Синтагматические отношения в структуре словообразовательного гнезда с вершиной великий
Автор: Шепырёва Ольга Ивановна
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
Дата публикации: 07.11.2013
Статья просмотрена: 1359 раз
Библиографическое описание:
Шепырёва, О. И. Синтагматические отношения в структуре словообразовательного гнезда с вершиной великий / О. И. Шепырёва. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4422/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, указываются способы словообразования дериватов гнезда. Отмечаются морфонологические явления, сопровождающие образования данных производных.
Ключевые слова:словообразовательное гнездо, словообразовательная цепь, дериват, словообразовательный формант, способы словообразования, морфонологические явления.
Русское словообразование представляет собой особую открытую и иерархическую систему языка. Она постоянно пополняется новыми производными словами. Основной простейшей единицей системы синхронного словообразования является производное слово. Производное слово входит в состав более сложных комплексных единиц. Самая сложная комплексная единица словообразовательной системы — словообразовательное гнездо, в синтагматическом плане представляющее собой совокупность словообразовательных цепей, а в парадигматическом — совокупность словообразовательных парадигм. К одной из комплексных единиц словообразовательного гнезда относится словообразовательная цепь. Словообразовательная цепь — это комплексная единица синхронного словообразования, она представляет собой ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности, когда каждое предыдущее слово является мотивирующим для последующего. Словообразовательная цепь отражает ступенчатый характер русского словообразования. Она может включать разное количество однокоренных слов и объединять слова разных частей речи. Начальным, исходным звеном цепи является немотивированное слово, которое называют вершиной, остальные ее компоненты располагаются на разных ступенях словообразования.
Словообразовательная цепь — это открытая синтагматическая комплексная единица, количество компонентов в ней зависит от словообразующих возможностей исходного слова. Она характеризуется следующими признаками:
1) общностью корня всех компонентов цепи;
2) линейным расположением компонентов;
3) последовательной словообразовательной производностью: словообразовательные форманты присоединяются в строгой последовательности.
В каждой словообразовательной цепи производные выстроены таким образом, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей. Исходное слово цепи выступает только в функции производящего, а слово, замыкающее цепь, является только производным [2, с. 224–225].
По количеству компонентов словообразовательные цепи в русском языке делятся на бинарные и полинарные. Бинарные словообразовательные цепи состоят из исходного слова и только одного производного, формально они равны словообразовательной паре. Полинарные словообразовательные цепи содержат от трех до семи компонентов.
В настоящей статье на материале «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1998) рассматривается словообразовательное гнездо с вершиной великий в синтагматическом плане. В данном словаре А. Н. Тихонова словообразовательное гнездо с вершиной великий содержит семнадцать словообразовательных цепей:
велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о;
велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о;
велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость;
велик(ий) → велик-о → велик-оват-о;
велик(ий) → велич-и [j-э];
велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о;
велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость;
велик(ий) → велич-ин-а;
велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е;
велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а;
велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий;
велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а;
велик(ий) → пре-велик(ий);
велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть;
велик(ий) → велик-о-возраст-н(ый);
велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать;
велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о [3, с. 48–49].
Большинство словообразовательных цепей из представленных в данном словообразовательном гнезде — полинарные, их 13. Из них 10 цепей — трехкомпонентные: велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → велик-о → велик-оват-о; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий; велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; 3 цепи — четырехкомпонентные: велик(ий) → величество → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать. Бинарных цепей всего 4: велик(ий) → велич-и [j-э]; велик(ий) → велич-ин-а; велик(ий) → пре-велик(ий); велик(ий) → велик-о-возраст-н(ый).
При образовании производных — компонентов словообразовательных цепей –наблюдаются следующие морфонологические явления:
1) чередование парных согласных по мягкости/твердости на границе производящей основы и суффикса: вели [к’]ий → вели [к]оват(ый), вели [к’]ий → вели [к]о, вели [к’]ий → вели [к]ан, вели [к’]ий → вели [к]о-душн(ый);
2) чередование согласных [к’] // [ч’]: вели [к’]ий → вели [ч’]авый, вели [к’]ий → вели [ч’]и [j-э], вели [к’]ий → вели [ч’]ество, вели [к’]ий → вели [ч’]ина, вели [к’]ий → воз-вели [ч’]ить;
3) изменение места ударения: вели́кий → великова́тый, вели́кий → велича́вый, вели́кий → велико́, вели́кий → величина́, вели́кий → велика́н великий → великоду́шный, великий → великово́зрастный;
4) усечение производящей основы: возвеличи-ть → возвелич-ива-ть;
5) интерфиксация: великий → велик/о/душный, великий → велик/о/возрастный.
