Как выглядит баба (женщина) в представлении современного носителя русского языка (по данным газетного подкорпуса Национального корпуса русского языка)
Автор: Аверкова Ольга Владимировна
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
Дата публикации: 11.06.2015
Статья просмотрена: 773 раза
Библиографическое описание:
Аверкова, О. В. Как выглядит баба (женщина) в представлении современного носителя русского языка (по данным газетного подкорпуса Национального корпуса русского языка) / О. В. Аверкова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 59-66. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8349/ (дата обращения: 19.12.2024).
В рамках исследования семантики слова «баба» автору данной статьи пришлось обратиться к словарям эпитетов, в результате чего было обнаружено, что данная лексема в рассматриваемых словарях не зафиксирована, несмотря на то, что она встречается в обыденной речи довольно часто и относится к древнейшей группе слов — терминам родства. Тем не менее, нельзя сказать, что лингвисты оставили существительное «баба» без внимания.
Так, например, в диссертации «Национальная специфика языковой объективации концепта «женщина»: на материале русского и казахского языков» Досимова Марта Саиновна [18, эл. ресурс] описывает результаты направленного ассоциативного эксперимента на слова стимулы «женщина», «баба», «эйел» и «катын», проводимого в 2006–2007 гг. среди жителей г. Астрахани и в населенных пунктах Астраханской области. Эксперимент проводился в двух формах — «слово-стимул — какая?» и «слово-стимул — что делает?» В результате исследования было выявлено 138 когнитивных признаков в концепте «баба». К числу ядерных относятся признаки «ведет домашнее хозяйство», «ругается», «полная» и «много работает». К национально-специфичным М. С. Досимова относит такие признаки, как «грубая», «крестьянского происхождения», «любит поесть», «Рязанская», «Баба-яга», «бьет мужа», «ворчливая», «носит воду», «мужеподобная», «в платке», «понукает мужем», «румяная», «властная», «жалуется на жизнь», «занимается колдовством», «в сарафане», «в фартуке». Рассматриваемый труд информативен и обладает научной новизной, но требует некоторых уточнений:
1. Эксперимент проводился на территории Астраханской области. Если мы говорим о национальном сознании, то требуются дополнительные исследования в других субъектах Российской Федерации.
2. Слово «баба» многозначно. Даже в рамках терминов родства мы можем наблюдать многообразие значений: «жена», «свекровь», «бабушка». На наш взгляд, полученные в ходе эксперимента признаки следует соотнести со значениями лексемы.
3. Группа реакций, отражающих внешность бабы, оказалась довольно ограниченной, поэтому требуются другие методы исследования для пополнения этой группы признаков.
Денисова Татьяна Александровна в диссертации «Репрезентация концептов «мужчина» и «женщина» в языковом сознании русского народа также сдвигает акцент со слота «Внешность» на слот «Психологические характеристики» и отмечает, что «для традиционной культуры и средневекового автора физическая красота не является определяющей при характеристике человека» [17, эл. ресурс].
В данной статье в ходе контекстуального анализа газетного подкорпуса Национального корпуса русского языка (НКРЯ) автор попытается выявить новые признаки, характеризующие внешность бабы (в значении «женщина вообще»). Выбор материалов для изучения обусловлен: а) актуальностью данных (в подкорпусе зафиксированы документы, изданные не ранее 2000 года); б) объемом предоставляемой информации (25 мая 2015 года на запрос «баба» в газетном подкорпусе НКРЯ были получены 785 документов, содержащих 1133 примера употребления изучаемой лексемы); в) территориальным охватом (документы представляют собой российские газеты, не привязанные к какому-то одному региону).
Когда мы впервые видим человека, первые несколько секунд мы воспринимаем внешность человека целиком, не обращая внимания на детали. Этот образ накладывается на наше эстетическое восприятие мира, вследствие чего мы определяем, нравится ли нам, как выглядит незнакомец или нет. Рассмотрим некоторые примеры:
Ведь смотри, интересная баба, красивая, а еще все не замужем! [13, эл. ресурс].
