Нравственные искания героев романа К.Г. Паустовского «Дым отечества» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Девятиярова, О. Я. Нравственные искания героев романа К.Г. Паустовского «Дым отечества» / О. Я. Девятиярова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1059/ (дата обращения: 19.12.2024).

Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право но­сить это высокое звание – Человек.

К.Г. Паустовский

Роман К.Г. Паустовского «Дым отечества» был написан в 1944 году. Рукопись романа была потеряна, и только через 20 лет её нашли в Государственном литературном архиве. Сам К.Г. Паустовский так определил тему своего произведения: «Это роман о нашей интеллигенции в канун и во время минувшей войны, о её преданности Родине, её мужестве, её испытаниях и размышлениях, о тех неумирающих жизненных явлениях, какие мы называем «личной жизнью», забывая подчас, что нет и не может быть личной жизни вне своего времени и вне общей жизни страны и народа» [6, с.307]. Писатель решил напечатать роман без значительных изменений, чтобы сохранить подлинную атмосферу своего воспри­ятия и понимания людей и событий.

Главные герои романа – это творческие люди. К.Г. Паустовскому всегда нравились необыкновенные, героические личности, преданные идее искусства и свободы. Писателя волно­вала проблема формирования творческой личности, эволюции души художника. К.Г. Паустовский охарактеризовал своих героев через их отношение к картинам, книгам, памятникам архитектуры, искусству в целом. Художники Вермель и Пахомов, актриса Тать­яна Андреевна Боброва, пушкинист Семён Львович Швейцер – все они прошли нелёгкий путь нравственных исканий, обретения гар­монии и смысла жизни.

В романе несколько сюжетных линий. Одна из них повествует о судьбе пожилого художника Николая Генриховича Вермеля, кото­рый вместе со своим учеником Михаилом Пахомовым приехал в Новгород, чтобы увидеть фрески знаменитого мастера Феофана Грека. Раскрывая психологию творческой личности, Паустовский показал читателю истоки творчества. По мнению писателя, насто­ящего художника формирует не только врождённая одарённость, но и особое восприятие окружающего мира, атмосфера времени и жизненный опыт. Вермель принадлежал к художникам старой школы. Он считал, что настоящее отношение к искусству заключа­ется в постоянном недовольстве своей работой, в спорах из-за каж­дой линии. Поэтому иногда он был ворчлив и придирчив. Его недолюбливала жена старого школьного друга, Швейцера: «Нетер­пимый и резкий, он смущал Швейцера едкими разговорами о се­мейном гнезде, о дурном вкусе людей, повесивших в кабинете на видном месте «Боярский пир» Маковского» [6, с.332]. Кроме того, она счи­тала Вермеля фантазёром, что, по её мнению, было серьёзным не­достатком. Но окружающие многое ему прощали, потому что це­нили строгий вкус художника, честность и трепетное отношение к живописи.

Внутренний мир Вермеля был тесно слит с природой. Он мог в полночь пригласить своего друга на острова только для того, чтобы полюбоваться красотой спящего леса и какими-то необыкновен­ными отражениями в воде. Художник стремился постичь тайну красок древних живописцев, создавших новгородские фрески. Вместе с Пахомовым он работал в старинной Троицкой церкви, где были обнаружены фрески XIV века. Писатель показал самоотвер­женный труд художников. В церкви было очень холодно. Вермелю и Пахомову приходилось греть воду для акварельных красок и от­тирать посиневшие пальцы около железной печки. Паустовский избегал прямых характеристик своих героев. Тем не менее ему удалось отчётливо и ярко показать внутренний облик Вермеля, его духовную красоту и отношение к природе через призму общения с другими героями романа. В диалоге со сторожем Вермель гневно отозвался о тех, кто разрушил звонницу и разбил стёкла в церкви. Он умел по-особенному видеть красоту окружающего мира и во­площать её в своих работах. Художник мечтал написать книгу о красках. Источником вдохновения для него было творчество древ­них русских живописцев. Нравственная позиция Вермеля заключа­лась в бережном отношении к истории, искусству, окружающим людям. Именно он во второй части романа добился вывоза ящиков с иконами, древней церковной утварью и рукописными книгами из новгородского кремля. Художник оказался в ситуации сложного нравственного выбора. Во время эвакуации ему предложили уехать из города вместе с нашими отступающими войсками, однако он отказался. Вермель не смог бросить Варвару Гавриловну (пожилую хозяйку дома, где он остановился) и её внучку Машу. Художнику предстояло пройти тяжёлый путь, пережить блокаду Ленинграда, но он всегда оставался верен себе, своему нравственному выбору.

В очерке «Чувство истории» К.Г. Паустовский писал, что его любимая историческая эпоха – первая половина XIX века, потому что это время Пушкина. «А всё, что связано с именем Пушкина, с людьми, которые его окружали или были его современниками, с местами, где он жил, полно для меня живого интереса и прелести». – отмечал писатель [7, с.10].

