Реализация темы «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 24.12.2015

Статья просмотрена: 6974 раза

Библиографическое описание:

Глущенко, А. Н. Реализация темы «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей» / А. Н. Глущенко. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9387/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

В данной статье рассматривается тема «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей». Несмотря на научно-фантастический жанр произведения, автор затрагивает философские вопросы, актуальные и в наши дни. Данный вопрос рассматривается с позиции философии и психологии человека.

Ключевые слова: Франкенштейн, Мари Шелли, Творец, Сверхчеловек, Ницше.

 

Роман Мэри Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей» появился в то время, когда научно-фантастический жанр был только на начальной стадии своего появления и развития. Для 19 века рассказ о человеке, сумевшем создать живое существо не естественным путем, был, с одной стороны, колоссальным потрясением, а, с другой стороны, чем-то пугающим и наводящим страх. Но страх не самого создания, а страх гнева Божьего за посягательство на его права и попытки человека выступить в роли самого Творца. Мы считаем, что именно эта философская тема является основополагающей в данном научно-фантастическом романе.

Мы полагаем, что наиболее правильным будет начать непосредственно с анализа названия произведения. С первой частью названия все предельно ясно и логично — Франкенштейн — это фамилия самого ученого. А вот какое же отношение к данному произведению имеет Прометей, который, кстати, совершенно не упоминается непосредственно в тексте произведения. Здесь автор обращается к античной мифологии и её воплощению в литературе Древней Греции. [4] Поэма Эсхила (впоследствии интерпретированная супругом Мэри Шелли — английским драматургом Пирси Биши Шелли) «Освобожденный Прометей» повествует об одном из Богов Олимпа, сосланном в вечное изгнание Зевсом за то, что сделал людей разумными, научил их ремёслам, даровал им огонь, дал им память и обучил всевозможным наукам. [4] Здесь и прослеживается связь Прометея с Виктором Франкенштейном — оба героя, подобно Творцу, пытаются улучшить род человеческий, за что в последствии получают наказание: Прометей навеки прикован к горе и ежедневно подвергается мукам, а учёный находится в вечном бегстве от своего творения, от руки которого в итоге и погибает.

Кроме истории из античной мифологии, источником сюжета романа также можно считать еврейскую легенду о Големе, человекоподобном существе, созданном магическим путем из глины. Согласно легенде, его было позволено убить любому иудею, так как оно не обладало душой, было лишёно дара речи и полового влечения. Его создание приписывалось раввину Йегуда Леви бен Бецалалль — опытному каббалисту, сотворившему чудовище с целью работы в синагоге, и потом уничтожившему его.

По легенде раввин, создавший Голема, был человеком глубоко верующим и религиозным, и целью его было создать себе безотказного помощника, что в итоге у него и получилось — глиняный человек прослужил ему целых 13 лет. Но в конце концов монстр, задуманный как защитник, так же как и творение Франкенштейна, восстает против создателя. [3]

Вот и главному герою научно-фантастического романа Мэри Шелли «Франкенштейн или Освобожденный Прометей», ученому удается воплотить в реальность то, что смогло бы потрясти умы не только современников автора, но и ученых века 21, а именно создание живого и функционирующего существа. Кто же такой Франкенштейн и каковы были его мотивы?

Виктор — житель Женевы, сын именитых граждан республики. Как рассказывает сам герой, детство у него было счастливым и полным радостей. Ещё в юном возрасте у мальчишки возникает страсть к познанию земли и неба, тайн человеческой души, физическим секретам мира. «Мой интерес был сосредоточен на метафизических или — в высшем смысле этого слова — физических тайнах этого мира». [1] Всё своё время он проводил за книгами по естественным наукам и уже тогда начал искать философский камень и эликсир жизни. Будучи уже молодым юношей, он отправился в университет, в котором он мог утолить жажду знаний. «С того дня естествознание, и, особенно, химия, в самом широком смысле слова, стало почти моим единственным занятием…Одним из предметов, особенно занимавших меня, было строение человеческого и любого живого организма». [1] Так и начинается появление у Франкенштейна тяги к познанию человеческой природы и её пределам. Он начинает изучать тела мертвых людей, а также, «ценою многих дней и ночей нечеловеческого труда и усилия», постигает тайну зарождения жизни, более того — узнает, как самому оживлять безжизненную материю. Сам Виктор говорит о том, что эта «безмерная власть» вскружила ему голову. Таким образом, мотив его действий был прост и незамысловат — научный интерес и жажда всеобщего признания.

