Традиционный свадебный обряд поселка Уразово Валуйского района на рубеже XIX–XX веков
Автор: Кириченко Юлия Сергеевна
Рубрика: 3. Народное творчество
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Краснодар, февраль 2016)
Дата публикации: 10.02.2016
Статья просмотрена: 450 раз
Библиографическое описание:
Кириченко, Ю. С. Традиционный свадебный обряд поселка Уразово Валуйского района на рубеже XIX–XX веков / Ю. С. Кириченко. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9740/ (дата обращения: 15.11.2024).
Россия — страна огромная, и каждый народ, проживающий на ее территории, в течение веков бережно и любовно, как самую задушевную песню, слагал свой свадебный обряд. Множеством невидимых нитей связан он с историей края, с верованиями, с традициями и культурой, с семейными ценностями и представлениями. В селах, расположенных на территории Белгородской области, сложилась необычайно красочная и богатая традиция проведения свадебного обряда. Интересна и неповторима многовековая история этого самого древнего ритуала в поселке Уразово и в окрестных селах.
Поселок со дня его основания был интернациональным. В свадебный обряд уразовцев очень органично влились отголоски обычаев разных народов. Уразовская свадьба, как и любая свадьба в Белгородском крае, изначально представляла собой красочный, многозначительный спектакль со своими законами, обязательными условностями, актерами. Те, кто занимался организацией свадебного веселья, помнили строгий завет предков: «играть» свадьбу — дело важное и очень ответственное, от него зависят любовь, мир, согласие, достаток, счастье, благополучие и плодородие в семье и в хозяйстве молодоженов. В этом спектакле никогда ничего не делалось просто так.
Интересно время проведения свадеб, и, хотя их разрешалось играть в течение всего года, кроме дней Поста, Троицких святок и Крещения, более предпочтительной считалась осенняя пора, свободная от полевых земледельческих работ, и зимний мясоед [9].
Свадебный обряд поселка традиционно имел свою структуру: сватовство, оглядины, девичник, выкуп постели и сундука, свадьба и венчание [6].
Очень важную роль в свадебном обряде играла песня, которая сопровождала сельских жителей во всех делах. Старожилы рассказывают: «Небогато жили, порою не во что было одеться, нечего есть, но с песней шли на работу, с песней возвращались, любое радостное событие не обходилось без песни. А уж на свадьбу старались пригласить самых голосистых. Всех гармонистов в округе знали наперечет. Какая же без них свадьба?» [2]
Вся свадебная обрядность начиналась со сватовства. Но прежде чем пойти сватать невесту, надо было её выбрать. В старину этим занимались исключительно родители жениха, согласия молодых людей не требовалось, их желания никто не учитывал. В основе каждой свадьбы лежала прежде всего экономическая заинтересованность семьи жениха, так как в приданое за невестой давалась и земля. Немаловажное значение имело и желание родителей жениха выбрать подходящую и достойную пару своему сыну, они не всегда доверяли чувствам молодежи. При выборе невесты родители обращали внимание не только на внешность, но и на нрав будущей невестки. Ценили уступчивость, покладистость, трудолюбие — именно эти черты характера способствовали миру в семье. Родители жениха хотели получить здоровую продолжательницу рода, мастерицу на все руки. В свою очередь мать невесты старалась продемонстрировать любовь дочери к труду, её чистоплотность, заставляя девушку содержать комнату в идеальном порядке, ведь будущая свекровь или сваха могли ненароком под разным предлогом туда наведаться. Родители жениха также старались приглядеться к родственникам избранницы, ведь «каково семя, таково и племя» [3]. И здесь народная мудрость права: семейное воспитание, традиции определяют многое в человеке.
