Проблема «А.С. Пушкин и изобразительное искусство» в отечественном и зарубежном литературоведении
Автор: Поташова Ксения Алексеевна
Рубрика: 2. История литературы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 6623 раза
Библиографическое описание:
Поташова, К. А. Проблема «А.С. Пушкин и изобразительное искусство» в отечественном и зарубежном литературоведении / К. А. Поташова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1716/ (дата обращения: 19.12.2024).
В первой половине XIX века существовала неразрывная связь между различными родами искусства. В литературно-критических журналах размещались статьи о литературе, живописи и музыке. Искусствовед А.Б. Стерлигов заметил: «Начиная с Пушкина, во всей структуре художественной культуры вперёд выходит литература. Главные открытия в искусстве человековедения отныне делаются писателями, а портретная живопись следует за ними» [1. с.40]. Действительно, в это время в произведениях писателей-классиков героями становятся художники, поднимется тема изобразительного искусства, в особенности портрета. Но портретное искусство повлияло и на изображение автором самого героя. В литературоведении в связи с развитием в литературе первой половины XIX века портретного начала появились такие понятия, как «галерея образов», «литературный тип».
Портретное мастерство А.С. Пушкина ярче других критиков отметил И.А.Гончаров. В статье «Лучше поздно, чем никогда» (1879) Гончаров написал: «Пушкин, как великий мастер, этими двумя ударами своей кисти, да ещё и несколькими штрихами, дал нам вечные образцы, по которым мы и учимся бессознательно писать как живописцы – по античным статуям» [2. с.70]. Об особенностях изображения в поэзии и прозе человека писали В.Г. Белинский, И.А. Гончаров, Д.И. Овсянико-Куликовский, А.Н. Пыпин. В 1901 году Н.Покровский составил сборник «Пушкин в его значении: художественном, историческом и общественном». Связи литературы и изобразительного искусства становятся центральными в работах представителей культурно-исторической и психологической школ в литературоведении.
Литературоведами XX века проблема изобразительного искусства в творчестве Пушкина раскрывается в двух направлениях: создаются работы о портретах и скульптурах с изображением поэта и исследуются графические работы самого Пушкина, представленные в черновых рукописях и альбомах. Исключение составляет статья Н.Н. Пунина «Пушкин и изобразительное искусство», написанная в середине 1930-ых годов. Темой статьи явилось рассмотрение эстетических взглядов Пушкина, отношения поэта к живописи. Статья не опубликована, её машинописный вариант хранится в Рукописном отделе ИРЛИ РАН.
Атрибуция изображений Пушкина в живописи и скульптуре стала предметом как довоенного, так и современного литературоведения и искусствоведения. Профессор А.А.Сидоров к 1941 году создал цикл статей «Проблемы иконографии Пушкина»: «Прижизненные портреты Пушкина», «Картины из жизни Пушкина», «Модели памятников», «Посмертные портреты Пушкина», «Портреты А.С. Пушкина на смертном одре». Эти статьи представляют особый интерес для музейных работников, так как в них подробно рассматриваются портреты Пушкина и его семьи, представлена история их (?) создания. В 1960-ые годы монахиня Исидора (в миру Е.А. Чижова) работала над историей появления удивительной миниатюры с изображением Пушкина-ребенка. Этот рисунок появился у её предков и более 100 лет хранился в семье, пережив даже блокаду Ленинграда. Миниатюра в 1960 году поступила в собрание Государственного музея А.С.Пушкина в Москве. Об этой миниатюре монахиня Исидора не писала, только рассказывала своим знакомым. От них музейные сотрудники узнали историю появления первого портрета поэта.