Но что же именно создает ученый? Существо, слишком безобразное и уродливое, для того, чтобы назвать его человеком, однако, разумное, поддающееся самообучению и познанию, что делает его далеким от животного. Почему же главный герой сбегает от своего творения и все возможными способами пытается скрыться от встречи с ним?

Мы считаем, что корень данной проблемы лежит в темах, далеких от науки и фантастики. Для начала стоит ответить на два вопроса: что есть человек и каковы цели и смысл его пребывания в мире.

Итак, согласно словарю Ожегова, человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться им в процессе общественного труда. [6] Если рассматривать этот вопрос со стороны психологии, то человек — это существо, наделённое чувствами типа любовь, сострадание, жалость, ревность и эмоциями типа радость, грусть, злость, агрессия. То есть, он способен строить свои отношения на основании высших, а именно любовных чувств, способен также сопереживать и в следствии помогать другим людям. Такие эмоции как грусть или уныние могут спровоцировать самоанализ и даже навязчивое депрессивное состояние, а радость, наоборот, может быть результатом какого-либо благоприятного события, может окрылять и придавать силы. Кроме того, человек — это само по себе существо, созданное благодаря любви двух людей, а не в результате животного инстинкта. Если рассматривать человека в религиозном аспекте, то это совершенное создание Бога, создание, подвластное силам, не только необъяснимым и недоступным, но и не подвластным человеку. Ф. М. Достоевский писал: «человек есть тайна, ее надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». [7] Он полагал, что разгадывание этой тайны есть выяснение специфики нравственной природы человека, отношения его с Богом, его положения в совокупности бытия и смысла его существования, а также раскрытия вечного, непреходящего в человеке, сосредоточенное на разгадывании тайн человеческого духа.

Каковы же цели и смысл пребывания человека в мире? Главные цели пребывания человека на земле — создание семьи, воспроизведение потомства, профессиональная самореализация, развитие личности, служение обществу и миру, а для духовных людей — Богу, взаимоотношения с друзьями, родными, окружающими. Второстепенными же целями, или обеспечивающими, являются деньги, быт, отдых. [10]

Итак, на основании вышесказанного, можно сделать вывод, что человек — это существо одухотворенное, способное не только примитивно мыслить и функционировать, а испытывать различные эмоции, глубокие чувства, анализировать, отражать мир в понятиях и преобразовывать его по своим потребностям, интересам, идеалам, а также создавать семью и давать потомство.

Что же из себя представляет творение Франкенштейна? Во-первых — это существо, искусственно созданное человеком из частей тела усопших людей и отдаленно напоминающее самого человека. Во-вторых, это существо, поддающееся самоанализу, обучению, развитию, а также способное чувствовать.

Несмотря на человекоподобную сущность имеются все-таки признаки, которые сильно отличают его — это, безусловно, уникальность и, самое главное, неспособность к воспроизведению потомства. Если же рассматривать феномен творения Франкенштейна в философском аспекте, то можно проследить и его сходство с человеческим созданием. Человек — это единство материального (организм) и духовного (сознание). Сознание — это постоянно действующая и развивающаяся неврожденная способность организма быть человеком на основе индивидуального организма и трех элементов сознания (самосознание, мышление, язык), которые вырабатываются у новорожденного ребенка в процессе общения с родителями. [9]. Все три эти элемента присутствуют и у творения ученого, которые, однако, были выработаны у него не родителям. Мышление начало появляться у него еще практически с самого момента его создания, самосознание — в процессе его знакомства с природой и окружающим миром, который воспринимал его достаточно категорично, а язык — результат его наблюдений за обитателями хижины, вблизи которой он обосновал своё жилище. «Затем я сделал ещё более важное открытие. Я понял, что эти люди умеют сообщать друг другу свои мысли чувства с помощью членораздельных звуков…Это была наука богов, и я страстно захотел овладеть ею». [1]

Отсюда напрашивается отдельный и, пожалуй, самый главный вопрос — имеет ли право человек брать на себя полномочия создания себе подобных не традиционным биологическим путем? Монстр, а именно так называет его автор, является прекрасным примером того, что даже, если человеку удастся постигнуть науку воспроизведения других органических существ и даже, если это творение будет способно к развитию и проявлению чувств и эмоций, оно не будет способно постигнуть такие одновременно банальные и высокие человеческие чувства как счастье и любовь. Можно ли быть счастливым, когда ты одинок, когда, мало того, что тебе не с кем поговорить, так все пугаются тебя и, если не пытаются убить, то в лучшем случае убегают в ужасе. «Если страдают даже такие прекрасные создания, я уже не удивляюсь тому, что несчастен я — жалкий и одинокий». Мы считаем, что ответ будет однозначным для каждого — нет. Человеку не стоит брать на себя полномочия Бога, потому что более совершенного создания он сотворить не сможет, а тем более не сможет сделать его существование полноценным.

