Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в

V международная научная конференция «Современная филология» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 15.02.2017

Статья просмотрена: 7637 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Е. П. Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции / Е. П. Кузнецова, С. А. Девятова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/234/11875/ (дата обращения: 19.12.2024).



Обучение грамматике — один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может проходить при отсутствии грамматических знаний. Безусловно, знание грамматических правил необходимо для успешного овладения языком. Ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика понималась по-разному, она играла и продолжает играть неодинаковую роль не только при обучении родным или иностранным языкам, но и вообще в системе образования отдельных стран мира.

Роль и место грамматики в процессе обучения иностранным языкам в настоящее время является одним из приоритетных вопросов. В истории обучения иностранным языкам возникало множество спорных мнений. Первая точка зрения сводилась к тому, что грамматическая компетенция формируется сама по себе, независимо от осуществления специального обучения. Современный методист Гальскова Н. Д. придерживается другого мнения. Она считает, что при обучении иностранным языкам следует создавать прочную структурную базу, благодаря которой формируются грамматические навыки [3, с. 305]. Языковая компетенция и её составляющая часть — грамматические навыки и умения — занимают ведущее место в процессе достижения этой цели. Бесспорно, коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. Понятие компетенции для дидактики не ново. Применительно к владению языком под компетенцией подразумевается сознательное или интуитивное знание системы языка для построения грамматически и семантически правильных предложений, а под реализацией — умения и способности посредством речи демонстрировать знание системы. Такое представление о компетенции сложилось под влиянием лингвистики, которая отводила грамматике ведущую роль в самой науке о языке и представляющей ее важнейшей составляющей психологических грамматик, управляющих общением. Так, швейцарский лингвист Ф. де Соссюр утверждал, что система языка, или систематический инвентарь единиц, запечатлевается в виде суммы образов в уме каждого члена коллектива и не зависит от способов ее реализации в речи, которая всегда специфична, поскольку определяется волей индивида и типом ситуации. Отечественный методист М. Н. Вятютнев рассматривает коммуникативную компетенцию «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» [1, с. 38].

Главной целью формирования коммуникативной компетенции является состоявшийся коммуникативный акт. Средства достижения этой цели — составляющие коммуникативной компетенции: языковые знания и навыки, речевые умения, лингвострановедческий компонент содержания обучения.

Важнейшим компонентом коммуникативной компетенции по праву признаётся языковая компетенция, обеспечивающая на основе достойного объёма знаний как конструирование грамматически правильных форм и синтаксических конструкций, так и понимание смысловых отрезков речи, организованных в соответствии с нормами иностранного языка.

Роль грамматики меняется под действием некоторых причин, таких как влияние эволюции теории лингвистики, воздействием учета практических результатов обучения иностранным языкам, а также учёта государственной политики в области образования. В настоящее время появляется установка на сокращение роли грамматики иностранного языка, которая, естественно, приводит к значительному увеличению количества ошибок в речи учащихся. Исходя из исторической практики попытки отказа от грамматики, а также преувеличение её роли в учебном процессе, отрицательно сказывается на результатах практического овладения языком.

Термин «грамматика» имеет два основных понятия: грамматический строй языка и наука о грамматическом строе. Доктор филологических наук, профессор В. Г. Гак, считает, что грамматика — это раздел языкознания, изучающий закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания [2, с. 103].

Методист Г. В. Рогова отмечает, что обучение грамматике включает в себя как практическую, так и образовательно-воспитательную пользу. Практическое значение выходит на первое место. Это определяется тем, что грамматика облегчает путь овладения языком. Отметим, что грамматика является одним из важнейших аспектов в методике обучения иностранным языкам. В первую очередь это обуславливается тем, что, познавая грамматику, учащийся погружается в языковую среду, он учится грамотно строить предложения, как в устной, так и в письменной форме, а также понимать речь при чтении и аудировании.

Воспитательная цель заключается в том, что учащийся формирует взгляды на окружающий мир, на место человека в социуме, на характер отношений к среде, в которой он живет, формирует такие моральные качества личности, как патриотизм, гуманизм, толерантность.

Не стоит забывать о том, что необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся. В этом возрасте ребенок решает важнейшие пути развития, формируются его мировоззрение, манеры и характер. Учащийся может поменять свою позицию, если у одних возникает интерес к обучению, то у других он принимает чисто формальный вид. Поэтому этот период является переломным и необходим более тщательный и комплексный подход к каждому учащемуся.

Инновационные педагогические технологии, такие как проектная методика, игровая технология, информационные технологии помогают воплотить личностно-ориентированное обучение и гарантируют индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей школьников. В учебном процессе имеют место разнообразные формы и методы обучения. На наш взгляд, наиболее оптимальный метод — познание нового «от простого к сложному», поскольку учащиеся постепенно усваивают и накапливают знания, по мере усвоения которых задания усложняются, что позволяет выработать навык и закрепить усвоенную информацию.

Необходимо отметить, что усвоение информации у школьников зависит также от уровня их заинтересованности, поэтому, для того, чтобы достичь успеха в обучении, учителю необходимо грамотно, а главное интересно построить урок.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что обучение иностранным языкам имеет коммуникативную установку, поскольку его конечной целью является свободное владение языком непосредственно как средством общения. Грамматика способствует управлению этим процессом, а также служат средством и условием коммуникативной деятельности.

Литература:

  1. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1984. — 144 с.
  2. Гак В. Г. Языковые преобразования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 768 с.
  3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. — М.: Academa, 2005. — 334 с.
  4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: АСТ: Астрель, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): грамматик, коммуникативная компетенция, язык, иностранный язык, языковая компетенция, аспект обучения, навык, обучение, умение, учебный процесс.

Похожие статьи

Роль языкового сознания в формировании общекультурных компетенций

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной речи

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Роль аудирования в речевой деятельности и процессе обучения иностранному языку

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Взаимодействие инкультурации и социализации в процессе формирования ценностного отношения к родному языку

Роль игры в формировании навыков иноязычной речи у дошкольников

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку

Роль аутентичных материалов в процессе формирования межкультурной профессионально-коммуникативной компетенции у студентов нефилологических специальностей

Похожие статьи

Роль языкового сознания в формировании общекультурных компетенций

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной речи

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Роль аудирования в речевой деятельности и процессе обучения иностранному языку

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Взаимодействие инкультурации и социализации в процессе формирования ценностного отношения к родному языку

Роль игры в формировании навыков иноязычной речи у дошкольников

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку

Роль аутентичных материалов в процессе формирования межкультурной профессионально-коммуникативной компетенции у студентов нефилологических специальностей