Нравственный выбор как центральная тема в произведениях Г.Грина | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алиева, В. С. Нравственный выбор как центральная тема в произведениях Г.Грина / В. С. Алиева. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/24/795/ (дата обращения: 16.11.2024).

С тех пор, как в мир вышли произведения Грина, интерес общественности к его творчеству не утихает. Не угасающий интерес к книгам Г. Грина обусловлен способностью автора выносить философские выводы и обобщения из наиболее острых конфликтов современности. Являясь мастером политического романа, писатель, тем не менее, уделял колоссальное внимание характерам своих персонажей, их внутреннему миру и их жизненной философии.

Несколько поколений литераторов пыталось причислить писателя к тому или иному литературному жанру, по-своему осмыслить феномен его дарования.

Анализ романов английского писателя указывает на то, что его художественное мышление оперирует экзистенциальными категориями. Затрагивая темы одиночества, вины, выбора, ответственности произведения Г. Грина становятся в один ряд с притчами Ж.-П. Сартра, У. Голдинга и других писателей-экзистенциалистов.

Особо, на наш взгляд, близки экзистенциальной тематике романы Г. Грина «Суть дела» и «Тихий американец».

Как и во многих других произведениях Г. Грина, в романе «Суть дела» разворачивается дискуссия по поводу центрального тезиса экзистенциальной теории о нравственном выборе, истоки которого восходят к философии Ж.П.Сартра. Однако по данному аспекту объективно представляется не столько заимствование его идей, сколько вступление с ним в неконфликтную полемику, потому что в романах автора обнаруживаются некоторые новаторские оттенки. Если на героях и лежит печаль экзистенциальной отрешенности от действительности, то почти всегда уловимы беспощадный самоанализ и такое покаяние, что читатель вынужден поверить, что они непременно принесут людям в дальнейшем исцеление. Достаточно вспомнить главное действующее лица романа «Суть дела» майора Скоби, который все пытается понять, в какой пограничный момент своей жизни он утратил истинную свободу, что в конечном итоге привело к нравственному падению.

Действие романа «Суть дела» происходит в одной из западно-африканских колоний. В данном произведении говорится о человеке с гипертрофированным чувством ответственности. Загнанный, волею обстоятельств, в тупик, он, однако, в жизни старается руководствоваться принципами добра и справедливости. Майор Скоби пытается осчастливить людей, находящихся в его окружении. Он безропотно терпит бесконечное нытье жены и потакает всем ее прихотям лишь потому, что чувствует свою вину за то, что она несчастна. Вняв настойчивым просьбам жены, он отправляет ее в Южную Африку. Оставшись один, он встречает молодую женщину Элен, и чувства берут над ними верх. Жена, узнав об интрижке мужа, возвращается. Не в силах мириться со своим двойственным положением, Скоби не находит ничего лучшего, как, в соответствии с канонами экзистенциальной литературы добровольно уйти из этого мира абсурда и хаоса.

Если на поверхностном уровне перед нами предстает герой, погрязший в грехах, то после более глубокого анализа произведения вскрывается экзистенциальный тип мышления героя. Осознание вины и страдание, по идее Г.Грина, представляют собой необходимую ступень на пути человека к истине. Именно через осознание вины и страдание Скоби приходит к постижению горькой правды о себе и современном ему мире.

Диалоги главного героя с другими действующими лицами рождают потребность в напряженных раздумьях, ведут его к духовному поиску. За своеобразным камуфляжем житейски-бытовых ситуаций автор раскрывает ряд экзистенциальных проблем и ведет с читателями незримый диалог.

Примером тому служит ситуация с обыском португальского корабля «Эсперанса». При досмотре каюты капитана майор Скоби находит у него не отправленное письмо дочери. Идет война, и по законам военного времени любая переписка с не дружественными странами запрещена. Капитану грозит лишение лицензии за незаконную переписку, и он умоляет Скоби не выдавать его властям. Скоби должен написать рапорт и, не вскрывая письма, передать его в высшие инстанции. Тут на первый план выходят чувства героя. Он стоит перед нравственным выбором: выдать капитана, виновного лишь в бесконечной любви к дочери, или выполнить свой гражданский долг и передать письмо начальству. Иронично контрастно звучит здесь песенка сослуживца Скоби Фрезера:

«Нам, признаться, дела нет

До чужих тревог и бед...» [1 c.254]

Обычная бытовая ситуация здесь дает толчок шквалу мыслей, возникающих в голове героя. Размышления над конкретной ситуацией плавно переходят на более возвышенный нравственный уровень. «Сострадание опаснее, потому, что его не измеришь. Чиновник, берущий взятки, неподкупен до определенной суммы, а вот чувство возьмет верх, стоит только напомнить дорогое имя, знакомый запах или показать фотографию близкого человека».[1, c.256] Гриновский герой имеет сложный характер, который не привязан к социально-историческим реалиям. Он несет в себе черты человека вообще, человека, который ищет закон нравственности, прежде всего, внутри себя. То же можно сказать о поступках героя. Мотив поступка не является строго детерминированным, он нравственно ориентирован, причем эта нравственность не имеет социальной окрашенности, это нравственность общечеловеческого порядка.

