Свет как «первометафора» русской литературы XVIII века
Автор: Харлушина Алла Александровна
Рубрика: 2. История литературы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Краснодар, февраль 2016)
Дата публикации: 24.01.2016
Статья просмотрена: 1618 раз
Библиографическое описание:
Харлушина, А. А. Свет как «первометафора» русской литературы XVIII века / А. А. Харлушина. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9590/ (дата обращения: 19.12.2024).
Практически все поэты XVIII века стали проводниками проСВЕТительских идей. Не случайно в основании большинства классицистских текстов лежит идея света, представленная во всем ее многообразии («свет», «сияние», «блеск», «ясность», «солнце», «заря», «восход» и т. п.). «Световой» сюжет организует внутренний смысл произведений Ф. Прокоповича, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, В. В. Капниста, М. Н. Муравьева, А. Н. Радищева и др. Рассмотрим подробнее эту закономерность.
Одним из первых авторов начала XVIII века, в произведениях которого активно разворачивался «световой» сюжет, был Феофан Прокопович. Новое (петровское) время автор воспринял как эпоху «солнца» и «света», в свою очередь, прошлое отождествляется им с «печалной нощью». При этом важно обратить внимание на следующую деталь текста: «свет» оказывается неотделим от настоящего времени:
Прочь уступай, прочь,
Печалная нощь!
Солнце всходит,
Свет возводит,
Радость родит.
Прочь уступай, прочь,
Печалная нощь!
Коликий у нас
Мрак был и ужас!
Солнце Анна возсияла,
Светлый нам день даровала [5, C.277].
«Световые» метафоры оказываются важной составляющей поэзии В. К. Тредиаковского. Поэт славит Россию, восхищается ее богатством и величием:
Россия мати! Свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо российску ты солнце ясно! [3, С.20]
…………………………………….
Ты собой скипетр твой украсила,
И лицом светлым венец почтила [3, С.20].
……………………………………..
Коль в тебе звезды все здравьем блещут! [3, С.21]
По Тредиаковскому, Россия и есть свет. За этим уподоблением скрывается идея Святой Руси, то есть Руси, обладающей божественной благодатью.
Многочисленные вариации «светового» сюжета характерны для оды А. П. Сумарокова. «Антитеза «свет-тьма» — самый модный образ эпохи: человек побеждает тьму старины, символизирующей неверие, обскурантизм, невежество, ради света знаний, нового, того, что <…> несет счастье и славу России» [1, С.159]. В сумароковской «Оде императрице Елисавете Петровне 25 ноября 1743 года» видим, как поэт использует данное противопоставление, сравнивая время до-царствования Елизаветы с ее приходом к власти:
Тобой восшел наш лучполдневный
На мрачный прежде горизонт,
Тобой разрушен облак гневный,
Свирепы звезды пали в понт [9, С.49].
……………………………….
Тобою правда днесь сияет,
И милосердие цветет,
Щедрота скипетром владает
И всех сердца к себе влечет [9, С.51].
Великие преобразования, начатые Петром I, а затем подхваченные его дочерью Елизаветой, стали для Сумарокова символами света, прогресса, символами новой России. Соответственно, символами невежества, мрака, тьмы Сумароков считает время хаоса, когда трон пустует и некому править Россией.
Описываемый нами мотив присутствует также в одах В. В. Капниста и В. И. Майкова. В оде В. В. Капниста «На истребление в России звания раба Екатериною второю, в 15 день февраля 1786 года» мир светится, блестит и сияет благодаря царице, несущей России славу, а российскому народу — свободу:
Красуйся, счастлива Россия!
Восторгом радостным пыла;
Встречая времена златые,
Главу цветами увенчай;
В порфиру светлу облекися [6, С.392].
……………………………….
Теперь, о радость несказанна!
О день, светляе дня побед!
Царица, небом ниспослана,
Неволи тяжки узы рвет [6, С.393].
………………………………
А ты, которая свободу,
Как животворный свет, даришь!
Знай, что российскому народу
Ты вечну славу цепь принять велишь [6, С.394].
Не менее ярким мотив света предстает и в одах В. И. Майкова. Царица Екатерина представлена поэтом в красивом солнечном облике. Деяния монархини соотносятся с солнечным лучом, «лиющим» миру свет:
Она суд с милостью спрягает,
Повинных кротко исправляет,
Заслугам мзду она дает;
Рукой науки покрывает,
Другою милость проливает,
Как солнце луч в пространный свет [2, С.185].
…………………………………………
Москва красуется тобою,
Как небо солнца красотою,
Избавившись от грозных туч.
И таковой же ждут отрады
Твоей державы многи грады,
Да к ним блеснет твой ясный луч [2, С.189].
Итак, видим, что использование «световых формул» на протяжении длительного времени предстает в идеологическом контексте: сам жанр оды предусматривает прославление подвигов и побед. Главные податели света, тепла и блеска (солнце, лучи) ассоциируются у поэтов в первую очередь с царским величием.
Вместе с тем, уже в 1770–1780-е гг. «световые формулы» утрачивают свою «идеологичность». Об этом свидетельствует поэтический мир Г. Р. Державина, в творчестве которого световые формулы изменяют свое значение. В его ранней оде «Фелица» встречается свет, соотносимый с восхваляемой поэтом политикой Екатерины II. Поэт, которому императрица казалась идеалом «просвещенной монархини», пишет:
Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! Свет из тьмы творить [3, С.76].