Прилагательные «интересная» и «красивая» передают положительную оценку внешности. В данном примере делается акцент на том, что подобный внешний вид женщины должен привлекать представителей противоположного пола (причем не вульгарностью, а природной красотой). Подобный сюжет и оценка внешности представлены и в следующем примере.
Разумеется, им и в голову не приходило, что такая красивая, умная, веселая «баба» — все еще девственница. [31, эл. ресурс].
Есть и бывший премьер, и сексапильная баба (по киргизским меркам эта Роза очень даже ничего). [23, эл. ресурс].
Прилагательное «сексапильная» образовано от английского словосочетания sex appeal, которое означает «сексуальная привлекательность». Данная оценка может быть дана только противоположным полом (если речь идет о гетеросексуальных отношениях). Если же одна женщина о другой скажет «сексапильная баба», то это будет скорее негативная оценка внешности. Фраза «очень даже ничего» может быть воспринята по-разному в зависимости от интонации и контекста. В нашем примере контекст задает положительное значение этому высказыванию и передает довольно сильные эмоции.
Потом вскочила с кресла. Симпатичнейшая баба, просто красотка! Только глаза ничего не видят. [47, эл. ресурс].
Само по себе слово «симпатичная» передает очень ограниченную гамму чувств по отношению к внешности женщины. В приведенном примере употреблена превосходная степень сравнения прилагательного, выраженная суффиксальным способом, — «симпатичнейшая», которая усиливает яркость эмоций. Существительное «красотка» часто употребляется, когда хочется сделать комплимент лицу женского пола. Слово «просто» усиливает передаваемое восхищение женской красотой.
Еще издали мы можем выделить человека из толпы по его фигуре. При описании незнакомой женщины мы часто можем слышать «какая-то толстая баба», «такая здоровая баба» и т. д. Рассмотрим примеры:
И хором со всеми коктейль из «Колокольчика» и дешевой водки распивала Оля — 30-летняя брюхатая баба, беременная на пятом месяце двойней. [41, эл. ресурс].
В примере речь идет о беременной женщине. В народных высказываниях часто говорят о непередаваемой красоте беременных женщин, но зачастую имеют в виду лицо и выражение лица. Когда акцент смещается на живот и его размер, то реже встречаются выражения, передающие восхищение внешним видом женщины. Само по себе высказывание «беременная на пятом месяце двойней» нейтрально и сообщает лишь о сроке беременности и несколько большем размере живота, чем ожидалось. Но прилагательное «брюхатая» показывает негативную оценку внешности и положения женщины.
Сначала переспи, потом привораживай. В черной-черной комнате, за черным-черным столом сидела толстенная баба с лицом выпивохи и тоже вся в черном. [24, эл. ресурс].
Из контекста видно недоверие рассказчика к описываемой женщине. Вид «толстенной бабы с лицом выпивохи» и одетой во все черное вряд ли способен вызвать теплые чувства. Негативное отношение передается и в прилагательном «толстенная», в котором суффикс –енн- увеличил визуально раза в два описываемую персону.
Для передачи того же смысла нередко употребляют и другое прилагательное с этим суффиксом — здоровенная (см. примеры).
Стюардесса, здоровенная баба, носилась по салону, всякий раз ушибая плечо широченными бедрами, при этом орала, что всех уродов сдаст в Анадыре пограничникам! [11, эл. ресурс].
Необходимо отметить, что грудь и бедра больших размеров у женщины обычно положительно оцениваются мужским полом. В данном же контексте объемы описываемой женщины доставляют дискомфорт говорящему, что проявляется и в отрицательной оценке внешности стюардессы.
Нередко прилагательное «здоровенная» при описании бабы помогает создать комический эффект за счет противопоставления огромной фигуры (свойственной мужскому полу) и женской слабости, что продемонстрировано в следующем примере.
Наплевать, что пьяница, Зато к бабам тянетца! На диету баба села, Баба здоровенная. Час сидела, два сидела. — Похудела, бедная! [16, эл. ресурс].
Развернулась повидавшая виды гармошка: «По деревне шла и пела баба здоровенная, ж… за угол задела, заревела, бедная…» [46, эл. ресурс].
