Нравственные искания героев романа К.Г. Паустовского «Дым отечества»
Автор: Девятиярова Ольга Ярославовна
Рубрика: 4. Художественная литература
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы филологических наук» (Чита, ноябрь 2011)
Статья просмотрена: 2714 раз
Библиографическое описание:
Девятиярова, О. Я. Нравственные искания героев романа К.Г. Паустовского «Дым отечества» / О. Я. Девятиярова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1059/ (дата обращения: 19.12.2024).
Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек.
К.Г. Паустовский
Роман К.Г. Паустовского «Дым отечества» был написан в 1944 году. Рукопись романа была потеряна, и только через 20 лет её нашли в Государственном литературном архиве. Сам К.Г. Паустовский так определил тему своего произведения: «Это роман о нашей интеллигенции в канун и во время минувшей войны, о её преданности Родине, её мужестве, её испытаниях и размышлениях, о тех неумирающих жизненных явлениях, какие мы называем «личной жизнью», забывая подчас, что нет и не может быть личной жизни вне своего времени и вне общей жизни страны и народа» [6, с.307]. Писатель решил напечатать роман без значительных изменений, чтобы сохранить подлинную атмосферу своего восприятия и понимания людей и событий.
Главные герои романа – это творческие люди. К.Г. Паустовскому всегда нравились необыкновенные, героические личности, преданные идее искусства и свободы. Писателя волновала проблема формирования творческой личности, эволюции души художника. К.Г. Паустовский охарактеризовал своих героев через их отношение к картинам, книгам, памятникам архитектуры, искусству в целом. Художники Вермель и Пахомов, актриса Татьяна Андреевна Боброва, пушкинист Семён Львович Швейцер – все они прошли нелёгкий путь нравственных исканий, обретения гармонии и смысла жизни.
В романе несколько сюжетных линий. Одна из них повествует о судьбе пожилого художника Николая Генриховича Вермеля, который вместе со своим учеником Михаилом Пахомовым приехал в Новгород, чтобы увидеть фрески знаменитого мастера Феофана Грека. Раскрывая психологию творческой личности, Паустовский показал читателю истоки творчества. По мнению писателя, настоящего художника формирует не только врождённая одарённость, но и особое восприятие окружающего мира, атмосфера времени и жизненный опыт. Вермель принадлежал к художникам старой школы. Он считал, что настоящее отношение к искусству заключается в постоянном недовольстве своей работой, в спорах из-за каждой линии. Поэтому иногда он был ворчлив и придирчив. Его недолюбливала жена старого школьного друга, Швейцера: «Нетерпимый и резкий, он смущал Швейцера едкими разговорами о семейном гнезде, о дурном вкусе людей, повесивших в кабинете на видном месте «Боярский пир» Маковского» [6, с.332]. Кроме того, она считала Вермеля фантазёром, что, по её мнению, было серьёзным недостатком. Но окружающие многое ему прощали, потому что ценили строгий вкус художника, честность и трепетное отношение к живописи.
Внутренний мир Вермеля был тесно слит с природой. Он мог в полночь пригласить своего друга на острова только для того, чтобы полюбоваться красотой спящего леса и какими-то необыкновенными отражениями в воде. Художник стремился постичь тайну красок древних живописцев, создавших новгородские фрески. Вместе с Пахомовым он работал в старинной Троицкой церкви, где были обнаружены фрески XIV века. Писатель показал самоотверженный труд художников. В церкви было очень холодно. Вермелю и Пахомову приходилось греть воду для акварельных красок и оттирать посиневшие пальцы около железной печки. Паустовский избегал прямых характеристик своих героев. Тем не менее ему удалось отчётливо и ярко показать внутренний облик Вермеля, его духовную красоту и отношение к природе через призму общения с другими героями романа. В диалоге со сторожем Вермель гневно отозвался о тех, кто разрушил звонницу и разбил стёкла в церкви. Он умел по-особенному видеть красоту окружающего мира и воплощать её в своих работах. Художник мечтал написать книгу о красках. Источником вдохновения для него было творчество древних русских живописцев. Нравственная позиция Вермеля заключалась в бережном отношении к истории, искусству, окружающим людям. Именно он во второй части романа добился вывоза ящиков с иконами, древней церковной утварью и рукописными книгами из новгородского кремля. Художник оказался в ситуации сложного нравственного выбора. Во время эвакуации ему предложили уехать из города вместе с нашими отступающими войсками, однако он отказался. Вермель не смог бросить Варвару Гавриловну (пожилую хозяйку дома, где он остановился) и её внучку Машу. Художнику предстояло пройти тяжёлый путь, пережить блокаду Ленинграда, но он всегда оставался верен себе, своему нравственному выбору.
В очерке «Чувство истории» К.Г. Паустовский писал, что его любимая историческая эпоха – первая половина XIX века, потому что это время Пушкина. «А всё, что связано с именем Пушкина, с людьми, которые его окружали или были его современниками, с местами, где он жил, полно для меня живого интереса и прелести». – отмечал писатель [7, с.10].
