Топос уральской поэзии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Перескокова, К. И. Топос уральской поэзии / К. И. Перескокова, И. А. Шорохова, М. В. Маринина. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/234/11927/ (дата обращения: 16.10.2024).



В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения пространства в гендерном аспекте.

Ключевые слова: гендер, категория пространства, виды пространства, уральская поэзия

Категория пространства в поэзии отражает представление поэта об окружающем мире, поэтому важно исследовать данную категорию. Также стоит отметить, что поэтическая характеристика пространства, на наш взгляд, довольно заметно различается в зависимости от гендерной принадлежности автора. В этом заключается актуальность нашей работы.

Предмет работы — категория пространства в стихотворениях поэтов Урала конца ХХ в. и начала XXI в. Цель — определить гендерное различие в представлении категории пространства в стихотворениях поэтов Урала конца ХХ в. и начала XXI в.

В работе используется герменевтический метод для интерпретации поэтического текста и прием сравнения для сопоставления произведений разных авторов.

Единственное четко сформулированное определение художественного пространства мы нашли в работе Н. А. Николиной «Филологический анализ текста»: пространственная организация событий текста и система его пространственных образов [2]. Однако для удобства нами было создано практико-ориентированное определение этого понятия: место существования и формы движения материи в художественной реальности.

Далее мы систематизировали виды художественного пространства, опираясь на исследование Ю. М. Лотмана «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь» [1] и выделили 20 позиций по принципу противоположности: открытое / закрытое; линеарное (направленное) / линеарное (ненаправленное); плоскостное / объемное и т. д.

В своей работе мы анализировали стихотворения нескольких русских поэтов второй половины XX — начала XXI веков: вторая половина XX века — Константин Скворцов и Людмила Татьяничева; рубеж веков — Виталий Кальпиди и Нина Ягодинцева; начало XXI века — Константин Рубинский и Евгения Коробкова.

Для примера представим анализ стихотворений поэта-женщины.

В стихотворении Людмилы Татьяничевой «Вывёртывая душу наизнанку» наиболее часто используются такие виды пространства:

– взаимопроницаемость (4): вывёртывая душу наизнанку, но вот цыганка возникала снова, хлестала вербой, она меня казнила по ночам;

– разделенное (3): я изгоняла, хлестала вербой, я изгоняла;

– «то» пространство (3): дышал июль прохладою лесной, знакомую полянку, вывёртывая душу наизнанку;

Людмила Татьяничева очень интересно описывает два пространства: «то» пространство как отражение нашей реальности и «это» пространство, которое поделено надвое, на цыганку и на нее саму. Во внутреннем мире поэта происходит борьба этих двух пространств. Автор пытается избавиться от цыганки, «вывертывая душу наизнанку», отправляя ее в «то» пространство, по всей видимости, желая мыслить здраво и спокойно, а она в ответ появляется вновь и заставляет автора двигаться, поддаваться эмоциям. Так происходило до тех пор, пока цыганка все же не исчезла окончательно. Именно тогда поэтесса осознает, что те два пространства внутри нее никогда не были разделены. Происходит объединение внутренних пространств. Поэтом, когда второе пространство исчезает, то частично исчезает и первое. Это приводит к тому, что автор закрывается и внутренне переживает, что не осознала единства этих пространств ранее.

Таким образом были проведены анализы трех стихотворений каждого выбранного автора и по их результатам сделан обобщенный вывод об особенностях видения пространства уральских поэтов.

Проанализировав произведения Константина Скворцова, мы пришли к выводу, что он разделяет пространство на женское и мужское. Пространство женщины обычно заполнено и ограниченно, при этом данное ограничение распространяется и на пространство мужчины. Последнее в основном открыто, а мужчина находится в движении, которое зачастую направленно к дому, ассоциируемому с женщиной.

Пространство в стихотворениях Виталия Кальпиди очень разнообразно. Его описание позволило ввести «новые» типы пространства, которые не были отмечены в найденной нами научной литературе: появление, отрицание пространства и т. д. Поэт часто использует волшебное пространство и, как следствие, для его стихов характерно взаимопроницаемость пространств, что, вероятно, связано с направлением, в котором работает автор, — символизм.

В стихах Константина Рубинского мы можем видеть, что автор находится в постоянной динамике. Будь это переход из одного пространство в другое или просто линейное движение. Поэт практически не останавливается, а если это и происходит, как в стихотворении «Хоть настигал он и внезапно», то на непродолжительный период времени.

Людмила Татьяничева в своих произведениях постоянно манипулирует пространствами. Так, с помощью внешнего мира, «чужого» и «того» пространств автор описывает внутренний мир, «свое» и «это» пространств. Стоит отметить, что пространство у этого поэта в большей степени связано с внутренними переживаниями, поэтому внешние факторы воспринимаются как нечто незначительное.

Нина Ягодинцева в своих стихотворениях не ассоциирует себя с лирическим героем: повествование ведется от лица мужчины или от собирательного лица. Все три произведения объединяют ограниченное и немаркированное пространства, а также умерщвление движения. Создается впечатление, что лирический герой статичен, а мир вокруг него движется, и в нем совершаются какие-либо действия.

