Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя начальных классов в межаттестационный период | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 03.01.2014

Статья просмотрена: 6279 раз

Библиографическое описание:

Поперечная, Л. Ю. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя начальных классов в межаттестационный период / Л. Ю. Поперечная. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4817/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье проанализированоиндивидуальную образовательную траекторию профессионального развития учителя начальных классов в межаттестационный период.Определены принципы и этапы этого процесса.

Ключевые слова:профессиональное развитие учителяначальных классов, межаттестационный период, индивидуальная образовательная траектория.

Важным условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Процессом, что предопределяет создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познание и усвоение новых ценностей, стимулирует творческий поиск специалистов, способствует утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценки профессиональной деятельности педагога, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогических работников осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период.

В Концепции образования взрослых в Украине на 2011–2015 годы отмечается, что «образование взрослых — составляющая системы непрерывного образования, целью которой является социально-экономическая адаптация взрослого человека к преобразованиям, происходящих в обществе; пролонгирован процесс и результат развития и воспитания личности средствами реализации образовательных программ и услуг в течение жизни» [3, с. 37]. Следовательно, непрерывное образование предполагает не только повышение уровня педагогического мастерства через курсы повышения квалификации, а организацию непрерывного самообразования, самореализации и самосовершенствования с учетом индивидуальных профессиональных целей, потребностей, мотивов, интересов педагога, а также требований и целей образовательной организации. В условиях непрерывного последипломного образования педагогические работники выступают целостными субъектами профессиональной деятельности, активными, свободными и ответственными в проектировании, осуществлении и творческом реформировании собственного профессионального развития.

В результате осмысления методологических основ новой образовательной парадигмы каждый педагогический работник, в частности учитель начальных классов, должен научиться: 1) проектировать личностно-значимую систему самоорганизации и саморазвития; 2) самостоятельно планировать профессиональный рост с учетом собственных педагогических способностей, качеств и потенциальных возможностей, поведенческих моделей, ценностных установок, образовательно-личностных потребностей и запросов; 3) определять ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития; 4) вести самостоятельно-творческий поиск профессионально значимой информации; 5) использовать собственный опыт (социальный, профессиональный, личностный) в качестве источника обучения.

Межаттестационный период охватывает пространство между курсами, различные формы методической работы и самообразовательную деятельность педагога.

Межаттестационный период — это выполнение рекомендаций, реализация проектной части аналитического отчёта, улучшение практической деятельности педагога; мониторинг уровня квалификации, профессиональной компетенции, производительности педагога [1, с.406].

Определим принципы организации межаттестационного периода: динамизм, вариативность, модульность, взаимодействие, массовость, практическая направленность, результативность.

Межаттестационный период педагогического работника охватывает следующие этапы: 1. Прогностический (оценка педагогической деятельности и разработка программы самообразования). 2. Технологический (реализация программы профессионального развития). 3. Аналитический этап предполагает соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами профессионального развития.

Основные виды деятельности учителя начальных классов в межаттестационный период следующие: участие в опытно-экспериментальной работе, участие в методических заседаниях, аукционах педагогических идей, обсуждение учебно-методической литературы и т. д.

Является инновационным составление педагогическим работником индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) или индивидуального маршрута. Индивидуальная образовательная траектория — это специфическая инновация в системе повышения квалификации, что предусматривает определение перспективы формирования и дальнейшего профессионального роста педагога, направлений, средств, форм повышения квалификации, прогнозирования вероятных рисков на этом пути и средств их преодоления. Индивидуальные образовательные траектории обеспечивают расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для педагогических кадров путей и способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности, квалификации и конкурентноспособности педагогов на рынке образовательных услуг. Индивидуальные образовательные траектории помогают учесть индивидуальные потребности и личностно-профессиональные запросы педагога, его опыт и уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности, спрогнозировать развитие по индивидуальным образовательным программам, проследить траекторию профессионального роста учителя на каждом этапе межаттестационного цикла и т. д., следовательно, максимально индивидуализировать учебный процесс [2, с.38].

Реализуя индивидуальную образовательную траекторию, учитель может наиболее полно реализовать свой творческий подход к отбору содержания, выбора методики и технологии преподавания (согласно индивидуальных особенностей: темперамента, характера и т. д.), отслеживать результаты образовательного процесса.

Принципы, которые реализуются в процессе выстраивания и реализации индивидуальных образовательных траекторий в течение всех этапов межаттестационного периода: 1) системность, вертикальная и горизонтальная целостность непрерывного образовательного процесса; 2) интеграция формального, неформального и информального образования, учебной, практической и самообразовательной деятельности; 3) учета содержания учебных потребностей педагога на различных стадиях жизненного цикла; 4) единство профессионального, общего и гуманитарного образования и т. д.

Путь непрерывного профессионального развития учителя, формирования и совершенствования профессиональной компетентности может состоять из таких индивидуальных образовательных траекторий: 1) индивидуальная траектория выявления индивидуально-личностных и профессиональных установок учителя, уровня профессиональной компетентности, сформированных компетенций, мотивации профессионального роста; 2) индивидуальная траектория осуществления вариативного выбора в многомерном дифференцированном образовательном пространстве целей и средств профессионального развития, планов, программ, проектов, спецкурсов, факультативов; 3) индивидуальная траектория изучения модульных учебных программ повышения квалификации как системы кредитных (содержательных и вариативных) модулей с выбором индивидуальных уровней и сроков освоения материала; 4) индивидуальная траектория по организации самостоятельной и индивидуальной работы на основе разработанного комплекса учебно-методических материалов, дополнительной электронной библиотеки, задач; 5) индивидуальная траектория планирования и создания методического продукта курсовой подготовки; 6) индивидуальная траектория углубления профессиональных компетенций, применение приобретенных знаний на практике; 7) индивидуальная образовательная траектория планирования и создания методического продукта межаттестационного цикла.

