Традиции истории языка в современной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 1094 раза

Библиографическое описание:

Береснева, Т. Ю. Традиции истории языка в современной школе / Т. Ю. Береснева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4822/ (дата обращения: 15.11.2024).

В настоящее время программы для общеобразовательных учебных заведений свидетельствуют о том, что необходимо поднимать преподавание русского языка на новый качественный уровень, который соответствовал бы условиям и потребностям современного общества. В связи с этим на первый план выдвигается проблема формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Таким образом, акцентируется внимание на усилении практической и речевой направленности обучения, а также значительное место отводится воспитанию у школьников научно-лингвистического мировоззрения.

Сегодня потребность в научности преподавания русского языка признаётся многими педагогами. Необходимо отметить, что на такой же позиции стояли учёные и методисты и в XIX веке, которые непременной составляющей научного принципа признавали историзм в объяснении материала.

Практическая значимость введения в курс средней школы элементов истории языка очевидна. Предметом школьного изучения является современный русский литературный язык. История же русского языка как специальная дисциплина в программу средней школы не входит. Однако известно, что учителя-словесники на практике часто сталкиваются с такими фактами современного русского языка, объяснение которых требует знания исторической грамматики. Обучая школьников современным языковым нормам, учитель сам должен хорошо знать процесс их становления, историческую обусловленность, а также тенденции в развитии современного русского языка. Без этих знаний немыслимо сознательное и успешное преподавание такого важного и трудного предмета, каким является русский язык. Таким образом, знание исторических процессов в развитии русского языка необходимо учителю-словеснику. Член-корреспондент АН Федот Петрович Филин отмечал: «Придавая первостепенное значение исследованиям современного русского языка, мы в то же время не должны расценивать изучение его истории как дело второстепенное. Историзм… — одна из важнейших особенностей языкознания. Без внимательного и всестороннего исследования прошлого нельзя правильно понять и предвидеть будущее…. Чем больше знаний у учителя по истории русского языка, тем самостоятельнее его лингвистическое мышление, тем лучше он осмысливает строй современного языка» [6. c.15].

Прогрессивные педагоги осознают, что одним из основных направлений развития современного среднего образования является научный принцип изучения предметов. В педагогике принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Для курса русского языка таким принципом признается историзм в подаче материала, который, по словам Н. Н. Прокоповича, «обеспечивает научное освещение фактов и явлений современного русского языка, его лексического состава, грамматики и орфографии и тем самым воспитывает сознательное отношение учащихся к изучаемым явлениям» [4. c.51]. Здесь необходимо отметить, что принцип сознательности и активности учащихся в обучении, — один из самых главных принципов современной дидактической системы, реализующийся при условии, если программный материал усваивается путем активной мыслительной деятельности: сравнений и сопоставлений; выделения причины и следствия; классификации и обобщений и т. д. Исторические же экскурсы и сравнения при изучении языка помогут школьникам сознательно усваивать учебный материал и покажут им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.

Главное внимание при отборе материала для исторического комментирования должно быть уделено его практической направленности. Данный принцип предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач. Следовательно, необходимо привлекать только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития основных грамматических категорий, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих сейчас языковых явлений разного уровня.

Должен учитываться и такой принцип дидактики, как доступность, требующий учета возрастных особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.

Укажем еще на один принцип, которому отвечает историзм на уроках русского языка. Это принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося. Н. Н. Прокопович отмечал, что «исторические сведения, сообщаемые учащимся в связи с изучением тех или иных фактов языка, дают представление о его жизни, его развитии, отражающем историю национальной культуры народа, и тем самым расширяют кругозор, повышают культурный уровень учащихся» [4. c.51].

Таким образом, историческое комментирование русского языка отвечает важнейшим принципам дидактической системы, что позволяет говорить об актуальности включения элементов истории в курс русского языка в средней школе.

Значимым аспектом является обеспечение лингвистической компетенции учащихся в преподавании русского языка. Из программы следует, что «лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытие в изучении родного языка» [2. c.5].