Приведенный пример можно соотнести с космогоническим мифом о рождении мира из первозданной тьмы. Екатерина II выступает у Державина в качестве Творца, который своими всемогущими силами способен прогнать первородный хаос и подарить миру новую, светлую жизнь.
В «Фелице» мотив света представлен развернуто:
Который оком лучезарным
Шутам, трусам, неблагодарным
И праведным свой свет дарит;
Равно всех смертных просвещает [3, С.79].
…………………………………….
Но где твой трон сияет в мире? [3, С.80]
Как известно, «Фелица» отличается новизной и смелостью мысли и формы. Здесь поэт соединяет похвалу с сатирой, начав тем самым «разрушение» жанра торжественной оды. Однако изменения происходят лишь в жанрообразующих элементах, а рассматриваемый нами мотив света не претерпевает каких-либо существенных изменений вплоть до 1780-х гг. Именно в это время Державин почти освобождается от условностей идеологического жанра и сосредотачивается на поисках относительно свободных от жанровых условностей форм. Предметом изображения в его творчестве становится не идеологическая реальность, а мир как таковой (насколько это вообще было возможно в пределах литературы классицизма). Отныне свет напрямую не связан с темой императорского величия, как это было в творчестве предшествующих поэтов. Свет (=сияние) становится у Державина свойством мира вообще, а не атрибутом конкретного монарха.
В последней трети XVIII века в поэзии происходит ряд существенных изменений. Зарождается новое направление — сентиментализм, характеризующийся особым вниманием к душевному миру человека. В стихотворениях поэтов-сентименталистов (М. Н. Муравьев, И. Н. Дмитриев, Н. А. Львов, Н. М. Карамзин и др.) мы также обнаруживаем «световые формулы», однако они становятся теперь менее проявленными. Так, в творчестве М. Н. Муравьева первичной оказывается метафора ночи:
Как мрачны небеса явят присутство ночи
И томные глаза сомкну уже на сон… [7, С.381]
Отсюда солнышко недавно закатилось… [7, С.383]
Умолкли голоса, и свет, покрытый тьмою,
Зовет живущих всех ко сладкому покою [7, С.389].
Дальнейшее развитие тема света нашла в стихах Кострова и Клушина. И, как считает А. В. Петров, «создавая, в сущности, солнечный «утренний» пейзаж, указанные авторы пролагали пути пейзажной лирике» [4, С.38]. Действительно, в «Стихах на Новый 1781 год» Е. И. Костровописывает состояние природы в предвкушении нового облика:
Природа! воспряни, почувствуй силы новы,
Коль можно, хладныя потщись прервать оковы
И холмы снежные низринь с высоких плеч;
Спеши себя в цветы и в мягкий злак облечь.
Се быстрый исполин через эфирны волны
Стремит с высот лучи, сиянья нова полны,
И златом и сребром, о, вышних дар щедрот!
Со временем функция «световых формул» переходит в иное качество. Свою идеологическую функцию тема света окончательно исчерпывает. Поэты все чаще используют метафоры света, чтобы передать человеческие чувства, сравнивая их с природными явлениями. Свет отныне становится признаком природного мира, а не царского величия. Сентименталисты, метафорически «освещая» мир земной, вдохновлялись повседневными впечатлениями и изображали пейзаж.
Чрезвычайно важно, что «световой сюжет» охватывает всю русскую литературу XVIII столетия, включая произведения, написанные на исходе этого времени. Даже у А. Н. Радищева в стихотворении «Осьмнадцатое столетие» весь XVIII век ассоциируется с дневным светилом:
Мрачные тени созади, впереди их солнце;
Блеск лучезарный его твердой скалой отражен [4, С.632].
………………………………………………
О незабвенно столетие! Радостным смертным даруешь
Истину, вольность и свет, ясно созвездье вовек [4, С.632].
………………………………………………
Ты исчисляешь светила, как пастырь играющих агнцев;
Нитью вождения вспять ты призываешь комет;
Луч рассечен тобой света; ты новые солнца воззвало [4, С.633].
Итак, как мы увидели, метафора света, характерная для литературы XVIII века, восходит к идее внутреннего просветления. Свет — «символ бессмертия, вечности, рая, чистоты, откровения, мудрости, интеллекта, величия, радости и самой жизни» [8, С.323–324]. Все эти понятия близки по духу эпохе Просвещения. Русская литература не могла не отразить высоких веяний века. Мотив света, столь образно и ярко подчеркивающий основной смысл времени (проСВЕЩение), был неотъемлемым атрибутом поэтики просветителей.
Литература:
- Буранок О. М. Русская литература XVIII века: Петровская эпоха. Феофан Прокопович. — М.: Флинта, Наука, 2003.
- Майков В. И. Избранные произведения / Вступ. ст., подгот. текстов и прим. А. В. Западова. — М.-Л.: Советский писатель, 1966.
- Муравьев В. «Благослови, поэт!»..: Антология поэзии пушкинской поры: Книга I. — М.: Советская Россия, 1983.
- Петров А. В. Оды «На Новый год», или Открытие времени. Становление художественного историзма в русской поэзии XVIII века: монография. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного университета, 2005.
- Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII вв. — Л.: Советский писатель, 1970.
- Русская поэзия XVIII века / Под ред. С. Чулкова. — М.: Художественная литература, 1972.
- Русская литература. Век XVIII. Лирика. — М.: Худож.лит., 1990.
- Словарь символов / Д.Тресиддер; пер. с англ. С.Палько. — М.: ФАИР-ПРЕСС: Издат. — Торг. дом «Гранд», 2001.
- Сумароков А. П. Стихотворения. — Л.: Советский писатель, 1953.