Сватовство — это неотъемлемый элемент свадебной игры, от которого зависел исход событий, на сватовстве решали, состоится свадьба или нет. Поэтому этот момент связан с множеством обрядов, заговоров, различных примет. Их трудно собрать воедино и перечислить. Сватать ходили только самые близкие родственники жениха: отец, мать, старший брат, кумовья, те, что посмелее. Жених в старые времена на сватовстве не присутствовал, потом, с течением времени, сваты стали брать его с собой [8]. Прежде чем выйти из дома, присаживались за столом, вкушали хлеб-соль, молились, просили Господа благословить и помиловать. Когда шли сватать невесту, обязательно брали с собой хлеб-соль (каравай). Сватать ходили обычно под вечер, чтобы не попадаться на глаза односельчанам: боялись сглаза, а в случае отказа — насмешек со стороны соседей. И все-таки особой тайны из сватовства не делали (да и трудно в селе сохранить такое событие в тайне), а потому чаще шли по улице, а не огородами, шли гордо, важно, с достоинством, напевая песни [9].
Подойдя к дому, сваты стучали в окно или в дверь, просили разрешения войти, скромно здоровались, и, стоя под матицей (заходить за неё было нельзя — это сулило неудачное сватовство), заводили разговор на отвлеченную тему. Выручали припасенные для таких случаев устоявшиеся веками фразы: «Мы пришли с добрым делом, со сватовством», «У вас невеста, у нас женишок. Не сойдутся ли в один домок?», «У вас товар, у нас купец, собой парень молодец», «Прошли все село, ищем телочку. Нам сказали, что у вас есть. А у нас есть бычок» [6]. Как вспоминают старожилы, родители невесты, если были не согласны выдать дочку замуж, подносили «гарбуз» (тыкву), а если соглашались, соблюдая свадебный этикет, отвечали также заготовленными на этот случай традиционными фразами: «Есть, есть невеста, да только она дорогая», или: «Не продажная у нас ярочка, не продажная», «Молода она у нас. Не работница еще: лен-то мять не умеет» [1]. Но у сватов на все был готов ответ: «Что ж, что молода! Товар-то у вас ведь такой, что залеживаться ему нельзя. Сами знаете: «Брагу сливай — не доквашивай, девку отдай — не доращивай». И действительно, родители опасались, чтобы дочь не засиделась в девках. Девушку 23–25 лет считали уже старой девой, сватали такую редко.
Пока шел подобный разговор, жених находился на улице, а невеста пряталась в другой комнате. После беседы и в наше время родня невесты устраивает жениху небольшое испытание: одну за другой приводят ему «ложных» невест, иногда пожилых женщин и маленьких девочек, но жених не ошибается и выбирает свою суженую. И только тогда родители невесты приглашают сватов к столу, разрезают хлеб жениха, а мать невесты заворачивает один кусок в платок и отдает свахе со славами: «Даю тебе, сваха, хлеб-соль, христову любовь и свою дочь в дом». Во многих домах самая старшая сваха, подходя к невесте и указывая на родителей жениха, спрашивала: «Ну-ка, невестушка, скажи, кто перед тобой сидит?» Невеста должна была ответить, назвав родителей жениха отцом и матерью. То же самое должен был сделать и жених по отношению к родителям невесты. Молодые первыми садились за стол, после них рассаживались все остальные, соблюдая правила «посадки» [4].
Заканчивалось сватовство дружеской беседой о свадьбе, о сроках ее проведения, количестве гостей. Договаривались встретиться через несколько дней на оглядинах. Существовали в некоторых селах и свои правила «посадки» гостей на сватовстве: жених и сваты — по одну сторону стола, хозяева — по другую.
В некоторых селах Валуйского района через одну-две недели после сватовства, в субботу или воскресенье, в доме невесты устраивали «пропой» [9]. Это своего рода званый обед, на котором присутствовали самые близкие родственники порядка 10–15 человек с каждой стороны. К этому дню очень тщательно готовились: меняли убранство избы, стряпали угощения. Мать невесты специально варила курицу, а гости приносили с собой холодец, кисель, блины, кочан капусты и три каравая (один отдавали невесте, два ставили на стол). Молодых усаживали под «святые», гостей — рядом, строго следуя правилам сватовства. В некоторых селах жениха и невесту не сажали за стол, а прятали за печкой. На пропое невеста называла по имени родителей жениха и весь его ближайший род. В Уразове же пропой был частью сватовства [1].
