Словообразовательные гнезда синонимичных глаголов сүөр ‘развязывать, распутывать, отвязывать’ и өһүл ‘распускать, развязывать’ в якутском языке
Автор: Копырина Елена Петровна
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 10.03.2015
Статья просмотрена: 312 раз
Библиографическое описание:
Копырина, Е. П. Словообразовательные гнезда синонимичных глаголов сүөр ‘развязывать, распутывать, отвязывать’ и өһүл ‘распускать, развязывать’ в якутском языке / Е. П. Копырина. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7541/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье исследуются словообразовательные гнезда с вершинами сүөр ‘развязывать, распутывать, отвязывать’ и өһүл ‘распускать, развязывать’ в якутском языке в деривационно-семантическом аспекте. Рассмотрены словообразовательные отношения синонимичных глаголов, их словообразовательные гнезда.
Ключевые слова: глагол, словообразовательное гнездо, многозначность, синонимия, якутский язык.
Словообразовательное гнездо является центральной единицей дериватологии. В исследованиях последних лет словообразовательное гнездо (СГ) рассматривается как микросистема, связывающая грамматику, словообразование и лексику. Проблема выявления словообразовательного потенциала различных частей речи составляет важнейшую задачу системного изучения языка. Богатый и обширный материал для анализа в этом плане представляют отглагольные гнезда, поскольку «среди всех частей речи глагол имеет самые широкие словообразовательные связи и оказывает большое влияние на все важнейшие процессы словообразования» [4, с. IX].
В якутском языкознании словообразование является одной из недостаточно разработанных областей. Словообразование якутского языка определяется его агглютинативным характером, основным способом образования новых слов является аффиксация. В настоящей статье по данным «Большого толкового словаря якутского языка» (БТСЯЯ) рассматриваются СГ с глагольными вершинами сүөр и өһүл, которые являются синонимами. Значения слов выяснялись также по данному изданию [1]. Семантика аффиксов при образовании различных частей речи уточнялась по «Грамматике современного якутского литературного языка» [2].
По своим основным значениям глаголы сүөр и өһүл можно отнести к семантической подгруппе глаголов разделения (а именно чего-либо связанного, скрепленного), входящей в лексико-семантическую группу (ЛСГ) глаголов физического воздействия на объект. Будучи непроизводными, многозначными, частотными и стилистически нейтральными, данные глаголы входят в ядро этой подгруппы и ЛСГ в целом.
В БТСЯЯ глагол сүөр представлен в трех значениях: 1) развязывать, распутывать что-л., отвязывать кого-что-л. (былааккын сүөр ‘развязать платок’); 2) отстегнуть (пуговицу) (ырбаахын үөһээ тимэҕин сүөр ‘отстегнуть верхнюю пуговицу рубашки’); 3) переносное значение: уладить (напр., конфликт), разрешить (напр., спор) (бэйэм буруйдаахпын — бэйэм сүөрүөхтээхпин ‘сам виноват — сам разрешу, улажу’). В первых двух значениях данный глагол обозначает ситуацию разделения и отделения объекта, в третьем, выражая достижение благоприятного, желаемого результата, согласование, примирение каких-либо разногласий, недоразумений и т. п., обозначает ситуацию достижения цели (группа глаголов социальной деятельности). Глагол өһүл представлен в четырех значениях: 1) распускать, развязывать (тимэхпин өһүл ‘отстегни мне пуговицу’); 2) отвинчивать, развинчивать что-л. (гаайканы өһүл ‘отвинтить гайку’); оттенок — разбирать что-л. на части (массыынаны өһүл ‘разобрать машину’); 3) переносное значение: отступать от данного слова (эппит тылбын өһүлбэппин ‘не отступлю от своих слов’); 4) переносное значение: отказаться от намерения мстить кому-л.; прощать кого-л.(иэстэһэр санаатын өһүллэ ‘отказался от намерения мстить’). Данный глагол также в первых двух значениях передает ситуации разделения и отделения, в третьем и четвертом значении относится к глаголам поступка и поведения (группа глаголов социальной деятельности).