А.И. Минина составила небольшой альбом «Пушкин» из серии «Семья художника» [3] (1990). В работе представлены краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Биографический материал дополнен иллюстрациями: наиболее известными портретами семьи Пушкиных, черновыми рисунками самого поэта. В 1996 году вышла книга «Пушкин и современная культура» [4]. В ней собраны статьи, объединенные общей темой – биография и творческое наследие поэта в контексте культуры ХХ века. В этом ключе поднимаются проблемы театральных постановок, кинопостановок, переводческой деятельности. Интересна статья Е.В. Павловой «Пушкин глазами художников 1970-1990-х годов», представляющая интерпретации образа поэта художниками конца ХХ века в графике, живописи и скульптуре. Автор статьи в своих исследованиях пришла к мысли о разнице между прижизненными и посмертными изображениями Пушкина. Художники ХХ века тяготели к автопортретам поэта.
Интерес при изучении связей Пушкина с изобразительным искусством представляют различные художественные альбомы ─ результат выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Твери, Торжке. Самое ценное в них ─ многочисленные иллюстрации, воссоздающие эпоху Пушкина. Такие альбомы регулярно выходят в свет: 1976 год - «Московская изобразительная пушкиниана» [5], в 1986 году вышло дополненное и расширенное издание этого альбома. В 2003 году появился альбом «А.С.Пушкин в Тверском крае» [6], в том же году вышел альбом «Пушкин и Филарет, митрополит Московский и Коломенский» [7]. Несомненно, такие альбомы помогают изучению творческого наследия поэта в контексте культуры России XIX века.
В пушкинистике глубоко изучается проблема атрибуций графики поэта. Особенно активно это направление развивалось в трудах исследователей XX века. Упоминание о рисунках поэта встречается уже в работе П.В. Анненкова «Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина» (1855). Анненков первым отметил, что рисунки поэта «обыкновенно повторяют содержание написанной пьесы, воспроизводя её» [8. с.317]. Литературоведы Н.О. Лернер, С.А.Венгеров в толковании рисунков последовали за Анненковым, называя эти работы автоиллюстрациями. Ошибочность этого вывода была доказана пушкинистами середины ХХ века. Первая попытка классифицировать пушкинские рисунки была предпринята Г.П. Георгиевским. Его статья «Семь рисунков Пушкина» размещена в шестом номере журнала «Русский вестник» за 1899 год. Это первая и довольно простая классификация: рисунки разделены на пейзажи, фигуры людей, животных и цельные картины. Такой классификации для изучения графики Пушкина не хватало. Эта систематизация была доработана в небольшой статье И.К.Линдемана «Пушкин как художник и рисовальщик». Исследователь классифицировал графику поэта на портреты, картины, виньетки, иллюстрации и отдельные предметы. Но исследования Георгиевского и Линдемана нельзя назвать профессиональным изучением графических работ А.С.Пушкина: ими не была предложена методологическая база.
С 1924 года было положено начало специальному изучению графических работ Пушкина. А.И. Эфрос первым предложил выделять среди графики поэта рисунки и росчерки. Он разработал метод атрибуции рисунков Пушкина. Этим методом стали пользоваться в дальнейшем все пушкинисты, изучающие графику поэта. Свои исследования А.М. Эфрос представил в работах «Рисунки Пушкина» и «Рисунки поэта».
С 1926 года тема художественного мастерства Пушкина связана с именами И.С. Зильбернштейна, Т.Г. Цявловской, М.Д. Беляева, Б.В. Томашевского, Н.В. Измайлова. Эти литературоведы первыми начали целенаправленное изучение графики поэта. Ими же была предпринята попытка создать первый каталог атрибуций. На основе полученных учёными материалов предполагалось создать 17-ый том собрания сочинений А.С.Пушкина 1937 года. Этот том должен был состоять из двух частей, в которых в хронологическом порядке размещались бы рисунки. Предполагалось снабдить каждый рисунок небольшой аннотацией на русском и французском языках, включающей дату, место создания, текст художественного произведения, размеры, сведения о технике изображения, архивный шифр. Но весь материал собрать не удалось, из-за чего этот колоссальный труд не опубликован. Подготовительные материалы к 17-му тому полного собрания сочинений А.С. Пушкина до сих пор хранятся в Рукописном отделе ИРЛИ РАН (ПД, ф. 373 – архив редакции академического издания ПСС А.С. Пушкина). На основе этих материалов была написана диссертация М.Д. Беляева, пытавшегося систематизировать собранные вместе с Т.Г. Цявловской рисунки поэта.