Родственной душой действующего лица романа «Суть дела» Скоби является англичанин Томас Фаулер, герой романа «Тихий американец». Симпатизируя этому английскому журналисту, поначалу Грин вводит читателей в заблуждение, показывая только внешнюю оболочку этого человека. Фаулер изо всех сил хочет выставить себя циником. Он выбирает позицию «невмешательства», экзистенциальной отстраненности от всего происходящего вокруг него. Он хочет доказать себе и другим, что индивидуализм для него превыше всего. Однако, по ходу повествования Грин разубеждает читателя в данной позиции героя, выворачивая наизнанку его подсознание. Обдумывая сложную ситуацию, волею которой жизнь его висела на волоске, Фаулер пытается разобраться в мотивах своего благородного порыва. Будучи раненым и находясь в полусознательном состоянии, он заботится об умирающем вьетнамском солдате, взывающем о помощи: «Я... не помню того о чем рассказывал Пайл: как я отталкивал его, говоря, что у вышки человек и раньше надо спасти его. Я не способен на сентиментальность, которую приписывает мне Пайл. Я себя знаю и знаю всю глубину моего самолюбия. Я не могу чувствовать себя спокойно (а ведь покой — это единственное, что я хочу), если кто-нибудь страдает... Вольно простакам принимать это за отзывчивость; но ведь все, что я делаю, сводится к отказу от маленького блага (в данном случае к небольшой отсрочке первой помощи мне) ради значительно большего блага: душевного покоя, который позволит мне думать только о себе». [2 c.127]

За ширмой «себялюбия» героя, в соответствии с авторской задумкой, скрывается истинное лицо Томаса Фаулера. Он обладает тем чувством личной ответственности, которое присуще всем наиболее симпатичным Г.Грину героям. В связи с отмеченным необходимо признать то, что страдание и «пограничная ситуация» по идее Грина, представляют собой необходимую ступень на пути человека к истине.

Прямо противоположным двум вышеупомянутым героям писателя является другой персонаж «Тихого американца» Олден Пайл. Претворение в жизнь своих моральных принципов также является чрезвычайно важной задачей для этого «тихого американца». Но мораль его является формальной, искусственной.

Навязавшись Фаулеру в друзья, он уводит его девушку, обещая ей брак, социальный статус, обеспеченную жизнь. Но перед этим он считает своим долгом объяснится с «другом», ведя пространные речи, выставляя себя чуть ли не героем и кичась своей честностью. Подобным образом Пайл поступает и в других ситуациях. Борясь за «правое дело», создавая так называемую «третью силу», которая, по его мнению, приведет Вьетнам к процветанию и демократии, Пайл организует взрыв на многолюдной площади. Эта акция приводит к гибели многих женщин и детей, абсолютно не причастных к политике. Здесь Г.Грин мастерски показывает цинизм этого отвратительного ему персонажа. «Он поглядел на забрызганный ботинок и спросил жалким голосом: – Что это? – Кровь, – сказал я, – Неужели вы никогда не видели крови? – Прийдется дать их почистить, перед тем как идти к посланнику». (с.175) Только башмаки Пайла замараны кровью, погибших по его вине женщин и детей. Внутренне он, по причине своей лжеморали и полного отсутствия совести, остается «чист». И это обстоятельство больше всего потрясает Фаулера: «Он был покрыт непроницаемой броней благих намерений и невежества». [2 c. 176]

Согласно философии Лока жизнь любого человека «начинается с чистого листа, но на нем начертаны нравственные и социальные письмена», которые в дальнейшем и реализуются с помощью конкретно выбранного пути. По Грину свобода личного выбора не освобождает от ответственности. Герои его произведений, хотя и свободны от рождения, тем не менее, оказываются зажатыми в границах собственных предубеждений и затворничества, бьются в тисках морально-этических противоречий, далеко не всегда выходя из них победителями. Отчасти пораженческие настроения проистекают из-за отсутствия ясных и правильных представлений об истинных и ложных моральных ценностях. Не всегда герои писателя приходят к правильным выводам и делают правильный выбор. Потому и финалы большинства романов Грема Грина имеют трагическую развязку.