Описание «здоровенная баба» может также служить для выделения незнакомой женщины из толпы (см. пример).
Здоровенная баба в форме тщетно ищет в моем лифчике взрывчатку. [6, эл. ресурс].
Еще одним словом, описывающим большую женскую фигуру, является прилагательное «толстая», которое обычно либо нейтрально, либо передает яркие негативные эмоции. Назвать женщину толстой в современном обществе означает оскорбить ее, указав на неидеальность ее фигуры. А фигура для современной женщины — один из важнейших показателей ее красоты/ уродства. Рассмотрим пример, в котором продемонстрировано болезненное отношение мужа к изображению женщины, чья фигура своими размерами напоминает ему его жену:
«Да нет, — говорю, — когда я писал эту картину, то думал о другой женщине». «Нет, эта толстая баба — моя Машка. Ты хотел надо мной посмеяться!».
Приведем еще один пример, в котором прилагательное «толстая» добавляет новые оттенки к несуразному образу описываемой женщины:
Передо мной стояла толстая баба-книгопродавец со сморщенным личиком, в платье, сшитом в середине прошлого столетия, малиновом мохеровом берете, из-под которого торчали пережженные химикатами волосы, выкрашенные в жуткие желтые тона выцветших обоев. [28, эл. ресурс].
В следующем примере продемонстрировано противопоставление внешнего вида женщины и бабы. Если женщина может выступать как идеал красоты, утонченности вкуса, то баба выступает ее антиподом:
И только женщина может быть молодой, красивой, элегантной… А баба может быть только бабой! И первым ее признаком, помимо старомодного скучного одеяния, является грузность фигуры. [1, эл. ресурс].
Наименование «баба» противопоставляется не только наименованию «женщина», но и баба как представитель женского пола противопоставляется мужику. По внешним характеристикам баба и мужик зачастую будто меняются ролями. У бабы исчезает все женское в фигуре, а мужик может быть представлен щуплым на ее фоне:
Мужичишка худющий, махонький. А жена — баба в теле. [14, эл. ресурс].
Не всегда большая по размерам фигура женщины плохо воспринимается окружающими. Иногда такие «мужские» формы оцениваются как признак физической силы и выносливости. В газетах встречаются примеры, когда женщина с такой фигурой выполняет с легкостью работу, которая под силу лишь мужчинам:
Люба Острикова — мужиковатая и коренастая баба, могла легко тащить на спине деревянную шпалу или — разом — носить по четыре ведра воды. [36, эл. ресурс].
Описание полноты бабы при помощи таких прилагательных, как «дородная», «упитанная» и «пышная» вызывает скорее симпатию, нежели неприятие внешности. Рассмотрим примеры, демонстрирующие вышесказанное:
1. Ты должна выглядеть как дородная деревенская баба», — сказал режиссер актрисе и поселил ее в деревне под Псковом, чтобы она не только набирала вес, но и привыкала к деревенской жизни — училась обращаться с домашней утварью и говорить с местным акцентом. [4, эл. ресурс].
2. То черная кошка перебежит дорогу лимузину, то мама жениха чихнет во время произнесения клятвы, то еще что-то случится — и все, по данным Веры, сулит несчастную семейную жизнь. Простая русская баба Люся 38 лет. Упитанная уроженка Пермского края. [33, эл. ресурс].
3. — А я, — подключается другой, — как всегда, — пару пузырей засосал и на улицу пошел. Просыпаюсь — рядом баба голая. Да вся такая пышная, белая. [19, эл. ресурс].
Когда женщина имеет большой размер одежды, но при этом у нее четко очерчена линия от груди до бедра в виде песочных часов, то о такой могут сказать с восхищением «фигуристая баба»:
Толком разглядеть не удалось — вылетела супруга Наталья (красивая фигуристая баба), едва узнала, по какому я делу, — бабахнула дверью. [39, эл. ресурс].
Нередко взгляд наблюдающего задерживается на какой-то определенной части тела, которая выделяет ее обладательницу. Нам встретились примеры с описанием груди, ног, волос и, как мы помним из вышеупомянутых примеров, бедер. Ниже приведены подобные случаи:
1. Москва, как кустодиевская баба, уронила меня на свою пышную грудь, запеленала своими подолами и говорит: «Ну иди сюда, многострадальный ты мой Сухоруков, я тебя зацелую!» [38, эл. ресурс].