В романе «Дым отечества» пушкинская тема связана с образом Семёна Львовича Швейцера, известного пушкиниста. Рассказывая о судьбе этого героя, К.Г. Паустовский обратился к проблеме формирования личности, души художника, отличительной чертой которого стало тесное слияние внутреннего мира с поэзией и природой. Почти всю жизнь Швейцер прожил в Ленинграде, работал в архивах и библиотеке. До пятидесяти лет ему не удалось съездить даже в Михайловское. Вермель сумел уговорить своего друга поехать в Пушкинский заповедник, чтобы именно там работать над книгой о жизни Пушкина. В Михайловском ему понравилось всё: и домик няни, и величественные леса, и даже собственное одиночество. Там он переосмыслил всю свою прошедшую жизнь. В мучительном поиске правды он пришёл к выводу, что прежние его критические и литературоведческие работы написаны плохо. «Я бунтую против своего прошлого. Нет худшей участи, чем собирать крохи с богатого стола и растолковывать людям то, что совсем не нуждается в толковании, - настолько оно прекрасно, просто и понятно». – писал он Вермелю [6, c.335]. Швейцер всю жизнь мечтал найти неизвестные стихи Пушкина. Неизвестных стихов великого поэта он, конечно же, не нашёл. Зато он обрёл самого себя и понял, что такое настоящее творчество. Именно в Михайловском Швейцер решил, что он напишет свою книгу иначе, чем писал до сих пор. Он постарался создать произведение о живом и обаятельном человеке. Великий русский поэт стал для Швейцера, как и для самого Паустовского, нравственным идеалом. Для него перечитывать стихотворения А.С. Пушкина означало каждый раз открывать для себя что-то новое, неизведанное, удивительное в своей неповторимости и красоте. Именно в пушкинской поэзии герой нашёл ответы на многие жизненные вопросы. Работая в Михайловском, он ощутил радость творчества, приблизившись к пониманию живого образа поэта. Показав эволюцию творческого мышления своего героя, К.Г. Паустовский заставил нас задуматься о ценности непосредственных жизненных впечатлений, о трудности осознания своего истинного предназначения.
Размышляя над своей жизнью, пушкинист пришёл к выводу, что он участвует в движении человеческой мысли, хочет передать окружающим возвышающее его чувство поэзии: «Я сторож. Даже не сторож – я часовой. На своём незаметном посту я должен быть так же твёрд, как любой участник сражения» [6, с.396]. Оказавшись в ситуации морального выбора, Швейцер поступал так, как подсказывали ему совесть и чувство долга. Когда началась Великая Отечественная война, он решил, что останется в Михайловском и сделает всё, что в его силах, чтобы спасти Пушкинский музей. Писатель показал благородство и мужество героя, его способность к самопожертвованию во имя общего блага.
Паустовский создал противоречивый образ творческой личности. Мотивы его поступков не всегда были понятны для окружающих. Оказавшись в блокадном Ленинграде, Швейцер стал собирать и приносить домой разные вещи: треснувшие хрустальные подвески от люстр, стрелки от стенных часов, изорванные гравюры, книги без переплётов. Он хотел спасти хоть тысячную часть того, что окружало людей в мирной жизни, и вернуть это им. Душа его болела от гордости за Ленинград. Он чувствовал, как бьётся подо льдом живое сердце города. Способность самоотверженно любить свою Родину, по мнению писателя, присуща каждому настоящему художнику. Самым главным событием в жизни известного пушкиниста стало выступление перед актёрами театра в осаждённом Ленинграде. Швейцер говорил о будущем, об искусстве, о стремлении к счастью, о величии культуры, о силе человеческого осознания, о последней смертельной схватке между добром и злом. «И вот за всё это, за каждое слово, за создание новой жизни у нас на земле, за победу правды и добра, – говорил он, – мы должны сражаться до последнего вздоха. Потому что это – наше достоинство, наша душа» [6, с.546]. Швейцер читал бессмертные пушкинские строки, и это пробуждало в людях стремление жить и бороться с врагом. Вся жизнь этого героя была посвящена служению искусству и человеку. В образе Швейцера Паустовский показал лучшие черты русской интеллигенции: любовь к Родине, поиск нравственного идеала, мужество, стремление найти своё место в жизни.
Особое место в романе «Дым отечества» занимает тема поиска счастья и любви. Эта тема нашла отражение в образе драматической актрисы Татьяны Андреевны Бобровой. К.Г. Паустовский заставляет нас задуматься о моральной ответственности человека за свои поступки. В юности героине казалось, что интересные вещи случаются только в кино, в книгах и в театре. Она хотела подражать прекрасным женщинам, о которых читала в романах. Талантливые герои Паустовского, как правило, несчастливы в личной жизни. Это связано с особой чувствительностью творческой личности, с обострённым восприятием мира. Личная жизнь актрисы не сложилась. Уже через год после замужества она стала смотреть на мужа с недоумением и никак не могла понять, почему она вышла за него замуж. После смерти мужа Татьяна Андреевна переехала в Одессу, где работала в театре и играла роли трагических героинь. Размышляя о своём недавнем прошлом, она пыталась найти ответ на вопрос: «Почему дороги к счастью у разных людей редко сходятся?»
