Специфика способов лингвистической интерпретации информации в медиадискурсе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

III международная научная конференция «Филология и лингвистика в современном обществе» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 06.10.2014

Статья просмотрена: 498 раз

Библиографическое описание:

Туранская, Н. В. Специфика способов лингвистической интерпретации информации в медиадискурсе / Н. В. Туранская. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/136/6116/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

В данной статье рассмотрена проблема лингвистической интерпретации событий и языкового манипулирования в массмедиа. На материале ряда зарубежных изданий анализируются стратегии когнитивных технологий информационно-психологического воздействия на идеологический иммунитет читателей.

Ключевые слова: стратегия интенсификации, стратегия преуменьшения, аннулирующее преобразование, прием компликации, имплицитный ввод новой информации.

 

В условиях развертывания информационных войн и информационно-психологической агрессии стратегическая роль языка в плане защиты сознания определяется тем, что не существует иной специализированной, сопоставимой по мощности со средствами массовой информации организационно-технологической реальности, как язык, способный создавать в индивидуальном и общественном сознании глубинные механизмы самоопределения и информационно-культурного иммунитета.

Объектом данной работы выступают когнитивные механизмы ведения информационных войн посредством зарубежных массмедиа.

Материалом нашего исследования является языковая стратегия дискредитации зарубежных и переводимых на русский язык изданий в отношении проводимых в Сочи 22-х Олимпийских зимних игр.

Как известно, когнитивные стратегии освещения того или иного события, ситуации сводятся либо к стратегии «intensify» — преувеличения, либо к стратегии «downplay» — преуменьшения [1, с.15–22]. Так, большая часть информации в зарубежных СМИ, связанная с Играми в Сочи, сводилась к стратегии интенсификации, которая предполагает преувеличение чужих недостатков и своих достоинств. Например, ведущие западные СМИ старались отыскать самые незначительные недостатки в организации Олимпиады в Сочи. Так, издание «Daily Mail» утверждало, что несмотря на дорогостоящую инфраструктуру, разработанную для сочинского горного кластера, разрозненные курорты Красной Поляны не образуют единую курортную зону, отсутствует единый ски-пасс на разных подъемниках, что ски-пассы нужны разные; отсутствуют бесплатные транспортные сообщения между курортами, находящимися в зонах ответственности разных владельцев. Комментируя процедуру получения российской туристической визы, британцы жаловались на то, что заполнение заявления в режиме онлайн отнимает у них не менее двух часов (слишком много вопросов, на которые надо дать ответ), сама виза стоит дорого — от £105 до £175, а оформление паспорта занимает пять дней. Также акцентировалось внимание на беспрецедентных мерах безопасности: «меры безопасности у подножия лыжных подъемников, как в аэропортах Израиля. В зоне курорта Газпрома они были названы даже «враждебными», отмечалось, что сверхмеры безопасности надо как-то преодолевать, иначе всех туристов распугать можно» [2, с.4]. Поскольку успех России в строительстве стадионов и прочих объектов инфраструктуры был очевиден, западные СМИ сконцентрировались на критике мелких бытовых недоделок в отдельных зданиях олимпийских объектов (преимущественно отелях для журналистов). Западным изданиям пришлось опуститься до приема насмешки — был запущен и широко растиражирован мыслевирус о двойных уборных в Сочи, со снятой перегородкой, на основании фотографии, сделанной в момент переоборудования помещения в подсобку. В других случаях западные журналисты фальсифицировали сломанные дверные ручки и распространяли ложную фотографию жёлтой воды из-под крана (сделанную год назад вообще в другой стране).

Когнитивная стратегия преуменьшения за счет затушевывания своих недостатков прослеживается в подаче следующей информации: Игры 2002 года в Солт-Лейк-Сити начались через несколько месяцев после террористической атаки на башни-близнецы и после военной операции в 2001 году США в Афганистане, за один год до игр. При этом никто не называл эту олимпиаду опасной, не было постоянного устрашения населения через СМИ и заявления МИД разных стран. Олимпиада в Америке была весьма дорогостоящей, но никто не говорил о том, что «это слишком» и «бессмысленная растрата денег». Тот факт, что Солт-Лейк-Сити находится южнее Сочи и имеет схожий с Красной поляной температурный режим, никто не вспомнил, и никаких спекуляций на тему: «как можно проводить Олимпиаду в тепле» также не было.

