Экспериментальное исследование концептов freedom, law, свобода, закон в английской и русской лингвокультурах
Автор: Щепотина Елена Валерьевна
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
Дата публикации: 01.07.2015
Статья просмотрена: 490 раз
Библиографическое описание:
Щепотина, Е. В. Экспериментальное исследование концептов freedom, law, свобода, закон в английской и русской лингвокультурах / Е. В. Щепотина. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8421/ (дата обращения: 19.12.2024).
Русская и американская языковые культуры имеют каждая свои специфические черты и определенную общность. Исследование национальной концептосферы, в этом случае, является одним из способов выяснить уникальность и универсальность данной культуры.
Среди различных экспериментальных исследований по выявлению специфики образов сознания носителей той или иной культуры особое место занимают так называемые ассоциативные нормы, которые выявляются в результате обработки массовых экспериментов, проводимых по методике свободного ассоциирования. Массовое сознание, т. е. восприятие и оценка мира в определенный исторический момент неким близким большинством членов общества, складывается хоть и из большого числа, но единичных «сознаний» отдельных индивидуальностей, совокупность которых может быть охарактеризована как «усредненная языковая личность».
Для того чтобы сопоставить особенности русского и американского мировосприятия, проанализируем результаты ассоциативного эксперимента на слова-стимулы: FREEDOM; LAW; СВОБОДА; ЗАКОН в обеих культурах.
В результате ассоциативного эксперимента предполагается выяснить специфическую структуру исследуемых концептов, глубинную модель связей и отношений, которая складывается у человека через речь и мышление, лежит в основе организации его многостороннего опыта и может быть обнаружена через анализ ассоциативных связей слова.
В эксперименте с носителями английского языка принимали участие 48 человек в возрасте от 17 до 25 лет, и 32 человека в возрасте от 25 до 60 лет, что позволило разделить респондентов на 2 группы. В группы вошли студенты и представители следующих профессий: официанты, учителя, водители, пожарные, библиотекари, что позволило получить наиболее полное представление об отражении указанных концептов в языковом сознании представителей не юридических профессий американского социума.
На лексему FREEDOM было получено 106 реакций, на лексему LAW соответственно — 82 реакции. Наиболее частотные реакции отражены в Таблице 1.
Таблица 1
Слово-стимул |
Реакции испытуемых в возрасте от 17 до 25 лет |
Реакции испытуемых в возрасте от 25 до 60 лет |
FREEDOM |
USA 3, liberty 3, peace 3, independence 3, life 2, choice 2, free will 2, love 2, justice 2, laws 2, constitution 2, happiness 2 |
Choice 3, America 3, freedom of speech 2, saying what you want 2, USA 2, free 2 |
LAW |
Lawyer 4, order 3, freedom 2, president 2 |
Lawyer 4, judge 3, courts 3, rules 3, justice 2, constitution 2, legal 2, equality 2 |
Реакции на стимул FREEDOM у информантов разнообразные. Свобода у американцев ассоциировалась всегда со свободой личного выбора и свободой предпринимательства, с безграничной верой в успех и удачу: choice 2, life 2, peace 3, free will 2, liberty 2, freedom of speech, freedom from prosecution, pride. Такие ассоциаты как: home, my life, America, representation of the people, eagle, love (1-я группа); freedon of speech2, choice 2, USA 2, free 2, universal liberty, human rights, America, responsibility, decisions, independence (2-я группа), являются отражением, того, что американцы высоко ценят свой индивидуализм. Последние события, происшедшие в американском обществе, в частности, военные действия в Ираке, в Афганистане, террористические акты отразились на ассоциативном ряде на стимул FREEDOM: military, Iraq, Afghanistan. Эти реакции были даны молодыми американцами, у которых уже сформировались основные принципы свободы: мир и независимость.
Они стараются особо подчеркнуть свои индивидуальные отличия, присутствие большого выбора, право поступать по-своему [2. с.163].
Величайшая гордость, с которой американцы относятся к своей Конституции, их преклонение перед ней объясняется осознанием того факта, что эти идеалы, свободы и права завоёваны в борьбе. Вследствие чего, легко объяснить наличие следующих реакций: Government, Government support, constitution, ideal, citizens, laws, assembly.