2. А картинка такая: по балкону третьего этажа мечется, развешивая белье, заводная грудастая баба. [8, эл. ресурс].
3. Вы, к примеру, смотрели фильм Г. Шенгелия «Мусорщик»? Какая там потрясающая баба! Какие волосы, какие ноги! [44, эл. ресурс].
Подойдя к человеку чуть поближе, мы можем рассмотреть его черты лица. Говорят, что глаза — зеркало души, но нам не встретился ни один случай описания глаз бабы. Отражением ее поведения служат наличие косметики, выражение лица, состояние кожи на лице как показатель образа жизни:
Возница в телогрейке, ватных штанах, ушанке попыхивает папиросой. Мужик или баба? Приблизившись, вижу избыточно яркую косметику на лице. [43, эл. ресурс].
Из данного примера мы видим, что косметика выполняет дифференцирующую функцию: помогает отличить бабу от мужика. Избыточность в использовании косметических средств способствует формированию негативной оценки окружающих.
Отрицательный образ складывается и тогда, когда женщина за рулем начинает краситься, расставив приоритеты в пользу своей красоты, а не безопасности:
Хотя я за рулем никогда не вела себя, как классическая в представлении мужиков «баба за рулем», — я никогда не вожу на каблуках, не крашу губы, смотрясь в зеркало заднего обзора, и вообще веду себя, как мужчина, — может быть, просто чуть осторожнее езжу, чем они. [45, эл. ресурс].
Через описание лица бабы автор зачастую пытается донести до читателя какие-то психологические и поведенческие характеристики женщины:
1. Потом вышла баба с окровавленным ртом (по-видимому — неисправимая злостная кровососка!). [27, эл. ресурс].
2. Сначала переспи, потом привораживай. В черной-черной комнате, за черным-черным столом сидела толстенная баба с лицом выпивохи и тоже вся в черном. [24, эл. ресурс].
Описание некоторых особенностей лица бабы может придавать комический эффект всему образу. Так, в нижеприведенных примерах женщина с бородой называется «чудом-юдом», поскольку обладателями бороды обычно являются мужчины. Таким образом, природа будто бы посмеялась над описываемой женщиной, которая, несмотря на свои экстравагантные внешние данные, считается в обществе завидной партией для заключения брака:
Тут появляется и баба-турчанка с бородой (Татьяна Горбунова) — это чудо-юдо не только отъявленная скандалистка, но еще и очень престижная невеста… [15, эл. ресурс].
Комичным выглядит и описание крупной женщины со сморщенным маленьким лицом:
Передо мной стояла толстая баба-книгопродавец со сморщенным личиком, в платье, сшитом в середине прошлого столетия… [28, эл. ресурс].
Внешний вид женщины может показать ее возраст. Интересно, что бабой могут называть лиц женского пола от молодой женщины до старухи, что продемонстрировано в следующих примерах:
1. Молодая баба в платке, дети в тулупчиках, интеллигентного вида грузчик, везущий тележку с чемоданами. [40, эл. ресурс].
2. Тут же молодая ядреная баба выложила на подоконнике свой духовный товар — экземпляры какой-то новейшей книжки под названием «Секс слаще шоколада». [12, эл. ресурс].
3. Народ вокруг балдеет: молодая баба в норковой шубе с молотком мечется от мотора к рулю! [29, эл. ресурс].
4. Я тормознул какой-то «жигуленок». За рулем… сидела нормальная русская баба! Не юная и не старая. [10, эл. ресурс].
5. И хором со всеми коктейль из «Колокольчика» и дешевой водки распивала Оля — 30-летняя брюхатя баба… [41, эл. ресурс].
6. Простая русская баба Люся 38 лет. Упитанная уроженка Пермского края. [33, эл. ресурс].
