Потенциал арт-терапевтических методик в коррекции реальных личностных стереотипов студентов профиля подготовки «педагогическое образование»
Авторы: Аблитарова Алиде Рефиковна, Григорьева Татьяна Сергеевна, Новак Ольга Леонидовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 10.01.2014
Статья просмотрена: 517 раз
Библиографическое описание:
Аблитарова, А. Р. Потенциал арт-терапевтических методик в коррекции реальных личностных стереотипов студентов профиля подготовки «педагогическое образование» / А. Р. Аблитарова, Т. С. Григорьева, О. Л. Новак. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4802/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современная социально-экономическая ситуация, модернизация образовательного процесса предъявляет повышенные требования к процессу личностного и профессионального роста, становления будущих педагогов. Гуманизация образования является условием и возможностью формирования личности в образовательном учреждении в контексте раскрытия её самоценности, самореализации духовного и нравственного богатства. Современные условия подготовки профессионала требуют смены адаптивного личностного роста на эффективный, когда в подобных условиях студент сможет раскрыть свой потенциал, латентные способности и возможности. Обществу нужна личность, знающая свое дело, способная самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения, умеющая искать, творить, созидать.
Анализ современного состояния арт-терапии позволяет рассматривать данный феномен в широком смысле как одну из составляющих терапевтической педагогической системы, действующей в рамках гуманистической парадигмы, а также в узком смысле — как инновационную педагогическую технологию в образовании.
Методы арт-терапии базируются на понятиях, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно творит — рисует, пишет картину, лепит (М. Либманн, М. Наумбург, К. Рудестам и др.). Для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в рисовании, используются все элементарные художественные средства, которые самостоятельно выбирает.
Термин «личностный рост» употребляется в психологической литературе как аналог термина «личностное развитие» (К. Юнг; А. Адлер; К. Роджерс; А. Маслоу; Л. Хьелл и Д. Зиглер и др.). Наиболее близки по содержанию с понятием «личностный рост» следующие термины: стремление к самосовершенству (А. Адлер), индивидуация (К. Юнг), развитие позитивной свободы (Э.Фромм), проприум (Г.Олпорт), мотив роста и самоактуализация (К. Роджерс), потребность в самореализации (А. Маслоу), высокая самоэффективность (А. Бандура). В отечественной психологии понятие «личностный рост» отражено в следующей терминологии: самореализация (Л. А. Коростылева); прогрессивное развитие личности, продолжающееся всю жизнь (Л. И. Анцыферова); нарастание и обогащение системы возможностей и потребностей личности (В. Н. Мясищев); интеграция (А. В. Петровский).
В арт-терапевтическом процессе познание собственного внутреннего «Я» сопровождается его интеграцией с внешней реальностью. В дальнейшем происходит перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение вне «терапевтического» опыта. Подчеркнем, что любое арт-терапевтическое занятие, в первую очередь, ориентировано на обучение студентов инновационной технологии в сочетании с терапией личности [2, с. 24].
Изучая личностные стереотипы студентов за время их обучения в вузе, их деятельности на педагогической практике, профессионального становления, можно сделать вывод о том, что студентам профиля подготовки «Педагогическое образование» (специальности психолого-педагогического факультета) свойственно субъективное отношение и стереотипное решение проблемной ситуации в теоретическом и практическом плане. Двойственное отношение к сложившейся ситуации обусловлено тем, что в большинстве студенты не научены работать творчески, креативно, выходя за рамки гендерных (классических) норм и в соответствии с этим адекватно реагировать на спонтанную проблемную педагогическую ситуацию.
Концептуально, де-юре, государство уже сегодня обеспечивает развитие обоих полов и их гендерных отношений на равных правах. Однако, де-факто, проблемы гендерной культуры, гендерного образования и гендерного мировоззрения требуют разработок государственного механизма реализации задекларированных гендерных идей. Только в последние годы ситуация стала изменяться: было опубликовано множество эмпирических научных работ, в которых изучалась проблема формирования психологической культуры, учитывая гендерные отличия. Педагоги, которые работают только с девочками или мальчиками, могут подтвердить, как влияет на коллектив появление представителя противоположного пола.
Таким образом, собственно профессиональные трудности отступают перед чрезмерной нагрузкой женщин — на работе и дома. Отсюда и усталость, и постоянное нервное напряжение, боязнь не успеть, не справиться и т. п. Разумеется, все эти привходящие обстоятельства затрудняют полноценное включение женщин в профессиональную деятельность. Другой важной чертой является признание необходимости сочетания различных социальных ролей — не только активной участницы трудовой и общественной жизни, но и «хозяйки дома», матери. Женщины избирают различные варианты сочетания этих ролей, хотя большинство устойчиво ориентируются на одинаковую их значимость. Конкретный выбор жизненного пути женщина делает сама в соответствии со своими личными качествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами жизни, но возможность такого выбора сильно зависят от того, какую экономическую и моральную поддержку окажет ей государство и общество на каждом из избранных ею путей.
Владение такими необходимыми специальными знаниями, различными психолого-педагогическими умениями, которые найдут реализацию в практической деятельности с детьми дошкольного возраста. Основную массу студентов психолого-педагогического факультета специальности «Дошкольное образование» составляют девушки в возрасте от 17 до 24 лет, которые на протяжении всего учебно-воспитательного процесса проходят педагогическую практику на базе дошкольных учреждений. Именно там они встречаются с реальными проблемами как личностного характера, так и профессионального, которые студентам необходимо решить самостоятельно: это фобии предстоящей деятельности, самих детей и педагогов, личные «укоренившиеся из детства» фобии. Студенческая молодежь, к сожалению, не всегда открыта для психотерапевтической работы преподавателей-специалистов узкого профиля из-за стереотипов консервативного воспитания или внутренних барьеров, которые мешают в последствии овладеть механизмов психологического управления прежде всего своих внутренних барьеров. Педагог — воспитатель по своей сути должен уметь «видеть и слышать сердцем» своих воспитанников, помочь им в трудной ситуации, справиться с ними, подсказать и направить, когда этого не могут сделать многие родители.