При описании словообразовательного процесса существенным оказывается не только знание того, как и от чего образовано производное слово, но и что может быть образовано от того или иного производящего. Ответить на этот вопрос помогает перспективный подход в словообразовании. При перспективном подходе обращается внимание на словообразующие возможности производящих слов, в частности, на то, какие слова образуются от данного производящего [1, с. 15–16]. Выделение частеречных моделей словообразовательных цепей позволяет выявить закономерности образования слов различных частей речи на разных ступенях словопроизводства.
Исходным словом в данном словообразовательном гнезде, а также вершиной всех словообразовательных цепей является прилагательное великий. Следует отметить, что большинство дериватов — именные части речи: 8 имен существительных и 8 имен прилагательных. Остальные дериваты представлены наречиями (6 слов) и глаголами (4 слова). Так, у 8 словообразовательных цепей на первой ступени дериваты представлены именами прилагательными: велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; велик(ий) → пре-велик(ий); велик(ий) → велик-о-возраст-н(ый); велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать. У 7 словообразовательных цепей на первой ступени дериваты представлены именами существительными: велик(ий) → велич-и [j-э]; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велич-ин-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий. В единичных случаях на первой ступени у рассматриваемых словообразовательных цепей встречаются глагол и наречие: велик(ий) → велик-о → велик-оват-о; велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть.
На второй словообразовательной ступени у трехкомпонентных и четырехкомпонентных цепей в 3 случаях встречаются имена прилагательные: велик(ий) → величество → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий; в 4 случаях — имена существительные: велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; в 3 случаях — наречия: велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; в 2 случаях — глаголы: велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать; велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть.
У четырехкомпонентных цепей на третьей ступени в единичных случаях представлены наречие, имя существительное и глагол: велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее интенсивно процесс словопроизводства идет на первых двух ступенях словообразовательной цепи.
На каждой словообразовательной ступени к производящей базе прибавляется новый словообразовательный формант. Так, у большинства словообразовательных цепей на первой ступени словообразования дериваты образованы суффиксальным способом: велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → велик-о → велик-оват-о; велик(ий) → велич-и [j-э]; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велич-ин-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий. Три словообразовательные цепи на первой ступени словообразования имеют дериваты, образованные сложносуффиксальным способом: велик(ий) → велик-о-возраст-н(ый); велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать. У двух словообразовательных цепей на первой ступени словообразования дериваты образованы префиксальным способом: велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; велик(ий) → пре-велик(ий). Одна словообразовательная цепь на первой ступени имеет дериват, образованный префиксально-суффиксальным способом: велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть.
На второй ступени у всех трехкомпонентных и четырехкомпонентных цепей дериваты образованы суффиксальным способом: велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → велик-о → велик-оват-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий; велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать.
У четырехкомпонентных цепей на третьей ступени словообразования два деривата образованы суффиксальным способом: велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; один дериват — префиксальным: велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать.
Анализ материала показывает, что в словообразовательном гнезде с исходным словом — прилагательным великий преобладают дериваты, образованные суффиксальным способом.
Литература:
1. Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания. — М., 1977. — 315 с.
2. Мусатов В. Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 360 с.
3. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — М., 1998. — 727 с.
Ключевые слова
словообразовательное гнездо, словообразовательная цепь, словообразовательный формант, способы словообразования, дериват, морфонологические явления., морфонологические явленияПохожие статьи
Структурно-семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть
В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть, отмечаются бинарные и полинарные словообразовательные цепи, дериваты каждой ступени словообразования характеризуется на семантическом и частеречном у...
Моносемантичные и полисемантичные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной великий
В статье рассматриваются семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, описываются полисемантичные и моносемантичные дериваты на первой ступени словообразования, указываются типы словообразовательной полисемии
Типы полисемии именных дериватов первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть
В статье рассматриваются моносемантичные и полисемантичные именные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть. У полисемантичных дериватов описываются различные типы словообразовательной полисемии: отражённая, развитая, ко...
Семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом -ист, называющих представителей сферы искусства
В статье рассматриваются семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом –ист, называющих представителей сферы искусства. В центре внимания отсубстантивные имена, впервые лексикографически зафиксированные в «Толковом словаре ру...
Потенциальные слова, образованные на базе междометий
Статья посвящена образованию потенциальных слов на базе междометий. В ней представлены наиболее распространённые типы потенциально возможных междометных словообразовательных пар и словообразовательных цепочек, а также учтены факторы, влияющие на спос...
Морфологическая вариантность русского языка
В статье рассматривается морфологическая вариантность как один из типов лингвистической деривации, который включает словообразование, и существуют аффиксы, используемые для построения нового слова. В новом языке и термине используются новые слова, ко...
Словообразовательная характеристика качественных прилагательных русского языка
В статье рассматриваются ретроспективные и перспективные аспекты словообразовательной характеристики русского языка.
Особенности абстрактных имён существительных, созданных с помощью словообразовательного форманта -изм, в русском языке конца XX – начала XXI века
Данная статья посвящена исследованию словообразовательной структуры абстрактных имён существительных и особенностям их функционирования в современном русском языке. Для анализа привлекаются отсубстантивные и отадъективные имена, имеющие иноязычный фо...
Обучение студентов-узбеков словообразовательным признакам глаголов совершенного и несовершенного видов
В данной статье описываются различные подходы и методики обучения студентов-узбеков функционированию русских глагольных видов. Рассматриваются приемы, связанные с изучением словообразования, одновременно способствующие углублению знаний студентов-узб...
Явление коннотации во фразеологизмах английского языка
В данной статье рассматривается компонент, который дополняет предметно-понятийное (или денотативное), а также грамматическое содержание языковой единицы и придает ей экспрессивную функцию на основе сведений, соотносимых с эмпирическим, культурно-исто...
Похожие статьи
Структурно-семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть
В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть, отмечаются бинарные и полинарные словообразовательные цепи, дериваты каждой ступени словообразования характеризуется на семантическом и частеречном у...
Моносемантичные и полисемантичные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной великий
В статье рассматриваются семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, описываются полисемантичные и моносемантичные дериваты на первой ступени словообразования, указываются типы словообразовательной полисемии
Типы полисемии именных дериватов первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть
В статье рассматриваются моносемантичные и полисемантичные именные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть. У полисемантичных дериватов описываются различные типы словообразовательной полисемии: отражённая, развитая, ко...
Семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом -ист, называющих представителей сферы искусства
В статье рассматриваются семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом –ист, называющих представителей сферы искусства. В центре внимания отсубстантивные имена, впервые лексикографически зафиксированные в «Толковом словаре ру...
Потенциальные слова, образованные на базе междометий
Статья посвящена образованию потенциальных слов на базе междометий. В ней представлены наиболее распространённые типы потенциально возможных междометных словообразовательных пар и словообразовательных цепочек, а также учтены факторы, влияющие на спос...
Морфологическая вариантность русского языка
В статье рассматривается морфологическая вариантность как один из типов лингвистической деривации, который включает словообразование, и существуют аффиксы, используемые для построения нового слова. В новом языке и термине используются новые слова, ко...
Словообразовательная характеристика качественных прилагательных русского языка
В статье рассматриваются ретроспективные и перспективные аспекты словообразовательной характеристики русского языка.
Особенности абстрактных имён существительных, созданных с помощью словообразовательного форманта -изм, в русском языке конца XX – начала XXI века
Данная статья посвящена исследованию словообразовательной структуры абстрактных имён существительных и особенностям их функционирования в современном русском языке. Для анализа привлекаются отсубстантивные и отадъективные имена, имеющие иноязычный фо...
Обучение студентов-узбеков словообразовательным признакам глаголов совершенного и несовершенного видов
В данной статье описываются различные подходы и методики обучения студентов-узбеков функционированию русских глагольных видов. Рассматриваются приемы, связанные с изучением словообразования, одновременно способствующие углублению знаний студентов-узб...
Явление коннотации во фразеологизмах английского языка
В данной статье рассматривается компонент, который дополняет предметно-понятийное (или денотативное), а также грамматическое содержание языковой единицы и придает ей экспрессивную функцию на основе сведений, соотносимых с эмпирическим, культурно-исто...