Глаголы сүөр и өһүл синонимичны в своих основных значениях. Их вторичные значения образуются в одном направлении, в переносных значениях оба глагола входят в группу глаголов социальной деятельности.
По данным БТСЯЯ первый глагол имеет 7 производных, второй — 5. Оба гнезда имеют одноступенчатую структуру.
В словаре все производные СГ с вершиной сүөр представлены как грамматические формы — 4 залоговые формы, 2 видовые формы (2 варианта одной формы). Эти формы демонстрируются без толкования, с отсылкой к исходной форме слова, при которой дана разработка лексических значений. Тем не менее, необходимо отметить, что «независимо от способов лексикографирования залоговых форм уже само их включение в словарь свидетельствует о том, что лексикографы считают эти формы объектом словаря, а не грамматики» [6, с. 123]. Частеречная структура гетерогенная, преимущественно глагольная (6 производных из 7). Все дериваты моносемантичны, лексикализации не наблюдается.
Таблица 1
Cловообразовательное гнездо глагола сүөр
сүөр |
сүөрдэр (сүөр + аффикс побудительного залога -дэр) ‘заставить развязать, распутать, отвязать’ |
сүөрүс (сүөр + аффикс совместно-взаимного залога -үс) ‘вместе развязать, распутать, отвязать’ |
|
сүөрүн (сүөр + аффикс возвратного залога -үн) ‘развязывать, распутывать, отвязывать себе’ |
|
сүөрүлүн (сүөр + аффикс страдательного залога -үлүн) ‘быть развязанным, распутанным, отвязанным’ |
|
сүөртэлээ (сүөр + аффикс формы многократного вида -тэлээ) ‘развязывать, распутывать, отвязывать несколько объектов’ |
|
сүөрүтэлээ (сүөр + аффикс формы многократного вида -үтэлээ) ‘развязывать, распутывать, отвязывать несколько объектов’ |
|
сүөрүү (сүөр + аффикс имени действия -үү) ‘развязывание, распутывание, отвязывание’ |
Производные СГ с вершиной өһүл представлены в БТСЯЯ иначе. 2 залоговые формы представлены как лексикализованные формы с собственным лексическим значением, т. е. идут с толкованием без отсылки к исходной форме. Из всех производных с отсылкой на исходную форму дается видовая форма многократности действия өһүлтэлээ (буолталары өһүлтэлээ ‘открутить болты’). От данной глагольной основы образованы 2 имени прилагательных: өһүллүмтүө с двумя значениями, мотивированными основным и вторым значением глагола (өһүллүмтүө баайыы ‘легко развязывающийся узел’; өһүллүмтүө гаайка ‘легко отвинчивающаяся гайка’); өһүллэҕэс, значение которого унаследовано от третьего переносного значения основы (өһүллэҕэс киһи ‘нестойкий человек’). Таким образом, в данном случае наблюдается лексикализация грамматических форм, а также полисемантичность производных. Частеречная структура гетерогенная (глагольный и адьъективный блоки). Значения дериватов мотивированы не только основным, но и вторичными значениями вершины.
