардинала? Как ведет себя Бикара? («Бикара был один из тех железных людей, которые падают только мёртвыми». Даже раненый в бедро, один против всех, он отказался сдаться. Дюма говорит: «Мужество всегда вызывает уважение, даже если это мужество врага».

—Обратимся к гл. 19 «План кампании», чтобы понять, что такое настоящая дружба. Кстати, кто и когда впервые произносит девиз мушкетеров «Один за всех и все за одного»? (Об этом говорится в 9 главе. Атос признаётся, что дАртаньян умнее их всех, когда гвардейцы схватили галантерейщика Бонасье и дАртаньян не заступается за него только из-за того, чтобы, оставаясь на свободе, иметь возможность освободить его).

—Почему Д. решает посвятить в свою тайну де Тревиля? Почему де Тревиль предоставляет отпуск дАртаньяну и его друзьям, не спрашивая о цели их путешествия? Докажите, что де Тревиль был истинным примером для мушкетеров.(У него всегда было много посетителей, он искренне уважал смелых и отважных мушкетеров, относился к ним по-отечески, бросился обнимать Атоса, когда узнал, что тот сражался, будучи тяжело раненным…).

—Как отнеслись к просьбе дАртаньяна его друзья? Уверен ли в них дАртаньян? Что дает основание ему рассчитывать на помощь Атоса, Портоса, Арамиса?

В чем Атос послужил примером для Арамиса и Портоса? (Он предложил план, по которому они вместе со своими слугами отправляются в Лондон с секретным письмом…)

— Что общего в характерах наших героев? Докажите выдержками из текста, что, решившись ехать вместе с дАртаньяном, трое друзей начинают воспринимать его дело как свое собственное.

— Что такое настоящая дружба, с точки зрения Александра Дюма? (Вспомните начало главы 8: когда для друзей наступили тяжелые времена, каждый из них содержал других на свои средства. Когда же кого-нибудь из них приглашали в гости, то приглашенный брал с собой всех друзей, которые порой уничтожали все запасы провизии. «Четверо людей... готовых друг для друга пожертвовать всем - от кошелька до жизни…». После приёма у де Тревиля друзья на руках вынесли раненого Атоса …).

—Так что такое настоящая дружба? (Ответы учащихся).

Далее песня о дружбе или фрагмент из фильма «Дартаньян и три мушкетёра».

— А готовы ли вы пожертвовать всем ради друга?

Группа учащихся провела социологический опрос, совместно разработав вопросы к одноклассникам и родителям.

—Друг — это тот, кто…, …………………

— Какие требования к друзьям, дружбе вы предъявляете?.......................

— В дружбе главное…………………………..

— В дружбе недопустимо……………………………..

— В чем вы видите разницу в понимании понятий «друг» и «приятель»?

— Может ли быть много друзей? Почему?

Итоги работы оформлены с помощью учителя в социологическую таблицу, класс знакомится с ее содержанием.

Вопросы

Варианты ответов

Друг — это тот, кто…

поможет в трудную минуту — 52,9 %

всегда поймет, поддержит,

простит — 26,5 %

верный, не предаст — 20,6 %

Какие требования к друзьям, дружбе вы предъявляете?

честность -38,2 %

верность -35, 7 %

понимание -14,7 %

В дружбе главное…..

взаимопонимание — 41,2 %

доверие — 32,3 %

честность — 23,5 %

В дружбе недопустимо

предательство — 55,9 %

ложь — 52,9 %

недоверие — 8,8 %

— Думаем, каждый из вас хотел бы иметь таких друзей, как Атос, Портос, Арамис и дАртаньян. Подберите эпитеты для характеристики мушкетёров.