В 1983 году вышла книга Л.Ф. Керцелли «Мир Пушкина в его рисунках: 1820-е годы» [9]. Эта работа посвящена атрибуции графических работ Пушкина в черновиках 1828 – 1830 годов. Внимание уделяется портретам Н.Н. Раевского, С.Г. Волконского, А.И.Одоевского, А.С. Грибоедова, П.А. Плетнёва, А.П. Ермолова.
В 1997 году вышла книга Л.А. Краваль «Рисунки Пушкина как графический дневник». Исследовательница рассматривает графику поэта конца 1820-х годов. Работы Л.А. Краваль интересны тем, что атрибутируются пушкинские изображения святых: святой благоверной княгини Анны Кашинской, святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского.
В современном литературоведении авторитетными трудами о графике поэта являются статьи и книги С.В. Денисенко и С.А. Фомичёва. Интересна одна из последних книг этих ученых – «Пушкин рисует. Графика Пушкина» [10].
Зарубежная пушкиниана изучает только графическое наследие поэта, исключая из его творчества литературные портреты. Этот факт можно объяснить проблемами перевода: экспрессию языка графики не следует переводить. Часть работ Пушкина находится в «Бахметьевском архиве русской и восточноевропейской истории и культуры» Колумбийского университета.
Изучение графики поэта связано с именем художника Н.В. Зарецкого (1876-1959), жившего в Праге. В 1933 году он подготовил выставку «Рисунки русских писателей». Здесь был представлен и отдельный раздел, посвященный графике Пушкина. В Колумбийском университете хранится каталог этой выставки, включающий 248 рисунков. В 1937 году Н.В. Зарецкий составил набор открыток «12 рисунков Пушкина». В аннотации к набору художник представил характеристику графического наследия поэта. Интересны сведения об этих открытках, приведенные С.В. Денисенко в книге «Пушкин рисует. Графика Пушкина». Исследователь указал, что экземпляр набора был подарен Н.В. Зарецким А.М.Ремизову 18 апреля 1937 года. Сам А.М. Ремизов изучал рисунки литераторов, участвовал в организации выставки Н.В. Зарецкого. Интересна заметка писателя - «Рисунки писателей», включенная в сборник «Петербургский буерак. Шурум-бурум. Воспоминания». А.М. Ремизов объяснил психологию рисующего писателя: «Говоря о рисунках писателей, следует всегда помнить, что эти рисунки бывают двух типов: рисунки рукописей и те, в которых писатель выступает как художник. Рисунки рукописей неотделимы от письма: эти рисунки – продолжение строчек и являют очертания невыразимых мыслей» [11. с.271].
Зарубежные исследования графики Пушкина связаны с именем художника М.В.Добужинского. 4 декабря 1936 года он выступил со статьей «О рисунках Пушкина» в Пушкинском кружке в Лондоне у А.В. Тырковой-Вильямс. М.В. Добужинский 14 апреля 1937 года представил доработанный вариант статьи в фойе зала Плейель в Париже на открытии выставки к 100-летию со дня гибели поэта. Он готовил и хронологический список рисунков Пушкина. Интересен подход М.В. Добужинского к изучению графики поэта: художник делал копии рисунков, пытаясь проникнуть в психологию Пушкина-художника. Рабочие тетради М.В. Добужинского хранятся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета.
В 1996 году появился первый каталог рисунков «А.С.Пушкин: Рисунки», являющийся 18-м томом к репринтному переизданию академического Полного собрания сочинений поэта. Труд включает около 400 рисунков, но большей частью в него вошли уже известные широкому кругу рисунки. Размещены изображения четко: по разделам (портреты, автопортреты, пейзажи, зарисовки животных, оружия и т.п.) и с соблюдением хронологического принципа.