Обязательным элементом свадебного обряда были оглядины, своеобразные смотрины хозяйства жениха [7]. Родителям невесты нужно было убедиться в том, что их дочь будет сыта и обеспечена всем необходимым для жизни, а им не придется краснеть перед людьми из-за того, что для дочери выбрали невыгодную партию. Да и приданое, которое невеста должна была принести в дом жениха, нужно было приготовить. В Уразове с давних пор принято, что в день оглядин в дом жениха приезжают или приходят родители невесты, её крестная мать, несколько ближайших родственниц. Они тщательно подсчитывают количество, высоту и ширину окон, дверей, вымеряют размеры комнат. Заодно сваты могут посмотреть и хозяйственные постройки, даже заглянуть в погреб, тут же прикинуть, что подарить молодым. После оглядин начиналась в подготовка к свадьбе.
В старину за сватовством в селах, расположенных рядом с Уразовом, следовал девичник. Это один из вечеров накануне свадьбы, на который приходили подружки невесты, ее крестная мать, чтобы помочь в приготовлении приданого: вышитых простыней, наволочек, рушников, даров для родственников жениха. В Уразове девичник, как таковой, не устраивался, да и приданое дочери в каждой семье готовилось заранее [2]. С самых малых лет девочку приучали шить, вязать, прясть, ткать, вышивать. Все изготовленное она складывала в выделенный ей сундук. И к тому времени, когда девушка становилась «на выданье», приданое было почти готово.
Наконец наступал день, когда любовно приготовленное в течение долгого времени приданое невесты отвозилось в дом жениха. Этот обряд в некоторых селах Белгородчины назывался «Дядьки» в честь тех, кто как раз и отвозил приданое [7]. Никто из уразовских старожилов не слышал о таком названии, но накануне свадьбы в поселке до сих пор скопленное родителями добро торжественно, с соблюдением всех ритуалов отвозят в дом жениха. В этот же день происходит выкуп сундука с приданым [3]. Раньше одежду, холсты, рушники, попоны, салфетки и прочие вещи из приданого невеста убирала в сундук. На постель же выкладывали все постельные принадлежности, приготовленные, накопленные в течение нескольких лет: перины, одеяла, простыни, пододеяльники, подзоры и покрывала. Торжественно сооружали горы из подушек в вышитых или выбитых наволочках с маленькими «думочками» наверху, чтобы все соседи могли посмотреть, с чем невеста идет замуж. Некоторые даже ощупывали перину и подушки, пересчитывали все постельные принадлежности для верности по несколько раз. За постелью и сундуком приезжали родственники жениха — крестные, дружок, братья. Эту шумную «свиту» трудно было не услышать по звукам балалайки, гармошки, частушек и плясовых песен. А в доме невесты их уже ждали ее родственники, близкие подруги. Происходил небольшой торг, выкуп, который мог продолжаться довольно долгое время, но проходил всегда по-доброму, с шуткой. Приданое невесты нужно было «заработать», угадав, что лежит в сундуках, дав денег, сколько запросят. Только в этом случае женихова «свита» могла грузить сундук на подводу. Уезжали гости в добром настроении, напевая веселые песни. Вместе с ними ехали и родственники невесты, чтобы разложить и развесить приданое для всеобщего обозрения в доме жениха, убрать постель.
День накануне свадьбы в старину был особенно насыщен обрядами. Главные события этого дня — невестина баня и вечер прощания с девичеством, расставания с подругами. Встречала девушка-невеста своих подружек со слезами на глазах. А они должны были утешать её и помочь ей в подготовке к свадьбе. За столом непрерывно звучали песни-плачи о судьбе девушки-невесты. На фоне этих песен невеста обязательно должна была причитать «в голос», даже если замуж оны выходила по любви [6].
