Аспекты изучения маркетинга на уроках английского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Морозова, Н. Ю. Аспекты изучения маркетинга на уроках английского языка / Н. Ю. Морозова, П. В. Короткова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/258/13391/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная работа посвящена проблеме обучения маркетингу на английском языке. В ходе исследования автор приходит к выводу о необходимости учета в лингвистической подготовке будущих маркетологов динамичного развития концептосферы маркетинга, выбора правильных речевых стратегий на основании изучения запросов покупателей, статусно-ориентированного характера маркетингового дискурса, предполагающего аргументированность и воздейственность на целевую аудиторию.

Ключевые слова: маркетинг, обучению маркетингу на английском языке, концептосфера маркетинга, маркетинговый дискурс, маркетинговая терминология

This work is devoted to marketing training in English. The author comes to the conclusion about the necessity of taking into account the dynamic development of the marketing concept sphere, choice of the right speech strategies based on the study of customers’ needs, status-oriented nature of the marketing discourse involving argumentation and influence on the audience during linguistic training of future marketers.

Key words: marketing, marketing training in English, conceptual sphere of marketing, marketing discourse, marketing terminology

Экономика, как любая друга сфера человеческой деятельности, обладает собственным сложным и многоаспектным понятийным аппаратом, отражающим процесс ее развития, основные этапы экономических изменений в обществе. Терминология, свойственная экономике, включает как общеэкономические, так и специализированные термины, а также термины, привлеченные из других терминосистем (географической, юридической, исторической и др.).

В современном обществе значительная роль отводится такой сфере экономической деятельности, как маркетинг. В нынешних условиях развития потребительского общества маркетинг превращается в философию бизнеса, влияя на все аспекты коммерческой деятельности. Одно из самых известных определений маркетинга принадлежит Ф. Котлеру, который понимает под ним социальный и управленческий процесс, организованный таким образом, что отдельные лица и их группы получают всë, что им необходимо для удовлетворения потребностей, за счет создания и обмена товарами и ценностями. В качестве базовых рабочих понятий маркетинга американский ученый рассматривает нужду, потребность, запрос, товар, обмен, сделку и рынок [3, c. 41].

И. И. Воронцова отмечает, что профессия маркетолога, позволяющая решать проблемы потребителей с помощью эффективного удовлетворения их запросов, является одной из самых востребованных в условиях рыночных отношений. От профессионализма специалистов-маркетологов в значительной степени зависит узнаваемость торговой марки, рост покупательского спроса и объёма продаж, и, в конечном итоге, коммерческий успех предприятия.

В условиях глобального развития экономики и расширения международных связей в состав многих отечественных компаний входят маркетинговые отделы, специалисты которых должны прекрасно владеть знаниями в своей профессиональной области, а также иностранными языками и основами межкультурной коммуникации для обеспечения сотрудничества с зарубежными партнерами [1, c. 107–111].

Для специалистов в области маркетинга важно усвоить, что правильная оценка запросов целевой аудитории и применение соответствующих стратегий речевого поведения способствует реализации успешной маркетинговой стратегии. Так, Ю. В. Рябухина приводит следующий пример, демонстрируя неправильный выбор лингвистических характеристик маркетингового дискурса в сфере международного туризма, который привел

к коммерческой неудаче: продвижение в Санкт-Петербурге проекта «Белые дни» (‘White Days’), призванного способствовать продаже туров в культурную столицу России в зимний период. Вполне очевидно, что данный бренд был выдвинут в противоположность общеизвестному бренду ‘White Nights’. Однако новоиспеченный антропоним ‘White Days’ уже не обладал остротой, уникальностью и привлекательностью своего «родителя», что и стало одной из причин неэффективности данного проекта [5, c. 58–64].

Маркетинговый дискурс представляет собой статусно-ориентированный вид дискурса, который, в отличие от личностно-ориентированного, или персонального, является речевым взаимодействием представителей социальных групп или институтов друг с другом, в ходе которого они реализуют свои статусно-ролевые возможности [2, c. 4].