Реакции на слово-стимул LAW подтверждают незыблемые установки американцев в области права и морали. Законопослушание осознано и ментально закреплено у всех возрастных категорий американского социума. Респонденты 1-й группы дают следующие ассоциаты: lawyer 4, president 2, freedom 2, judge, order 2, USA, barrister. Молодые люди хорошо ориентируются в области права и закона: rules, cout room, indictment, ligitimacy, fact.
У испытуемых в возрасте от 25 до 60 лет самые частотные ассоциаты: rules3, lawyer 4, justice 2, courts 3, constitution 2, equality 2, judge 2, legal 2. Приобретенный жизненный опыт, а также сформировавшиеся взгляды на законы и их функционирование в государстве, указывает на индивидуальность реакций на слово-стимул LAW: control, the rule people should obbey, truth, necessary, order.
Полученные результаты в ходе эксперимента с англоговорящими респондентами дают возможность сделать выводы относительно приоритетов у носителей американской культуры в правовой сфере. В пределах данной лингвокультуры знак оценки того или иного явления и поступка обусловлен накопленным социальным опытом. Такая лексема, как LAW американцы ассоциируют с конкретной правовой сферой, отмечается преобладание специальных юридических терминов. Ассоциаты на слово-стимул FREEDOM почти не связаны с областью права и эмоционально окрашены.
В эксперименте с русскоговорящими респондентами принимали участие 125человек: 37 студентов 1 и 2 курсов факультета сервиса и туризма РОСИ; 43 студента 1 и 2 курсов юридического факультета РОСИ; а также 55 работающих людей в возрасте от 25 до 40 лет. Фиксировался возраст и профессии испытуемых: учителя, юристы, механики, продавцы, экономисты. Участники эксперимента были разделены на 2 группы. Вероятно, возраст и статус участников определяют во многом их реакции на слова-стимулы. В Таблице 2 представлены наиболее частотные реакции на указанные слова-стимулы. На слово-стимул СВОБОДА было получено 143 ассоциата, на лексему ЗАКОН — 143.
Таблица 2
Слово-стимул |
Реакции испытуемых в возрасте от 17 до 25 лет |
Реакции испытуемых в возрасте от 25 до 40 лет |
СВОБОДА |
Воля 12, жизнь 9, демократия 6, независимость 5, воздух 5, море 3, отдых 3, природа 2, конституция 2, свобода действий 2 |
Воля 5, выбор 4, независимость 4, отпуск 2, право 2, передвижение 2, действия 2, свобода слова 3 |
ЗАКОН |
Право 9, обязанности 6, конституция 5, справедливость 5, исполнение 3, равенство 2, государство 2, ограничение 3, порядок 3, нормативно-правовой акт 3, наказание 3, милиция 2, принуждение 2, ответственность 2, статья 2 |
Порядок 5, конституция 3, государство 3, суд 3, милиция 3, Гос.Дума 2, наказание 2, правосудие 2, ответственность 2, судья 2 |
Следует отметить, что различия в реакциях между группами испытуемых обнаружились не между студентами юридической и неюридической специальности (как можно было предположить), а между студентами и взрослыми, работающими людьми, в возрасте от 25 до 40 лет.
Лексема СВОБОДА у студентов ассоциируется прежде всего с волей (12 реакций), с жизнью 9, демократией 6, независимостью 5 и воздухом. В силу возраста и отсутствия опыта, они понимают «свободу» как «жизнь на воле», не отягченную обязанностями и рамками закона. Несколько испытуемых связывают «свободу» с морем 3, отдыхом 3, природой 2, конституцией 2, силой, скоростью, спокойствием, лёгкостью. Были отмечены единичные ассоциаты, связанные с законом, с соблюдением обязанностей, с нормами поведения: власть закона, конституция, отсутствие власти, безнаказанность, личное право человека.