Достаточно широко представлен в зарубежных СМИ прием реализации стратегии преуменьшения — аннулирующее преобразование, когда из ситуации исключаются некоторые события, факты, объекты. Так, например, как сообщило французское издательство «Metrofrance», компания по борьбе с вредителями подписала с городскими властями Сочи договор на уничтожение как можно большего числа бродячих собак перед Олимпиадой — «они кусают детей» и могут помешать проведению церемонии открытия. «Собака проникла на Олимпийский стадион Фишт, но мы ее прогнали, — сказал агентству Associated Press Алексей Сорокин, генеральный директор компании, занимающейся отловом животных. — Не дай Бог, если что-то подобное произойдет на реальной церемонии открытия. Это будет позором для всей страны» [3, с.1]. По словам Сорокина, бездомные псы также виновны в том, что кусают детей. Многие из них обитают неподалеку от строек, где они рассчитывают найти еду и приют в компании рабочих. Сорокин не уточнил, сколько животных уже было убито и каким образом (травят ли их ядом или отстреливают). Защитники прав животных уже неоднократно выражали возмущение по поводу таких методов и добились от властей и в частности мэра Сочи обещания построить приюты. Но, по словам активистов, ничего до сих пор так и не было сделано.

Достаточно сильным приемом когнитивной стратегии моделирования в сознании адресата нужной картины мира, актуализирующимся в текстах западных СМИ, был использованный прием компликации — усложнения и привнесения дополнительных компонентов, наличие которых актуально для влияния на адресата. Сразу после прошлогоднего теракта в Бостоне, в котором обвинили выходцев из России — этнических чеченцев братьев Царнаевых, иностранные обозреватели стали усиленно акцентировать внимание на том, что северокавказский регион, отличающийся повышенной активностью террористов, расположен недалеко от тех мест, где будет проходить Олимпиада 2014 года. Так, обозреватель Financial Times Томас де Валь писал в своей статье от 23 апреля 2013 года, что Россия утратила контроль над этим регионом. В статье говорилось, что сейчас ежегодно из-за чеченского конфликта продолжает гибнуть много людей. А бостонский теракт показал, что некто желает «экспортировать» чеченский терроризм на Запад. «Однако близится зимняя Олимпиада, и нельзя рисковать безопасностью спортсменов и гостей. Свою помощь в обеспечении безопасности на Играх в Сочи уже предложили Вашингтон, Лондон и Париж, но Москва упорно воздерживается от сотрудничества» [4, с.1]. Успешное проведение в Москве чемпионата мира по легкой атлетике заставило журналистов на время отступить, но после декабрьского теракта в Волгограде информационные атаки вновь стали нарастать.

О террористических угрозах Олимпиаде в Сочи не писал только ленивый: CNN, один из популярнейший новостных телеканалов, выпустил репортаж под названием «Бостонский теракт заставил мир задуматься о безопасности в Сочи», где отмечалось, что выбор Сочи в качестве места проведения Олимпиады вызывает удивление, поскольку это «город, который расположен поблизости от самого неспокойного региона России — Северного Кавказа. Там недавно велись войны, а исламистское сопротивление продолжается до сих пор. Именно этот регион, как подозревают, повлиял на тех двоих, которых обвиняют в осуществлении теракта во время марафона в Бостоне. При этом утверждалось, что одновременно с проведением Олимпиады в Сочи Россия будет бороться с восстанием исламистов, а «основные бои ведутся в регионе, находящемся всего в 500 километрах» (эфир от 13 мая 2013 года). Подобного рода публикации появлялись, как грибы после дождя, поскольку все еще существовала вероятность повлиять на мнение спортсменов и туристов и побудить их отказаться от поездки на Олимпиаду. Заметим, что репортажи о «драконовских» мерах по обеспечению безопасности тоже сработали — туристам была важнее собственная безопасность на Олимпиаде, чем временные трудности жителей Сочи.

