Иностранный язык как предмет приобщения студентов к духовным ценностям
Авторы: Семчук Елена Владимировна, Найданова Галина Ивановна
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
Дата публикации: 02.07.2015
Статья просмотрена: 222 раза
Библиографическое описание:
Семчук, Е. В. Иностранный язык как предмет приобщения студентов к духовным ценностям / Е. В. Семчук, Г. И. Найданова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8458/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ключевые слова:современная цивилизация, духовные ценности, нравственность
Значимость нравственного воспитания студентов особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодежи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся частым явлением. В условиях кризиса нравственных ценностей, переживаемого современной цивилизацией, жестокости и бездуховности человеческих взаимоотношений огромное значение приобретает возвращение к моральным нормам и правилам, которые на протяжении многих поколений направляли поведение людей. Современный преподаватель находится в поиске таких методов и средств, которые обеспечивали бы проникновение в учебный процесс морали, ее ценностей и вызывали бы их практическое усвоение, совершенствуя нравственный облик студентов. Нравственная личность обладает добродетелями, представляющими собой общественные ценности, закрепленные во внутреннем мире человека в форме знаний, чувств, убеждений, а учебный процесс является «посредником», механизмом, передающим ей эти ценности.
Духовно-практические качества человека не передаются генетически, а вырабатываются в ходе долгой и кропотливой совместной деятельности студента и преподавателя. Первоначальным источником нравственных идеалов для любого человека является семья, далее человек испытывает воздействие среды — детского сада, школы, друзей, знакомых и т. д. Кроме того, «каждый человек обладает индивидуальной предрасположенностью к усвоению нравственной информации и переработке ее в индивидуальные мотивы поведения. Отсюда задача обучения не в том, чтобы «вложить» в сознание как можно больше нравственных ценностей, а в том, чтобы разбудить и активизировать врожденные способности к оценочному восприятию действительности» (И. С. Суханова). Таким образом, с одной стороны от преподавателя требуется стать образцом нравственности для студентов, а с другой стороны, перед ним ставится задача корректировки нравственных убеждений, трансляции общественных ценностей, что является как высокой моральной ответственностью, так и практически трудно реализуемой задачей.
Основой нравственного воспитания должно являться гуманистическое мировоззрение, вбирающее в себя высшие ценности всего рода человеческого (Б. Л. Вульфсон). Право на жизнь, на счастье, на свободу, на беспрепятственное развитие своих способностей получили широкое признание в мире, нашли отражение в документах, где неоднократно подчеркивалось, что гуманистическое поколения — главная задача учебного заведения. В современном мире, где беспрерывно меняющеюся технологии, в самом широком смысле этого слова, глубоко пронизывают все сферы жизни, гуманистическое воспитание призвано утверждать такие моральные ценности, которые являются поистине вечными и вместе с тем способны обновляться и возрождаться в каждую новую историческую эпоху.
Наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться студентам, следует считать:
- гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;
- ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;
- долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;
- совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;
- чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;
- гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать студенту, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
- культура чувств — умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности;
- способность к нравственному усилию, как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования;
- чувство эмпатии — эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Современное обучение предполагает, что человек ставится в центр процесса обучения и формируется как гуманная личность. Гуманизация обучения является частью общего процесса гуманизации системы образования. Она связана с получением необходимого для каждого культурного человека минимума знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о его литературе, искусстве, т. е. о нравственно-эстетических ценностях, оказывающих влияние на формирование личности студента в целом.
Предмет «иностранный язык» является наиболее гуманным предметом (в смысле направленности на личность студента). Основным психолого-педагогическим подходом к обучению иностранному общению мы считаем личностно-гуманный подход.
Деловые игры на уроке — сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал. Студенты быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.
Расширение языковых связей с зарубежными партнерами ведет к необходимости грамотно и правильно вести беседу в типичных ситуациях: знакомство, разговор по телефону, деловая встреча, заказ билета и номера в гостинице, ведение деловых переговоров, обсуждение и подписание контракта, коммерческая корреспонденция (письмо, факс, телекс, электронная почта, запрос, заказ, счет, рекламация и др.). Урок “Устройство на работу” проводится в виде деловой игры, что обеспечивает погружение в языковую среду и приближает к реальным жизненным условиям. Лексический и тематический материал урока соответствуют запросам современности, что требует определенной теоретической и практической подготовки по данной дисциплине. Одной из задач урока является сочетание страноведческой направленности темы с практическими реалиями настоящего дня. Например, написание резюме — одна из актуальных задач при устройстве на работу.
Наряду с необходимостью владения разговорным стилем иностранного языка, требуется владение фразами официального обращения, устойчивыми выражениями, клише и знание определенных грамматических образцов, что и проверяется в ходе деловой игры.