Безвыходное положение, в котором часто оказываются герои Г.Грина (Скоби из романа «Суть дела», падре из «Сила и слава», Фаулер («Тихий американец») и т.д.), позволяет автору ярче оттенить неудовлетворённость собственной жизнью, усомниться в правильности сделанного выбора. Вот почему бросается в глаза, что герои романов английского писателя, постоянно находясь в состоянии выбора, оказываются в чём-то болезненно ущербны, а в социальном отношении вообще не реализованы. Потому они и глубоко экзистенциальны, ведь именно экзистенция по сути своей означает глубокое осознание индивидом несовпадения реальности существования с результатами личностного ожидания. И чем больше человек предпринимает попыток выйти из сложных переплетений судьбы, тем, к сожалению, только больше хаоса он привносит в свою никчемную жизнь. Процесс поиска человеком смысла социального бытия, таким образом, до предела накаляется, осложняя, соответственно, сюжетную линию произведений.

Практически во всех произведениях красной нитью проходит мысль о том, что человек, попадая в непривычную, а нередко и абсолютно чуждую его убеждениям обстановку, волей-неволей отдаляется от общества. Экзистенция отчётливо даёт о себе знать в той откровенно враждебной среде, которая, противопоставляясь личности, обесценивает её позитивное поведение. Как следствие этого возникает проблема выбора пути, от которого зависит вся дальнейшая жизнь человека. Раздираемый противоречиями, как это очень часто случается в романах Грина, он может ступить на шаткую почву, как это происходит, к примеру, в романе «Суть дела», и на протяжении определённого промежутка времени мучиться непродуманным решением, а может сделать более верный и твёрдый шаг. И иллюстрацией этому может служить роман «Тихий американец».

Герою упомянутого романа Т. Фаулеру очень нелегко дается нравственный выбор. Он привык плыть по течению. Ведя праздную жизнь, ни во что не вмешиваясь, он всегда опасался принятия каких бы то ни было судьбоносных решений. И хотя он жил с вьетнамской девушкой, которая во всем его устраивала, он не задумывался о ее дальнейшей судьбе, равно как и о своей собственной. Этот персонаж, согласно жанру экзистенциальной прозы одинок, так как живет в своем замкнутом мирке. Однако все изменилось, когда в жизнь его ворвался Пайл. Этот «тихий американец» выбил почву из-под ног Фаулера. Потеряв любовь Фуонг, которая стала невестой Пайла, Фаулер вдруг осознал, насколько он в ней нуждается. И хоть он и старался сохранить внешнюю невозмутимость, поступок Пайла крайне взбудоражил его, обнажил, казавшиеся стальными нервы. А взрыв на площади, организованный Пайлом, окончательно укрепил Фаулера в мысли, что таким как Пайл не место на земле. События развиваются по уже знакомой нам схеме: пограничная ситуация – выбор. И хотя герой колеблется, в душе надеясь на то, что заговор против Пайла сорвется, он уже сделал свой роковой выбор и кара неотвратима.

В произведениях Грэма Грина в основе каждой человеческой истории лежит стремление героя к сомоопределению, к поиску смысла жизни. У каждого героя свой путь и своя истина. Таким образом, падре («Сила и слава») обретает истину в любви к своей дочери, Скоби («Суть дела») - в безграничной ответственности за жену и Элен, а для Фаулера («Тихий американец») - смысл жизни видится в возмездии. По Грину, человек сам выбирает свою судьбу и сам является первопричиной всех жизненных приключений на своем пути. Из-за замкнутости в своем мире и сконцентрированности на личных переживаниях герои, как правило, одиноки и покинуты. Однако романы Грэма Грина исполнены надеждой на лучшее. Оптимистический характер повествования писателя связан с верой в человека, в его созидающую силу. Сострадание и любовь к ближнему являются той истиной, к которой они стремятся.

Таким образом, можно констатировать, что герои Грина, придерживаясь тех или иных философских взглядов и суждений, накрепко привязаны к нравственному выбору, который на протяжении всего хода романного повествования осуществляется непременно и всечасно. А это в свою очередь является одним из наиболее характерных признаков экзистенциализма в мировой литературе.


Литература:

1.Грин Г. Собр. соч.: В 6 т. М., 1993. Т.2

2.Грин Г. Тихий американец. Прогресс 1986

Основные термины (генерируются автоматически): Тихий американец, Грин, герой, нравственный выбор, дело, Суть, английский писатель, необходимая ступень, осознание вины, пограничная ситуация.