Жанрово-содержательные характеристики немецкоязычного Интернет-дискурса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бородько, Д. А. Жанрово-содержательные характеристики немецкоязычного Интернет-дискурса / Д. А. Бородько. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1830/ (дата обращения: 16.11.2024).

Предметом анализа данной статьи явился концепт «Вооруженный конфликт», который отражается в новостном Интернет-дискурсе. Целью анализа выступило выявление структуры концепта «Вооруженный конфликт» и его содержания, лежащих в основе дискурсивной презентации вооруженных конфликтов в современном немецкоязычном новостном Интернет-дискурсе.

Материалом рассмотрения и анализа выступили новостные тексты на немецком языке преимущественно средней продолжительности, посвященные вооруженным конфликтам и собранные методом сплошной выборки из авторитетных немецкоязычных информационных Интернет-порталов, таких как: Tagesschau [4], Deutsche Welle [1], Die Welt [5], Die Zeit [6], Focus [2] и Spiegel [3].

При анализе новостных текстов мы учитывали те факторы, которые позволяют раскрыть концепт «Вооруженный конфликт» в новостном дискурсе. Был подготовлен подход, который использовался нами для описания и анализа немецких новостных текстов, взяв за основу подход к дискурсивному анализу М.Н. Куниной [7]. Мы, применительно к данной статье, сфокусировали свое внимание на таких моментах, как:

  1. Типы новостных текстов. Данный пункт отражает частотность использования тех или иных типов текстов при описании вооруженных конфликтов. Соответственно, можно будет определить, какой из типов текстов оказывает наибольшее влияние на читателя. В фокус нашего внимания попали следующие типы текстов: интервью, анализ, репортаж, сообщение, обзор, публицистика.

  2. Типы освещаемых событий. Для проведения анализа были выделены несколько основных рубрик, которые являются во многом смысловыми единицами и областями концепта «Вооруженный конфликт». Сюда вошли: боевые действия, теракт и миротворческая деятельность.

  3. Источники информации для изданий. В данном пункте исследуются официальные и неофициальные источники, на которые ссылается автор в своей статье. В ходе исследования были выделены следующие смысловые группы с лексическим наполнением. Очевидцы: прохожие, пленные, военные, группы спасения, соседи. Правительство: официальные представители, доклады заседаний. Правительственные структуры: ответственные люди, чиновники, Министерство иностранных дел, представители. Специалисты: врачи, психологи, спасатели, эксперт по терроризму, эксперт по безопасности. Телеканалы: Аль Джазира, Sky News, ABC, BBC и др. Газеты: "Independent", "Evening Standard", "Guardian", "The Times" и др. Прочее: видеозаписи очевидцев / участников / исполнителей, открытое письмо, свидетельские показания, звонки и др.

При обработке дискурсивного материала и сортировке текстов для анализа мы использовали жанровую классификацию, позволяющую определить предпочтительные формы дискурсивной презентации вооруженного конфликта. Основанием отнесенности текстов к тем или иным жанровым рубрикам явились его содержательно-композиционные характеристики.

Новостные тексты средней продолжительности обычно имеют объем 2500-3000 печатных знаков и могут принадлежать к различным жанрам журналистики. В общей сложности мы рассмотрели и проанализировали 2500 новостных текстов. В результате жанрового анализа было установлено, что по своему типу 1096 из них принадлежат к анализу, 754 статьи – к обзору, 416 статей – к сообщению, 134 – к публицистическим текстам, 89 – к интервью и 11 – к репортажу.

Данные цифры, не являясь абсолютными величинами в безбрежном море информационного потока, могут, тем не менее, достаточно объективно отражать с процентной точки зрения как жанровые преференции дискурсивной новостной презентации вооруженных конфликтов, так и составные части концепта «Вооруженный конфликт», которые лежат в основе его презентации в дискурсе.