Так и ученый бежит от своего создания не по причине страха от ужасающего и даже омерзительного вида монстра, а по причине страха возмездия за то, что обрек уже живое существо на вечные и невосполнимые душевные муки и страдания, не способные быть восполненными ничем. «Мои злодеяния порождены вынужденным одиночеством, которое мне ненавистно». [1]

Говоря о самом Викторе Франкенштейне, мы считаем уместным также обратиться к концепту Ницше о Сверхчеловеке. Как упоминалось ранее, мотивом учёного было не только желание познать мир, человека и его природу, а также желание получить всеобщее признание. Но к чему же это может привести? Обретая известность, уважение, знакомства, человек прежде всего обретает определенную власть и даже силу, которые так или иначе способны оказать влияние на других. Стремление к власти (доминирование над другими), в соответствии с теорией Адлера, — основная движущая сила поведения и деятельности человека. [8] Согласно его теории субъект пытается компенсировать ощущение своей неполноценности, которая может выражаться в различных факторах, начиная от разнообразных телесных недостатков и заканчивая семейными обстоятельствами и личными проблемами. Мы считаем, что в случае Виктора Франкенштейна, немалое влияние на его стремление к власти оказывает его духовное одиночество. Так ещё при воспоминании юношеских лет главный герой говорит, что «жизнь моя была уединённой и проникала всецело в домашнем кругу; это внушило мне непобедимую неприязнь к новым лицам…Мне казалось, что я не смогу находиться среди чужих». [1] А будучи уже взрослым человеком, он писал: «у меня нет друга, Маргарет; никого, кто мог бы разделить со мною радость, если мне суждено счастье успеха; никого, кто поддержал бы меня, если я упаду духом. Мне нужно общество человека, который сочувствовал бы мне и понимал бы с полуслова…но я с горечью ощущаю отсутствие такого друга». [1] Таким образом, мы видим, что с самого детства Франкенштейн испытывал нехватку отношений, наполненных духовным взаимопониманием, что может стать реальной проблемой для человека и достаточным толчком для проявления у него желания доминирования. Создавая себе подобного, Виктор ощущает себя всемогущим, Сверхчеловеком. Ещё одним подтверждение теории Ницше является тот факт, что учёный для достижения своей цели отказывается от морали. «Как рассказать об ужасных тех ночных бдениях, когда я рылся в могильной плесени или терзал живых тварей ради оживления мертвой материи?». [1] Ни есть ли вскрытие тел усопших и их расчленение самым, что ни наесть самым аморальным поступком? Но Виктор Франкенштейн был ослеплен своей «иступленной страстью». Он обращает внимание лишь на своё собственное состояние, подчиняется своим желаниям и инстинктам, о которых также упоминает Ницше.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в основу романа Мари Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей» заложен философский вопрос, а именно тема человека в роли Бога. Автор на примере двух главных героев своего произведения — ученого Виктора Франкенштейна и его творения — отрицает возможность выступления человека как создателя.

 

Литература:

 

  1.      Шелли, М. Франкенштейн или Современный Прометей. — М.: Художественная литература, 1989 г. — 256 с.
  2.      Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. — М.: Астрель, 2013 г. — 320 с.
  3.      Бурлак, В. Н. Мистическая Прага. — М.: Вече, 2007г. — 384 с.
  4.      Шелли, П. Б. Освобожденный Прометей. — К.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013 г.
  5.      Эсхил. Прикованный Прометей: Трагедия. — М.: Детская литература, 2013 г. — 94 с.
  6.      Ожегов, С. Толковый словарь русского языка. — М.: Оникс, 2012 г. — 1376 с.
  7.      Достоевский, Ф. М. Письма. — С.-Пб.: 1839 г.
  8.      Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: За экономическую грамотность, 1995 г. — 240 с.
  9.      Грядовой, Д. И. Философия. — М.: Юнити-Данат, 2003 г. — 384 с.
  10. Миание, М. Ю. Постановка целей в жизни человека. — Х.: Развитие человека.
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, живое существо, античная мифология, воспроизведение потомства, всеобщее признание, друг, мир, научно-фантастический роман, основа романа Мари, создание, существо, тайна, творение, уж.

