Тема семьи в цикле повестей А. К. Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Филология и лингвистика в современном обществе» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 21.05.2016

Статья просмотрена: 2333 раза

Библиографическое описание:

Котельникова, Н. П. Тема семьи в цикле повестей А. К. Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик» / Н. П. Котельникова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/10588/ (дата обращения: 16.11.2024).



В литературе есть много важных тем. Но наиболее значимой и ключевой является тема семьи. Сегодня немногие писатели обращаются к теме семейного очага, теплого дома, но это не означает, что тема не актуальна.

Анне-Катарина Вестли любила писать произведения о семье. Семья — это ядро в ее произведениях, все действия крутятся вокруг той или иной семьи. Повесть «Мама, папа, восемь детей и грузовик» вышла в свет в 1957 году и затем много раз переиздавалась. Эти истории Анне-Катарина Вестли рассказывала в цикле детских радиопередач, а только потом они выходили в свет в книжном формате. Несколько поколений норвежских семей выросли на ее книгах.

В журнале «Читаем вместе» Марина Зубкова в своей статье «Бабушка всей Норвегии» отметила, что «самыми популярными из творческого наследия Анне-Вестли являются книги о многодетной семье. Писательница удивительно создает атмосферу добра и любви, которая окружает детей в этой малообеспеченной семье. В семье любят и ценят юмор, говорит тот факт, что собаке далее кличку «Самоварная труба», неудивительно, если учесть, что она была таксой. Читая эту книгу, поневоле понимаешь, что истинным богатством любой семьи являются дети, а все остальное, в сущности, пустые мелочи». [1].

Н.С Дяченко в статье «Анне-Катарина Вестли» отмечает, что большое место в ее книгах занимают игры, и это, понятно, ведь игра — неотъемлемая часть жизни каждого ребенка. Именно в игре ребенок, прежде всего, познает мир и приобретает жизненный опыт. В том особом мире, который создала писательница, нет плохих людей, никто не совершает дурных поступков. Писательница старалась награждать своих героев только теми качествами, которые она ценит в людях, — и в детях, и во взрослых, — а потому в ее книгах нет по- настоящему отрицательных персонажей». [2]

Из определения слова семьи мы знаем, что семья — это социальная ячейка общества и не главное завести семью, а главное ее сохранить. Главное понимать друг друга, терпеть ошибки другого. Анне-Катарина Вестли отлично показывает нам тип идеальной семьи. Взрослые в этой книги играют не меньшую роль в сюжете, чем дети.

Повесть «Папа, мама, восемь детей и грузовик» начинается со слов «жила-была большая-пребольшая семья: папа, мама и целых восемь детей». Анне-Катарина Вестли вводит нас в то, что дело пойдет о семье и о жизни внутри семьи. И самое главное, что с ними жил еще и грузовик. Грузовик кормил всю семью. Неудивительно, ведь папа работал шофером и без транспортного средства ему никуда не деться, а мама была домохозяйкой. Детей звали: Марен, что означает могучий, Мартин — воинственный, Марта — владычица, Мадс, Мона — благородная, Милли — совершенная, Мина — месяц, луна и Малышка Мортен, что означает хороший. Имена всех этих детей начинаются на букву М и напоминают считалку. Герои живут вдесятером в однокомнатной квартире, у них нет кроватей, только матрасы. Они жили в то время, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров. Стирать приходилось в ручную, они донашивали вещи друг за другом, топили печку два раза в день, что бы было не холодно, но они счастливы — это можно понять с первым страниц книги. Никто из семьи не жалуется на такую жизнь, а ищет выход из ситуации. К ним приезжает бабушка. Она становится одиннадцатой в семье. Детям и родителям самим негде спать, но они не унывают, а ищут выход из ситуации. Они так сильно любят бабушку, что для них это не проблема. И для бабушки тоже, она может и на столе поспать, ведь главное, что они вместе.

В этой книге дети могут наблюдать за отношениями не только между ребенком и взрослым, но и между взрослым и взрослым. Отношения папы и мамы, родителей и соседей, а также бабушки и родителей. Бабушка боится потерять свой авторитет в глазах семьи и поэтому боится признаться, что у нее нет денег на обратную дорогу. Но и с этим справляется эта дружная, любящая семья.

В этой семье родители задают правильные ориентиры в воспитании своих детей. Например, что полученные деньги надо потратить на то, что будет полезным всей семье и каждому члену в ней. Про вопрос доверия, если кто-то один раз ошибся в семье, это не значит, что ему больше не будут доверять. (Например: история, когда Милли и Мина потеряли Мортена в лесу). «Вы думаете, что Милли и Мине больше никогда не доверяли сторожить Малышку Мортена? Ошибаетесь! Теперь-то папа и мама были уверены, что Милли и Мина больше никогда не уйдут от Мортена во время своего дежурства. И они были правы». [3]

Пример и логика родителей показательна для детей. Например, когда дети думали о том приглашать ли Хенрика в гости, который украл их грузовик, дети рассуждали рассудительно и справедливо, делая тот выбор, какой бы сделали их родители. «Ты пообедаешь с нами, а папа будет очень рад с тобой познакомиться — ведь ты так любишь грузовики. Вы можете побеседовать с ним о моторах и о всяком таком».

