Мотив раздвоения личности в повести Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Автор: Никонов Семен Семенович
Рубрика: 4. Художественная литература
Опубликовано в
I международная научная конференция «Филология и лингвистика в современном мире» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 01.06.2017
Статья просмотрена: 15150 раз
Библиографическое описание:
Никонов, С. С. Мотив раздвоения личности в повести Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» / С. С. Никонов. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 22-23. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12548/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья посвящена анализу мотива раздвоения личности главного героя повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Автор выявляет не совсем традиционное раздвоение личности (шизофрению) у главного героя, которое помогает иначе трактовать повесть Стивенсона. Мы приходим к выводу, что Стивенсон уделяет больше времени в своей повести философии и проблеме морали. Он рассуждает о том, что каждый человек в принципе двойственен по своей природе.
Ключевые слова: Р. Л. Стивенсон, биография, повесть, Странная история доктора Джекила и мистера Хайда, мотив раздвоение личности, доктор Джекил, двойственность человека, зло и добро
Роберт Льюис Стивенсон (1850–1894) — шотландский писатель и поэт, автор приключенческих романов и повестей, крупнейший представитель английского неоромантизма. Его писательский талант яркий и многогранный. Первая книга Стивенсона, «Пентландское восстание», вышла в 1866 году. Мировую славу писателю принёс роман «Остров сокровищ» (1883) — классический образец приключенческой литературы. Затем последовали историко-приключенческие романы «Принц Отто» (1885), «Похищенный» (1881), «Чёрная стрела» (1888), «Катриона» (1893), «Сент-Ив» (1897). Все эти романы отличаются сочетанием увлекательных авантюрных сюжетов, глубокого проникновения в историю и тонкой психологической проработки персонажей.
Еще при жизни Стивенсон стал легендой. Творцом этой легенды в значительной степени был он сам. На островах Океании, где жил писатель, отправлялись толпы паломников. В его доме подолгу гостили друзья. Интерес к личности Стивенсона, к его жизни на островах, к его приключениям был огромным. Стивенсон создал вокруг себя приключенческий мир, а его жизнь только усиливало впечатление от написанных им книг, его жизнь была как бы приложением к его произведениям.
В своих произведениях Стивенсон сочетает ужасы человеческой души с отвращением к викторианской важности репутации. Викторианское общество в Англии было настолько увлечено нравственностью и добродетелью, что многие вещи, которые считались «забавными» или «приятными», назывались грехом. На протяжении своей жизни Стивенсон исследует эту двойственность человеческой природы, его интересуют морально-этические проблемы. В их решении он опирался как на традицию романтиков, так и в определенной степени на творчество Ф. М. Достоевского.
В 1885 году Стивенсон прочитал во французском переводе роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Впечатление от романа русского писателя, тема раздвоенного существования главного героя, проблема добра и зла в человеческой натуре, раскрылось в повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (The Strange Case of Dr. Jekill and Mr. Hyde). Эта повесть имела грандиозный успех среди читателей, именно тот успех, ради которого Стивенсон работал всю свою жизнь.
Одним из персонажей, которого можно привести как пример раздвоения личности из произведений зарубежной литературы является доктор Джекил. Интересно эту повесть читать и размышлять с философским подходом, потому что сам автор прозрачно намекает на то, что каждый человек двойственен по своей природе и только от нас зависит какая натура станет во главе. В произведении Стивенсона мы видим шизофрению не в чистом виде. Главный герой не болен. Больные шизофренией не понимают, что имеют дело с самим собой, а доктор Джекил знает и понимает это, знает то, что мистер Хайд это он сам, что Хайд является его второй личностью.
Объяснения доктора Джекила мы видим в главе под названием «Полный рассказ Генри Джекиля», где герой говорит: «Худшим же из моих недостатков было всего лишь нетерпеливое стремление к удовольствиям, которое для многих служит источником счастья; однако я не мог примирить эти наклонности с моим настойчивым желанием держать голову высоко и представляться окружающим человеком серьезным и почтенным» [1, c.92] — этими словами Стивенсон доказывает, что человек двойственен сам по себе и что Генри Джекил лишь усилил и выпустил наружу свою двойственную природу, приняв лекарство. Сравнивая других людей и доктора Джекила, можно сказать, что он был более порядочным и «чистым» человеком, чем остальные, которые погрязли в своих грехах и темных поступках, но главный герой повести горевал и убивался больше других.