Одним из приемов дискредитации России в глазах мировой общественности западными СМИ был такой способ подачи информации, при котором осуществляется когнитивный принцип деления мира/ пространства по разным основаниям на «своих» и «чужих». В данном случае коммуникативное пространство всегда можно разделить на пространство «своих» — находящихся на одной идеологической платформе, наблюдающих объект с одних и тех же позиций, и «врагов» — находящихся «по ту сторону баррикад», видящих объект совершенно с других позиций. Подавая таким двуполярным образом разносторонний мир, адресант упрощает восприятие мира и предлагает только одностороннее его осмысление (интерпретацию) — или белое или черное, тем самым манипулируя сознанием адресата.

Иными словами, зарубежные СМИ активно позиционировали некий положительный фантомный социум, стоящий за ними на Западе и в Америке и толерантно относящийся к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией, тем самым генерируя в этом образе позитивную группу. За Россией закреплялся статус «антигейского» государства. На подобном основании выстроилась следующая когнитивная цепочка: «Свой» — Западная Европа, Америка — «тут, знаю, понимаю, принимаю геев, они хорошие». «Чужой» — Россия» — «там, не знаю (и не хочу знать), не понимаю, не люблю, геи плохие». В данном случае особым «оружием» информационной атаки против России выступило ЛГБТ-сообщество, умалчивая тот факт (вспомним стратегию «аннулирующее преобразование», при которой из ситуации исключаются некоторые события или объекты), что «антигейский закон» выступает не против людей нетрадиционной сексуальной ориентации, а что он против пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди детей. При этом западные СМИ не писали о том, что на сегодняшний день после вступления закона в силу менее десяти человек были оштрафованы за «пропаганду гомосексуализма», никого за это не посадили в тюрьму, у российской полиции нет права задерживать людей просто по подозрению в том, что они геи или лесбиянки, как это ошибочно утверждала в прошлом году газета New York Times. Так, из-за якобы имеющегося в России ущемления прав гомосексуалистов бойкот Олимпиаде объявили известные лица: британский актер и писатель Стивен Фрай, американские певицы Шер и Леди Гага, драматург Харви Фирстайн и вице-президент Еврокомиссии Вивиан Рединг.

Отметим, что Западные СМИ при освещении подготовки к Зимним олимпийским играм использовали стратегию имплицитного ввода новой информации, при которой усваивается лучше то, что подается не «в лоб», а в скрытых высказываниях. Например, обозреватель одной из наиболее популярных и авторитетных газет Los Angeles Times Дэвид Хорси утверждал: «Зимние Олимпийский игры в Сочи — это последняя из реинкарнаций российской потемкинской деревни. Если ваши воспоминания о российской истории и мифологии так же подтаяли, как снег на горнолыжных трассах сочинского центра «Роза Хутор», я напомню вам, что Григорий Потемкин был любовником Екатерины Великой. Царица назначила его губернатором недавно завоеванных земель на юге Украины и в Крыму, а потом отправилась туда с визитом со своим двором и несколькими иностранными послами. Потемкин хотел приукрасить виды, так что он велел построить переносную деревню, которую спускали на баржах вдоль Днепра по мере передвижения Екатерины. Многие историки сейчас полагают, что этот рассказ является в большей степени вымыслом, чем фактом, но это не единственный пример того, как русские пытались обмануть иностранцев, чтобы они думали, что дела обстоят лучше, чем в действительности», — пишет Хорси, упоминая посещения британскими и американскими социалистами колхозов в 1920–1930-е годы. «Сейчас президент Путин потратил 50 миллиардов долларов на Олимпиаду, которая выглядит достаточно реалистично, но может оказаться такой же эфемерной, как потемкинская деревня, — заявляет автор. Образ России, формируемый этой Олимпиадой, маскирует реальность застойной российской экономики, слабой судебной системы и недоразвитой демократии», считает он [5, с.1]. Следует заметить, что существует целый спектр приемов неявного введения нового знания путем имплицитной информации, в данном случае очень показательный для исследования информационной войны, которая была развязана западными СМИ в отношении России, но это предмет отельного исследования.