7. После чего подарила «Орленку» компьютер, получив в ответ тряпичную куклу под названием «Девка-баба», сшитую по старинным выкройкам: в одном положении кукла — молодая девица в яркой юбке, с распущенной косой, а перевернешь — зрелая женщина в скромном наряде и с «взрослой» прической. [21, эл. ресурс].
8. Негритянка в 45 — баба чернослив опять. [2, эл. ресурс]. Необходимо отметить, что данный анекдот представляет собой преобразованную поговорку «45 — баба ягодка опять». Сравнение с черносливом может указывать не только на цвет кожи, но и на возраст. Чернослив — высушенный плод, сморщенный, не имеет прежней сочности и вкуса, но неплохо хранится.
9. В деревне не принято, чтобы старая баба за молодого выходила. [35, эл. ресурс].
Третьим критерием оценки внешности женщины является наличие или отсутствие одежды, ее соотнесение с модой, ее качество и цена. Баба является прообразом Евы, соблазняющей мужчину, в том числе и своей природной красотой, которую она в полной силе проявляет в обнаженном состоянии. Реакция мужчин на наготу может быть разной в зависимости от ситуации. Так, например, мужчина может быть шокирован, если видит нагую женщину в общественном месте:
1. Разделся до плавок, вдруг влетает Хурци: — Женя, дарагой, в сауне голий баба! [25, эл. ресурс].
2. Мы понимаем, что негр тоже удивлен видом «голий баба». [Там же].
3. А я проснулся в реанимации, гляжу — рядом баба голая лежит. [34, эл. ресурс].
Нагота женщины в общественном месте может свидетельствовать о психических расстройствах или чрезвычайных ситуациях:
1. А к вечеру выяснилось, что «террорист» в этом самом парке работает сторожем, а обнаженная баба из сумасшедшего дома сбежала. [20, эл. ресурс].
2. Из первого вагона выходите направо, увидите огромный плакат: голая мертвая баба с крыши свисает. [9, эл. ресурс].
Нагая женщина может выступать как объект сексуальных желаний мужчины:
Никогда передо мной никакая голая баба на стенке в орбитальной станции не висела. [22, эл. ресурс].
Из данного примера видно, что при недостатке женского внимания некоторые мужчины пытаются компенсировать это, рассматривая изображения женской обнаженной фигуры.
Факт неожиданного вида голой красивой женщины рядом вызывает восторг у мужчины, как видно из следующего примера:
— А я, — подключается другой, — как всегда, пару пузырей засосал и на улицу пошел. Просыпаюсь — рядом баба голая. Да вся такая пышная, белая. [19, эл. ресурс].
Тем не менее, между страстями и пристрастиями мужчина может сделать выбор в сторону последнего:
Стишки свои читал, примерно в таком духе: Баба, даже если голенька, Не волнует алкоголика. [47, эл. ресурс].
Но все-таки вид обнаженной женщины — явление относительно редкое, намного больше описаний ее нарядов. Условно все описания можно подразделить на 2 группы: ультрамодные дорогие вещи и непривлекательный скромный наряд. В первой группе автор часто пытается противопоставить невысокие интеллектуальные способности бабы ее материальному положению, которого она в большинстве случаев добилась несамостоятельно:
1. Народ вокруг балдеет: молодая баба в норковой шубе с молотком мечется от мотора к рулю! [29, эл. ресурс].
2. Машинист смотрел поездные документы. Вдруг его помощник закричал: — Баба! Там стоит баба в белой шубе! [37, эл. ресурс].
3. Хотя я за рулем никогда не вела себя, как классическая в представлении мужиков «баба за рулем», — я никогда не вожу на каблуках, не крашу губы… [45, эл. ресурс].
Но намного больше примеров описания скромного наряда бабы, порой негармонирующего по цветам и стилю, порой лишенного даже намека на подчеркивание женственности. Перед нами предстает ничем не приметная баба из народа. Народ же в России никогда не отличался материальным достатком, всегда приходилось экономить, в том числе и на одежде. В следующем примере наиболее ярко продемонстрирована трагичность ситуации:
Среднестатистическая баба (женщиной ее назвать сложно, сейчас поймете почему), по расчетам правительства, должна как-то исхитриться и растянуть два бюстгальтера на три года. [7, эл. ресурс].