Следовательно, индивидуальная образовательная траектория — это результат реализации профессионально-личностного потенциала педагога через осуществление соответствующих видов деятельности на всех этапах профессионализации.

Проектирование и реализация профессионального развития педагогического работника, в частности учителя начальных классов по индивидуальным образовательным траекториям основывается на инновационных требованиях общества и образования, потребностях современного рынка труда, теоретических положениях андрагогического и компетентностного подходов к организации процесса, научно обоснованной модели внедрения системы непрерывного образования.

Индивидуальная программа профессионального развития учителя начальных классов состоит из следующих разделов: изучение психолого-педагогической литературы; разработка програмно-методического обеспечения образовательного процесса; усвоение учителем педагогических технологий; создание собственной методической системы; разработка диагностического инструментария; участие в реализации программы развития учебного заведения, в системе методической работы; обучение на курсах повышения квалификации; участие в работе творческих экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы; обобщение собственного опыт педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-классы и т. д.).

Дополнением к индивидуальной программе профессионального развития учителя начальных классов может быть портфолио, которое педагог формирует в течение всего межаттестационного периода.

Портфолио (от франц. porter — излагать, формулировать, нести и folio — лист, страница) — досье, результаты достижений [1, с.712].

Цель портфолио — фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за 5 лет. В портфолио содержатся материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии и рукописные материалы). Эти материалы рассматриваются как свидетельство профессионализма педагога. Это позволяет педагогу провести самоанализ профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального развития, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. В методический портфолио педагог может вложить разработанные им в межаттестационный период научно-методические разработки, публикации в различных научно-методических изданиях, средствах массовой информации, ссылки на сайты в сети Интернет, где размещены материалы педагога, разработанные им в межаттестационный период деловые, организационно-деятельностные игры, дидактические и контрольно-измерительные материалы и другие методические разработки.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя начальных классов в межаттестационный период охватывает такие элементы: формирование готовности педагогов к самообразованию — формирование опыта самообразовательной деятельности — развитие профессиональной компетентности — совершенствование личности и деятельности профессионала.

Литература:

1.                 Енциклопедія освіти / Акад. пед. наук України; головний ред. В. Г. Кремінь. — К.: Юрінком Інтер, 2008. — 1040 с.

2.                 Клокар Н.І. Методика вивчення професійних запитів педагогів у міжатестаційний період: метод. посіб. / Н.І. Клокар. — Біла Церква: КОІПОПК, 2007. — 92 с.

3.                 Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.gdo.kiev.ua.

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальная образовательная траектория, профессиональное развитие, непрерывное образование, педагогический работник, профессиональная компетентность, профессиональное развитие учителя, профессиональная деятельность, профессиональный рост, самообразовательная деятельность, собственная деятельность.

Ключевые слова

индивидуальная образовательная траектория., индивидуальная образовательная траектория, профессиональное развитие учителя начальных классов, межаттестационный период

Похожие статьи

Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования

В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...

Технология формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей математики по индивидуальным образовательным траекториям

В статье раскрыта сущность технологии формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей математики по индивидуальным образовательным траекториям. Рассматривается технология, которая предусматривает включение студентов в проц...

Проектирование урока информатики, направленного на формирование универсальных учебных действий

В статье рассматриваются особенности и возможности проектирования урока, в свете нового Федерального государственного образовательного стандарта. Выделяются цели, задачи, типы и этапы урока, направленного на формирование универсальных учебных действи...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»

В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...

Художественный аспект профессиональной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины

В статье рассматривается проблема необходимости художественной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины. Раскрывается сущность и важность художественно-творческой деятельности будущих учителей технологий, анализирует...

Подготовка учителей технологии к руководству техническим творчеством школьников

Материал статьи освящает проблемы развития технического творчества школьников; педагогические условия, ключевым звеном которых является личность учителя. В статье отражается опыт работы по подготовке учителей технологии к руководству техническим твор...

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности

В статье авторы указывают на значимость дошкольного детства в дальнейшем становлении каждого человека, концентрируя внимание на вопросах управления дошкольной образовательной организацией. Представлена характеристика наиболее ценных качеств современн...

Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...

Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России

В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...

Похожие статьи

Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования

В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...

Технология формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей математики по индивидуальным образовательным траекториям

В статье раскрыта сущность технологии формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей математики по индивидуальным образовательным траекториям. Рассматривается технология, которая предусматривает включение студентов в проц...

Проектирование урока информатики, направленного на формирование универсальных учебных действий

В статье рассматриваются особенности и возможности проектирования урока, в свете нового Федерального государственного образовательного стандарта. Выделяются цели, задачи, типы и этапы урока, направленного на формирование универсальных учебных действи...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»

В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...

Художественный аспект профессиональной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины

В статье рассматривается проблема необходимости художественной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины. Раскрывается сущность и важность художественно-творческой деятельности будущих учителей технологий, анализирует...

Подготовка учителей технологии к руководству техническим творчеством школьников

Материал статьи освящает проблемы развития технического творчества школьников; педагогические условия, ключевым звеном которых является личность учителя. В статье отражается опыт работы по подготовке учителей технологии к руководству техническим твор...

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности

В статье авторы указывают на значимость дошкольного детства в дальнейшем становлении каждого человека, концентрируя внимание на вопросах управления дошкольной образовательной организацией. Представлена характеристика наиболее ценных качеств современн...

Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...

Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России

В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...