Стихотворения Евгении Коробковой характеризуются пространственной цикличностью. Автор в произведениях не связывает себя с лирическим героем, повествуя от лица мужчины или третьего лица. Одной из особенностей мировосприятия поэта является ограниченность женского пространства, влияющая на видение пространства мужчиной. Также часто наблюдается взаимопроницаемость топоса.

В ходе исследования мы определили виды пространства, наиболее часто используемые всеми поэтами — мужчинами и женщинами соответственно: взаимопроницаемое — 16/19; ограниченное — 12/10; открытое — 14/2; точечное — 7/12; линеарное (направленное) — 11/7; «то» пространство — 10/5; линеарное (ненаправленное) — 7/8; замкнутое — 7/7; умерщвление движения — 4/9; заполненное — 9/2; «это» пространство — 6/4; волшебное (воображаемое) — 9/0; разделённое — 5/4; закрытое — 5/4; внутренний мир — 3/6; дом — 6/1; немаркированное — 1/6.

Важную роль играет значительная разница в использовании видов пространства поэтами мужчинами и женщинами соответственно: открытое — 14/2, волшебное (воображаемое) — 9/0, заполненное — 9/2, дом — 6/1, «то» пространство — 10/5, линеарное (направленное) — 11/7; точечное — 7/12, немаркированное — 1/6, умерщвление движения — 4/9.

Полученные данные привели нас к выводу о том, что мужчины неограниченны пространством, и при этом пространство для них весомо, значимо, наполнено. Также мужчины придают важное значение пространству дома, хотя в большей части находятся за его пределами — в волшебном или «том» пространстве.

В свою очередь женщины либо мало передвигаются, либо совсем не двигаются (умерщвление движения). Возможно, по этой причине поэты-женщины не обозначают пространство, не выделяют его особенностей. Также нужно отметить то, что авторы-женщины описывают окружающее их мир точечно, то есть выделяют отдельные детали, не акцентируя внимания на полной картине пространства.

Анализируя стихотворения уральских поэтов, мы выявили несколько видов пространства, не встреченных нами в научной литературе. К ним относятся отрицание, появление, исчезновение пространства и цикличное пространство. Нами было замечено, что цикличное пространство встречается только в произведениях поэтов-женщин.

Таким образом, виды пространств, используемые поэтами, существенно отличаются именно по гендерному признаку. Пространство поэтов-мужчин более открыто, чем у женщин, поэтому они передвигаются свободно. В свою очередь женщины представляют пространство как нечто ограниченное, замкнутое, точечное. Однако и мужчины, и женщины едины в представлении существование взаимопроницаемых пространств. Наличие взаимопроницаемого пространства может свидетельствовать о том, что это характерная черта художественного сознания.

Литература:

  1. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь / Ю. М. Лотман. — М.: Просвещение, 1988. — 352 с.
  2. Николина Н. А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пространство, вид пространства, умерщвление движения, автор, категория пространства, лирический герой, поэт, стихотворение, художественное пространство, внутренний мир.

Ключевые слова

гендер, категория пространства, виды пространства, уральская поэзия

Похожие статьи

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Проблема корреляции научного и художественного отражения жизни в исторической романистике И. Билыка

В статье исследуются различные аспекты интерпретации исторических событий в прозе И. Билыка; изучается проблема корреляции научного отражения действительности и художественного домысла; определяются авторские особенности создания портретов литературн...

Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного писателя (на примере повести А. Н. Сергеева «Звездное небо Талгата»)

В общем контексте исследования мировоззрения русскоязычных казахстанских авторов настоящая статья поднимает проблему хронотопической организации художественного произведения, как способа отражения национального мировидения автора.

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале поэзии Ф. Тютчева и А. Пушкина)

В статье анализируется интертекстуальность как литературоведческая категория и пути интертекстуального анализа с точки зрения его применения при анализе лирики русских поэтов XIX века.

Репрезентация концепта «мир» в песенных произведениях

Статья посвящена особенностям репрезентации концепта в песенном дискурсе. В качестве центрального объекта исследования используется концепт МИР, обладающий особой значимостью для русской лингвокультурологии. Песенный дискурс рассматривается в статье ...

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Похожие статьи

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Проблема корреляции научного и художественного отражения жизни в исторической романистике И. Билыка

В статье исследуются различные аспекты интерпретации исторических событий в прозе И. Билыка; изучается проблема корреляции научного отражения действительности и художественного домысла; определяются авторские особенности создания портретов литературн...

Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного писателя (на примере повести А. Н. Сергеева «Звездное небо Талгата»)

В общем контексте исследования мировоззрения русскоязычных казахстанских авторов настоящая статья поднимает проблему хронотопической организации художественного произведения, как способа отражения национального мировидения автора.

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале поэзии Ф. Тютчева и А. Пушкина)

В статье анализируется интертекстуальность как литературоведческая категория и пути интертекстуального анализа с точки зрения его применения при анализе лирики русских поэтов XIX века.

Репрезентация концепта «мир» в песенных произведениях

Статья посвящена особенностям репрезентации концепта в песенном дискурсе. В качестве центрального объекта исследования используется концепт МИР, обладающий особой значимостью для русской лингвокультурологии. Песенный дискурс рассматривается в статье ...

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.