Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Усманова, З. Ф. Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального обучения / З. Ф. Усманова, Т. В. Заяц, Г. Ж. Мукажанова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12596/ (дата обращения: 16.11.2024).



CLIL (Content and Language Integrated Learning) — термин, описывающий обучающие методики, где предметы преподаются на иностранных языках. CLIL преследует две цели, а именно — изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет. CLIL используется в различных образовательных контекстах — от старшей группы детского сада до высшего образования.

Сам термин был придуман Дэвидом Маршем (Университет Ювяскюля, Финляндия) еще в 1994 году он писал, что «CLIL имеет отношение к ситуациям, в которых учебные предметы или часть учебных предметов, изучается на иностранном языке и имеет двойную цель изучить предмет, изучая при этом иностранный язык» [1].

С английского языка она расшифровывается как Content and Language Integrated Learning. Где Content — это содержание обучения (или предмет попросту), а Language — язык. Соответственно в русском варианте данный термин звучит как предметно-языковое интегрированное обучение.

Использование данной технологии в полилингвальных группах, является наиболее целесообразным. Прежде всего, нужно рассмотреть саму модель урока с использованием данной технологии, то есть его компоненты [2]. Каждый урок состоит и четырех «С», таким образом он включает в себя следующее:

− content (содержание) — это развитие знаний, умений и навыков в определенной предметной области;

− communication (общение) — использование иностранного языка при обучении, при этом изучая то, как пользоваться языком;

− cognition (познание) — это развитие познавательных и мыслительных способностей, которые формируют общее представление;

− culture (культура) — представление себя как части культуры, а также осознание существования альтернативных культур (а также межпредметные связи, воспитание гражданства и так далее).

Когда студентов знакомят с уроком CLIL используются все четыре аспекта изучения языка: письмо, аудирование, чтение и говорение, для того чтобы изучить информацию и обсудить ее. Более того, урок CLIL подразумевает со стороны студента анализ и оценку полученной информации, с использованием критического мышления [3]. Это позволяет обучающимся понять и усвоить информацию лучше. Также многие CLIL уроки устроены так, чтобы погрузить студентов в различные культуры, развивая также и межкультурные навыки. Наверно, самое важное в уроках CLIL это то, что они связывают язык с реальностью. Таким образом студенты усваивают лексику, грамматику естественно, просто задавая вопросы как в реальной жизни и находя на них ответы, все так как и на уроках на своем родном языке. Хотелось бы отметить, что CLIL уроки успешно работают как в полилингвальных группах, так и в специальных языковых.

CLIL уроки можно строить по-разному в зависимости от содержания обучения. Но можно выделить несколько этапов, которые помогут в планировании урока CLIL:

  1. Выбрать тему по интересу (для языковых специальностей), для других предметов это будет обусловлено программой.
  2. Выбрать лексику, на которую преподаватели хотели бы обратить внимание студентов. Примерно от 6 до 10 слов на начальном этапе, впоследствии можно увеличить до 20, в зависимости от уровня студентов.
  3. Выбрать определенные грамматические структуры.
  4. Использовать текст. Вообще в любом уроке CLIL, несмотря на то, что задействованы все аспекты изучения языка, особое внимание уделяется чтению и аудированию, т. к. они предполагают использование готовых текстов по определенной тематике (книжных, журнальных статей, статей из интернета и т. д.), в которых и представлена вся информация. Именно эти тексты определяют выбор лексики и грамматических структур.
  5. Следующий важный шаг в разработке уроков CLIL это графический органайзер. Что такое графический органайзер?

Графические (синоним визуальные) органайзеры представляют собой инструментарий письменной коммуникации, использующий графическую нотацию для репрезентации знаний, концепций, идей, а также взаимосвязей и отношений между ними. Как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную функции, графические органайзеры применяются не только в качестве носителя информации, но и для поддержки деятельности обучающихся при планировании образовательных проектов, решении проблем, принятии решений, проведении исследований. Существуют разные виды графических органайзеров. Они, во-первых подразделяются на последовательные органайзеры (шкалы времени, блоковые диаграммы), графические сравнения и сопоставления (диаграммы с логическими взаимосвязями), иерархические органайзеры (пирамидальные диаграммы, диаграммы деревья и так далее), концептуальные органайзеры (концепт карты). То есть цель со стороны учителя визуализировать всю полученную информацию, чтобы студенты смогли проанализировать ее, опираться на данную визуализацию при повторении материала, при подготовке домашнего задания и так далее.