Из примера мы можем догадаться, что женщина вынуждена очень аккуратно относиться к своей одежде, чтобы она прослужила такой срок. Но, естественно, какие бы усилия не прикладывала женщина, изношенность одежды через некоторое время невозможно будет скрыть.
Как ранее мы успели убедиться, бабой могут называть женщину после 30. Чаще всего к этому времени она уже замужем. Одежда незамужней и семейной женщины должна отличаться. Если девушке разрешается обществом выглядеть ярко, нарядно, чтобы привлечь суженого, то замужней женщине в силу нравственных устоев стоит одеваться скромно, не привлекая внимание прохожих:
1. После чего подарила «Орленку» компьютер, получив в ответ тряпичную куклу под названием «девка-баба», сшитую по старинным выкройкам: в одном положении кукла — молодая девица в яркой юбке, с распущенной косой, а перевернешь — зрелая женщина в скромном наряде и с «взрослой» прической. [21, эл. ресурс].
2. И только женщина может быть молодой, красивой, элегантной… А баба может быть только бабой! И первым ее признаком, помимо старомодного скучного одеяния, является грузность фигуры. [1, эл. ресурс].
3. Передо мной стояла толстая баба-книгопродавец со сморщенным личиком, в платье, сшитом в середине прошлого столетия, малиновом мохеровом берете… [28, эл. ресурс].
4. Возница в телогрейке, ватных штанах, ушанке попыхивает папиросой. Мужик или баба? Приблизившись, вижу избыточно яркую косметику на лице. [43, эл. ресурс].
5. Прямо передо мной, взметая пыль, какая-то баба в фуфайке и железнодорожной фуражке подметает полы. [26, эл. ресурс].
Историческое представление об одежде бабы предлагает платок и сарафан. Возможно, частично это связано с религиозным началом. Женщине полагается быть с покрытой головой и юбкой/ платьем ниже колена. Частично это может быть связано с практичностью данной одежды. Платок может спасать от изнуряющего солнца и осадков при работе в поле, а также не дает волосам падать на лицо во время любой работы по хозяйству. Подолы сарафана порой могут служить и как полотенце, и как пеленки, что продемонстрировано в следующих примерах:
1. Москва, как кустодиевская баба, уронила меня на свою пышную грудь, запеленала своими подолами и говорит… [38, эл. ресурс].
2. А когда с благословения батюшки заманивали ее в ловушку и убили, увидели, что под медвежьей шкурой «баба в сарафане». [30, эл. ресурс].
3. Молодая баба в платке, дети в тулупчиках, интеллигентного вида грузчик, везущий тележку с чемоданами. [40, эл. ресурс].
В следующем примере интересен переход от традиционной одежды к современной. Современная баба имеет большее разнообразие в одежде:
Татьяна Морозова: «Преобразовалась из учительницы в «простую русскую бабу». «Простая русская баба» носит не только сарафаны, но и джинсы». [5, эл. ресурс].
Одежда также помогает женщине перевоплотиться и создать новый образ (колдуньи, Деда Мороза и т. д.):
1. Сначала переспи, потом привораживай. В черной-черной комнате, за черным-черным столом сидела толстенная баба с лицом выпивохи и тоже вся в черном. [24, эл. ресурс].
2. Из дома, пинком под зад, в сугроб вылетают баба, одетая в Деда Мороза, и разукрашенный под Снегурочку мужик. [3, эл. ресурс].
Иногда по внешнему виду человека можно судить о его состоянии здоровья. О хорошем здоровье могут говорить цвет лица, телосложение, возраст, наличие/ отсутствие увечий, выражение лица, взгляд и многое другое:
1. Не нравится, пусть сама зарабатывает на жизнь. Не инвалид, не старуха, здоровая баба. [42, эл. ресурс].
2. Просто у меня сложилось клише — деревенская баба кровь с молоком. [32, эл. ресурс].
3. Потом вскочила с кресла. Симпатичнейшая баба, просто красотка! Только глаза ничего не видят. [47, эл. ресурс].
