Формирование языковых компетенций у учащихся основной общеобразовательной школы через технологию дифференцированного обучения для успешной сдачи итоговой государственной аттестации по русскому языку
Автор: Киселева Татьяна Валентиновна
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
Дата публикации: 08.01.2014
Статья просмотрена: 345 раз
Библиографическое описание:
Киселева, Т. В. Формирование языковых компетенций у учащихся основной общеобразовательной школы через технологию дифференцированного обучения для успешной сдачи итоговой государственной аттестации по русскому языку / Т. В. Киселева. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/107/4840/ (дата обращения: 15.11.2024).
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования [1]. В российском образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Однако уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны. Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
При этом одной из задач Программы является развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг [2].
Современный учитель должен формировать у обучающихся ключевые компетенции, а именно — новую систему универсальных учебных действий, что требует сегодня от выпускников государственная итоговая аттестация.
Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям. Одной из таких технологий является технология дифференцированного обучения. Дифференцированный подход к обучению осуществляется наряду с фронтальным обучением и способствует глубокому усвоению учебного материала всеми учащимися и развитию их умственных способностей в соответствии с их возможностями.
Потребность в дифференцированном обучении становится всё более острой, так как обучение в школе на современном этапе должно дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Ведь подготовка думающих молодых людей, культурных, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания в учениках любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему, как одному из школьных предметов [4].
Говоря об образовании, В. В. Путин сказал: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку…Забота о русском языке — это важнейший социальный и политический вопрос» [3].
Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно:
- как организовать учет индивидуальных особенностей учащихся;
- как лучше разделить их на подгруппы и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;
- как методически правильно построить урок;
- как организовать постоянную работу с хорошо успевающими учениками;
- как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;
- исходя из каких критериев, отбирать учебный материал для каждой группы.
Дифференцированное обучение, прежде всего, должно быть нацелено на развитие личности каждого школьника.
Психологи говорят, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».
В Муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 5» Качканарского городского округа Свердловской области сформированы классы, где обучаются дети с разным уровнем подготовленности (в общеобразовательном классе обучаются и дети с ограниченными возможностями здоровья — с задержкой психического развития).
Проведя мониторинг качества образования и степени обученности учащихся 5 «А», 6, 8 «А» и 9 класса, я пришла к выводу, что всех обучающихся этих классов можно разделить на три группы:
1 группа — дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа — дети, способные справиться самостоятельно.
3 группа — дети, способные качественно справляться с материалом за достаточно короткий срок и при этом оказывать помощь другим.
Перед собой я поставила задачу, как сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы способные дети не скучали, иначе у них может упасть мотивация, а дети с трудностями в обучении почувствовали свою успешность и смогли повысить собственную самооценку?
Мало того — это будет способствовать повышению качества образования и сохранения стабильных результатов у учащихся коррекционных классов. Для этого мне необходимо повысить интерес каждого обучающегося к своему предмету, признать право всех детей на самооценку, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Это все, прежде всего, скажется положительно на результатах сдачи государственной итоговой аттестации выпускников.
Для решения указанных задач существенную помощь мне оказывает дидактический материал, который периодически пополняется мною. В него входит индивидуальная работа с каждым обучающимся на разных этапах урока и во время коррекционных занятий, элективный и факультативный курсы, а также работа с родителями.
Дифференциация в обучении должна осуществлять
1. Диагностику
2. Контроль
3. Обобщение и закрепление
4. Повторение
5. Развитие каждого ученика.
Материал, который я периодически собираю, представляет собой комплекс методических разработок и упражнений разных уровней с заданиями на основе текстов разных стилей и типов речи, которые органично дополняют школьные учебники русского языка и обеспечивают целенаправленную, последовательную подготовку к обязательным экзаменам по русскому языку в 9-ом и 11-ом классах.
Диагностические карты — помогают спланировать мою деятельность по осуществлению индивидуальной работы.
Индивидуальная работа с карточками, различного уровня сложности. Они разделены на блоки. В каждом блоке содержится карточки для закрепления учебного материала, для проверки умения распознавать части речи в тексте, для контроля усвоенного материала. Также есть карточки, имеющие информацию для запоминания, которая облегчает ребенку выполнение данного задания. Отдельным блоком карточек я выделила — повторение пройденного материала. В этих карточках упражнения носят обобщающий характер. Сюда же можно и отнести перфокарты, которые дети сами изготовляют друг для друга.
Опорные конспекты — облегчают выполнение заданий учащимся, испытывающим трудности в обучении. Также они формируют зрительную память и способствуют развитию логического мышления. Они помогают и родителям при совместном выполнении домашнего задания. Формируют навык сжимать исходный текст — для ГИА 9.
Дифференцированные домашние задания — по уровню подготовленности школьников, по выбору обучающихся, дополнительное творческое задание по желанию обучающегося.
