Образ-символ розы в ранней лирике А. А. Ахматовой
Автор: Лисина Елизавета Геннадьевна
Рубрика: 4. Художественная литература
Опубликовано в
Дата публикации: 02.12.2016
Статья просмотрена: 4318 раз
Библиографическое описание:
Лисина, Е. Г. Образ-символ розы в ранней лирике А. А. Ахматовой / Е. Г. Лисина. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/233/11579/ (дата обращения: 16.11.2024).
Символ розы довольно многозначен и сложен в лирике поэтессы, к тому же, он является достаточно мало изученным. Материалом для нашего анализа послужила ранняя лирика А.Ахматовой, всего было найдено 14 стихотворений с использованием символа Розы, эти произведения входят в сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая».
Роза— любовь. Впервые розы упоминаются в 1910 г. в цикле «Обман», в первой и четвертой частях этого произведения. В начале первой говорится о весенних розах:
Весенним солнцем это утро пьяно,
И на террасе запах роз слышней…
О, сердце любит сладостно и слепо!
А в конце четвертой — об осенних:
Легкий осенний снежок
Лег на крокетной площадке…
Свечи в гостиной зажгут,
Днем их мерцанье нежнее,
Целый букет принесут
Роз из оранжереи.
(«Обман», 1910)
Розы здесь — обрамление лирического сюжета — слепая влюбленность юной девушки и последующее разочарование — сразу же позволяет сделать вывод, что роза в мире лирической героини — Цветок, традиционно символизирующий Любовь.
Три года спустя, в её стихотворении мы опять находим розы — они уже явный атрибут любовного свидания:
Прости меня, мальчик веселый,
Что я принесла тебе смерть –
За розы с площадки круглой,
За глупые письма твои,
За то, что, дерзкий и смуглый,
Мутно бледнел от любви
(«Высокие своды костела…», 1913)
Оба произведения сближает не только упоминание роз, но и своеобразное сходство сюжета, претерпевающего ролевую инверсию. Лирические герои как бы меняются местами. Если в цикле «Обман» говорится о юной девушке, которая «слепо» влюбляется, затем жестоко страдает от разочарования, пишет письмо и почти умирает, то в произведении «Высокие своды костела…» таким «обманщиком» выступает сама лирическая героиня, и пишет письма и умирает «мальчик».
Превращение розы из обрамляющего в один из основных символов любви дополнительно наделяет этот образ еще и «смертельной» символикой [1, с.152].
Впервые небесное и вселенское назначение розы обозначается в 1912 г. Лирическая героиня негативно надеется сама превратиться в райскую розу и получить в этом виде новое бытие «в садах Отца»:
Господи! я нерадивая,
Твоя скупая раба.
Ни розою, ни былинкою
Не буду в садах Отца
(«Дал Ты мне молодость трудную…», 1912).
В этом произведении роза растёт в саду дивного райского сада; уже в 1912 году символ розы впервые приобретает бессмертие, так как напрямую связан с высоким небесным назначением. Связь с райским садом относит нас к поздней лирике Ахматовой, а точнее к «Летнему саду» [1, с.153].
На основе этих стихотворений можно определить, что Ахматова отводит розе небесное и вселенское своем назначение: «Румяной розе и лучу,/ И мне — один удел»(«Песенка»,1916)[2, с.8].
В некоторых стихотворения роза не несёт большой смысловой нагрузки. Она в них является обрамлением, завершающим штрихом в картине светлой и счастливой жизни лирической героини:
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и легкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
(«Покинув рощи родины священной…», 1915)
От роз струится запах сладкий,
Трещит лампадка, чуть горя
(«Протертый коврик под иконой…», 1912)
Однако, в последнем детали интерьера (протертый коврик, икона, лампадка) — знаки религиозно-аскетического стиля жизни героини. В то же время портретные детали, жесты (зацелованные пальцы, запах табака в косах) и сами розы, от которых «струится запах сладкий» концентрируют в себе мирское, «грешное» начало, «хранят воспоминание» о любовных свиданиях. Роза здесь включается в один из предметных рядов, которые сталкиваются в образном пространстве и показывают расщепленность и неоднозначность характера героини.
Роза-солнце. В 1914 году были написаны два связанных между собой стихотворения: «Я пришла к поэту в гости…», «Как ты можешь смотреть на Неву…». Малиновый цвет — это цвет «костра», напоминающего растущую в снегу розу:
И малиновые костры,
Словно розы, в снегу растут
(«Как ты можешь смотреть на Неву…», 1914)
«Малиновое солнце» больше похоже на цветок, чем на источник тепла и света:
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
(«Я пришла к поэту в гости…», 1914)
Можно сказать, что встречу поэтов освещает «огонь небесной любви», символом которой служит сияющий за окном «небесный цветок» — солнце — роза.
В самом начале своего творческого пути Героиня делает свой судьбоносный выбор, он связывается ею с верностью «цветку» [3], так как её поэзия была взаимозаменяема символу розы:
Но лишь предвечных роз простая красота,…
Осталась и теперь единственным наследством,
Как звуки Моцарта, как ночи чернота.
(«Я не люблю цветы — они напоминают...», 1910-е годы)
Таким образом, символика образа розы в раннем творчестве Ахматовой достаточно традиционна, символ розы является вещным, но уже в 1910-х годах появляются такие значения символов, которые найдут своё развитие только в поздней лирике Анны Андреевны.
Литература:
- Корона В. В. Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций (отрывок из книги) // Известия Уральского государственного университета. — 2001. — № 21. — С.151–159.
- Лысов А. Г. Заключенье небывшего цикла. Стихотворение «Последняя роза»: соборный образ творчества Анны Ахматовой / Сибирские огни. Критика. Литературоведение. — 2008.– № 1. — С.8–13.
- Серова М. В. «Цветы» в поэтическом мире Анны Ахматовой // http://www.akhmatova.org/articles/serova.htm. URL: (дата обращения: 30.11.2016).