Таблица 2
Cловообразовательное гнездо глагола өһүл
өһүл |
өһүлтэр (өһүл + аффикс побудительного залога -тэр) ‘отнять, забрать силы у кого-л., ослабить кого-л.’ |
өһүлүн (өһүл + аффикс возвратного и страдательного залогов -үн) 1) ‘распускаться, развязываться, расплетаться’ с оттенком ‘расстегиваться, развязываться (напр., о пуговицах, вязках)’, 2) ослабевать (о морозе, холоде) |
|
өһүлтэлээ (өһүл + формы многократного вида -тэлээ) ‘распускать, развязывать, расплетать несколько объектов’ |
|
өһүллүмтүө (өһүлүн + аффикс -мтүө, образующий прилагательные, обозначающие особую склонность, способность производить действие, обозначаемое основой глаголов) 1) ‘легко развязывающийся, расплетающийся’, 2) ‘легко отвинчивающийся, плохо завинченный (о гайке)’ |
|
өһүллэҕэс (өһүлүн + аффикс -эҕэс, образующий прилагательные, обозначающие качество, свойственное преимущественно людям) ‘слабый, нестойкий, непостоянный’ |
Таблица 3
Производные глаголов сүөр и өһүл
|
ф. побуд. залога |
ф. совм. залога |
ф. возвр. залога |
ф. страд. залога |
ф. многокр. действия |
и/с |
и/п |
сүөр |
+ |
+ |
+ |
+ |
++ |
+ |
|
өһүл |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
++ |
Изучение сложных смысловых взаимоотношений членов внутри СГ демонстрирует системный характер языка, основанный на взаимодействии грамматики, лексики и словообразования. Описание СГ отдельных единиц, обладающих разным словообразовательным и семантическим потенциалом, тем более являющихся синонимами, на материале якутского языка является очень перспективным и актуальным исследованием, в частности, для создания словообразовательных, толково-словообразовательных словарей.
Литература:
1. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта: в 15-ти т. / под ред. П. А. Слепцова. Новосибирск: Наука, 2004. Т. I. Буква А. 680 с.; Новосибирск: Наука, 2010. Т. VII. Буквы Нь, О, Ө, П. 519 с.
2. Грамматика современного якутского литературного языка: фонетика и морфология. М.: Наука, 1982. 496 с.
3. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: ок. 145 000 слов: в 2-х т. М.: Рус. яз., 1985. Т. 1. Словообразовательные гнезда. А — П. 856 с.
4. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 1978. XVI+727 с.
5. Харитонов Л. Н. Залоговые формы глагола в якутском языке. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1963. 126 с.
6. Юлдашев А. А. Принципы составления тюркско-русских словарей. М.: Наука, 1972. 416 с.
Ключевые слова
глагол, словообразовательное гнездо, синонимия, многозначность, многозначность, якутский язык., якутский языкПохожие статьи
Семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом -ист, называющих представителей сферы искусства
В статье рассматриваются семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом –ист, называющих представителей сферы искусства. В центре внимания отсубстантивные имена, впервые лексикографически зафиксированные в «Толковом словаре ру...
Имена существительные с субъективно-оценочными суффиксами -г, -кiиг, -и в ингушском языке
В данной статье рассматриваются словообразовательные суффиксы -г, -к1иг, -и, которые служат для выражения субъективно-оценочного значения имен существительных. Изучение суффиксального словообразования является важным направлением в ингушском языке.
Особенности абстрактных имён существительных, созданных с помощью словообразовательного форманта -изм, в русском языке конца XX – начала XXI века
Данная статья посвящена исследованию словообразовательной структуры абстрактных имён существительных и особенностям их функционирования в современном русском языке. Для анализа привлекаются отсубстантивные и отадъективные имена, имеющие иноязычный фо...
Синтагматические отношения в структуре словообразовательного гнезда с вершиной великий
В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, указываются способы словообразования дериватов гнезда. Отмечаются морфонологические явления, сопровождающие образования данных производных.
Семантические особенности предлога «в» в предложном падеже (на материале русского и персидского языков)
Данная работа посвящена сопоставительному анализу русского предлога «в» в предложном падеже и способов его передачи на персидский язык. Поскольку в персидском языке отсутствует система падежей, предлоги оказываются функционально более нагруженными по...
Отсубстантивные имена существительные с суффиксом -ист
В данной статье рассматриваются ceмaнтикo-cлoвooбpaзoвaтeльныe и функциональные особенности отсубстантивных имен существительных с суффиксом -ист, являющихся наименованиями лиц, занимающихся различными видами спорта. Для анализа привлекаются только п...