Известно, что большинство страхов передаются родителями детям неосознанно, но некоторые страхи — опасения могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания или внушаться в навязываемой системе ценностных ориентаций. Матери, ввиду более тесного биологического и эмоционального контакта с детьми, склонны в большей степени, чем отцы, передавать им свои страхи, хотя бы в силу инстинктивного стремления предохранить от повторения своих. Детские страхи относятся к личностным страхам — они рождены сознанием человека и не имеют под собой реальной основы (именно к этой группе относятся страхи приведений, несуществующих чудовищ и сказочных персонажей). Таким образом, ребенок дошкольного возраста нередко боится не столько реальных существ, сколько того страшного образа, который создало его сознание [3, с.10]. Продуктивным решением и эффективным методом для борьбы с этими страхами оказывается арт-терапия (изотехника). Так, тематическое арт-терапевтическое занятие «Страшилки» для детей дошкольного возраста направлено на выявление скрытых страхов детей, а так же позволяет их гипертрофированно прорисовать. Для осуществления подобного занятия необходимы цветные карандаши (ручки, мелки), заготовленный эскиз на листе А4. Заранее подготовленный незавершенный рисунок какого-нибудь страшного персонажа: ведьма, чудовище, скелет, вампир (на выбор). Рисунок должен быть черно-белым и на нем видны только основные детали. Выбор детей должен быть самостоятельным — чем они будут дорисовывать персонажа: гелиевыми ручками, цветными карандашами или фломастерами. Часто дети предпочитают дорисовывать рисунок простым карандашом или черной ручкой (это уже является знаком для взрослого).
После создания образа каждый ребенок составляет небольшой рассказ о своей страшилке, хотя бы несколько слов: «Это — приведение ….. Оно очень страшное, злое и с ним никто не дружит, потому что его все боятся». Часто дети, создавая образ, настолько им увлекаются, что сразу же после рисования начинают мять и рвать свой рисунок. Это говорит о том, что для ребенка занятие прошло очень удачно. Таким образом, он начинает избавляться от своих страхов или фобий, что является положительным, т. к. на почве страхов у детей развиваются различные заболевания.
«Страшилки» снимают напряжение перед страшными персонажами, позволяют их рассмотреть, дорисовать нечто ужасное, при этом находясь в полной безопасности [2, с. 15]. Данную арт-терапию могут использовать не только специалисты дошкольного образования, но и родители для выявления скрытых страхов своих детей, а так же для борьбы с этими страхами. Арт-терапевтическая изобразительная методика очень доступна для родителей, а порой ещё проста и необходима.
Эмоциональное развитие ребенка — это богатство его чувств, внутреннего мира. Дети способны радоваться, плакать, испытывать страх и печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, но при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают. Бывают случаи, когда страхи накапливаются, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. Когда эмоциональное состояние становится патологическим, необходима специальная работа с такими детьми.
Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия. Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей ребенка. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию. К тому же, творчество умеет развивать и исцелять внутренний мир ребенка, воздействуя на него мягко и незаметно.
Процесс арт-терапии позволяет актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу. Необходимо помнить, что основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей к своим страхам.
В качестве примера арт-терапевтических методик можно использовать технику «Победи свой страх». Ребенку предлагается закрыть глаза и представить ситуацию, свои ощущения, когда ему бывает страшно; затем открыть глаза и рассказать о своих чувствах и эмоциях по поводу своих переживаний, нарисовать страх на листе бумаги используя различные изобразительные средства и «озвучить» картину. В заключительной части ребенок может поделиться собственными впечатлениями от работы. Затем лист с рисунком уничтожается, очень важно, чтобы это сделал сам ребенок.
Родители должны стремиться поощрять детей к рисованию, поддерживать и хвалить при этом даже попытки. Если родители покажут свои переживания ребенку, то эффект от рисования страхов у детей снизиться вдвое. Отрицательно влияют на результаты рисования страхов, отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии. В подобной атмосфере дети меньше рисуют и играют, на рисунках заметное преобладание черного и серого цвета.
Решиться рисовать — для ребенка значит соприкоснуться со страхом и волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. В процессе рисования объект страха ребенка уже не представляет собой угрозы, поскольку творчески преобразуется, как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно уничтожает эмоцию страха, заменяя ее сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия родителей, давших это задание, которым можно затем доверить свои рисунки и тем самым освободиться от изображенных на них страхов.
В любом случае необходимо помнить, что любовь, внимание взрослого в лице воспитателя или родителя к внутреннему миру ребенка, его переживаниям, чувствам способствуют гармоничному его развитию и снижают риск возникновения патологических страхов. Любая методика арт-терапии может решить данные проблемы не взирая на возрастную категорию и половую принадлежность, т. к. в своем арсенале имеет огромный диапазон средств для работы.
Литература:
1. Большой энциклопедический словарь [электронный ресурc] // Режим доступа к изд.: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p — системные требования IBM PC; Internet Explorer.
2. Болотова Виктория Александровна. Профессиональная идентификация личности (социологический аспект анализа): Дис... канд. социол. наук: 22.00.03 / Харьковский гос. политехнический ун-т. — Х., 1998. — 200 л.
3. Деркач О. О. Родителям о детских страхах: Книга для родителей. — Винница, 2011. — С. 4–15.