Утро свадебного дня — кульминация ритуала. Оно было насыщено различными обрядовыми действиями, песнями, цель которых — способствовать семейной жизни молодоженов. Всех родственников в доме невеста будила громком плачем. Это объясняется мудрой народной поговоркой: «Не поплачешь за столом — будешь плакать за столбом». По старинному обычаю невеста, стоя на коленях, должна была попросить благословения у родителей. В это время за окном слышались громкие плясовые песни — это подружки невесты «сходились» к молодой в дом, чтобы помочь ей нарядиться.
Наряд невесты был очень скромен: красная, коричневая кашемировая или холщовая юбка, белая вышитая кофточка. Голову невесте покрывали белым платком, который назывался «дымкой», или украшали венком из цветов, чаще восковых. Обута она была по сезону: летом — в туфли (лаптей уразовцы не носили), в холодное время — в хромовые сапоги (чоботы), которые мастерски тачали местные сапожники. Примечательно то, что полоска на подоле свадебного платья раньше имела свое значение: чем шире полоска, тем богаче невеста. Девушке в последний раз туго-туго заплетали косу, чтобы потом её расплести и заплести в две косы. Одетая к венцу невеста рассаживала подруг за столом, каждой из них она давала каравай, который надо было украсить.
А тем временем в доме жениха наряжали свадебный «поезд». Дуги и гривы лошадей украшались поясками, ленточками, рушниками. Крепились также бубенцы, колокольчики. Родители жениха также проводили обязательный обряд благословения. А «дружок» или брат выводили его из дома. Вот теперь-то «поезжане» рассаживались в подводы и отправлялись к дому невесты [2]. Прибытие к дому невесты в Уразове в старые времена — грандиозный спектакль с большим количеством актеров, песен, частушек, шутливых испытаний жениху и его родне, что является зачином «торгов» за невесту. Торг продолжался до тех пор, пока плата за невесту не оказывалась жениху «по карману». Только после этого сваха получала разрешение пройти в дом и обменяться со свахой со стороны невесты караваями. Однако подружки не унимались и требовали выкуп и за косу невесты. А получив достойную плату, родственники невесты разрешали жениху занять место рядом с суженой, поцеловав ее. Отец невесты обносил гостей чаркой, а «дружок» раздавал им «шишки» (свадебное печево из белой муки), что являлось знаком к выходу из-за стола. Руки молодым связывали концом платка или полотенца, и они, стоя на коленях, слушали родительские напутствия. Затем гости рассаживались в повозки, в первую садились невеста, подружки, крестная мать, во вторую — жених, «дружок» и сваты, остальные гости, кто с кем, человек по восемь отправлялись в остальных повозках.
Венчание могло происходить в разные сроки: в одних селах — на первый день свадьбы, в других — на второй. Если молодые венчались в первый день, то из церкви в дом жениха они ехали уже в одной повозке, но по другой стороне улицы, дабы сбить с толку злые силы. По дороге жители поселка в любом месте останавливали («перепинали») свадебный поезд, их должны были обязательно угостить сваты [9].
На пороге дома жениха его родители (мать с иконой в руках) встречали молодых хлебом-солью, добрым словом и благословением. Над их головами разламывали хлеб (над чьей головой окажется большая половина, тот и будет в семье «главным»). Теперь жених и невеста отламывают кусочки от свадебного каравая сами, макают в соль и съедают. Потом невеста за столом угощает хлебом гостей, отламывая от каравая по кусочку. Раньше молодых усаживали на меховой полушубок, чтоб «в достатке жили». Гости тоже сидели в определенном порядке: справа от жениха — его родня, слева от невесты — ее.
