Школьные лингвистические журналы, альманахи (из опыта работы с одарёнными детьми) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы филологических наук» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 01.09.2015

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Семенихина, Т. А. Школьные лингвистические журналы, альманахи (из опыта работы с одарёнными детьми) / Т. А. Семенихина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/176/8677/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, —

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков

 

Учащиеся школ вырастут и станут людьми, приумножающими богатство и силу нашей необъятной Родины: учителями, инженерами, переводчиками, врачами, фермерами, предпринимателями, журналистами, менеджерами и т. д. Но независимо от того, какую специальность они выберут, они должны уметь выражать свои мысли. Если они будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт им удовлетворение, они смогут поделиться с другими людьми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Поэтому ещё со школьной скамьи у будущих членов нашего общества нужно развивать дар слова.

Развивать дар слова ребёнка, учить его умению общаться с людьми как в устной, так и в письменной форме, умению выражать свои мысли и является основой моей педагогической деятельности.

Более 20 лет работаю в МБОУ СОШ № 2 станицы Крыловской Крыловского района Краснодарского края в основном в слабых классах, поэтому считаю своим долгом найти одарённого ребёнка, развить его творчески, увлечь интересной и полезной деятельностью. Большую помощь в этом оказал мне факультативный курс Т. А. Ладыженской и Т. С. Зепалова «Развивайте дар слова», а также кружок юных корреспондентов, программа к которому была мной разработана.

С 1997 года выпускаем с такими ребятами рукописный лингвистический журнал «Всякая всячина». Н. В. Гоголь привёз в Петербург из Нежина большую, в 490 страниц тетрадь. На обложке рукой гимназиста Н. В.Гоголя было написано «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия. Состав. Н. В. Гоголь. 1826 год». Чего только не было в этой тетради: и мысли знаменитых писателей, и сведения по истории и географии, и собственные сочинения, но больше всего здесь записей о жизни русских и украинских народов — предания, обычаи и нравы, пословицы и поговорки, песни…». По образцу этой «подручной энциклопедии» стали выпускать журнал «Всякая всячина». Но сначала выпускали «Письмовник» (вышел всего лишь один номер), в котором помещали разные по содержанию и адресации письма, образцы оформления конвертов. Всё это использовали слабые учащиеся в качестве шаблонов. А затем появился рукописный лингвистический журнал «Всякая всячина».

Сначала в нашем журнале было много рисунков на прочитанные произведения, загадки в рисунках, рассказы о домашних питомцах с фотографиями. Постепенно интерес к подобным творческим заданиям рос. Ребята начали создавать небольшие миниатюры, стихотворения. Лучшие работы собственноручно записывали во «Всякую всячину». В настоящее время этот журнал состоит из ряда рубрик:

1)      «Наши сочинения»;

2)      «Письма»;

3)      «Смешинки из школьных сочинений»;

4)      «Интервью»;

5)      «Отзывы»;

6)      «Конкурсные работы»;

7)      «Миниатюрные зарисовки»;

8)      «Описание внешности»;

9)      «Репортажи»;

10)  «Проба пера»;

11)  «Твои люди, район»;

12)  «Наши любимые учителя»;

13)  «Что нравится на уроках русского языка и литературы»;

14)  «Что не нравится на уроках русского языка и литературы» и др.

Подобный вид работы развивает речь учащихся, учит разным видам творческой деятельности, написанию писем, отзывов, репортажей, зарисовок, интервью, правильному оформлению работ.

В век компьютерных технологий во «Всякой всячине» появились не рукописные материалы, а набранные на компьютере тексты. Рубрики тоже оформляются в цвете.

Интерес к таким видам деятельности появляется у многих ребят, к тому же за каждую работу учащиеся всегда получают поощрительную оценку «5». Таким образом, мне удаётся выявить одарённых девочек и мальчиков, а у них появляется интерес к журналистской деятельности, желание участвовать в оформлении журнала. Именно это подвигло меня выпускать страничку «Наш голос» в районной газете «Авангард». Выпускаем эту страницу один раз в четыре месяца и посвящаем её разным школьным проблемам. Например: «Как живёшь, пятиклассник?», «Школьные мероприятия», «Здоровый образ жизни», «Наши любимые учителя», «Отличные люди, прославленный край» и другие.

Более 15 лет сотрудничаем с краевой детской творческой газетой «Солнышко». Редакция газеты с удовольствием печатает работы моих ребят на разные темы: о путешествиях, о школьных и классных мероприятиях, о наших достижениях, учителях, учениках, школе и т. д.

