Творчество Джорджа Лилло: критика и оценка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Галлямова, М. С. Творчество Джорджа Лилло: критика и оценка / М. С. Галлямова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1749/ (дата обращения: 16.11.2024).

Отечественное и западное литературоведение, исследуя историю и закономерности развития английской литературы, никогда не оставляло без внимания XVIII век. В последнее время наблюдается рост исследовательского интереса к литературному процессу в Англии первой трети XVIII столетия, но картину английской литературной жизни периода раннего Просвещения нельзя назвать законченной. В частности, мало внимания уделяется изучению английской трагедии первых десятилетий XVIII века.

Как известно, данный период в развитии литературы носил переходный характер и долго считался недостаточно плодотворным в истории трагедии. Этот литературоведческий стереотип привел к недооценке не только отдельных произведений, но и целых вех в развитии английской драматургии.

Таким этапным явлением представляется практически неизвестное отечественному литературоведению творчество английского драматурга Джорджа Лилло (1693-1739). Две из восьми написанных им трагедий более века не сходили с английской сцены - «Лондонский купец, или История Джорджа Барнвела» («The London Merchant», or the History of George Barnwell, 1731) и «Роковое любопытство» («Fatal Curiosity», 1736).

В его произведениях нашли отражение сложные социально-политические процессы, происходившие в Англии после революции 1688-1689 гг., а также проблемы, которые оказались в центре литературных дискуссий того времени.

В английской трагедии периода раннего Просвещения усиление наметившейся моралистической тенденции сопровождалось постепенным переходом действия из сферы «высокого» в обыденную среду. Вопреки сложившейся со времен Аристотеля традиции в трагическом ключе все чаще стала рассматриваться жизнь обычных граждан среднего класса, а не только судьбы великих людей - монархов и легендарных героев. Ушли масштабные события и страсти. Трагический конфликт смягчался, и исчезло ощущение безысходности от его неразрешимости.

Зарождающийся жанр – «мещанская трагедия» - требовал новой проблематики пьес, доказывающих необходимость иной морали, выработанной торговыми интересами и деловыми отношениями. «Мещанская трагедия» оказалась прогрессивной и революционной, а Джордж Лилло стал первым драматургом, открывшим новое направление в литературе.

С годами его «мещанская трагедия» не исчезла бесследно, а прошла сложную эволюцию и воплотилась в жанре драмы, родоначальником которого принято считать Дени Дидро. Так, идеи и образы английского драматурга нашли продолжение в творчестве его последователей.

Вопросы истории жанра «мещанской трагедии» и творчества Джорджа Лилло осветили в своих работах Дж. Калсон (J. Carlson), А. Клак (A. Clark), A. Николл (A. Nicoll), Ф. Ноулт (F. Nolte). Драматическое своеобразие пьес Джорджа Лилло нашло отражение в исследованиях А. Склэа (A. Sklare), У. Хадсона (W. Hudson), Л. Хофмана (L. Hoffman).

К сожалению, творчество драматурга ни разу не становилось предметом монографического исследования в отечественной литературоведческой науке.

Российские литературные критики упоминают его имя лишь в немногих публикациях. В книге С. В. Тураева «Введение в западноевропейскую литературу XVIII века» есть несколько спорадических упоминаний о его творчестве. С. С. Мокульский отмечал только важность достижений зарубежных исследователей в изучении пьес Джорджа Лилло.

Е. М. Апенко, А. В. Белобратов, Т. Н. Васильева, Н. Я. Дьяконова, А. И. Жеребин и другие в своей книге «История зарубежной литературы XVIII века» дали общее представление о рецепции творчества драматурга предыдущими критиками в разные исторические периоды. Они считают, что «…трагедии полны нравоучений и сентенций, сознательно обращены к низкой сфере житейских дел» [1, с. 167].

До сих пор не предпринималось попыток взглянуть на творчество Джорджа Лилло в целом в силу его художественного опыта, философских, этических и эстетических взглядов, что создаёт определённые трудности для критического переосмысления работ и для поиска единого подхода к рассмотрению художественного мира драматурга.