Важность данного направления в курсе русского языка подчёркивалась прогрессивными педагогами и учеными ещё в XIX веке. Так, известный русский лингвист А. С. Будилович отмечал: «Положим, что цель грамотного правописания вполне достигается гимназическим курсом русского языка: достаточно ли этого для среднего учебного заведения, особенно же классического, т. е. сосредоточенного на языковедении? Ужели за этой элементарною целью гимназическое преподавание отечественного языка не может и не должно преследовать никаких высших задач, исторического понятия о его жизни, прошедших судьбах, направлении развития, диалектических разветвлениях, отношениях к языкам родственным и т. п». [3. c.67].

В настоящее время, говоря о лингвистической компетенции, акцентируют внимание на этапах развития отечественной русистики, о видных учёных, которые совершили открытия в законах русского языка, его нормах и функциях.

Данная проблема стоит сегодня достаточно остро. Результаты анкетного опроса показали, что школьники практически не имеют представления о научном вкладе выдающихся языковедов. «Было выявлено, что лишь 20–22 % пятиклассников могут назвать более двух персоналий известных им языковедов. При этом кроме М. В. Ломоносова, В. И. Даля, реже — С. И. Ожегова, учащиеся никого более не называют. Установлено, что 88 % учеников пятых классов не осведомлены, как называется наука о русском языке; 69 % шестиклассников не помнят фамилии составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а 72 % учащихся-семиклассников не называют М. В. Ломоносова автором «Российской грамматики» и «Риторики»» [7. c.19]. Такие данные приводит В. Д. Янченко в своей книге «Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки».

Между тем знакомство школьников с незаурядной личностью языковеда не только помогает расширить лингвистический кругозор учащихся, но и облегчает процесс самопознания, который интенсивно протекает в подростковом возрасте. В этот период ребёнок стремится быть взрослым и равняется на него как на образец. Ориентиром для учащегося в такой момент могут стать личности интересные, яркие, какими и были многие лингвисты.

Учащиеся нуждаются в идеале, то есть ориентире для личностного роста. Идеалом можно назвать выражение духовных потребностей человека, образ конкретной личности, выступающий «… в качестве совокупности норм поведения, иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом» [5. c.119].

Можно говорить о том, что процесс формирования идеала в сознании ученика протекает в двух аспектах: нравственном и языковом. Нравственный состоит в знакомстве учащихся с незаурядной личностью и стремлении равняться на него, а языковой позволяет обогатить лексикон учащихся, развивать речевые способности, так как восприятие языкового образца способствует соблюдению речевых норм и формированию научного взгляда на родной язык.

Все приведённые выше доводы свидетельствуют об актуальности формирования лингвистического мировоззрения у школьников.

Введение исторического комментирования отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, в котором на первый план выдвигается положение о воспитании личности, способной «к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию» [1]. Обучающийся должен уметь «определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы» [1]. Таким образом, введение исторического комментирования в курс современного русского языка является одним из основных способов, который позволяет учащимся овладеть универсальными учебными действиями. Историзм обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Литература:

1.                  Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 9, 28.02.2011.

2.                  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5–9кл./ Сост. Л. М. Рыбченкова. М.:Дрофа,2011.

3.                  Будилович А. С. О преподавании отечественного языка в наших гимназиях.//Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях: Пособие для учителя./Авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М.:Просвещение,1995.

4.                  Прокопович Н. Н. Историзм на уроках грамматики.// РЯШ. 1941. № 1. С.51. Филин Ф. П. Изучение русского языка на современном этапе.// Рр. 1976. № 1.

5.                  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.М.,1989. Т.2.

6.                  Филин Ф. П. Изучение русского языка на современном этапе.//Рр. 1976. № 1.

7.                  Янченко В. Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки: Методические рекомендации и дидактические материалы. М.,2002. С. 19.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, современный русский язык, историческое комментирование, знание, историзм, курс, лингвистическая компетенция, лингвистическая компетенция учащихся, родной язык, этап развития.