Семантические особенности некоторых междометий в английском, русском и кыргызском языках
В данной статье приводятся семантические группы междометий на русском, английском и кыргызском языках, на примере произведений известных авторов, а также определены и проанализированы позиции междометий в предложениях.
Обучение студентов-узбеков словообразовательным признакам глаголов совершенного и несовершенного видов
В данной статье описываются различные подходы и методики обучения студентов-узбеков функционированию русских глагольных видов. Рассматриваются приемы, связанные с изучением словообразования, одновременно способствующие углублению знаний студентов-узб...
Семантико-словообразовательное своеобразие топонимов Ишимского района
Статья посвящена семантико-словообразовательному и этимологическому анализу топонимов Ишимского района. Автор выявляет словообразовательное своеобразие тех топонимов, которые созданы на основе имен существительных, обозначающих профессию, ремесло, ро...
Структурно-семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть
В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть, отмечаются бинарные и полинарные словообразовательные цепи, дериваты каждой ступени словообразования характеризуется на семантическом и частеречном у...
Похожие статьи
Семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом -ист, называющих представителей сферы искусства
В статье рассматриваются семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом –ист, называющих представителей сферы искусства. В центре внимания отсубстантивные имена, впервые лексикографически зафиксированные в «Толковом словаре ру...
Имена существительные с субъективно-оценочными суффиксами -г, -кiиг, -и в ингушском языке
В данной статье рассматриваются словообразовательные суффиксы -г, -к1иг, -и, которые служат для выражения субъективно-оценочного значения имен существительных. Изучение суффиксального словообразования является важным направлением в ингушском языке.
Особенности абстрактных имён существительных, созданных с помощью словообразовательного форманта -изм, в русском языке конца XX – начала XXI века
Данная статья посвящена исследованию словообразовательной структуры абстрактных имён существительных и особенностям их функционирования в современном русском языке. Для анализа привлекаются отсубстантивные и отадъективные имена, имеющие иноязычный фо...
Синтагматические отношения в структуре словообразовательного гнезда с вершиной великий
В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, указываются способы словообразования дериватов гнезда. Отмечаются морфонологические явления, сопровождающие образования данных производных.
Семантические особенности предлога «в» в предложном падеже (на материале русского и персидского языков)
Данная работа посвящена сопоставительному анализу русского предлога «в» в предложном падеже и способов его передачи на персидский язык. Поскольку в персидском языке отсутствует система падежей, предлоги оказываются функционально более нагруженными по...
Отсубстантивные имена существительные с суффиксом -ист
В данной статье рассматриваются ceмaнтикo-cлoвooбpaзoвaтeльныe и функциональные особенности отсубстантивных имен существительных с суффиксом -ист, являющихся наименованиями лиц, занимающихся различными видами спорта. Для анализа привлекаются только п...
Семантические особенности некоторых междометий в английском, русском и кыргызском языках
В данной статье приводятся семантические группы междометий на русском, английском и кыргызском языках, на примере произведений известных авторов, а также определены и проанализированы позиции междометий в предложениях.
Обучение студентов-узбеков словообразовательным признакам глаголов совершенного и несовершенного видов
В данной статье описываются различные подходы и методики обучения студентов-узбеков функционированию русских глагольных видов. Рассматриваются приемы, связанные с изучением словообразования, одновременно способствующие углублению знаний студентов-узб...
Семантико-словообразовательное своеобразие топонимов Ишимского района
Статья посвящена семантико-словообразовательному и этимологическому анализу топонимов Ишимского района. Автор выявляет словообразовательное своеобразие тех топонимов, которые созданы на основе имен существительных, обозначающих профессию, ремесло, ро...
Структурно-семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть
В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть, отмечаются бинарные и полинарные словообразовательные цепи, дериваты каждой ступени словообразования характеризуется на семантическом и частеречном у...