Особенности стихосложения поэзии серебряного века
Авторы: Нечепуренко Мери Юрьевна, Голубева Маргарита Михайловна
Рубрика: 1. Общие вопросы литературоведения. Теория литературы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, июнь 2014)
Дата публикации: 06.06.2014
Статья просмотрена: 11087 раз
Библиографическое описание:
Нечепуренко, М. Ю. Особенности стихосложения поэзии серебряного века / М. Ю. Нечепуренко, М. М. Голубева. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 6-11. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/108/5839/ (дата обращения: 16.11.2024).
Лирика Серебряного века многообразна и очень музыкальна. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов. Поэтов-музыкантов. Стихи серебряного века — это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. При этом устоялось мнение, что именно поэты Серебряного века самым активным образом начали расшатывать, казалось бы, окончательно сложившуюся к концу ХIХ века монополию рифмованной в основном силлаботоники, обратившись для этого как к опыту прежних столетий истории русской словесности, так и к стиховым новациям, продиктованным достижениями иноязычных стиховых культур.
Между тем эта картина стихосложения Серебряного века представляет большой интерес. Этот актуальный и малоизученный вопрос побудил нас к исследованию течений литературы Серебряного века. Целью настоящего исследования стало определение взаимосвязи между стихотворными размерами, способами рифмовки, количеством стоп и направлением литературы. Для достижения поставленной цели сначала нами были изучены четыре течения в поэзии начала XX века: Символизм, Акмеизм, Футуризм, Имажинизм.
Символизм — это литературно-художественное направление конца 19 — начала 20 веков. Символизм стремился через символы в ощутимой форме воплотить идею единства мира, выраженную в соответствии его самых различных частей, позволяющую краски, звуки, запахи представить одно через другое.
В русском символизме различают:
«Старшее поколение» символистов (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов и др.) и «Младшее поколение» (А. Блок, А. Белый и др.)
Акмеизм — течение в русской поэзии 1910-х гг., провозгласившее освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова.
Последователями акмеизма считаются С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние — Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, и др.
Футуризм — авангардистское направление в русской литературе 1910–20-х гг. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии.
Русский футуризм был представлен четырьмя группами:
1) Петербургские эгофутуристы (И. Северянин, И. Игнатьев и др.)
2) Московские эгофутуристы (В. Шершеневич, Р. Ивнев и др.)
3) Московская группа «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.)
4) Группа «Гилея» — кубофутуристы (В. Маяковский, А. Крученых и др.)
Имажинизм — литературное течение, сформировавшееся в России в 1910-е годы в связи с неспособностью сложившейся культурной системы ответить на вызовы переходного периода времени с резко возросшим ритмом современной жизни. Переходная ситуация, означавшая распад одной картины мира и становление альтернативной, остро затрагивала литературно-художественный процесс и в первую очередь участвующих в нем молодых поэтов и художников.
Представителями данного течения являлись Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич, Сергей Есенин и др.
Рассмотрев философские основы каждого из выбранных нами направлений, мы перешли к анализу поэтического наследия. А. Блок и З. Гиппиус были выделены представителями Символизма, А. Ахматова и Н. Гумилев как представители Акмеизма, И. Северянин и С. Третьяков были выбраны представителями Футуризма, С. Есенин и В. Шершеневич — как представители Имажинизма. У каждого из представителей четырех течений было выбрано и проанализировано по десять стихотворений. В каждом стихотворении был вычислен стихотворный размер (Хорей, Ямб, Дактиль, Амфибрахий, Анапест; виды стихотворений, с которыми столкнулись во время исследования — Вольный стих, Белый стих, Верлибр, Монорим), определен способ рифмовки (Смежная, Кольцевая, Перекрестная, Холостая), а также были подсчитаны количество стоп (трехстопный, четырехстопный, пятистопный, шестистопный, разностопный, с отсутствием определенного, постоянного количества стоп). Эти данные были соотнесены с каждым течением и систематизированы.