Рассмотрим кратко жанры новостных текстов, повествующих о вооруженном конфликте. В новостных текстах средней продолжительности, которые по своему жанру являются анализом, предметом выступает какая-либо отдельно взятая проблема, в нашем случае соотносимая с вооруженными конфликтами, делаются выводы по уже произошедшим событиям.

Под сообщением мы понимаем малый текст, кратко освещающий какую-либо тему или вводящий читателя в курс дела по определенной проблеме.

Под обзором нами понимается новостной текст, в котором обсуждается сразу несколько смежных проблем, каждая из которых структурно выделена собственным подзаголовком.

Под публицистическим текстом мы понимаем текст большего, чем средний объема, в котором детально исследуется одна отдельно взятая тема.

Под интервью мы понимаем письменно зафиксированную беседу репортера с участниками событий или официальными лицами по некоторой актуальной проблеме. Текст в таких случаях представляет собой вопросно-ответную форму.

Репортаж подразумевает под собой текст, либо написанный на месте событий, либо переносящий читателя в описываемый момент.

Обратимся к тематике рассматриваемых текстов. Тексты повествуют о событиях миротворческой операции и урегулировании конфликта в Афганистане, вооруженных столкновениях по всей Африке, событиях в Израиле и Палестине, конфликте в Ливане, столкновениях в Пакистане. Хронологически тексты охватывают временной период с 2006 по 2010 годы.

Новостной Интернет-дискурс касающийся вооруженного конфликта в Афганистане описывает теракты, борьбу с террористическими группами и организациями, например Талибаном, помощь немецких войск афганской армии, обучение афганской армии, жертв и пострадавших с обеих сторон, нападения Талибана на немецкие войска, жертв с немецкой стороны, споры по поводу вывода немецких войск с территории Афганистана. Тексты охватывают период с 2008 по 2010 годы.

В текстах, повествующих о конфликтах в Африке, речь преимущественно идет о вооруженных столкновениях и терактах по всей Африке, в особенности в таких странах как: Судан, Сомали, Алжир, Конго. В текстах обсуждаются вопросы участия детей-комбатантов (Kindersoldaten) в вооруженных событиях, участие в конфликтах американских войск и борьба с пиратами. Тексты охватывают период с 2006 по 2010 годы.

Новостные Интернет-тексты о событиях в Израиле, освещают наземные бои и удары с воздуха ВВС Израиля. Сюда также относятся вооруженные столкновения в Секторе Газа на территории между палестинскими и израильскими войсками Израиля, а также в Секторе Газа при участии израильских военных. Вооруженные действия в Секторе Газа, направленные на защиту мирных граждан и собственной территории, а также столкновения во время нападения на Израиль или вторжении на израильскую территорию. Тексты охватывают период с 2009 по 2010 годы.

Новостные тексты, описывающие конфликт в Ливане, повествуют о боях, террористических актах, ожесточенных столкновениях на улицах, гражданской войне, контрабанде оружия, пострадавших и раненых среди мирного населения, потерях в рядах армий, участие в конфликтах военизированной организации и политической партии Хизбалла (Hisbollah), а также об участии войск Германии, США и Израиля в урегулировании конфликта. Тексты охватывают период с 2006 по 2009 годы.

К вооруженному конфликту в Пакистане, отраженному в новостных текстах, относятся столкновения в стране с применением оружия, действия экстремистов и разведывательных служб, антитеррористическая борьба, восстания, беженцы и теракты. В текстах речь идет о событиях в 2009-2010 годы.

Конфликты, информационно представленные в новостных Интернет-источниках, имеют в своей сущности, характере протекания, фокусе внимания СМИ, информационном поводе, релевантности для немецкоговорящей целевой аудитории, как общие черты, так и собственные, присущие только определенным конфликтам.