При обучении орфографии я использую диктанты творческого характера: с помощью зрительного диктанта активизируется зрительная память учащихся. Перед написанием предупредительного диктанта учащиеся обстоятельно изучают его текст дома.Диктанта по памяти небольшие поэтические тексты заучиваются дома наизусть.Творческие диктанты не требуют полной записи диктуемого текста, а предполагают его изменение в рамках предложенной учителем «программы действий». Свободный диктант — совмещает вольный пересказ исходного текста с решением орфографических задач. Диктант с одновременным языковым и информационно-смысловым анализом текста — формирует навык читать художественное произведение лингвистически вооруженным взглядом. Словарный диктант «с подсказкой», словарный диктант с грамматическими заданием, словарный диктант с самопроверкой, словарный диктант с продолжением, словарные диктанты с элементами игры (например: игра «Зоркий глаз». Кто найдет в тексте словарного диктанта наибольшее количество орфограмм). Выборочный словарный диктант, словарный диктант с использованием сигнальных карточек. Словарная работа проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке.
В своей работе использую рабочие тетради для комплексного анализа текста Малюшкина А. Б.
Особая подготовка обобщающих уроков. Они проводятся в форме игры — путешествия. У всех школьников своя роль. Кто — то выступает в роли эксперта — как правило, это хорошо усвоившие учебный материал ученики, кто — то в роли аттестуемого. Такие уроки помогают вспомнить теоретический материал и закрепить его применение в практической деятельности. Особенность игры — подчиняя всё поведение известным условным правилам, она учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там, где этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение. Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи [5]. Для разнообразия учебной деятельности на любом этапе урока я использую лингвистические игры, которые способствуют развитию памяти, логического мышления и речевых компетенций. Они обеспечивают заинтересованное восприятие учащимися учебного материала.
Электронные тренажеры, электронные кроссворды в режиме ОНЛАЙН — повышают интерес школьников, формирует мотивацию к обучению.
Элективный курс «Средства речевой выразительности» позволяет диагностировать готовность и способность школьников изучать выбранный предмет на профильном уровне. Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература). Цели курса — помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах; помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях обновленной системы государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах.
В 2012–2013 учебном году в рамках школьного компонента вариативной части учебного плана я вела курс «Секреты орфографии», который способствовал формированию орфографической грамотности, развитию устной и письменной речи учащихся, обогащению словарного запаса.
Для повышения интереса к своему предмету я большое внимание уделяю внеклассной работе по предмету.
- Ежегодное участие в международном конкурсе «Русский медвежонок» — языкознание для всех.
- Участие в муниципальном литературном конкурсе «Живое слово».
- Участие во всероссийской олимпиаде школьников — школьный и муниципальный туры.
- Проведение предметной недели «Филологии», где все учащиеся развиваютсвой интеллектуальный и творческий потенциал.
- Проведение литературных тематических гостиных и конкурсов чтецов.
- Проведение нестандартных уроков — вертуальных путешествий по памятным местам поэтов и писателей русской и зарубежной литературы.
- Проведение интегрированных уроков, осуществляющих межпредметные связи.
Подготовка к сдаче заданий С1 и С2 ГИА — 9 по русскому языку осуществляется по методике Архаровой Д. И. и Долининой Т. А., специалисты ИРРО ФЛФ г. Екатеринбурга Свердловской области. Огромную помощь оказывает сайт ФИПИ, материалами которого мы пользуемся в 8 и 9 классах.
Определенный смысл в дифференциации обучения несет работа с родителями. Все мы знаем возрастную психологию, когда обучающихся 5–9 классов невозможно смотивировать на учебную деятельность. Здесь чаще всего помогает семейная мотивация, для этого я готовлю памятки, провожу тематические родительские собрания, где родители сами пробуют написать сжатое изложение под аудио — запись и решить ряд тестовых заданий.
Подготовка к экзаменам — это многоаспектная работа, она предполагает и углублённое повторение изученного ранее материала, и постоянную тренировку в языковом анализе, и развитие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста, с анализом текстов различных стилей и типов речи и созданием собственных речевых высказываний, которые бы соответствовали всем нормам литературного языка. Подготовку к обязательным письменным экзаменам по русскому языку следует начинать уже с 5 класса, так как становление умений и навыков по русскому языку требует времени, обязательного соблюдения этапности.
Таким образом, учитывая уровень готовности учащихся к восприятию учебного материала, при реализации психолого-педагогических условий, грамотном использовании методик дифференцированное обучение может служить основой интеллектуального развития школьника, будет способствовать развитию языковых компетенций обучающихся, что приведет к повышению качества образования.
Литература:
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003. № 5
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
3. Путин В. В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации.- Москва 26 апреля 2007 года (URL: http://www.zakon.kz/4444789-poslanie-prezidenta-rossii-v.v.-putina.html. Дата обращения: 25 августа 2013 г.)
4. Сенченко Г. В. Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках русского языка (URL: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/differentsiatsiya-i-individualizatsiya-obucheniya-na-urokakh-russkogo-y. Дата обращения: 5 января 2014 г.)
5. Толкачева Л. П. Игровые формы на уроках русского языка (URL: http://festival.1september.ru/articles/314742/. Дата обращения: 20 ноября 2013 г.)