Судьба посылает ей любовь тяжело больного молодого испанского моряка Рамона Перейро. Но актриса не смогла оценить искренность чувств юноши, рассмеявшись в ответ на его признание. Разрыв отношений, который последовал за этим, тяжёлая болезнь – всё это стало для неё суровым испытанием. Приехав в Новгород к своей маме, Татьяна Андреевна попыталась осмыслить произошедшее, разобраться в своих чувствах и мыслях. Писатель сумел показать внутреннюю красоту героини не только в искренности её переживаний, размышлений, но и в способности Татьяны Андреевны видеть красоту окружающего мира. Узнав о смертельной болезни Рамона Перейро, она поехала в Ялту, где он проходил лечение. Татьяна Андреевна решила поддержать Рамона в последние дни его жизни. Умирая, Рамон верил, что он любим и дорог. Было ли это ложью? Да. Правильно ли она поступила? Несомненно. Вот как сказал об этом Швейцер: «Мы спорим о совершенстве человеческих чувств, но вот приходит женщина и без единого слова даёт нам урок, какого никогда не забудешь» [6, с.420]. Она не могла поступить иначе. Да, она обманула Рамона, но никто не может упрекнуть её в этом, сказать, что она не права. За эти несколько дней она повзрослела на несколько лет. Паустовский помог нам увидеть тот отпечаток, который оставили эти события в душе героини, показал, как они воздействовали на внутренний мир творческой личности. Татьяна Андреевна перестала мечтать о необыкновенной жизни героинь прочитанных ею романов. Она поняла, что реальный мир намного сложнее, трагичнее, ярче.
«Жизнь идёт из столетья в столетье, неиссякаемая, простая, - утверждает писатель, - и надо, стиснув зубы, беспощадно бороться со всем, что мешает её свободному течению. За это боролся Рамон. За это, по-своему, борются Вермель, Пахомов и Швейцер» [6, с.429]. История с Рамоном приводит Татьяну Андреевну к мысли о том, что она должна наполнить свою жизнь стремлением к доброте, красоте и правде. Война застала её в Эстонии. Вместе со всей труппой театра она оказалась на песчаной косе острова Эзель. Актриса стирала краснофлотские рубахи, перевязывала раненых, а ночью читала морякам рассказы и стихи. Больше всего краснофлотцы любили пушкинское «19 октября». Автор показывает особое отношение героини ко всему, что связано с Пушкиным. На перилах беседки возле её дома в Новгороде она когда-то вырезала инициалы поэта рядом со своим именем. Она помогла Швейцеру найти в Ялте неизвестный портрет Пушкина работы итальянского мастера. Именно пушкинские строки поддерживали её в трудную минуту, заставляли бороться и искать своё счастье. Даже в самых сложных жизненных ситуациях Татьяна Андреевна оставалась верной своим принципам. Её отличает честность, мужество, верность долгу, душевная чуткость, уважение к истории своих предков. Пройдя тяжёлые жизненные испытания, Татьяна Андреевна нашла свою любовь, стала по-настоящему счастливым человеком.
Повествование в романе «Дым отечества» сконцентрировано вокруг темы творчества и нравственных исканий личности. В художественную ткань романа органично вплетаются различные времена и географические пространства, тонкие пейзажи и художественное осмысление разных людских судеб. Писателю удалось создать правдивые, яркие образы героев. Для нас интересен не только результат, но и сам процесс нравственных исканий и раздумий героев романа «Дым отечества».
Почему мы снова и снова возвращаемся к творчеству Паустовского? Потому что он современен. Любовь к человеку, которой наполнены все его произведения, вызывает в нас самый живой отклик, стремление совершенствоваться, приблизиться к постижению красоты мира вокруг нас. Перечитывая его книги, мы каждый раз открываем для себя прекрасный мир добра, гармонии, любви.
- Литература:
Ачкасова Л.С. Гуманизм в творчестве К. Паустовского. – К., 1972.
Измайлов А.Ф. Наедине с Паустовским. К.Г. Паустовский – прозаик, публицист, критик, драматург. – Л., 1990.
Кременцов Л.П. К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество: Книга для учителя. – М., 1982.
Левицкий Л.А. Константин Паустовский: Очерк творчества. – М.,1977.
Люлько И.П. Цвет в пейзажах К. Паустовского //Русская речь. 1967. № 6.
Паустовский К.Г. Собрание сочинений, том 2. – М., 1967.
Паустовский К.Г. Чувство истории. //Вопросы литературы. 1965. № 9.
Романенко В. Пристальный взгляд прозаика: Заметки о пейзаже //Вопросы литературы. 1971. № 8.
Трефилова Г.Л. К. Паустовский: Мастер прозы. – М., 1983.