Хотелось бы выделить еще один фактор внешнего вида женщины — цветовую характеристику. По данному критерию сложно найти какие-либо закономерности в связи с небольшим числом примеров. Цвет важен при описании цвета кожи, волос, одежды, но в каждом случае цветовая гамма разнится: «жуткие желтые тона выцветших обоев» волос, «чернявая баба» (о цвете волос), «чернослив» (о цвете кожи), «белая» (о цвете кожи), «кровь с молоком» (о цвете кожи).
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем заключить следующее:
1. Эстетическое восприятие всего образа женщины в целом во всех случаях положительное.
2. Баба всегда отличается своим большим телосложением. В 60 % случаях это воспринимается с неодобрением, в 40 % — нейтрально или с восхищением.
3. Из всех частей тела женщины у наблюдателя чаще всего взгляд останавливается на лице (55 %). Во всех случаях лицо воспринимается с неодобрением. Второй частью тела, на которой останавливается взгляд, является грудь (18 %). Во всех случаях дается положительная оценка этой части женского тела. Единожды описаны волосы и ноги женщины. Дается положительная оценка. «Широченные бедра» же оцениваются как недостаток.
4. Если возрастные характеристики бабы условно поделить на 3 группы (молодая, средних лет, старая), то в 44 % случаев под бабой подразумевают молодую женщину, в других 44 % случаев — женщину средних лет, в 12 % — старую женщину. Здесь необходимо дать комментарий. У слова «баба» есть отдельные значения «старуха» и «бабушка», которые указывают на пожилой возраст. Но в данной работе мы ограничились рассмотрением слова «баба» в значении «женщина вообще». Таким образом, в исследуемых нами случаях значение «старая» задавалось не семантикой слова «баба», а рядом стоящими лексическими единицами.
5. В 35 % случаев баба описывается обнаженной, а в 65 % — в одежде. В описании одежды чаще встречаются шуба и сарафан. Единичны примеры с описанием следующих видов одежды: берета, бюстгальтера, ватных штанов, джинсов, платка, платья, телогрейки, ушанки, фуражки, фуфайки. В 77 % случаев баба имеет скромное одеяние и в 23 % случаев — дорогие вещи.
6. В 67 % случаев баба описывается здоровой и в 33 % — с недугом.
7. Цветовой характеристикой чаще всего сопровождается описание цвета кожи бабы (60 %), а также цвета волос (40 %).
Литература:
1. Алексеев В. Сибирячка семь дней сидела на одной воде, а спустя время стала королевой красоты// Комсомольская правда, 2010.01.12. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
2. Анекдоты в номер// Комсомольская правда, 2006.01.17. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
3. Анекдоты в номер// Комсомольская правда, 2007.12.25. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
4. Антонова И. Весомые знаменитости// Труд — 7, 2008.12.04. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
5. Архипова А. Персонажи «Комедии Вумен» в жизни — одна другой интеллигентнее// Комсомольская правда, 2010.04.09. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
6. Асламова Д., Баранов А. За что льют кровь евреи и арабы// Комсомольская правда, 2006.07.14. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
7. Бакушинская О. В потолке открылись люки, не пугайтесь — это брюки// Комсомольская правда, 2003.08.15. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
8. Варсегов Н. Выйдешь поутру в народ — душу лепота берет!..// Комсомольская правда, 2001.05.19. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
9. Варсегов Н. Дурь// Комсомольская правда, 2007.07.02. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
10. Варсегов Н. На страну Туркменбаши я дивился от души// Комсомольская правда, 2002.04.04. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
11. Варсегов Н. На Чукотке шибко пьют и народ суров и лют…// Комсомольская правда, 2001.01.10. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
12. Варсегов Н. Первая леди аграрного комплекса// Комсомольская правда, 2003.07.14. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
13. Варсегов Н., Мешков А. Как по Волге-матери плыли мы на катере. Часть 5// Комсомольская правда, 2006.09.19. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
14. Велигжанина А. Ульяновская область. Секс в древне был ударный, но мешал замок амбарный// Комсомольская правда, 2001.05.15. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
15. Габайдуллина Е. В Большом все говорят о «Похождениях повесы»…// Комсомольская правда, 2003.03.03. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
16. Дверной глазок смотрит в мир…// Труд — 7, 2007.03.30. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
17. Денисова Т. А. Репрезентация концептов «мужчина» и «женщина» в языковом сознании русского народа: дис. канд. филол. наук. — Тамбов, 2006. — 189 с. // URL: www.dissercat.ru.