В романе «Дым отечества» пушкинская тема связана с образом Семёна Львовича Швейцера, известного пушкиниста. Рассказывая о судьбе этого героя, К.Г. Паустовский обратился к проблеме фор­мирования личности, души художника, отличительной чертой ко­торого стало тесное слияние внутреннего мира с поэзией и приро­дой. Почти всю жизнь Швейцер прожил в Ленинграде, работал в архивах и библиотеке. До пятидесяти лет ему не удалось съездить даже в Михайловское. Вермель сумел уговорить своего друга по­ехать в Пушкинский заповедник, чтобы именно там работать над книгой о жизни Пушкина. В Михайловском ему понравилось всё: и домик няни, и величественные леса, и даже собственное одиноче­ство. Там он переосмыслил всю свою прошедшую жизнь. В мучи­тельном поиске правды он пришёл к выводу, что прежние его кри­тические и литературоведческие работы написаны плохо. «Я бун­тую против своего прошлого. Нет худшей участи, чем собирать крохи с богатого стола и растолковывать людям то, что совсем не нуждается в толковании, - настолько оно прекрасно, просто и по­нятно». – писал он Вермелю [6, c.335]. Швейцер всю жизнь мечтал найти неизвестные стихи Пушкина. Неизвестных стихов великого поэта он, конечно же, не нашёл. Зато он обрёл самого себя и понял, что такое настоящее творчество. Именно в Михайловском Швейцер решил, что он напишет свою книгу иначе, чем писал до сих пор. Он постарался создать произведение о живом и обаятельном человеке. Великий русский поэт стал для Швейцера, как и для самого Пау­стовского, нравственным идеалом. Для него перечитывать стихотворения А.С. Пушкина означало каждый раз открывать для себя что-то новое, неизведанное, удивительное в своей неповторимости и красоте. Именно в пушкинской поэзии герой нашёл ответы на многие жизненные вопросы. Работая в Михайлов­ском, он ощутил радость творчества, приблизившись к пониманию живого образа поэта. Показав эволюцию творческого мышления своего героя, К.Г. Паустовский заставил нас задуматься о ценно­сти непосредственных жизненных впечатлений, о трудности осознания своего истинного предназначения.

Размышляя над своей жизнью, пушкинист пришёл к выводу, что он участвует в движении человеческой мысли, хочет передать окружающим возвышающее его чувство поэзии: «Я сторож. Даже не сторож – я часовой. На своём незаметном посту я должен быть так же твёрд, как любой участник сражения» [6, с.396]. Оказавшись в ситуа­ции морального выбора, Швейцер поступал так, как подсказывали ему совесть и чувство долга. Когда началась Великая Отечествен­ная война, он решил, что останется в Михайловском и сделает всё, что в его силах, чтобы спасти Пушкинский музей. Писатель показал благородство и мужество героя, его способность к самопожертвованию во имя общего блага.

Паустовский создал противоречивый образ творческой лично­сти. Мотивы его поступков не всегда были понятны для окружаю­щих. Оказавшись в блокадном Ленинграде, Швейцер стал собирать и приносить домой разные вещи: треснувшие хрустальные под­вески от люстр, стрелки от стенных часов, изорванные гравюры, книги без переплётов. Он хотел спасти хоть тысячную часть того, что окружало людей в мирной жизни, и вернуть это им. Душа его болела от гордости за Ленинград. Он чувствовал, как бьётся подо льдом живое сердце города. Способность самоотверженно любить свою Родину, по мнению писателя, присуща каждому настоящему художнику. Самым главным событием в жизни известного пушки­ниста стало выступление перед актёрами театра в осаждённом Ле­нинграде. Швейцер говорил о будущем, об искусстве, о стремлении к счастью, о величии культуры, о силе человеческого осознания, о последней смертельной схватке между добром и злом. «И вот за всё это, за каждое слово, за создание новой жизни у нас на земле, за победу правды и добра, – говорил он, – мы должны сражаться до последнего вздоха. Потому что это – наше достоинство, наша душа» [6, с.546]. Швейцер читал бессмертные пушкинские строки, и это пробуждало в людях стремление жить и бороться с врагом. Вся жизнь этого героя была посвящена служению искусству и человеку. В образе Швейцера Паустовский показал лучшие черты русской интеллигенции: любовь к Родине, поиск нравственного идеала, мужество, стремление найти своё место в жизни.

Особое место в романе «Дым отечества» занимает тема поиска счастья и любви. Эта тема нашла отражение в образе драматиче­ской актрисы Татьяны Андреевны Бобровой. К.Г. Паустовский за­ставляет нас задуматься о моральной ответственности человека за свои поступки. В юности героине казалось, что интересные вещи случа­ются только в кино, в книгах и в театре. Она хотела подражать пре­красным женщинам, о которых читала в романах. Талантливые ге­рои Паустовского, как правило, несчастливы в личной жизни. Это связано с особой чувствительностью творческой личности, с обострённым восприятием мира. Личная жизнь актрисы не сложи­лась. Уже через год после замужества она стала смотреть на мужа с недоумением и никак не могла понять, почему она вышла за него замуж. После смерти мужа Татьяна Андреевна переехала в Одессу, где работала в театре и играла роли трагических героинь. Размыш­ляя о своём недавнем прошлом, она пыталась найти ответ на во­прос: «Почему дороги к счастью у разных людей редко сходятся?»