«Немало людей гордо выставляли бы напоказ те уклонения со стези добродетели, в которых я был повинен, но я, поставив перед собой высокие идеалы, испытывал мучительный, почти болезненный стыд и всячески скрывал свои вовсе не столь уж предосудительные удовольствия» [1, c.93] — отсюда видно, что поступки доктора Джекила были нормальнее и менее предосудительны, чем действия остальных людей, которые даже не думают о своих поступках, они просто наслаждаются ими. У главного героя были такие же моральные ценности, как и у большинства, он великолепно осознавал что такое хорошо, а что плохо, но Джекил признавая две стороны его личности, разделяет их на интеллектуальную и нравственную, захотев познать каждую от начала до конца. Он считает, что нравственность не контролирует интеллектуальную сторону и то, что нравственная сторона, ограничиваясь моральными ценностями, более стеснена, сжата и не видит всего, что есть в жизни.
Какая была его вторая личность? Мы узнаем его внешность со слов Энфильда: «Его наружность трудно описать. Что-то в ней есть странное… что-то неприятное… попросту отвратительное. Ни один человек еще не вызывал у меня подобной гадливости, хотя я сам не понимаю, чем она объясняется. Наверное, в нем есть какое-то уродство, такое впечатление создается с первого же взгляда, хотя я не могу определить отчего» [1, c.25]. Выходит, что нравственная личность героя выглядит более красиво, она чиста и здорова, а интеллектуальная сторона, которая стремилась к убийствам и развлечениям, была как мистер Хайд — уродлива, низкого роста и на вид неприятна. Благодаря такому гротеску и контрасту мы видим то, каким разным может быть человек внутри самого себя.
Важно упомянуть и то, что герой сам насильно проявил эту болезнь, с помощью лекарства, он не думал о том, что Хайд начнет вытворять и к чему приведут его действия. Выходит, что Джекил действовал лишь как доктор, согласно научным любопытствам, не подозревая о последствиях.
Важно заметить еще одну вещь. Выпустив Хайда, Джекил сказал: «С первым же дыханием этой новой жизни я понял, что стал более порочным, несравненно более порочным — рабом таившегося во мне зла, и в ту минуту эта мысль подкрепила и опьянила меня, как вино» [1, c.41]. Этот отрывок подталкивает на следующие выводы: интеллектуальная сторона личности подчиняет волю человека, не смущает, не ограничивает его в действиях, этот широкий масштаб и размах свободы подкупает человека, а нравственная наоборот — ограничивает свободу, руководствуясь правилами, нормами и моралью, разделяя хорошее от плохого. Генри Джекил опьянен этой свободой интеллектуальной стороны его личности и из-за этого он сходит с ума, позволяя своей темной стороне всё больше и больше.
Но почему Хайд уродлив и почему у него страшные, поражающие своей жестокостью поступки? Герой объясняет это следующими словами: «Зло в моей натуре, которому я передал способность создавать самостоятельную оболочку, было менее сильно и менее развито, чем только что отвергнутое мною добро. С другой стороны, самый образ моей жизни, на девять десятых состоявшей из труда, благих дел и самообуздания, обрекал зло во мне на бездеятельность и тем самым сохранял его силы. Вот почему, думается мне, Эдвард Хайд был ниже ростом, субтильнее и моложе Генри Джекила» [1, c.46]. Читая эти слова, мы понимаем, что на протяжении всей своей жизни доктор Джекил был мирным и благочестивым, он воспитывал в себе доброту, не оставляя места для злой натуры, лишая его своего внимания. Поэтому он был так уродлив и жесток. Но рассуждая о Хайде, Джекил говорит: «И все же, увидев в зеркале этого безобразного истукана, я почувствовал не отвращение, а внезапную радость. Ведь это тоже был я. Образ в зеркале казался мне естественным и человеческим» [1, c.49]. Здесь он резонирует уже не как доктор, а как шизофреник. Однако Генри Джекил не болен. Переходя из одной личности в другую, он держит оба разума раздельно и даже думает достаточно разумно, чтобы убить свою вторую личность — Хайда. Его трезвость ума доказывает самому себе, что Хайд это не он, что это чистое зло сама по себе, а не наша внутренняя сторона, не потому что оно принадлежит нам. Зло будет убивать, уничтожать и совершать отрицательные, негативные действия, просто потому что это чистое зло по своей натуре, а не мы сами.