Литературное наследие Джорджа Лилло насчитывает восемь пьес:

  • «Silvia, or the Country Burial» - «Сильвия, или деревенские похороны» (1730)

  • «The London Merchant, or the History of George Barnwell» - «Лондонский купец, или история Джорджа Барнвела» (1731)

  • «Britannia and Batavia» - «Британия и Батавия» (1734)

  • «The Christian Hero» - «Христианский герой» (1735)

  • «Fatal Curiosity» - «Роковое любопытство» (1736)

  • «Marina» - «Марина» (1738)

  • «Elmerick, or Justice Triumphant» - «Эльмерик, или торжество справедливости» (1740, издано посмертно)

  • «Arden of Feversham» - «Арден из Февершама» (1759, издано посмертно)

Несмотря на критику многих исследователей, пьесы Джорджа Лилло, и в частности «Лондонский купец», заслуженно вызывают к себе интерес и одобрение публики. Подборка следующих комментариев достаточно любопытна.

Л. Браун (L. Brown) в 1981 году дала оценку творчеству Джорджа Лилло, рассматриваемого ею в контексте развития литературного процесса Англии той эпохи. С точки зрения Браун, «главная и великая заслуга английского драматурга в том, что он первый, вопреки всем традициям, решил сделать действующими лицами людей среднего класса и отбросить строгое разделение сословий» [2, с. 119].

Дж. Лофтис (J. Loftis) считал справедливым утверждение о том, что «…Джордж Лилло изменил и расширил концепцию жанра трагедии. «Лондонский купец» оставил заметный вклад в истории драматургии» [5, с. 62].

В статье «Жанр и идеология «Лондонского купца» Джорджа Лилло» Л. Фримен (L.Freeman) увидела в пьесах закономерное явление английского литературного процесса. По её замечанию, популярность Дж. Лилло начала приобретать широкое распространение не случайно. Она отметила, что «…драматург 30-х гг. XVIII века старался вызвать сочувствие публики к положительным героям трагедии» [3, с. 548].

Следует отметить, что Л. Коул (L. Cole) приняла участие в полемике литературных критиков по этому вопросу, но заняла осторожную позицию, подчёркивая только нравственно-добродетельное содержание пьес Дж. Лилло.

Хотя драматургия Лилло пользовалась поддержкой представителей Просветительской литературы (А. Поупа, Г. Филдинга, Г. Э. Лессинга и Д. Дидро), ближе к XX столетию отношение к его творчеству становится всё более критичным и неоднозначным.

У. Хадсон (W. Hudson) посвятил целую главу в своей книге «Тихий уголок в библиотеке» («A Quiet Corner in the Library», 1915) Джорджу Лилло. У него есть несколько интересных рассуждений. Он признаёт, что такие пьесы всё же имеют свои оригинальные черты, которые могут привлечь внимание. Но также считает, что трагедия – это самый простой вымысел и что пьесы действительно скучны, если брать в расчёт «…высокопарный язык, слезливые чувства и банальную, избитую мораль» [4, с. 143]. Критик называет пьесы мрачными, унылыми, печальными, утомительными и неубедительными, но значимости их не отрицает.

В 1945 году Дж. Родман (G.Rodman) прокомментировал трагедию «Лондонский купец» Джорджа Лилло как «…очевидную и неубедительную попытку вызвать сочувствие и ужас» [6, с. 56].

Зарубежные исследователи отмечают, что другие пьесы Джорджа Лилло имеют ещё меньшую значимость, и поэтому нашли такое незначительное отражение в критике.

Рассматривая карьеру Джорджа Лилло, как драматурга, многим нынешним критикам кажется очевидным, что он искал славы и популярности, подгоняя свои пьесы под вкус публики. Так были написаны «Сильвия, или деревенские похороны» в период расцвета балладных опер, «Лондонский купец», прославивший прозаический текст, и «Роковое любопытство», пропагандирующее столь популярный жанр «роковой трагедии».