Судьба посылает ей любовь тяжело больного молодого испанского моряка Рамона Перейро. Но актриса не смогла оценить искрен­ность чувств юноши, рассмеявшись в ответ на его признание. Раз­рыв отношений, который последовал за этим, тяжёлая болезнь – всё это стало для неё суровым испытанием. Приехав в Новгород к своей маме, Татьяна Андреевна попыталась осмыслить произо­шедшее, разобраться в своих чувствах и мыслях. Писатель сумел показать внутреннюю красоту героини не только в искренности её переживаний, размышлений, но и в способности Татьяны Андреевны видеть красоту окружающего мира. Узнав о смертельной болезни Рамона Пе­рейро, она поехала в Ялту, где он проходил лечение. Татьяна Ан­дреевна решила поддержать Рамона в последние дни его жизни. Умирая, Рамон верил, что он любим и дорог. Было ли это ложью? Да. Правильно ли она поступила? Несомненно. Вот как сказал об этом Швейцер: «Мы спорим о совершенстве человеческих чувств, но вот приходит женщина и без единого слова даёт нам урок, какого ни­когда не забудешь» [6, с.420]. Она не могла поступить иначе. Да, она обма­нула Рамона, но никто не может упрекнуть её в этом, сказать, что она не права. За эти несколько дней она повзрослела на несколько лет. Паустовский помог нам увидеть тот отпечаток, который оста­вили эти события в душе героини, показал, как они воздействовали на внутренний мир творческой личности. Татьяна Андреевна перестала мечтать о необыкновенной жизни героинь прочитанных ею романов. Она поняла, что реальный мир намного сложнее, трагичнее, ярче.

«Жизнь идёт из столетья в столетье, неиссякаемая, простая, - утверждает писатель, - и надо, стиснув зубы, беспощадно бороться со всем, что мешает её свобод­ному течению. За это боролся Рамон. За это, по-своему, борются Вермель, Пахомов и Швейцер» [6, с.429]. История с Рамоном приводит Та­тьяну Андреевну к мысли о том, что она должна наполнить свою жизнь стремлением к доброте, красоте и правде. Война застала её в Эстонии. Вместе со всей труппой театра она оказалась на песчаной косе острова Эзель. Актриса стирала краснофлотские рубахи, пере­вязывала раненых, а ночью читала морякам рассказы и стихи. Больше всего краснофлотцы любили пушкинское «19 октября». Автор показывает особое отношение героини ко всему, что связано с Пушкиным. На перилах беседки возле её дома в Новгороде она когда-то вырезала инициалы поэта рядом со своим именем. Она помогла Швейцеру найти в Ялте неизвестный портрет Пушкина работы итальянского мастера. Именно пушкинские строки поддерживали её в трудную минуту, заставляли бороться и искать своё счастье. Даже в самых сложных жизненных ситуациях Татьяна Андреевна оставалась верной своим принципам. Её отличает честность, мужество, верность долгу, ду­шевная чуткость, уважение к истории своих предков. Пройдя тяжё­лые жизненные испытания, Татьяна Андреевна нашла свою лю­бовь, стала по-настоящему счастливым человеком.

Повествование в романе «Дым отечества» сконцентрировано вокруг темы творчества и нравственных исканий личности. В ху­дожественную ткань романа органично вплетаются различные времена и географические пространства, тонкие пейзажи и художе­ственное осмысление разных людских судеб. Писателю удалось создать правдивые, яркие образы героев. Для нас интересен не только результат, но и сам процесс нравственных исканий и разду­мий героев романа «Дым отечества».

Почему мы снова и снова возвращаемся к творчеству Паустовского? Потому что он совреме­нен. Любовь к человеку, которой наполнены все его произведения, вызывает в нас самый живой отклик, стремление совершенство­ваться, приблизиться к постижению красоты мира вокруг нас. Пе­речитывая его книги, мы каждый раз открываем для себя прекрас­ный мир добра, гармонии, любви.


Литература:
  1. Ачкасова Л.С. Гуманизм в творчестве К. Паустовского. – К., 1972.

  2. Измайлов А.Ф. Наедине с Паустовским. К.Г. Паустовский – прозаик, публицист, критик, драматург. – Л., 1990.

  3. Кременцов Л.П. К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество: Книга для учителя. – М., 1982.

  4. Левицкий Л.А. Константин Паустовский: Очерк творчества. – М.,1977.

  5. Люлько И.П. Цвет в пейзажах К. Паустовского //Русская речь. 1967. № 6.

  6. Паустовский К.Г. Собрание сочинений, том 2. – М., 1967.

  7. Паустовский К.Г. Чувство истории. //Вопросы литературы. 1965. № 9.

  8. Романенко В. Пристальный взгляд прозаика: Заметки о пейзаже //Вопросы литературы. 1971. № 8.

  9. Трефилова Г.Л. К. Паустовский: Мастер прозы. – М., 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): Дым отечества, творческая личность, внутренний мир, Жизнь, книга, личная жизнь, Новгород, окружающий мир, писатель, роман, художник.