Проблемы коммуникации в рассказе Альбера Камю «Молчание»
Автор: Петросян Мерри Мгеровна
Рубрика: 4. Художественная литература
Опубликовано в
Дата публикации: 07.11.2013
Статья просмотрена: 2731 раз
Библиографическое описание:
Петросян, М. М. Проблемы коммуникации в рассказе Альбера Камю «Молчание» / М. М. Петросян. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4404/ (дата обращения: 15.11.2024).
Термин «коммуникация» (от лат. communicare — делать общим, сообщать) появился в научной литературе в начале ХХ в. и имеет три значения:
1. средства связи любых объектов материального и духовного мира;
2. общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);
3. общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация).
Социальная коммуникация представляется различными теоретическими моделями, одной из которой является так называемая «экзистенциальная модель».
В экзистенциальной модели коммуникация — это не что-то второстепенное, происходящее с уже готовыми, завершенными человеческими субъектами, до того существовавшими изолированно. Напротив, именно она конституирует их бытие. В глубочайшем смысле своем экзистенция реализуется лишь посредством коммуникации. Никогда не бывает такого, чтобы человек пребывал в полном уединении. Однако взгляды на проблему коммуникации у представителей данного направления колеблются от полного неприятия способности человека к коммуникации до предоставления этой идее решающего значения в экзистенции.
В XX веке в числе первых, кто обратился к проблеме коммуникации, был К. Ясперс. В коммуникации он видел путь к подлинно человеческому существованию и придавал ей настолько важное значение, что свод его трудов уместно называть «философией коммуникации». [2,97]
С точкой зрения Ясперса категорически был не согласен Альбер Камю, который считал, что человек неизбежно одинок. В его творчестве субъективизм экзистенциализма достигает апогея. Его философия абсурда имеет свой взгляд на проблему коммуникации. Мир чужд человеку, жизнь есть только ожидание смерти — все это и рождает понятие «абсурда». Однако в этом абсурде человек имеет вполне определенный способ существования — бунт. Мы узнаем, что человек бунтует всегда, ибо в этом состоит его существование. Он никогда не находит себе покоя. Если у Сартра человек обречен быть свободным, то у Камю получается, что человек обречен бунтовать. Человеческое существование не имеет никакой объективной опоры. Между отдельными экзистенциями, правда, тоже нет никакой подлинной коммуникации, но они все же связаны совместной борьбой против абсурдности. [2, 326]
Именно бунт у Камю является основой коммуникации и социализации. Люди общаются из-за своего бунта, в процессе и ради него. Пределы, цели, задачи бунта — все это остается в тумане. Создается впечатление, что бунтовщику важно бунтовать, а против чего, не имеет значения, и во имя чего — неизвестно.
Экзистенциалистская философия рассматривает коммуникацию как “заброшенность в мир”. Такое понимание коммуникации объясняется развитием в ХХ в. такой системы нравов, как индивидуализм. Отношения, складывающиеся в условиях индивидуализма, организуют жизнь человека на принципах изоляции и самоизоляции, что порождает такое явление культуры как некоммуникабельность. Некоммуникабельность есть распад всех социальных связей, крайняя форма взаимного отчуждения. В результате у индивидов возникает чувство одиночества, ощущение бессмысленности кратковременного и никому не нужного существования человека в мире. Такую ситуацию философы назвали “кризисом коммуникации”.
Символичным в этом плане является рассказ А. Камю «Молчание». Уже само название указывает на так называемый «кризис коммуникации», на некоммуникабельность общества. Недаром во всём рассказе нет диалогов, вопросы и реплики либо остаются без ответа, либо сведены к минимуму. Вся прямая речь персонажей (и без того сведённая к минимуму) переведена в косвенную.
Забастовка рабочих в рассказе — это не просто забастовка, в процессе которой рабочие требуют повышения заработной платы. Это символ бунта. Символ бунта и неприятия мира со всей его абсурдностью. В свою очередь бунт и абсурд и выражают некоммуникабельность, неготовность, нежелание идти на контакт с людьми и миром.
Потерпев поражение в одном бунте, рабочие не готовы сдаться. Да они идут на работу, каждый выполняет свое дело, молча, не мешая другому. Но они продолжают бунтовать. Неприятие мира (а данном случае требование повышения заработной платы) из бунта, так сказать, активного, переходит в бунт пассивный: в молчание.
Молчание — это не признак того, что люди смирились. Это своего рода коммуникация, это передача информации невербальным способом. И в данном преломлении молчание гораздо громче слов. Своим молчанием они показали своё недовольство произошедшим. Именно этим они спровоцировали господина Лассаля на разговор с ними:
«Я вижу, что вы на меня обижаетесь, и, скажу откровенно, мне это тяжело. Я хочу добавить только следующее: то, что я не могу сделать сегодня, я, быть может, смогу сделать, когда дела поправятся. И если я смогу, я сделаю, не дожидаясь, когда вы меня об этом попросите». [3,447]
Молчание здесь тоже следует рассматривать как символ. Символ одиночества и заброшенности человека. Не зря в тексте рассказа говорится: «Молчать — верить себе». Потому что спрашивать что-либо у людей, мира — бесполезно, так как человек одинок и никому не нужен. Спрашивать нужно только у себя, ответы искать внутри себя и надеяться только на себя. Это подтверждают многочисленные вопросы, на которые не добиваются ответа те или иные персонажи.
Таким образом, молчание символизирует экзистенциальную теоретическую модель — модель невербальной коммуникации. А бунт в свою очередь — некоммуникабельность общества в начале XX века. Бунт у Камю является основой коммуникации и социализации. Всё это объясняется развитием в ХХ в. такой системы нравов, как индивидуализм. Некоммуникабельность есть распад всех социальных связей, крайняя форма взаимного отчуждения. В результате у индивидов возникает чувство одиночества, ощущение бессмысленности кратковременного и никому не нужного существования человека в мире.
Литература:
1. Демидов, А. Б. Феномены человеческого бытия: пособие для студентов вузов/Б. А. Демидов. — Мн.: Бел. фонд Сороса: «Армита- Маркетинг, Менеджмент», 1997. 192с.
2. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: А.Камю. — М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
3. Камю, А. Молчание. Избранное: Повести; Роман; Рассказы и очерки. — Мн.: Нар. асвета, 1989. — 496 с.