Из наследия символиста А. Блока были проанализированы стихотворения «Всё настоящее ничтожно…» (1899г), «Девушка пела в церковном хоре» (1905г), «Женщина» (1914г), «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…» (1916г),«Поэты» (1908г), «Анне Ахматовой» (1913г), «Когда-нибудь, не скоро, Вас я встречу.».. (1898), «Когда я вспоминал о прошлом, о забытом…», «Когда я стал дряхлеть и стынуть…» (1903г), «Когда мы любим безотчетно» (1899г). Далее были проанализированы стихотворения, принадлежащие перу З. Гиппиус: «Берегись.».. (1913г), «Непоправимо» (1916г), «Неизвестная» (1915г), «Крылатое» (1912г), «Иди за мной» (1895г), «Внезапно» (1908г), «Божья» (1916г), «Она» (1905г), «Святое» (1905г), «Ты» (1905г). Среди этих стихотворений Ямбом было написано одиннадцать стихотворений, Хореем два, Дактилем одно, Амфибрахием одно, Анапестом одно и Вольных стихов — четыре. Систематизировав полученные данные, мы приходим к выводу, что для Символизма характерно использование двусложного стихотворного размера Ямб и Вольного стихотворения. (Рис.1)
Рис. 1
Среди них по способу рифмовки было написано Кольцевым способом рифмовки — одно, Перекрестным — восемнадцать, и одно стихотворение было без рифмы, то есть Белым. В итоге, мы пришли к мысли о том, что для Символизма характерен Перекрестный способ рифмовки. По количеству стоп в данных стихотворениях было насчитано трёхстопных — одно, четырехстопных — девять, пятистопных — два, шестистопных — одно, разностопных — два и без определенного и постоянного количества стоп –пять. Можно сделать вывод о том, что для Символизма свойственен четырехстопный размер стихотворения.
У представительницы Акмеизма А. Ахматовой были изучены стихотворения «А ты теперь тяжелый и унылый…» (1911г), «Сжала руки под темной вуалью.».. (1911г), «Я научилась просто, мудро жить…» (1912г), «Я не любви твоей прошу…» (1914г), «Нам свежесть слов и чувства простоту…» (1915г), «Сказал, что у меня соперниц нет…» (1921г), «Словно тяжким огромным молотом…» (1911г), «Я сошла с ума, о мальчик странный…» (1911г), «Ты письмо мое, милый, не комкай…» (1912г), «Заболеть бы как следует, в жгучем бреду…» (1922г). У Н. Гумилёва были изучены «Еще не раз Вы вспомните меня…», «Я сам над собой насмеялся…»(1921г),«Я вырван был из жизни тесной…» (1917г),«Утешение», «Современность», «Неизгладимы, нет, в моей судьбе…» (1917г), «Нежно-небывалая отрада…»,«Много есть людей, что, полюбив…», «Из букета целого сирени…», «Акростих». Среди вышеупомянутых стихотворений Ямбом было написано девять стихотворений, Хореем — пять, Амфибрахием — одно, Анапестом — три и Вольных стихов было два. Систематизировав полученные данные, мы приходим к выводу, что для Акмеизма характерно использование двусложных стихотворных размеров Ямб и Хорей. (Рис.2)
Рис. 2
По способу рифмовки Перекрестным способом было написано шестнадцать, Кольцевым два, одно стихотворение — Монорим и один Белый стих. В общем счете, мы можем заметить, что для Акмеизма характерен Перекрестный способ рифмовки. Количество стоп, подсчитанных в данных стихотворениях следующее: три трехстопных, четыре четырехстопных, одиннадцать пятистопных и два разностопных стихотворения. Можно сделать вывод о том, что для Акмеизмасвойствененпятистопный размер стихотворения.У футуриста И. Северянина были изучены стихотворения «Так возникают стихи…»(1928г),«Поэза странностей жизни» (1916г), «Последняя любовь» (1940г),«Певица страсти»(1905г),«Она критикует», «Не завидуй другу.».. (1909г), «И она умерла молодой…» (1909г), «Не более, чем сон», «Зовущаяся грустью» (1926г), «Вернуть любовь» (1908г). У футуриста С. Третьякова были проанализированы стихотворения «В октябре», «Восковая свеча» (1913г), «Вятка», «Енисей», «Ножницы» (1913г), «Ночь. Пекин», «Верблюд», «Первоснег» (1913г),«Тоннели», «Романс голодного» (1913г).Среди указанных выше стихотворений, Ямбом написано шесть стихотворений, Хореем — одно, Амфибрахием — одно, Вольных стихотворений — семь, Верлибров — пять. Систематизировав полученные данные, мы приходим к выводу, что для Футуризма характерно использование двусложного стихотворного размера Ямб, Вольного стихотворения и Верлибра. (Рис.3)
Рис. 3
С Перекрестной рифмовкой — четырнадцать, со Смежной — одно, и пять Верлибров. В итоге, мы можем заметить, что для Футуризма характерен Перекрестный способ рифмовки. По количеству стоп, одно стихотворение написано трехстопным размером, четырехстопным — три, пятистопным — два, шестистопным — одно, без определенного и постоянного количества стоп — тринадцать стихотворений.Можно сделать вывод о том, что для Футуризма свойственен размер стихотворения без определенного и постоянного количества стоп.У имажиниста С. Есенина были исследованы следующие стихотворения: «Какая ночь! Я не могу». (1925г), «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914г), «Край ты мой заброшенный…» (1914г), «Ну, целуй меня, целуй…» (1925г),«Отговорила роща золотая…» (1924г), «Песня» (1925г), «Ты меня не любишь, не жалеешь…»(1925г), «Хулиган» (1920г), «Я красивых таких не видел…» (1925г), «Я покинул родимый дом…» (1918г). У имажиниста В. Шершеневича были проанализированы стихотворения «Аренда у легенд» (1923г), «Судьба», «Уединение», «Прощай» (1931г), «Процент за боль» (1923г), «Печаль», «Одиночество», «Интимное» (1910г), «Белый от Луны, вероятно» (1925г), «Весенний дождь» (1926г). Ямбом были написаны девять стихотворений, Хореем четыре, Анапестом три, и четыре стихотворения Вольных. Систематизировав полученные данные, мы приходим к выводу, что для Имажинизма характерно использование двусложных стихотворных размеров Ямб и Хорей, а также Вольного стихотворения. (Рис.4).