А.М. Эфрос, Т.Г. Цявловская, М.Д. Беляев, Л.Ф. Керцелли, Л.А. Краваль, С.В.Денисенко, С.А. Фомичев – это далеко не все пушкинисты, изучающие графическое наследие поэта. Их работы посвящены атрибуции отдельных рисунков Пушкина, результатами которых следует пользоваться, помня об их предположительном характере.
Графика Пушкина является неотъемлемой частью всего наследия поэта. Она органически вплетена в сферу поэтических исканий, духовных интересов, показывает всю широту, необъятность его таланта. Но было бы неправильно изучать и оценивать мастерство Пушкина-портретиста, исходя только из его графических зарисовок в черновиках. В лирике поэта просматривается портретное начало. Пушкиным создана целая галерея образов. Герои живут на страницах его произведений. Читатель видит их в развитии. Благодаря мастерству Пушкина изображать окружающее, каждый может ощутить дыхание и взгляд героя, окунуться в его внутренний мир.
Хрестоматийным произведением А.С. Пушкина о живописи является метафорическое стихотворение «Полководец». Стихотворение Пушкина актуализирует, в первую очередь, антитезу живого и мертвого – человека и его изображения. Уже в начале задана антиномия:
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу.
[12] [III, 217]
Пушкиным показаны портреты, холсты, на которые нанесены изображения людей. Далее в сознании наблюдающего поэта образы как бы наполняются жизнью, иллюзорность этого оживления подчеркнута словом «мнится». Пушкин вырывается за пределы живописи в неживописное пространство, играя на рубеже искусства и действительности:
И, мнится, слышу их воинственные клики.
[III, 217]
Среди работ о связях Пушкина и живописного искусства выделяются работы Ю.М.Лотмана. Рассматривая повесть (или роман, как недавно определили литературоведы) «Капитанская дочка», он обратился к литературному портрету. Ю.М.Лотман высказывает интересную мысль о двойственности парадного портрета Пушкина. Необходимо пояснить в связи с этой работой, что живопись XVIII в. утвердила два стереотипа портрета. Один из них выделял в человеке государственную, торжественно-высокую сущность. Такой портрет требовал тщательного изображения орденов и мундиров. Они символизировали собой государственную службу изображаемого человека. Дальнейшее развитие портретной живописи приводит к росту внимания к психологической характеристике, к тому, что бытовые, домашние зарисовки вытесняют официально-парадные. А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» подсветил образ Екатерины II двумя лучами: первый – изображение, близкое к торжественным портретам Д.Г. Левицкого, второй – портрет, связанный с просветительской концепцией власти (государь-человек) В.Л. Боровиковского. При встрече Марьи Ивановны с императрицей в парке государыня предстаёт: «в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза имели прелесть неизъяснимую» [VIII, 371]. Иной портрет императрицы Пушкин показывает в момент встречи героини с императрицей в её покоях: «Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну» [VIII, 373].
Ю.М. Лотман доказал, что литературный портрет, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке», восходит к двум портретным концепциям Екатерины II: изображение мощи государственного разума и воссоздание гуманной человечности монарха эпохи Просвещения.