(Атос- благородный, храбрый; Портос- хвастливый, упрямый, сильный; Арамис- таинственный, изящный, кроткий; дАртаньян- вспыльчивый, гордый, умный)

— Если Вы дочитали роман до конца, то знаете, что дАртаньян получил из рук кардинала письмо о своём назначении лейтенантом мушкетёров. Как он поступил с этим предложением? (Дартаньян, как верный друг, предлагает право на пост благородному Атосу, храброму Портосу, учёному Арамису. И лишь после их отказа соглашается принять неожиданное повышение. В дальнейшем дАртаньяну предстоит стать маршалом.

— Этот поступок дАртаньяна показывает, что друзей связывала истинная дружба. Вспомните других литературных друзей (Дон Кихот и Санчо Панса, Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, Кай и Герда, Робинзон и Пятница, Том Сойер и Гекльберри Финн и др.)

— А бывает другая дружба?

— Как отличить истинную дружбу от ложной?

— Имеет ли дружба «временные рамки»?

- В народе говорят: «Старый друг лучше новых двух». Как вы понимаете это выражение?

— Есть ли у ваших родителей настоящие друзья, проверенные временем?

(Слово- родителям: истории о дружбе, проверенной временем.).

— Какие советы можно дать тем, у кого пока нет настоящих друзей?

А теперь предлагаем вам проверить, какие вы друзья(каждый получает вопросы теста).

— Сегодня на уроке мы постарались показать вам пример настоящей дружбы, описанной в романе «Три мушкетёра», но так как тема дружбы не исчерпана, предлагаем вам дома написать эссе «Урок после урока…» о том, над чем вы задумались благодаря роману А. Дюма.

Основные термины (генерируются автоматически): друг, дружба, Астрахань, истинная дружба, богатство, время, дверь, Казань, мушкетер, Париж.

Похожие статьи

Литературная игра для обучающихся 11 классов «Смешного бояться — правды не любить» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)

«Лиловая в Крыму и белая в Париже» (сочетание цвета и звука в стихотворении А. Тарковского «Первая гроза»)

Интегрированное занятие с элементами театрализации для детей старшей группы (по сказке С. Я. Маршака «Кошкин дом»)

Создание интерактивной игры по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Есть такая профессия — Родину защищать!»: конспект интегрированного занятия по ознакомлению старших дошкольников с профессией «военный связист»

«Ни один ребенок не сбивается с пути без причины»: взаимоотношения школьников с родителями в сериалах «Школа 2013» и «Кто ты: Школа 2015»

Финансовые решения персонажей двух рассказов Михаила Зощенко «Рассказ про одного спекулянта» и «Трагикомический рассказ о человеке, который выиграл деньги»

Дополнительные средства коммуникативной организации текста при переводе с русского язык на английский (на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Сценарий праздника «Фильм, фильм, фильм!», посвящённого прощанию с детским садом

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц» А. Мердок, «Гертруда и Клавдий» Д. Апдайка и «Шум и ярость» У. Фолкнера

Похожие статьи

Литературная игра для обучающихся 11 классов «Смешного бояться — правды не любить» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)

«Лиловая в Крыму и белая в Париже» (сочетание цвета и звука в стихотворении А. Тарковского «Первая гроза»)

Интегрированное занятие с элементами театрализации для детей старшей группы (по сказке С. Я. Маршака «Кошкин дом»)

Создание интерактивной игры по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Есть такая профессия — Родину защищать!»: конспект интегрированного занятия по ознакомлению старших дошкольников с профессией «военный связист»

«Ни один ребенок не сбивается с пути без причины»: взаимоотношения школьников с родителями в сериалах «Школа 2013» и «Кто ты: Школа 2015»

Финансовые решения персонажей двух рассказов Михаила Зощенко «Рассказ про одного спекулянта» и «Трагикомический рассказ о человеке, который выиграл деньги»

Дополнительные средства коммуникативной организации текста при переводе с русского язык на английский (на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Сценарий праздника «Фильм, фильм, фильм!», посвящённого прощанию с детским садом

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц» А. Мердок, «Гертруда и Клавдий» Д. Апдайка и «Шум и ярость» У. Фолкнера