Итак, исследуемый материал свидетельствует о том, что проблема лингвистической интерпретации событий и языкового манипулирования в массмедиа представляется крайне актуальной для изучения. На материале ряда зарубежных изданий было продемонстрировано, что использование технологий информационно-психологического воздействия стало вполне обычным явлением идеологической и политической борьбы. Вследствие этого одной из наиболее опасных угроз современного общества является угроза скрытного информационно-психологического управления массами — манипуляция массовым сознанием. В связи с этим в целях обеспечения национальных интересов страны в условиях глобального информационно-психологического противоборства Россия должна приступить к разработке и осуществлению ряда системных лингвистических проектов, ориентированных на «мягкое» отражение информационно-психологических манипуляций, например, которые мы наблюдали в СМИ Запада в связи с проведением Сочи 22-х Олимпийских зимних игр. Альтернативой «ограничительным стратегиям» могло бы быть существование общенациональной системы культурно-лингвистической экспертизы, делающей все виды информационной агрессии, направленной на систему языка, на индивидуальное и общественное сознание, видимыми и очевидными для населения.

 

Литература:

 

1.         Larson, Ch.U. Persuasion: reception and responsibility / Ch.U. Larson. Wadsnorth Publishing Company. Belmont, Ca 1995.

2.         Статья от 12.02.2014 — Skiing in Sochi: Russia's Winter Olympic Games resort remains a challenge for Brits. — http://www.dailymail.co.uk/travel/article-2224321

3.         Статья от 03.02.2014 — Sotchi tue ses chiens errants avant les Jeux. — http://www.metronews.fr/sport/russie-sotchi-tue-ses-chiens-errants-avant-les-jeux olympiques/mnbc!

4.         Статья от 23.04.2013 — Russia must let the world into Chechnya. — http://www.ft.com/intl/cms/s/98907112-ab41–11e2–8c63-

5.         Статья от 11.02.2014 — Sochi Olympic Games are Russia's newest Potemkin village By David Horsey. — http://www.latimes.com/opinion/topoftheticket/la-na-tt-potemkin-village-20140211-story.html#ixzz2t310NqS6

Основные термины (генерируются автоматически): Сочи, Россия, Олимпиада, СМИ, Америка, игра, Бостонский теракт, имплицитный ввод, информационно-психологическое воздействие, нетрадиционная сексуальная ориентация.

Ключевые слова

стратегия интенсификации, стратегия преуменьшения, аннулирующее преобразование, прием компликации, имплицитный ввод новой информации., имплицитный ввод новой информации

Похожие статьи

Способы преодоления коммуникативных неудач: формирование умений устного иноязычного общения в высшей школе

В статье рассматриваются причины возникновения проблем у специалистов-инженеров в ходе профессиональной коммуникации на иностранном языке. Акцентируется внимание на способах преодоления имеющихся сложностей.

Использование иерархических моделей организации информации при конструировании коммуникативного сообщения

Данная работа посвящена сопоставительному анализу моделей внутриличностной организации информации, предложенных Д. А. Леонтьевым и Р. Дилтсом Автор производит сопоставительный анализ выделяемых в данных моделях структур и указывает на перспективы их ...

Интонационное моделирование как конечная цель интонационного анализа теста

Статья посвящена вопросам интонационного моделирования звучащего текста. Автором собран и проанализирован материал о современном состоянии теоретических разработок в области лингвистического моделирования и экспериментальных попыток создания интонаци...

Функционирование социального плаката XX–XXI веков в сфере межкультурной коммуникации

В данной статье рассматриваются социальные плакаты в аспекте теории речевых актов. Выявляется специфика их функционирования в межкультурном пространстве. Анализируются реакции на вербальные и креолизованные элементы. Делается вывод об особенностях вл...