При описании вооруженных конфликтов даже самые авторитетные новостные издательства зачастую пользуются информацией, полученной из сторонних источников. При этом в статье обязательно даются ссылки на первоисточник. Под источниками информации мы понимаем различные структуры, должностных лиц, другие СМИ, на которые производится ссылка в статье. Зачастую могут упоминаться имена и звания экспертов, помогающих оценить обстановку в конфликтном регионе. В источниках информации, на которые ссылаются издательства в своих новостных статьях, нами были выделены две основные тематические смысловые группы: официальные и неофициальные источники.

К официальным источникам относятся представители различных государственных и частных структур, в том числе политических и правоохранительных, причастных к проведению, урегулированию, расследованию итогов вооруженных столкновений.

К источникам также относятся структуры и организации, имеющие отношение к вооруженным столкновениям, специалисты, чья помощь требуется при анализе событий, которые могут привести к вооруженному столкновению, при анализе путей выхода и завершения конфликта, а также при обсуждении его итогов, представители противоборствующих сторон и т. д.

Важным информационным источником, представляющим информацию для новостей, являются другие СМИ, например радиостанции, на которые ссылаются в своих статьях печатные издания.

Телеканалы и информационные агентства, как и радиостанции, являются важными альтернативными источники информации, что приводит к неизбежному появлению цитат и ссылок на них в печатных изданиях.

К другим СМИ, выступающим источником информации, относятся различные печатные издания, например, журналы и газеты, а также текстовые версии информационных источников и Интернете, например, Интернет-версии газет и журналов, сайты информационных агентств.

Вторую основную группу представляют неофициальные источники для издательств. Ими явились очевидцы событий, невольно ставшие их участниками. Как правило, это случайные прохожие, местные жители, торговцы и т. д., на которых осуществляется ссылка при публикации новостей.

Событиями, которые в основном попадают в фокус внимания при новостном освещении вооруженного конфликта и выступают информационным поводом новостного текста, являются: теракт, боевые действия и миротворческая деятельность. Информационные сообщения о разного рода акциях в рамках вооруженного конфликта можно рассматривать как дискурсивное проявление концепта «Вооруженный конфликт» и составляющих его смысловых областей.


Литература:

  1. DEUTSCHE WELLE. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dw-world.de/

  2. FOCUS ONLINE. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.focus.de/

  3. SPIEGEL ONLINE. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spiegel.de/

  4. TAGESSCHAU ONLINE. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tagesschau.de/

  5. WELT ONLINE. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.welt.de/

  6. ZEIT ONLINE. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zeit.de/

  7. Кунина М.Н. Когнитивно-прагматические характеристики террористического дискурса. - Дис. … канд. филол. наук / М.Н. Кунина. – Краснодар, 2001 – 172 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Вооруженный конфликт, текст, источник информации, конфликт, Африка, Сектор Газа, событие, столкновение, тип текстов, афганская армия.

Похожие статьи

Лексико-семантические и грамматические особенности маркетинговых текстов сферы информационных технологий в аспекте перевода

Этнокультурно обусловленные особенности русско- и немецкоязычного устного и письменного научного дискурса

Региональные особенности музыкального образования в условиях социокультурных трансформаций

Особенности жанра комментария в русском и английском газетно-публицистическом дискурсе: сопоставительный аспект

Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Семантико-стилистические признаки научного дискурса

Лингвистические особенности современного англоязычного искусствоведческого дискурса

Исторические аспекты зарождения европейского профобразования

Социокультурное и межкультурное измерение языкового обучения и преподавания

Похожие статьи

Лексико-семантические и грамматические особенности маркетинговых текстов сферы информационных технологий в аспекте перевода

Этнокультурно обусловленные особенности русско- и немецкоязычного устного и письменного научного дискурса

Региональные особенности музыкального образования в условиях социокультурных трансформаций

Особенности жанра комментария в русском и английском газетно-публицистическом дискурсе: сопоставительный аспект

Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Семантико-стилистические признаки научного дискурса

Лингвистические особенности современного англоязычного искусствоведческого дискурса

Исторические аспекты зарождения европейского профобразования

Социокультурное и межкультурное измерение языкового обучения и преподавания