В этой семье царит любовь к детям независимо от их материального положения. Дети — это цветы жизни. В многодетной семье ребенок никогда не будет чувствовать себя одиноким и не вырастит эгоистом, потому что привыкнет делиться.

Отец семьи учит детей сдерживать свой гнев. Например: Когда Мона ужасно рассердилась на Мортена, который испортил подарок для мамы — вышитую салфетку. Мона готова была тут же разорвать Мортена, но папа предложил ей пробежать несколько круг вокруг квартала. Мона бежит и обретает знание того, что справится со своим гневом вполне возможно и не стоит его выпускать. В итоге Мона прощает Мортена, а мама получает на Рождество новую вышитую салфетку.

Грузовик — это полноправный член семьи, о нем заботятся, его ищут, когда он пропадает. Эта книга учит отдавать, а не брать, волноваться за кого — либо, заботиться о других, ведь это может быть гораздо интереснее, чем без конца что-то требовать. Человек по — настоящему нуждается в любящих людях, а не в вещах.

Любовь рождается в ответ на любовь. Такое тесное, теплое человеческое соединение, такое бережное отношение друг к другу, крепкая дружба и любовь в семье — об этом, конечно, мечтает каждый ребенок. Но готов ли он сам любить в ответ? Часто, к сожалению, нет. Просто потому, что не умеет, не чувствует другого человека. Не знает, как это делается. И никто не может ему в этом помочь. Современный человек все больше стремится уединиться, побыть в одиночестве, отгородиться от других людей и их проблем. И дети — не исключение. А в этой книжке все ровно наоборот. [4]

Один секрет счастья этой семьи в том, что взрослым и детям хорошо вместе, они стремятся друг к другу. Родители уделяют много внимания своим детям. Дети не отделены от повседневных забот своих родителей, а взрослые любят играть со своими детьми. Дети счастливы, в отличие от их друга Сигурда. У которого даже есть своя комната и много разных интересных вещей, но он одинок и не знает чем себя занять в свое свободное время, поэтому он с удовольствием веселиться на празднике, который устроили родители этим детям.

Взрослые делятся своим временем со щедростью, хоть они трудятся не покладая рук, они всегда находят время, чтобы провести его с детьми. Детей надо не рожать и бросать, ими надо заниматься. Но наша повседневность совсем другая родители часто отдают своих детей под опеку няней или просто ими не занимаются, так как у них не хватает на это времени, а ребенок чувствует себя одиноким и никому ненужным.

Эти дети дарят тепло не только своим родителям, но они и заражают теплом своих соседей. Соседка Хюльда, которая не любила эту семью за шум и гам, вдруг неожиданно меняется и становится доброй.

В детском возрасте важно дать понять детям, что такое настоящая семья. Что не важно, сколько денег у тебя, а главное, что в твоей семье все здоровые и счастливые. Что важна любовь ближнего, а не какая- либо вещь.

Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит. (Януш Корчак).

Любите свою семью, ведь это главное, что есть у вас в жизни. «Мы так легко и беззаботно рождаем детей, но так мало мы заботимся о создании человека! Мы все тоскуем о каком-то прекрасном человеке. В нашей воле помочь ему явиться на земле! Так израсходуем же нашу волю, чтобы он явился скорее, и, может быть, мы будем вознаграждены за это счастье видеть среди нас юных предтеч того, о ком так давно тоскует наша душа». (Максим Горький).

Литература:

  1. Читаем вместе http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/material.php?article=134&journal=79
  2. Анне-Катарина Вестли http://www.norge.ru/anne_kat_vestly
  3. Анне-Катарина Вестли. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик: Повести — М.: Махаон, 2012. — 224 с.
  4. Полный грузовик счастья http://www.papmambook.ru/articles/253/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, эта, взрослый, книга, родитель, бабушка, время, вышитая салфетка, многодетная семья.

Похожие статьи

Тема жизни и смерти в рассказе «Священник Кронид» и в повести «Аграфена» Б. К. Зайцева

Особенности топонимического пространства в романах С. Моэма «Театр» и «Разноцветный занавес»

Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Царь-рыба»

Отражение национальной идеи в романе А. Варламова «Лох»

Проблема самоидентификации в романе Е. Гришковца «Рубашка»

Отражение темы детства и его репрезентация в романе У. Голдинга «Повелитель Мух»

Семья и современный подросток в произведениях А. Лиханова «Сломанная кукла» и «Благие намерения»

Проблема социального сиротства в произведении Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками»

Глаголы межличностных отношений в повести «Девочка из города» Л. Воронковой

Проблема личной самоидентификации в пьесе Е. В. Гришковца «Как я съел собаку»

Похожие статьи

Тема жизни и смерти в рассказе «Священник Кронид» и в повести «Аграфена» Б. К. Зайцева

Особенности топонимического пространства в романах С. Моэма «Театр» и «Разноцветный занавес»

Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Царь-рыба»

Отражение национальной идеи в романе А. Варламова «Лох»

Проблема самоидентификации в романе Е. Гришковца «Рубашка»

Отражение темы детства и его репрезентация в романе У. Голдинга «Повелитель Мух»

Семья и современный подросток в произведениях А. Лиханова «Сломанная кукла» и «Благие намерения»

Проблема социального сиротства в произведении Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками»

Глаголы межличностных отношений в повести «Девочка из города» Л. Воронковой

Проблема личной самоидентификации в пьесе Е. В. Гришковца «Как я съел собаку»