При изучении портретного мастерства Пушкина следует учитывать и то, что в его лирике упоминаются многочисленные имена художников и скульпторов. Среди них западные живописцы: Тициан, Корреджо, Рафаэль, Рубенс, Пуссен, Верне, Альбани. Встречаются и шесть имён русских деятелей искусства. Это три художника – карикатурист Александр Орловский (1777-1832), художники О.А. Кипренский (1783-1836) и К.П.Брюллов (1799-1852) и три скульптора (мастера второго ряда) – И.С. Пименов (1812-1864), А.В. Логановский (1812-1855) и Б.И. Орловский (1793-1837). Однако удивительно мало информации представлено в пушкинистике о влиянии этих художников на поэта. Так, в статье «Изобразительное искусство и Пушкин» в книге «Путеводитель по Пушкину» [13] под редакцией М.К. Азадовского эти имена только перечислены. В книге В.В.Вересаева «Спутники Пушкина» [14] представлена скупая биографическая информация о художниках О.А. Кипренском, В.А. Тропинине и К.П. Брюллове. Информацию о творческих связях Пушкина и художников возможно собрать только по дневникам, эпистолярию, отчётам Академии художеств.
Проблемы «Пушкин и изобразительное искусство» касаются не только литературоведы, но и лингвисты. Так, исследование литературных портретов А.С.Пушкина представлено в монографии В.В. Башкеевой «От живописного портрета к литературному. Русская поэзия и проза конца XVIII – первой трети XIX века» [15]. В монографии рассматривается процесс формирования в русской литературе словесного портрета. В.В. Башкеева выявляет языковое своеобразие портретной манеры Н.М.Карамзина, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А.А. Бестужева-Марлинского. Для изучения словесного портрета автор монографии применяет лингвистический анализ. В.В. Башкеева сопоставляет стилистические и лексические приёмы в изображении человека писателями конца XVIII – начала XIX века. Но исследование ближе не к литературоведению, а к лингвистическим наукам – истории русского литературного языка и стилистике.
Изучение литературного портрета является важным вопросом в современной пушкинистике, так как в центре каждого художественного произведения стоит образ – персонаж. Средство создания этого образа – портрет. Через индивидуальные черты героя писатель показывает особенности, характеризующие определенную среду. Портрет можно прочитывать разнообразными способами: в нем можно увидеть черты людей определенной эпохи, психологические отличия поведения, социальные трагедии, различные варианты воплощения самого понятия «человек». Анализ литературного портрета приводит к глубокому пониманию художественного произведения.
- Литература:
1. Стерлигов А.Б. Портрет в русской живописи XVII – первой половины XIX века.// Портрет в русской живописи XVII – первой половины XIX века [альбом]. М., 1985. С.40.
2. Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда. Собр. соч.: В 8 т. М., 1952—1955. Т.8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. С. 70.
3. Минина А.И. Пушкин. [Альбом] (серия «Семья художника»). Л., 1990. - 31 с.
4. Пушкин и современная культура. М., 1996.
5. Московская изобразительная Пушкиниана. /сост. Л.И.Вуич, Е.В.Муза, Е.В.Павлова. М., 1976.
6. А.С. Пушкин в Тверском крае: Тверь-Торжок-Старицкий уезд. /сост. О.Г.Зимина, Л.А.Казанская, О.В.Петров. М., 2003.
7. Пушкин и Филарет, митрополит Московский и Коломенскиц: Альбом – каталог выставки в Государственном музее А.С.Пушкина. 20 декабря 2000-28 февраля 2001. М., 2003.
8. Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. М., 1984. С.317.
9. Керцелли Л.Ф. Мир Пушкина в его рисунках: 1820-е годы. М., 1983.
10. Денисенко С.В., Фомичев С.А. «Пушкин рисует. Графика Пушкина». СПб., 2001.
11. Ремизов А.М. Встречи. Париж, 1981. С.271.
12. А.С. Пушкин. Полн. собр. соч.: В 17 т. М.,1937. Т.III, кн. 1:Стихотвореия, 1826 – 1836. М.,Л: 1948. С. 217. Далее цитаты будут приведены по этому изданию с указанием тома и страницы в тексте статьи.
13. Путеводитель по Пушкину / М.К. Азадовский и др. М., 2009.
14. Вересаев В. Спутники Пушкина. М., 1993.
15. Башкеева В.В. От живописного портрета к литературному. Русская поэзия и проза конца XVIII – первой трети XIX века. Улан-Удэ, 1999.