  1. Шестой шаг — использовать информацию креативно. Это может быть связано непосредственно с домашним заданием, или выполнению на уроке в зависимости от времени. Здесь имеются в виду различные письменные и устные задания. Проекты, кейсы, эссе — то есть все, что позволит студентам персонализировать информацию, что естественно, с точки зрения психологии, позволит усвоить информацию еще лучше.

Рассмотрим также различные формы работы на уроке CLIL, а также некоторые приемы обучения, способствующих эффективной организации уроков с использованием данной технологии.

Название первого способа организации деятельности на уроке CLIL на английском языке звучит как «5 Minute Interview Activity», и на русский переводится как «пятиминутное интервью». Обычно данный прием используют на самых первых уроках, когда студенты еще мало знакомы друг с другом. Такой способ организации деятельности позволяет создать на уроке хорошую атмосферу, а также подготовить студентов к дальнейшей работе. Суть данного приема заключается в том, что каждый из присутствующих студентов пишет на стикерах вопросы на английском языке, те вопросы, которые они хотели бы задать своим одногруппникам или даже учителю (о работе, учебе, семье, увлечениях и так далее). Все стикеры с вопросами помещаются на лист бумаги, либо на доску. Каждый из студентов по очереди отрывает стикер и отвечает на заданный вопрос. Данная методика помогает «раскрепостить» студентов, развивает навыки слушания и говорения, а также развивает внимание.

Следующий прием обучения называется «ABC dictation», или попросту «диктант». Несмотря на такое простое название, ничего общего между обычным диктантом и данной методикой нет. Используя данный подход, участникам показывают рисунок на доске и задают вопрос: «С чем вы ассоциируете данный рисунок?». Все участники легко догадываются и отвечают, например: «Чарли Чаплин». Далее участников каждой группы делят, присваивая буквы А, В, С и D. Каждому участнику А, В, С и D из каждой группы преподаватель читает по два предложения из текста про Чарли Чаплина. Ученики возвращаясь к своим группам обсуждают то, что они услышали, обмениваются фактами из жизни данного артиста и пытаются выполнить задания (с вопросами или пропущенными словами, датами) по содержанию текста. Преподаватель может использовать любые тексты и изображения по определенной тематике урока. Данный подход позволяет улучшить лексические и грамматические навыки, а также, при условии грамотно подобранного материала, знакомит с культурой страны изучаемого языка.

Следующий прием называется «Grab it!» — «Хватай!». Данный тип предназначен в основном для групповой работы. Преподаватель раздает студентам карточки, где написаны некоторые термины по определенной теме урока. Все карточки расположены на столе лицом вверх. Из группы выбирается один спикер и ему учитель дает определения этих понятий или терминов. Спикер читает определения, а другие участники группы быстро находят слова и хватают карточки. Лидером группы становится тот, кто соберет больше всего карточек с терминами. Примером могут послужить следующие математические определения:

Таблица 1

Термины

Определения

Rectangle

I have 4 sides and 4 right angles

Rhombus

My opposite sides are parallel and diagonals are perpendicular

Parallelogram

I have 4 sides where opposite sides are parallel

Diameter

Starts at one side of the circle, goes through the center and ends on the other side

Triangle

I am a 3 side polygon

Еще один прием, который успешно можно использовать на уроках, основанных на технологии предметно-языкового интегрированного обучения, называется «Post it!» — «Нарисуй!». Учеников делят на группы. Для каждой группы раздаются листы, которые полностью заклеены стикерами. За всеми стикерами скрывается портрет какого-либо ученого (либо какой-нибудь предмет, который имеет отношение к теме урока). На каждом стикере учитель располагает по одному вопросу. Каждый из участников группы выбирает стикер, читает вопрос и, если может дать ответ на него, отрывает стикер, тем самым открывая часть спрятанного рисунка. Так продолжнается до тех пор, пока портрет полностью не откроется. Выигрывает та группа, которая ответит на все вопросы и быстрее всех откроет портрет (рисунок). Как уже было отмечено, вместо портрета можно использовать то, что будет наиболее соответсвовать вашему предмету, по физике это может быть формула, по истории — какое-либо историческое событие и так далее.

Особенно успешно используется методика «Question Loop» или «Петля вопросов». Всем студентам раздаются листы бумаги. На одной стороне листа находится вопрос по теме, на другой стороне этого же листа ответ на другой вопрос. Тот, кто читает вопрос первым начинает петлю. Все остальные листочки располагаются ответами вверх. Таким образом, когда один из участников берет листок с правильным ответом, переворачивает его и читает следующий вопрос. Так продолжается до тех пор, пока ученики не дадут ответы на все вопросы.