На примере Генри Джекила Стивенсон показывает свою философию: он рассуждает о том, что у каждого человека есть и светлая и темная сторона, что каждый человек двойственен, что все люди должны бороться со злом внутри самого себя. Какая из них возьмет вверх — зависит только от нас самих.
Литература:
- Стивенсон Р. Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда / Р. Л. Стивенсон. — М.: АСТ, 2003. — 121с.
Ключевые слова
повесть, биография, Р. Л. Стивенсон, Странная история доктора Джекила и мистера Хайда, мотив раздвоение личности, доктор Джекил, двойственность человека, зло и доброПохожие статьи
Метафизика бытия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
В статье ставится задача рассмотреть роман «Мастер и Маргарита» как парадоксальную литературную провокацию к осмыслению метафизики бытия в аспекте реальности потустороннего мира. Автор предлагает обратить внимание на тот факт, что М. А. Булгакова инт...
Сравнительный анализ образов Анны Карениной и Константина Левина из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа главных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Автор приходит к выводу, что две сюжетные линии романа показывают контрастные начала в человеческой природе, которые живут, чувствуют, и люб...
Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...
Сравнительный анализ образов Константина Левина и Алексея Вронского из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Статья посвящена сравнению Константина Левина и Алексея Вронского. Автор выявляет общее начало у обоих героев, которое скрыто за занавесом контраста. Это «общее» еще более раскрывает мысль семейную, которое является центральной идеей романа. Таким об...
Философское прочтение «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери
В статье авторы приводят краткий анализ философской притчи «Маленький принц», расшифровывая поведение персонажей и аллегории, заложенные в произведении.
Черты философского романа в произведении Джона Фаулза «Коллекционер» и философско-этические взгляды автора
Актуальность этого исследования обусловлена тем, что, несмотря на наличие многих научных работ, посвящённых творчеству Джона Фаулза в целом и романа «Коллекционер» в частности, вопрос жанрового определения до сих пор стоит остро. Более того, Фаулз об...
Человек и история в художественном мире «Книг Джунглей»
В статье широко рассмотрена проблема двоемирия в творчестве Редьярда Киплинга («Книги Джунглей»). Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности сложную систему оппозиций, генетически родственных ...
Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»
В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.
Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»
В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...
Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления)
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа двух героев русской литературы второй половины XIX века, представляющих тип нигилиста, Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, на фоне идейных и общественных проблем середины века. В результат...
Похожие статьи
Метафизика бытия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
В статье ставится задача рассмотреть роман «Мастер и Маргарита» как парадоксальную литературную провокацию к осмыслению метафизики бытия в аспекте реальности потустороннего мира. Автор предлагает обратить внимание на тот факт, что М. А. Булгакова инт...
Сравнительный анализ образов Анны Карениной и Константина Левина из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа главных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Автор приходит к выводу, что две сюжетные линии романа показывают контрастные начала в человеческой природе, которые живут, чувствуют, и люб...
Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...
Сравнительный анализ образов Константина Левина и Алексея Вронского из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Статья посвящена сравнению Константина Левина и Алексея Вронского. Автор выявляет общее начало у обоих героев, которое скрыто за занавесом контраста. Это «общее» еще более раскрывает мысль семейную, которое является центральной идеей романа. Таким об...
Философское прочтение «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери
В статье авторы приводят краткий анализ философской притчи «Маленький принц», расшифровывая поведение персонажей и аллегории, заложенные в произведении.
Черты философского романа в произведении Джона Фаулза «Коллекционер» и философско-этические взгляды автора
Актуальность этого исследования обусловлена тем, что, несмотря на наличие многих научных работ, посвящённых творчеству Джона Фаулза в целом и романа «Коллекционер» в частности, вопрос жанрового определения до сих пор стоит остро. Более того, Фаулз об...
Человек и история в художественном мире «Книг Джунглей»
В статье широко рассмотрена проблема двоемирия в творчестве Редьярда Киплинга («Книги Джунглей»). Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности сложную систему оппозиций, генетически родственных ...
Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»
В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.
Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»
В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...
Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления)
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа двух героев русской литературы второй половины XIX века, представляющих тип нигилиста, Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, на фоне идейных и общественных проблем середины века. В результат...