Статусно-ориентированный дискурс в сфере маркетинга предполагает диалогичность, аргументированность (как рациональную, так и эмоциональную), а также воздейственность на адресата, так как трудно представить себе деятельность, связанную с продажей товаров и услуг, без использования дискурсивной техники убеждения.

Важным лингводидактическим основанием при подготовке курса по обучению будущих маркетологов английскому языку является опора на концептосферу «Маркетинг», динамично развивающуюся под влиянием экстралингвистических факторов. Е. В. Петрушова в своем исследовании анализирует динамику маркетинговой понятийной системы на примере базового концепта «маркетинг», который, изменяясь вместе с изменениями общества, уже не означает, как раньше, просто продажу товаров и услуг, а является удовлетворением потребностей клиента.

Ядро исследуемой концептосферы составляют семы «общество», «управление», «процесс», «организация/фирма/предприниматель», среди периферийных сем — «спрос (потребности, запросы)», «предложение (товары, услуги)», «удовлетворение (ценность, цена, деньги)», «обмен (сделки, отношения)», «рынки (сбыт, распределение)», «продвижение (реклама, PR)». Исследователь выделяет основные модели свободных словосочетаний в сфере маркетинга на английском языке, включающие глагольные, адъективные, субстантивные, marketing’s + N, N + of + marketing словосочетания, многокомпонентные словосочетания типа marketing performance management initiatives — ‘инициативы руководства по повышению эффективности маркетинга’, а также приводит многочисленные примеры новообразований, не успевших войти в специализированные словари по маркетингу, например, conquest marketing, target marketing, complementary marketing, micromarketing, sponsorship marketing, что убедительно доказывает динамичное развитие изучаемой сферы деятельности [4, c. 122–126].

В связи с вышеизложенным в курс обучения маркетингу на английском языке необходимо включать как языковые, так образовательные и воспитательные аспекты: систематизацию полученных ранее знаний в области английского языка; расширение компетентности в области экономической терминологии; обучение современной маркетинговой лексике; формирование профессионально-ориентированной языковой личности, владеющей навыками межкультурной коммуникации, стратегиями речевого поведения, основанными на тщательном анализе запросов потребителей, в том числе принадлежащих различным лингвокультурам; правилами ведения статусно-ориентированного речевого общения, основанного на аргументированности и убеждении партнера по коммуникации.

Кроме того, как справедливо подчеркивает И. И. Воронцова, в педагогическом процессе необходимо акцентировать внимание на расширении кругозора студентов, повышении уровня культуры их мышления, развитии познавательно-коммуникативной компетентности, создании информационного пространства для совершенствования обучаемыми знания иностранного языка и навыков его использования в сфере маркетинга.

Формы работы могут включать как обсуждение и обмен мнениями, различные дискуссии и разбор кейсов в процессе аудиторной работы и общения между студентами и студентами с преподавателем, так и самостоятельную работу, направленную на поиск информации на рекомендуемых сайтах, подготовку проектов и презентаций. Приоритетное внимание уделяется изучению конкретных деловых ситуаций, использованию ролевых игр, участвуя в которых студенты могут проявить свое творческое мышление, предложить альтернативные способы решения проблемных ситуаций, сопоставить свои идеи и традиционные представления с понятиями представителей иных лингвокультур [1, c. 107–111].

Важен правильный отбор актуальной маркетинговой терминологии, основанный на исследовании понятийной системы современного маркетинга. В связи с динамичными изменениями внутри данной сферы необходимо обращаться не только к специализированным словарям по маркетингу, но и активно использовать аутентичные тексты. Безусловно, дискурс, продуцируемый носителями английского языка, отличается бóльшей убедительностью благодаря более точному и выразительному использованию языковых средств. В процессе обучения маркетингу на английском языке российских студентов необходимо стремится к максимальной имитации англоязычных структур и элементов, придания им живости и метафоричности, столь характерной для английской речи. Педагогическая цель достигается в том случае, когда, осознавая ценность продаваемого продукта, ценность его представления и собственную ценность как успешного маркетолога, обучаемый может правильно описать свой продукт и представить его на рынке, выбрав верные речевые стратегии, пользуясь адекватной маркетинговой терминологией на английской языке, владея навыками коммуникации и техниками построения убедительной речи.