В отличие от студентов, в ответах испытуемых в возрасте от 25 до 40 лет отмечается перевес в сторону более конкретных ассоциатов. Диапазон специальностей членов этой группы охватывает следующие профессии: операторы ЭВМ, бухгалтеры, преподаватели, юристы, менеджеры, механики, экономисты, инженеры, продавцы. Для этих испытуемых «свобода» ассоциируется прежде всего с волей 5, независимостью 4 и выбором 4,а затем уже со свободой слова 3, передвижением 2, отпуском 2, правом 2. У обеих категорий опрашиваемых отмечаются схожие приоритеты воли и независимости. Наличие профессионального образования у работающих, а также более широкий круг их общения и присутствие жизненного опыта, накладывают свой отпечаток на ассоциаты со стимулом «свобода»: равенство, братство, свободное пересечение границ, отсутствие ограничений, отсутствие цензуры, свобода мысли, не стеснённость, вольность, гласность, самостоятельность, холостяк, самоутверждение.
Анализируя реакции, данные на слово-стимул ЗАКОН, мы обнаруживаем значительные различия в ассоциатах. Опрашиваемые студенты на 1-е место выносят права 8,справедливость 5, обязанности 5, конституцию 5, равенство 3, ограничения 3, порядок 3. Наличие таких ассоциатов, как справедливость, несправедливость, ответственность, честность, обязательство, строгий, несвобода, важность, позволяет сделать вывод о том, что категория этих участников наделяет лексему «закон» положительным наполнением. Нужно отметить, что это поколение уже знакомо с реальной стороной «закона», это может быть следствием их личного опыта, а также знаний из средств массовой информации. Например: равенство всех перед законом, суд, статья, права человека, номативно-правовой акт, правовая система, множество кодексов, правосудие, судья, адвокатура. Очевидно большое количество юридических терминов. Ссылки на слабость российской законодательной системы, и на то, что в такой ситуации все вынуждены выполнять законы, звучат в следующих ассоциатах: перечень правил, которым нужно следовать; уклонение; закон как непреодолимая черта, как запрет; нужно исполнять, никуда не денешься; принуждение.
Группа работающих участников эксперимента видит «закон» в порядке 5, конституции 3, государстве 3, суде 3, милиции 3. Сложившееся у них мировоззрение накладывает определенный отпечаток на диапазон их реакций: демократия, власть, гражданское общество, исполнительность, право, императив, правопорядок, охрана личности, уважение прав и свобод. Некоторые ассоциаты не лишены оптимизма: неотвратимость наказания; уверенность в том, что будет завтра; гордость за страну, порядочность. Анализируя ассоциаты на лексему ЗАКОН, можно отметить тенденцию: что и у студентов и у работающих «закон» напрямую связан с юридической областью, редко присутствуют эмоционально-окрашенные реакции.
Анализируя данные, полученные в ходе эксперимента, следует отметить, что русскоязычные испытуемые в возрасте от 17 до 25 лет демонстрируют тенденцию к обобщению. Они общаются в кругу своих сверстников и родителей, получая информацию о таких морально-правовых категориях, как СВОБОДА, ЗАКОН только из средств массовой информации, своего и в процессе обучения. Эти респонденты воспринимают слова-стимулы не так широко, как старшее поколение, часто основывают свои реакции на «цитатах» из учебной литературы, телепрограмм и т. п.
Участники эксперимента в возрасте от 25 до 40 лет дают более конкретные ассоциаты, опираясь на уже сложившиеся взгляды и понятия о правовой сфере. Круг их общения больше, больше количество источников информации, шире свобода действий. Эти выводы доказывают, что существуют различия бытового и научного, профессионального восприятия этих лексем, и что большее количество ассоциатов на слова-стимулы правовой направленности относятся к наивно-бытовой сфере.
Исследуя результаты эксперимента, прослеживается специфика ассоциативных реакций, полученных в условиях различных культур. Относясь к разным культурам, люди с одинаковым уровнем образования и сходными интересами могут иметь много общего с точки зрения выбора ключевых концептов.