Из вышесказанного следует, проблема обучения иностранному языку студентов учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, связана сегодня с повышением требований к ним как к конкурентоспособным специалистам, профессионалам. Обществу, государству нужны специалисты с активной гражданской позицией, широким кругозором, умеющие адекватно реагировать на изменяющиеся жизненные условия, социально мобильные, способные к самостоятельному решению производственных (профессиональных) задач.
Один из новых подходов и технологий во взаимодействии преподавателя и студента — проектная деятельность на уроках иностранного языка. Данная деятельность является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность студентов, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным.
В проектном исследовании преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта, задействовал коллег для обсуждения. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствовали нравственно-эстетическому воспитанию студентов.
Все участники проектов — и преподаватель, и студент — работают с интересом, творчески, инициативно и неформально. Студенты с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу. По свидетельству преподавателей, студенты, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм, чувство товарищества.
Рассмотрим работу над творческими проектами на примере темы «Наш колледж». Среди возможных видов проектной работы по теме «колледж» можно выделить следующие:
- подготовка и организация экскурсии по колледжу;
- проведение интервью и сообщение его результатов;
- сочинение (индивидуальное);
- оформление плаката или стенгазеты;
- изготовление буклета для абитуриентов;
- разработка викторины;
- написание статьи для журнала;
- дизайн карты с обозначением аудиторий;
- создание рекламы
- подготовка доклада об актуальных проблемах города.
Залогом успешной презентации проектов стала тщательная подготовка. Преподаватель должен взять на себя роль организатора итоговых выступлений и помочь студентам выбрать форму презентации. Такие уроки способствуют достижению самых разнообразных целей методического, педагогического и психологического характера:
- осуществляется контроль знаний и умений студентов по определенной теме;
- обеспечивается деловая, психологически комфортная атмосфера, серьезное отношение студентов к уроку;
- предусматривается минимальное участие в процессе урока преподавателя.
Таким образом, иностранный язык как предмет может быть действенным фактором приобщения студентов к духовным ценностям.
Литература:
1. Аверкиева, Г. В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. — Архангельск, 2001. C. 55–60.
2. Агапов, В. С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А. С. Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. — М., 2001. — C. 31–35.
3. Арапова, Е. М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — Москва, 2009.
4. Архипова Ю. В. Особенности визуальной репрезентации учебного материала по иностранном языку в неязыковом вузе // Актуальные проблемы современного международного публичного права: Межвуз. научно — прак.конф. Семинар «Преподавание иностранных языков и обучение переводу в контексте высшего профессионального образования»: Матер. выступл. — М.: Изл — во РУДН, 2003. — С.97–98.
5. Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика — 2006. -№ 10 — с 36–42.
6. Кузовлев В. П. Учебно-методическое пособие по английскому языку /М.: 2004 — Просвещение,74с.
7. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей Избр. Пед. Соч. -М., 1977.-Т. 2
8. Миролюбов А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам./ И.Я. в школе. — 2000. — № 3 с.38–43
Похожие статьи
Религиозная идентичность и культура толерантности в условиях глобализации
Статья посвящена анализу понятия «толерантность». Истории становления и развития межнациональных и межконфессиональных толерантных отношений среди разных слоев населения. Толерантность — залог мира и стабильности.
Образование и формирование толерантного сознания молодежи
В статье рассматривается роль религиозного фактора в формировании толерантного сознания молодежи
Владение иностранным языком как фактор улучшения межкультурной коммуникации будущего выпускника вуза
Международное правовое положение молодежи: роль и особенности
В статье автор рассматривает молодежь, как группу, занимающую особое социальное и правовое положение, у которой есть права и свободы, а также как ключевой фактор развития государства в контексте ее особого международного правового положения.
К вопросам формирования межкультурной компетенции студентов
В данной статье рассматриваются идеи реализации диалога культур в высшем образовании с целью формирования конкурентоспособной личности в современном, глобализирующемся мире.
Похожие статьи
Религиозная идентичность и культура толерантности в условиях глобализации
Статья посвящена анализу понятия «толерантность». Истории становления и развития межнациональных и межконфессиональных толерантных отношений среди разных слоев населения. Толерантность — залог мира и стабильности.
Образование и формирование толерантного сознания молодежи
В статье рассматривается роль религиозного фактора в формировании толерантного сознания молодежи
Владение иностранным языком как фактор улучшения межкультурной коммуникации будущего выпускника вуза
Международное правовое положение молодежи: роль и особенности
В статье автор рассматривает молодежь, как группу, занимающую особое социальное и правовое положение, у которой есть права и свободы, а также как ключевой фактор развития государства в контексте ее особого международного правового положения.
К вопросам формирования межкультурной компетенции студентов
В данной статье рассматриваются идеи реализации диалога культур в высшем образовании с целью формирования конкурентоспособной личности в современном, глобализирующемся мире.