«True-False Dictation» или «Правда или ложь» это еще один прием, который можно изпользовать на уроке CLIL. Преподаватель зачитывает несколько предложений по теме. Если предложение «истина», то есть правда, то ученики записывают предложение на своем родном языке, если предложение «ложь», то ученики исправляют ошибку в предложении (по содержанию) и записывают его на иностранном языке. При исправлении ошибок учитель может давать подсказки (scaffolding), например, если нужно исправить какое-либо слово, можно дать подсказку в виде пропущенных букв. Задания к данному виду работы могут быть оформлены таким образом:

  1. Write the sentence here in your native language if it is true.
  2. Find the mistake in the sentence and rewrite it here in English.

Рассмотрим следующий способ организации деятельности на уроке CLIL под названием «Placemat», в русском варианте мы используем название «Салфетка». В данном виде организации деятельности подразумевается использование группового метода работы, каждая из групп насчитывает 4 участника. Раздаются листы бумаги, в центре пишется какая-либо тема. Каждый участник на своем участке бумаги пишет свое мнение, относительно заданной темы. Затем ученики начинают вращать листок, тем самым каждый из них может прочитать мнение другого участника группы. Под каждым мнением одногруппника следующий участник пишет свои комментарии или дополнения. Таким образом, под каждым из четырех мнений должны быть дополнения от следующих 3х участников группы.

Одной из наиболее занимательных подходов является «Balloon Debate» или «Дебаты на воздушных шарах». Учитель делит учеников на четыре группы и дает имена 4х ученых (по теме урока) каждой группе. В группе идет обсуждение какой ученый, по их мнению, внес более значительный вклад в науку. Затем на воздушном шаре пишется имя этого ученого. Спикер от группы перед аудиторией защищает своего ученого, приводя аргументы, (Для этого учитель может раздать в группы дополнительные карточки со словами и выражениями, это своего рода тоже scaffolding-подсказка). При этом выступающий стоит с шариком в руках, что делает, казалось бы, серьезное выступление смешным для других слушателей. Побеждает та группа, которая более убедительно выстроила свои аргументы. Остается один шар, остальные три лопаются участниками группы победителей дебатов.

Одним из основных плюсов данной технологии предметно-языкового интегрированного обучения является повышение мотивации к изучению иностранного языка у студентов. Изучение языка становится более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач. Попадая в ситуацию общения на иностранном языке, студенты оказываются неспособны показать свои знания в определенных областях таких как: педагогика, медицина, культура искусство и т. д. без знаний иностранного языка. А значит, они не имеют возможности общения в профессиональном контексте. Таким образом, умение общаться, на иностранном языке в профессиональном контексте становится, в конце концов, приоритетным. Кроме того, обучающиеся имеют возможность лучше узнать и понять культуру изучаемого языка, что ведет к формированию социокультурной компетенции учащихся. Обучающийся пропускает через себя достаточно большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду. Необходимо также отметить то, что работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений.

Литература:

  1. Marsh D. CLIL. The European Dimension: Actions, Trends and Foresight Potential Public Services Contract DG EAC: European Commission, 2002.
  2. Wiesemes R. The Final Report for the Content and Language Integrated Project. London: CILT, 2005.
  3. Coyle D. Theory and planning for effective classrooms: supporting students in content and language integrated learning contexts. (Ed): Learning Through a Foreign Language London: CILT, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): CLIL, иностранный язык, урок, группа, студент, английский язык, лист бумаги, предметно-языковое интегрированное обучение, способ организации деятельности, участник группы.

Похожие статьи

Изучение иностранного языка с применением элементов современной методики CLIL в образовательном процессе

Современные подходы инклюзивного обучения студентов в условиях профессионального образования

Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта

Применение метапредметного подхода в дистанционном образовании

Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изотерапии в условиях инклюзивного образования

Применение интерактивных технологий обучения в техническом вузе

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Реализация концепции непрерывного экологического образования на уроках иностранного языка

Применение сервиса Genially для повышения мотивации учеников на уроках английского языка

Технология работы с подкастами в обучении иностранному языку

Похожие статьи

Изучение иностранного языка с применением элементов современной методики CLIL в образовательном процессе

Современные подходы инклюзивного обучения студентов в условиях профессионального образования

Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта

Применение метапредметного подхода в дистанционном образовании

Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изотерапии в условиях инклюзивного образования

Применение интерактивных технологий обучения в техническом вузе

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Реализация концепции непрерывного экологического образования на уроках иностранного языка

Применение сервиса Genially для повышения мотивации учеников на уроках английского языка

Технология работы с подкастами в обучении иностранному языку