Концепт СВОБОДА в понимании русских и американцев имеет ряд существенных отличий. Американский социум с первых шагов своего становления формировался как социум либерально-демократический, на практике доказывающий реальную жизненность идеала свободного развития. Поэтому такие реакции, как: USA 5, peace 3, love 2, free 3, happiness 2, laws 2, america 3, justice 2 не совпадают с ассоциатами у русских респондентов.
Наличие ассоциатов: воля 17, демократия 6, независимость 9, воздух 5, море 3, отдых 3, право 2, отпуск 2, может свидетельствовать о том, что россияне имеют представление об основах государственности социума, в котором должны быть регламентированны права и свободы личности. Большое количество ассоциатов отражают наивно-бытовую сферу жизни людей, в которой русские люди еще не обеспечены достойной работой и достойным отдыхом.
На слова-стимулы LAW — ЗАКОН и англоговорящие и русскоговорящие опрашиваемые дали две одинаковые реакции: justice 2 — справедливость 6, equality 2 — равенство 2. Очевидно некоторое расхождение в восприятии понятия ЗАКОН: lawyer 8, freedom2, President 2, rules 3, court 3, judge 3, legal 2; право 10, обязанности 6, конституция 8, исполнение 4, равенство 2, ограничения 3, порядок 3. Ассоциаты россиян несколько возвышенные, идеологизированны. Американцы же напротив уверены в завтрашнем дне, доверяют своему президенту, уважают законы.
В основе американского морального воспитания лежат три принципа: privacy — невмешательство в частную жизнь, tresspassing law — защита собственности и voluntary action — участие в общественной жизни [1, с.1995]. Все три принципа становятся основой для выработки норм, принимаемых как изначальные права граждан, обязанность государства эти права защищать. Американский народ построил в своей стране устойчивое законопослушное общество, которое не только пользуется законодательно закрепленными правами и свободами, но и бережно оберегает эти законы и эти права.
Путь к правовому государству и гражданскому обществу с самого начала оказался крайне трудным для российского общества. Попытки демократического обустройства России не могли не отражать той стороны нашей ментальности, которые связаны со стремлением россиян к социальной справедливости, к жизни по совести, в соответствии с нравственными идеалами.
В ходе проведенных экспериментов, обнаружено, что представления о базовых понятиях в правовой сфере, присущие английской и русской лингвокультурной общности существуют в форме мифов, символов и стереотипов поведения. Связь с базовыми представлениями о мире являются общими для носителей двух сопоставляемых лингвокультур, служат основой идентичного восприятия, обозначения и описания, указанных в статье лексем.
Таким образом, ассоциативный эксперимент может служить весьма полезным источником информации о степени актуальности указанных лексем в сознании американцев и россиян, ассоциируют ли респонденты эти понятия с правовой сферой в большей степени, чем с бытовой. Более того, экспериментальные данные такого рода позволят сравнить их с данными ассоциативных словарей, а также корректировать несовпадающие показания словарей, отражая наиболее современные тенденции в лексиконе носителей соответствующего языка.
Литература:
1. Воробьев Г. Г. Американский характер: Этика — мораль — закон. // Американский характер: очерки культуры США. М. 1995
2. Дуглас К. Стивенсон. Америка: страна, общество, люди. Штутгарт, 1996
Похожие статьи
The usage of modality and modus categories in linguistics
Данная статья изучает новый подход лингвистов к терминам «модальность» и «модус», а также представляет анализ теоретической интерпретации этих языковых единиц, основанной на примерах.
Ценностная составляющая лингвокультурных концептов good и evil
В статье раскрывается проблема ценностей, также исследуются две лингвокультурные концепты «good» и «evil» с точки зрения ее ценностной составляющей в английском языке, сопоставляются друг с другом на материале паремий и афоризмов.
Похожие статьи
The usage of modality and modus categories in linguistics
Данная статья изучает новый подход лингвистов к терминам «модальность» и «модус», а также представляет анализ теоретической интерпретации этих языковых единиц, основанной на примерах.
Ценностная составляющая лингвокультурных концептов good и evil
В статье раскрывается проблема ценностей, также исследуются две лингвокультурные концепты «good» и «evil» с точки зрения ее ценностной составляющей в английском языке, сопоставляются друг с другом на материале паремий и афоризмов.