О преподавании русского языка как неродного в техническом вузе
Автор: Ережепова Сауле Каратаевна
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
Дата публикации: 17.06.2015
Статья просмотрена: 137 раз
Библиографическое описание:
Ережепова, С. К. О преподавании русского языка как неродного в техническом вузе / С. К. Ережепова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8225/ (дата обращения: 15.11.2024).
Стремительное развитие информационных технологий, вхождение в мировое образовательное пространство, присоединение высшего образования Казахстана к Болонской декларации способны ускорить процесс обновления системы образования в целом. Сегодня в вузах осуществляется важный этап, направленный на повышение качества высшего образования и конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений республики на международном рынке труда. Кредитная, модульная система образования, дифференциация знаний приводят к необходимости включать в содержание образования большой практический и теоретический материал. Но, в связи с ограниченностью времени встает задача — отбор необходимого минимума знаний. Отбор и обновление учебного материала, методов, приемов, средств обучения являются одним из источников инновационных процессов в обучении русскому языку.
На наш взгляд, преподаватель в основном должен выступать в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника.
Как известно, ссовременный образовательный процесс не мыслим без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование ИКТ на занятиях по русскому языку в техническом вузе позволяет разнообразить формы работы, деятельность студентов, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, алгоритмов в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание студентов, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, интеллект карт, перфокарт — воспитывают интерес к занятию, делают занятие более интересным [1].
Возможности использования интернет ресурсов разнообразны. На занятии преподаватель вместе со студентами может решить ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтению, используя материалы глобальной сети, совершенствовать словарный запас студентов, формировать у студентов мотивацию к изучению русского языка. У студентов появилась возможность принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях, заочных конференциях и т. д.
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса повышает эффективность усвоения новых знаний, а так же применение их в различных ситуациях общения [2].
Действительно, в системе высшего образования интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным, креативным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки студентов являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого студента. Используя компьютер, можно организовать на занятии индивидуальную, парную и групповую формы работы. Вслед за С. Р. Домановой мы считаем, что необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим [3, с. 7].
Одним из способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы студентов является проектная деятельность. Проведенный анализ литературы позволяет заметить широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. И причиной этого служит то, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов–партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [4].
Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с информатикой, с базовыми и профильными дисциплинами; позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении студентов и интегрировать компетенции, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения.
Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность студентам объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивание и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.
В целом, студент, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования. Работа по данному методу расширяет кругозор студентов, развивает их коммуникативные умения, способствует стремлению самостоятельно добывать и использовать новые знания. Применение проектной методики повышает интерес студентов к изучению языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с преподавателя на студента.
Метод проектов актуален при кредитной системе обучения, так как ориентирован на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта.
Литература:
1. Ережепова С. К. О мотивации изучения русского языка в техническом вузе. / Материалы III Международной научно-практической конференции «Новейшие исследования в современной науке: опыт, традиции, инновации». М., 2015.
2. Бухаркина, М. Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе: дисс.... канд. пед. наук. / Марина Юрьевна Бухаркина. — М., 2004. — 198 с.
3. Доманова С. Р. Методы компьютерного обучения: Автореф. дисс.... канд. пед. наук / Светлана Романовна Доманова. — Ростов-н/Д; 2007. — 21 с.
4. Бухаркина М. Ю. Телекоммуникации в образовании? Это реально [Текст]/М. Ю. Бухаркина // Распахнутая дверь в мир педагогических и информационных технологий. — С. 58–71.