Свои правила имел в Уразове обряд «одаривания» молодых [5]. По обычаю, сначала невеста одаривала родственников жениха. В свою очередь родственники жениха «отдаривали» невесту, а лишь потом дары вручали остальные гости. В качестве подарков в старину выступала мелкая живность. Самым дорогим подарком считалась корова, как правило, её дарили родители. Традиционными подарками были тканые изделия: рубахи, полотенца, скатерти, а также посуда. Дары принимали крестные с обеих сторон.
Заслуживает внимания набор обязательных традиционных блюд для свадебного стола: холодец, жаркое, огромные по размеру, вкусные, пахучие пироги, «розины» (разной формы печенье наподобие современного хвороста), «ризка» (свадебное дерево — ветка вишни с налепленными на неё шишечками из кусочков теста») [6].
Ближе к ночи молодых, (если они обвенчались в первый день) провожали на ночлег в «клеть» поближе к хозяйственным помещениям, к домашнему скоту, обсыпая молодоженов зерном и хмелем. А пир продолжался до тех пор, пока «лавки не смоют», то есть не съедят все угощение. Появление на столах каши означало завершение пира.
Свадьба в Уразове по традиции продолжалась три дня: в первый день «гуляли» в доме жениха, во второй — в доме невесты, на третий день у жениха варили кашу [4].
С рассветом в доме невесты собирались гости для второго дня свадьбы. Он включал в себя доставку завтрака молодым роднёй невесты, «позывание» (приглашение) молодоженов в дом родителей невесты. Гости с её стороны, наряженные в самые замысловатые костюмы, с песнями, шутками, прибаутками, с угощением для всех встречных людей отправлялись «будить» невесту. Выбирали и наряжали ложных молодоженов также из числа гостей. Как правило, роль невесты исполнял мужчина крупного телосложения, а роль мужа доставалась маленькой, хрупкой женщине. Прямо на улице наряжали повозку для «молодых», украшая ее старыми вещами, лентами, повязками. Эта свадебная процессия могла заехать в любой двор, обыграть свадебную церемонию, потребовать угощение, которое было соответствующим: кусок засохшего хлеба, сырые овощи. По дороге любая мелкая живность могла оказаться в сумках гостей. На третий день все это шло в кашу. Очень часто невесту проверяли на умение, терпение и аккуратность, заставляя ее ходить по воду с худыми ведрами, есть сырые овощи, подметать помещение. Но основное содержание второго свадебного дня — веселые игры, пляски, песни. Интересно, что здоровались сваты в этот день только через какую-то ткань. Обязательный шутливый ритуал второго свадебного дня в Уразове — купание свах [1].
На третий, завершающий день все гости вновь собирались в доме жениха, чтобы «концы сковать», забить кол, который готовился заранее. Старожилы подтверждают, что забитый кол обеспечивает в семье благополучие, крепость семейных уз, верность жены [2]. После каши («вечери») гости снимали с ворот чучело («пана»), которое закрепляли там накануне, и жгли его, совершая над ним обряд «отпевания» вольной холостяцкой жизни. Прыгали через костер, пели и плясали под гармошку. Этим завершалась традиционная уразовская свадьба.
Литература:
- Воспоминания Н. Т. Андрющенко, записанные автором (январь 2013)
- Воспоминания Е. Н. Блиновой, записанные автором (сентябрь 2007)
- Воспоминания М. С. Верховод, записанные автором (март 2013)
- Воспоминания Н. П. Гуц, записанные автором (сентябрь 2011)
- Воспоминания В. А. Калашникова, записанные автором (декабрь 2008)
- Воспоминания М. А. Фастуновой, записанные автором (июль 2014)
- Беликова, Т.П., Емельянова, М. И. Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура. — Старый Оскол, 2004.
- Корепова К. Е. Русский дом. — Нижний Новгород, 1993.
- Жиров, М. С. Народная художественная культура Белгородчины: [Электронный ресурс]. Белгород, 2013–2016. URL: http://ashkalov.ru/obychaitraditsii.html (Дата обращения: 12.01.2016)