Ключевые слова

творец, Франкенштейн, Мари Шелли, Сверхчеловек, Ницше., Ницше

Похожие статьи

Драматургия Дюрренматта в контексте европейской драмы ХХ века на примере произведения «Ромул Великий»

В статье автор рассматривает актуальность драматургии Фридриха Дюрренматта в контексте европейской драмы 20 века. Особое внимание обращается на драматургические и языковые средства, к которым обращается автор. Данные средства рассматриваются в контек...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского....

Абсурдность мира и человеческого существования в концепции Альбера Камю

Статья раскрывает содержание понятия «абсурд» во взглядах А. Камю, представителя такого философского направления как экзистенциализм. Основное внимание в работе автор акцентирует на проблеме абсурда и его роли в жизни человека с точки зрения философа...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского» сюжета в романе А. Мердок «Черный принц»

В статье мы поставили задачу рассмотреть, какую интерпретацию получает тема искусства в романе Айрис Мердок «Черный принц». Также нас интересовало, каким образом Мердок объясняет, что такое искусство по Шекспиру, и с какими персонажами в романе связа...

Традиции готической литературы в произведении Э. Т. А.Гофмана «Эликсир сатаны»

Данная работа посвящена готическому роману, его предпосылкам и особенностям. В ходе работы была предпринята попытка ответить на вопросы: в чём заключается притягательность готического романа, чем объясняется интерес людей ко всему фантастическому и в...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций персонажей романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот»

Автор статьи исследует негативное эмоциональное состояние СТРАДАНИЕ в прозе Ф. М. Достоевского. Выбор романов «Преступление и наказание» и «Идиот» в качестве материала исследования обусловлен рядом общих тем и мотивов, связанных со страданием персона...

Новый философский роман Филипа Рота «Людское клеймо» в контексте постмодернизма

Роман Филипа Рота «Людское Клеймо» относится к жанру нового философского романа, сочетающего в себе жанровые особенности психологического, социального, философского и биографического романов. Большинство литературоведов рассматривает творчество амери...

Похожие статьи

Драматургия Дюрренматта в контексте европейской драмы ХХ века на примере произведения «Ромул Великий»

В статье автор рассматривает актуальность драматургии Фридриха Дюрренматта в контексте европейской драмы 20 века. Особое внимание обращается на драматургические и языковые средства, к которым обращается автор. Данные средства рассматриваются в контек...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского....

Абсурдность мира и человеческого существования в концепции Альбера Камю

Статья раскрывает содержание понятия «абсурд» во взглядах А. Камю, представителя такого философского направления как экзистенциализм. Основное внимание в работе автор акцентирует на проблеме абсурда и его роли в жизни человека с точки зрения философа...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского» сюжета в романе А. Мердок «Черный принц»

В статье мы поставили задачу рассмотреть, какую интерпретацию получает тема искусства в романе Айрис Мердок «Черный принц». Также нас интересовало, каким образом Мердок объясняет, что такое искусство по Шекспиру, и с какими персонажами в романе связа...

Традиции готической литературы в произведении Э. Т. А.Гофмана «Эликсир сатаны»

Данная работа посвящена готическому роману, его предпосылкам и особенностям. В ходе работы была предпринята попытка ответить на вопросы: в чём заключается притягательность готического романа, чем объясняется интерес людей ко всему фантастическому и в...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций персонажей романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот»

Автор статьи исследует негативное эмоциональное состояние СТРАДАНИЕ в прозе Ф. М. Достоевского. Выбор романов «Преступление и наказание» и «Идиот» в качестве материала исследования обусловлен рядом общих тем и мотивов, связанных со страданием персона...

Новый философский роман Филипа Рота «Людское клеймо» в контексте постмодернизма

Роман Филипа Рота «Людское Клеймо» относится к жанру нового философского романа, сочетающего в себе жанровые особенности психологического, социального, философского и биографического романов. Большинство литературоведов рассматривает творчество амери...