Рис. 4
По способу рифмовки пятнадцать стихотворений с Перекрестной рифмовкой, два со Смежной, два Белых стихотворения и один Верлибр. В общем счете, мы можем заметить, что для Имажинизма характерен Перекрестный способ рифмовки. Среди данных стихотворений три трехстопных, восемь четырехстопных, четыре пятистопных, без определенного и постоянного количества стоп — четыре, и одно разностопное стихотворение. Можно сделать вывод о том, что для Имажинизма свойственен четырехстопный размер стихотворения. Систематизировав данные по каждому течению, мы создали диаграмму, которая отображает общее количество стихотворных размеров во всех стихотворениях (80 стихотворений) этих четырех направлений литературы Серебряного века. Ямб — размер, который был чаще всех остальных использован для стихосложения (34раза). А меньше всех был использован стихотворный размер — Дактиль (1раз). (Рис. 5)
Рис. 5
Также, была создана диаграмма, в которой объединены все способы рифмовки стихотворений данных четырех направлений. На диаграмме показано, что Перекрестной формой рифмовки написаны большинство(60) стихотворений. (Рис.6)
Рис. 6
Кроме того, была создана диаграмма по общему количеству стоп во всех восьмидесяти исследуемых стихотворениях четырех течения Серебряного века литературы. В данной диаграмме показано, что самое часто используемое количество стоп в стихотворениях — четыре и лишь на один случай употребления меньше стихотворения без определенного, постоянного количества стоп. (Рис. 7)
Рис. 7
Подводя итог данной работы, мы пришли к выводу, что для Символизма, литературного течения XX века, стихотворный размер не играет ключевую роль, так как большинство стихотворений (11 из 20) написаны удобным двусложным размером — Ямбом. Помимо этого, для Символизма характерен Перекрестный способ рифмовки (18 из 20) и четырехстопный размер стихотворения (9 из 20).
Также, стихотворный размер в Акмеизме никак не зависит от основных черт данного направления, потому как большое количество стихотворений написаны Ямбом (8 из 20), пятистопным размером (10 из 20) и рифмованы Перекрестным способом (15 из 20).
Так как одной из важных черт Футуризма является изобретение новых форм, в стихотворениях этого течения мы замечаем характерное написание стихотворений не только Ямбом (6 из 20), но и преобладание Вольных стихов (6 из 20) и Верлибров (5 из 20), что говорит о стремлении расширить возможность передачи основной идеи и ее восприятия, а также разнообразить формы стихосложения. Кроме того, для Футуризма характерен Перекрестный способ рифмовки (13 из 20), что сохраняет легкость восприятия стихотворения и отсутствие определенного и постоянного количества стоп в стихотворениях (11 из 20), что опять же говорит об изменении форм.
В Имажинизме, как и в Символизме и в Акмеизме стихотворный размер никак не влияет на передачу идеи и ее восприятие. Для него характерен Ямб (9 из 20), Перекрестный способ рифмовки (14 из 20) и четырехстопный размер стихотворения (8 из 20).
Литература:
1. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000;
2. Гаспаров М. Л., Скулачева Т. В. Статьи о лингвистике стиха. М., 2004;
3. Москвин В. П. Теоретические основы стиховедения. М., 2009;
4. Онуфриев В. В. Справочник по стихосложению. М., 2002.