Опыт стилистического анализа текста (на примере выступления В. В. Путина)

В статье представлен опыт стилистического анализа призывной речи. С помощью количественных методов лингвистики, а именно симптоматической статистики и контент-анализа выявляются языковые приметы стиля. Публицистический стиль речи оказывает большое вл...

Солидарность и конфликт в информационном обществе

В статье рассматривается феномен конфликта и солидарности в контексте управления социальными процессами и в условиях современного технологического уклада. Также рассматриваются эволюционно сложившиеся особенности мышления объектов воздействия, исполь...

Философско-психологические предпосылки изучения феномена адресата в гуманитарных исследованиях

В статье рассматривается комплексный философско-психологический аспект исследования феномена адресата в рамках современной гуманитарной парадигмы. Автором обозначается наличие определенных теоретических лакун данной области, а также делается попытка ...

Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности

Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего иссл...

Ассоциативный эксперимент в психолингвистическом моделировании значения слова

В исследовании представлены элементы комплексного анализа когнитивной составляющей синонимического ряда. Ряд рассматривается как цепочка лексем, вербализирующих в речи те или иные оттенки смысла концепта «невзрослый». Специфика подхода проявляется в ...

Особенности публицистического стиля современных СМИ

Данная работа посвящена изучению публицистических текстов. В работе рассматриваются основные особенности публицистических текстов как средства массовой коммуникации для информирования и влияния на общественное мнение.

Похожие статьи

Способы преодоления коммуникативных неудач: формирование умений устного иноязычного общения в высшей школе

В статье рассматриваются причины возникновения проблем у специалистов-инженеров в ходе профессиональной коммуникации на иностранном языке. Акцентируется внимание на способах преодоления имеющихся сложностей.

Использование иерархических моделей организации информации при конструировании коммуникативного сообщения

Данная работа посвящена сопоставительному анализу моделей внутриличностной организации информации, предложенных Д. А. Леонтьевым и Р. Дилтсом Автор производит сопоставительный анализ выделяемых в данных моделях структур и указывает на перспективы их ...

Интонационное моделирование как конечная цель интонационного анализа теста

Статья посвящена вопросам интонационного моделирования звучащего текста. Автором собран и проанализирован материал о современном состоянии теоретических разработок в области лингвистического моделирования и экспериментальных попыток создания интонаци...

Функционирование социального плаката XX–XXI веков в сфере межкультурной коммуникации

В данной статье рассматриваются социальные плакаты в аспекте теории речевых актов. Выявляется специфика их функционирования в межкультурном пространстве. Анализируются реакции на вербальные и креолизованные элементы. Делается вывод об особенностях вл...

Опыт стилистического анализа текста (на примере выступления В. В. Путина)

В статье представлен опыт стилистического анализа призывной речи. С помощью количественных методов лингвистики, а именно симптоматической статистики и контент-анализа выявляются языковые приметы стиля. Публицистический стиль речи оказывает большое вл...

Солидарность и конфликт в информационном обществе

В статье рассматривается феномен конфликта и солидарности в контексте управления социальными процессами и в условиях современного технологического уклада. Также рассматриваются эволюционно сложившиеся особенности мышления объектов воздействия, исполь...

Философско-психологические предпосылки изучения феномена адресата в гуманитарных исследованиях

В статье рассматривается комплексный философско-психологический аспект исследования феномена адресата в рамках современной гуманитарной парадигмы. Автором обозначается наличие определенных теоретических лакун данной области, а также делается попытка ...

Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности

Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего иссл...

Ассоциативный эксперимент в психолингвистическом моделировании значения слова

В исследовании представлены элементы комплексного анализа когнитивной составляющей синонимического ряда. Ряд рассматривается как цепочка лексем, вербализирующих в речи те или иные оттенки смысла концепта «невзрослый». Специфика подхода проявляется в ...

Особенности публицистического стиля современных СМИ

Данная работа посвящена изучению публицистических текстов. В работе рассматриваются основные особенности публицистических текстов как средства массовой коммуникации для информирования и влияния на общественное мнение.