Критика исследователей литературы достаточно справедлива. У пьес Джорджа Лилло есть недостатки. Но, несмотря на это, достижения драматурга значительны. Он полностью разрушил ту форму пьесы, в которой господствовал высший класс, чем и завоевал всеобщую признательность. Многие хвалят его за способность изображать с жалостью и пониманием моральное падение человека, принадлежащего к среднему классу.

Анализ показывает, что все главные трагические герои Джорджа Лилло проходят четырёхступенчатый процесс осознания своих грехов: процесс понимания, раскаяния, отчаяния и унижения. И в каждом случае главный движущий фактор действия – это не страх перед наказанием, а печаль от осознания греха.

То, что превращает Джорджа Барнвела («The London Merchant, or the History of George Barnwell») из грешника в святого, не причина; сострадание, страх или наказание, а, возможно, неожиданное и ясное понимание тяжести его грехов. Речь раскаявшегося грешника на эшафоте, которой заканчивается «Лондонский купец», принадлежала к числу любимых приёмов «мещанской трагедии». Это был своеобразный эквивалент трагического очищения, а заодно (в свете религиозных понятий) и счастливого конца - раскаяние и искупление смертью открывало грешнику райские врата.

Проповеди Сенеки, призывающие к добродетели, не могут оградить старого Уильмота («Fatal Curiosity») от кражи и убийства странника. Но его открытие того, что незнакомец оказался его давно потерянным сыном, наполняет старика горем и ужасом, и он признаёт, что совершил зло, и глубоко раскаивается.

Эмоции Алисии («Arden of Feversham») оправдывают и её любовь к мужу, и её интрижки с Мосби, но соучастие в убийстве Ардена переполняет её ужасом от содеянного греха и, в результате, приводит к раскаянию.

Пьесы Джорджа Лилло стали драматической аналогией духовных автобиографий, в которых любовь главных героев трансформируется в ужас и бедствие, и они признают свою зависимость от Бога. Люди должны бороться за совершенство только потому, что Господь это требует. Моральные проповеди, откуда бы они ни исходили, со сцены или с кафедры проповедника, естественно, помогают людям прийти к пониманию этого.

В результате утверждения нового взгляда на мир и человека, Джордж Лилло изменил идейное содержание пьес, а их дидактический потенциал был поставлен им в прямую зависимость от сострадания и жалости, которые испытывал зритель. Главной функцией он признал воспитание и совершенствование человека посредством обращения к его рассудку. Основной своей задачей стал считать пробуждение в душе зрителя жалости к несчастьям добрых и благородных по своей природе персонажей и восхищение их добродетелями.

Творческая личность драматурга Джорджа Лилло - одна из наиболее противоречивых фигур в истории английской литературы. Но, как это, ни парадоксально, значимость её не оценена в полной мере, ни в отечественном, ни в зарубежном литературоведении. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливого драматурга.


Литература:

  1. История зарубежной литературы XVIII века/ Е. М. Апенко, А. В. Белобратов и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.; 2001. - 335 с.

  2. Brown Laura. English Dramatic Form: An Essay in Generic History. London, 1981. - 240 p.

  3. Freeman Lisa A. Genre and Ideology in Lillo’s «London Merchant»//The South Atlantic Quarterly. 1999. Vol. 98.3. – pp. 539-561.

  4. Hudson William Henry. A quiet corner in the library. – Chicago: RandMcNally and co., /cop.1915./ - 238 p.

  5. Loftis John. The Revels History of Drama in English. Vol.5, 1660-1750, 1976. - 331p.

  6. Rodman G. Sentimentalism in «The London Merchant».//ELH-1945.№ 12. – pp.45-61

Основные термины (генерируются автоматически): Лондонский купец, мещанская трагедия, английский драматург, критик, пьеса, Роковое любопытство, английская литература, Англия, история, раннее Просвещение.