Третий год подряд стали выпускать альманах «ЛиСТ». Этот альманах представляет своеобразный отчёт о работе учителей русского языка и литературы и литературе. Ребята рассказывают об открытых уроках, Неделях русского языка и литературы, олимпиадах, литературных творческих конкурсах, об экзаменах и их результатах. Размещаем в альманахе фотографии, повествуем о своих впечатлениях, о проделанной работе.

Всё это помогает вовлечь школьников участвовать в конкурсах разных уровней и не только участвовать, но и побеждать. Начиная с 2005 года, мои учащиеся заработали более 400 грамот, дипломов. Победителями международного фестиваля «Гренадёры, вперёд!» являются Степанова Анастасия, Кадина Валерия, Поликарпов Игорь, Нагаев Александр, Федоренко Денис. 1 место заняла Степанова Анастасия во Всероссийском конкурсе «Размышляем о профессии», а Охинько Олеся и Ванян Даяна — призёрами. Лауреатами фестиваля творческих работ «Сочи — МОСТ» являются Захарова Ольга и Васильева Милена. Дипломом 2 степени Всероссийского филологического чемпионата награждена Сидоркина Анастасия и дипломами 3 степени награждены Детко Виктория, Кобушко Екатерина, Ксёнз Анна, Назарова Виктория и Степанова Анастасия. Степанова Анастасия завоевала 2 место в краевом конкурсе юных журналистов. 1 место у Анастасии Степановой, 2 место у Захаровой Ольги, Шестаковой Анастасии, Исмаилова Руслана, 3 место у Назаровой Виктории по итогам краевого конкурса «Моя мечта». Все они были награждены не только дипломами, но и мягкими игрушками. Победителями и призёрами международного конкурса «Русский медвежонок» на районном уровне являются Степанова Анастасия, Федоренко Кристина, Детко Виктория, Головко Ирина, Затонская Диана. Дипломами 3 степени международного конкурса «Зелёная планета» награждены Быкодорова Мария и Синько Владислав.

Ежегодно мои учащиеся являются победителями и призёрами Всероссийских олимпиад среди школьников по русскому языку и литературе школьного и муниципального уровней: Степанова Анастасия, Кадина Валерия, Детко Виктория. Захарова Ольга была победителем и зонального уровня. У неё 4 место в краевой олимпиаде по литературе.

Моих учащихся приглашали на юбилей краевой детской творческой газеты «Солнышко», где их наградили грамотами и подарили подарки. Назарова Виктория была приглашена в Геленджик на Всероссийский творческий фестиваль «Дети и книги».

Степанова Анастасия, Сидоркина Анастасия, Детко Виктория, Головко Ирина и Погиба Эльвира успешно обучались и обучаются в краевой школе «Юниор».

О моей активной работе с одарёнными детьми свидетельствуют результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. По русскому языку два моих ученика набрали по 100 баллов. Это Демерза Юрий (2007г.) и Степанова А. (2012г.). Средний балл показателей моих учащихся намного выше среднерайонного и среднекраевого. По литературе в 2012г. Степанова Анастасия набрала 96 баллов.

Главное — заинтересовать работой пятиклассников, потом отбираешь тех, кто действительно может работать в этом направлении. К тому же во «Всякой всячине» всегда можно найти то, что можно отправить на тот или иной конкурс, фестиваль. Интерес и участие в таких школьных печатных изданиях способствует тому, что ребята приобщаются к журналистской деятельности и потом становятся журналистами или, получив другую специальность, продолжают сотрудничать с периодическими изданиями района, края. С журналистикой связали свою жизнь Ивченко Елена, Степанова Анастасия, Гаврик Олеся и др.

 

Литература:

 

1.      Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. — М., «Просвещение», 1990.

2.      Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. — М, 1991.

3.      Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. — 1999.– № 9.

4.      Рыленков Н. Стихотворения. — М., «Художественная литература», 1980.

Основные термины (генерируются автоматически): Виктория, русский язык, литература, Ольга, журналистская деятельность, краевая детская творческая газета, краевой конкурс, международный конкурс, назарово, рукописный лингвистический журнал.

Похожие статьи

Организация внешкольной работы с учащимися старших классов. Клуб любителей музыки «Музыка сквозь столетия» (из опыта работы)

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)

Об организации работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Организация работы с одаренными детьми при изучении географии. Из опыта работы

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Приёмы коррекции дисграфии у младших школьников (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Приемы работы с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира в начальной школе (обобщение опыта)

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Похожие статьи

Организация внешкольной работы с учащимися старших классов. Клуб любителей музыки «Музыка сквозь столетия» (из опыта работы)

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)

Об организации работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Организация работы с одаренными детьми при изучении географии. Из опыта работы

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Приёмы коррекции дисграфии у младших школьников (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Приемы работы с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира в начальной школе (обобщение опыта)

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)