18. Досимова М. С. Национальная специфика языковой объективации концепта «женщина»: на материале русского и казахского языков: дис. канд. филол. наук. — Астрахань, 2008. — 206 с. // URL: www.dissercat.ru.
19. Дружинина В. Возвращается Дед Мороз из командировки…// Комсомольская правда, 2006.12.30. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
20. Дятлов А. Как натянуть изделие № 2 на лампочку 60 Вт?// Комсомольская правда, 2001.03.31. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
21. Кафтан Л. Туапсинский район. Две тысячи «орлят» спели Людмиле Путиной гимн России// Комсомольская правда, 2002.09.14. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
22. Куприна Ю. Занимаются ли космонавты на орбите сексом?// Комсомольская правда, 2007.12.07. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
23. Леонтьев М. Киргизия — это звонок для России// Комсомольская правда, 2005.03.27. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
24. Лобанова З. Замуж хочется мне дюже: присушу чужого мужа!// Комсомольская правда, 2001.02.10. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
25. Ловчев Е. Мурзик, с легким паром!» Случай з жизни Евгения Ловчева, Муртаза Хурцилавы и финских легкоатлеток// Советский спорт, 2010.11.27. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
26. Мешков А. Кокарды сменили — и в путь// Труд — 7, 2004.07.15. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
27. Мешков А. Эллис Купер забросал зрителей бриллиантами и убил младенца// Комсомольская правда, 2007.11.22. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
28. Олифирова С., Васильева Л. В любовном письме не должно быть слова «люблю»// Комсомольская правда, 2003.02.10. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
29. Он, она и автомобиль// Комсомольская правда, 2002.10.04. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
30. Пилявская Г. Не смотри оборотню в глаза// Комсомольская правда, 2005.11.28. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
31. Письма о радости и несчастье// Труд — 7, 2001.02.02. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
32. Ремизова М. Ходченкова станет Волочковой// Комсомольская правда, 2006.09.01. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
33. Русских А. Ардова Анна живет в синей «шестерке»// Комсомольская правда, 2010.05.16. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
34. Савоничева Е. Футболисты-ампутанты. Эти парни любым накостыляют!// Советский спорт, 2010.01.19. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
35. Секрет счастья от Нины Дорошиной// РРИА Новости, 2009.12.03. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
36. Скойбеда У. Лучше быть бомжом в Москве, чем бедным в России?// Комсомольская правда, 2006.11.02. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
37. Скорый Путин набирает ход!// Комсомольская правда, 2001.02.20. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
38. Соломонов А. Виктор Сухоруков: «Актером я был уже в утробе матери»// Известия, 2006.03.02. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
39. Супрычева Е. Сын москвички, сбитой пьяным следователем СКП: «Прошу смягчить приговор убийце моей матери»// Комсомольская правда, 2009.06.24. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
40. Суранова М. Сергей Безруков снова стал поэтом// Комсомольская правда, 2004.10.22. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
41. Танькова Я. Гулящие люди// Комсомольская правда, 2002.03.27. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
42. Танькова Я. Дочке миллионеров не повезло с родителями// Комсомольская правда, 2006.10.16. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
43. Фокина Н. Окурок в красной помаде// Труд — 7, 2001.05.17. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
44. Чем вас обрадовал и чем огорчил телеэкран на минувшей неделе?// Труд — 7, 2002.10.17. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
45. Шайдакова С. Певица Ирина Аллегрова: За рулем я не женщина!// Комсомольская правда, 2002.11.28. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
46. Ямпольская Е. В цитадели у Михалкова// Известия, 2007.08.06. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.
47. Ясюков И. Красный нос — это судьба// Труд — 7. 2002.12.30. — URL: http://ruscorpora.ru/index.html.