Литература:

  1. Воронцова И. И. и др. Маркетинг на английском языке как неотъемлемое условие профессионального успеха в бизнесе // Вестник Финансового университета, 2012. — № 4 (8). — С. 107–111
  2. Карасик В. И. Речевая коммуникация: дискурсивный аспект // Грани познания: электрон. науч.-образ. журнал, 2013. — № 1. — С. 4.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. 4-е изд. — М.: Вильямс Издательский дом, 2007. — 1200 с.
  4. Петрушова Е. В. Вербализация концепта «Маркетинг» в современном английском языке // Вестник Адыгейского государственного университета, 2010. — № 3. — С. 122–126
  5. Рябухина Ю. В. Менеджмент, маркетинг, дискурс // Научный журнал НИУ ИТМО, 2014. — № 2. С. 58–64
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, маркетинг, маркетинговый дискурс, сфера маркетинга, динамичное развитие, продажа товаров, целевая аудитория.

Ключевые слова

маркетинг, обучению маркетингу на английском языке, концептосфера маркетинга, маркетинговый дискурс, маркетинговая терминология

Похожие статьи

Применение модели информационного метаболизма для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся

Статья посвящена выделенным на основе базиса Юнга аспектам информационного метаболизма и важности применения знаний об оных для реализации индивидуального подхода к школьникам. В ней тезисно описана имеющаяся информация о нюансах аспектоники каждого ...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком на этапе начального общего образования

Автором статьи изучается понятие говорения на иностранном языке, а также обосновывается актуальность и необходимость данных умений и навыков для учащихся начального общего образования. В настоящей статье автором проводится исследование возможностей и...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Проектирование урока иностранного языка с учётом культурологического аспекта в коммуникативно-направленном обучении

В статье автор рассматривает некоторые существующие тенденции в преподавании иностранных языков (далее ИЯ) и на основе их анализа предлагает принципы отбора компонентов урока, что находит отражение в методической разработке — памятке-вопроснике, пред...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ

Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Дидактическая обработка учебного материала в процессе формирования научно-педагогических понятий у студентов педагогических специальностей

Статья посвящена проблеме подбора и презентации учебного материала студентам педагогических специальностей с целью качественного освоения ими понятийного аппарата педагогики. Процесс концептуализации служит основным условием для перехода получаемой с...

Применение лингвокультурного концепта в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе

Данная статья раскрывает педагогический потенциал лингвокультурных концептов в развитии гуманитарной культуры студентов вуза. Включение лингвокультурного концепта в содержание учебного материала, подобранного с учётом разножанровости источников, спос...

Похожие статьи

Применение модели информационного метаболизма для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся

Статья посвящена выделенным на основе базиса Юнга аспектам информационного метаболизма и важности применения знаний об оных для реализации индивидуального подхода к школьникам. В ней тезисно описана имеющаяся информация о нюансах аспектоники каждого ...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком на этапе начального общего образования

Автором статьи изучается понятие говорения на иностранном языке, а также обосновывается актуальность и необходимость данных умений и навыков для учащихся начального общего образования. В настоящей статье автором проводится исследование возможностей и...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Проектирование урока иностранного языка с учётом культурологического аспекта в коммуникативно-направленном обучении

В статье автор рассматривает некоторые существующие тенденции в преподавании иностранных языков (далее ИЯ) и на основе их анализа предлагает принципы отбора компонентов урока, что находит отражение в методической разработке — памятке-вопроснике, пред...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ

Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Дидактическая обработка учебного материала в процессе формирования научно-педагогических понятий у студентов педагогических специальностей

Статья посвящена проблеме подбора и презентации учебного материала студентам педагогических специальностей с целью качественного освоения ими понятийного аппарата педагогики. Процесс концептуализации служит основным условием для перехода получаемой с...

Применение лингвокультурного концепта в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе

Данная статья раскрывает педагогический потенциал лингвокультурных концептов в развитии гуманитарной культуры студентов вуза. Включение лингвокультурного концепта в содержание учебного материала, подобранного с учётом разножанровости источников, спос...